Ну и ожидаемо первый вопрос был об опыте. А нету этого опыта, хоть тресни. Второй вопрос был о возрасте и детях. Мои дети были уже взрослыми, поэтому с этим проблемы не было. А дальше оказывалось, что все эти тачки располагались сильно далеко от моего дома. Ну не хотелось мне ехать в Солнечный, Рабочее, Аэропорт, второй Иркутск. Рядом прорезалась одна тачка, "Идеал". Прямо на Райсовете. Но там был нужен опыт. Хотя я тогда не понимала, что такое диспетчерский опыт, но понимала, что мне туда ещё рано. Позже я пойму, что некоторые шпарят в крупные тачки без опыта, наверное тоже потому что работа диспетчера кается чересчур простой. Но лично я боялась
Я звонила до победного, потому что мне нужен был результат. Я думала, что в конце концов выберу ту тачку, которая больше подойдёт по условиям. И пусть она хоть у черта на куличках, переживу. На обзвон всех объявлений у меня ушло полдня. Но я же не просто так звонила. У меня рядом лежала тетрадка, куда я записывала всю информацию о тачке. Иначе как сравнивать исходные данные? А я была аналитиком с самого рождения. Но сравнивать мне не пришлось, потому что. Потому что все сложилось само. Так всегда бывает, когда человек идёт своим путем. Потому что когда я позвонила по двухсотому объявлению и предложила свои услуги, мне задали только один вопрос:"Вы пьете?". А когда я сказала, что закодирована, меня позвали на собеседование.
Тачка находилась в Ново Ленино, между Автостанцией и конечной. Это мне тоже подходило. Она работала по Новоляге, а этот райончик по стечению обстоятельств я знала как свои пять пальцев. Нет, я конечно не говорю, что знала всю эту локацию до номера дома. Но расположение улиц знала очень хорошо. Это плюс. Потом от моего дома до базы ходил прямой автобус,это больше было хорошо, чем плохо. И я обрадовалась. Собеседование, стажировка сказали пару дней, и все, можно начинать трудовую деятельность на новом поприще. Я сильно надеялась, что меня возьмут на работу. Но подстраховались сказала, что у меня нет ноги. Сюрприз мне не к чему. Мне ответили, что им моя нога не нужна, нужен приятный голос и мозги. Хороший посыл.
К восьми я приехала. У двери стояла дежурный диспетчер Света, и курила. Начальника пока не было. Света рассказала, что она уже больше месяца вспахивает на спарку с женой владельца такси. Женщина мне не рассказала ничего сверхсекретного, да я бы и не поняла. Сказала, что в смене ходит десять машин. Из этих десяти машин три на аренде, три таксиста работают на постоянку, а остальные все подработчики. Но она зря это говорила, для меня это были пустые слова. Ну и ещё я с опаской смотрела на две смены таксистов. Они были очень разные. От двадцати до семидесяти лет. Яркие красавцы и Страшилы, общительные и нет. Мне было страшновато. Но я уже сюда пришла.
На следующий день я вышла на стажировку. К Свете. Эта мадам была тоже закодирована. Пройдет пара лет и я пойму, что непьющий диспетчер в такси, это фантастика. Но в тот момент меня не интересовали характеристики моих будущих коллег, меня интересовало то, что мне надо будет делать мне, сутки через сутки, как я понимала. Третьего диспетчера пока не было. Да и я ещё не была диспетчером в полном понимании этого слова. Да , я пришла на стажировку и я уверена, что у меня получится. А что будет на самом деле, это вилами на воде писано. Так что сосредоточится, Галя, тебе же очень нужны деньги. Хотя деньги тут так себе.
А деньги были такие. Если мы обслуживали до шестидесяти заявок, то платили 400 рублей, если больше, то шестьсот. И за каждую заявку платили три рубля. Короче, в среднем выходило от шестисот до восемьсот рублей. Хотя шестьсот было дежурной цифрой, так сказала Света. База такси находилась в подвальном помещении. Это была моя первая база, и сравнить мне было не с чем. Я не понимала ещё что такое хорошо, и что такое плохо. Но здесь было две комнаты. Одна диспетчерская, другая для водителей. На ночь обычно оставались подработчики. Днём они где то работали, а после основной работы выходили в такси, и опять работали. И не плакали, что им мало платят.
Во второй комнате, которая для водителей, стоял диван, стол на столе посуда и чайник. Была ещё плитка. Можно было готовить. Но в первый день я даже не думала о том, что я буду есть, у меня была совсем другая задача. Усвоить все уроки и начать через два дня получать деньги. Поэтому я села рядом со Светой и вникала в последовательность действий. Звонит телефон, берешь трубку:" Добрый вечер, такси ВЕДИНА к вашим услугам. Откуда поедете?". Так разговаривали в том случае, если были машины. А если не было машин говорили:"Ожидание составит около двадцати минут", но это могла быть и другая цифра. Перед тем, как сказать время надо было хорошо подумать.
В те времена у водителей стояли рации и все имели позывные. Столько лет прошло, а я до сих пор помню и водителей того, моего первого такси, и их позывные. А если мы с ними нечаянно встречаемся, мы встречаемся, как родные люди. Это было единственное такси в моей практике, где была реальная команда. Мы очень хорошо работали. Эти водители всегда слышали нас, мы старались слышать их. Если выдавалось время, мы устраивали совместные пикники на природе. В общем, корпоративный дух был на приличной высоте, но в тот, первый день я ещё не знала до чего я доработаюсь, и каким профессионалом стану буквально через год.
А в тот ден, посмотрев до обеда, как работает Света, на диспетчерское место села я. Когда заявки шли не спешно, одна за другой, я вроде бы успевала. Как только начинали звонить два или три телефона одновременно, у меня начиналась истерика и к работе подключалась Света. Так же в тот день я познакомилась с собственником. Михаил Николаевич, в рот ему дышло! Какой же он был вонючий! Наверное он не знал, что в мире есть дезодоранты! Если он открывал дверь на базу, сразу все было ясно. Запах пота бил диспетчеру от двери прямо в нос, хотя расстояние от входа до нас было метров пять. Вот как бывает дорогие товарищи, если человеческая особь совершенно безмозглая.
Но в тот день я не ставила никому никаких оценок, и не клеила ярлыков. Я просто смотрела, вникала, знакомилась. Этому самому Михаилу Николаевичу в то время было 50+, и он был бывший учитель физкультуры. Поэтому к водителям и диспетчерам обращался как к ученикам пятого класса. Но это была привычка. А на самом деле он был очень неуверенный в себе человек. Это было очень заметно по его речи. Ну да бог с ним. А в тот день он пришел посмотреть на мои успехи. Ему понравилось. А как могло не понравиться? Ведь мне самой нравилось, что я делала! Да у меня получалось. И заявки принимать, и с рацией работать.
Домой я ушла после вечернего часа пик, окрыленная, но испуганная. Час пик, это когда нет машин, и звонят три телефона, все хотят уехать, а у тебя не на чем их везти. Конечно разгребала этот час пик Света, но испугаться то я имела право? Но мой испуг не имел значения, потому что я понимала, что ещё день, два, и я останусь одна в этот час пик. И мне надо будет его разгрести, и правильно построить. А когда я его переживу два раза, уже не будет повода его бояться. Завтра я должна была приехать в полседьмого, и мне даже пришлют водителя. Завтра будет мой первый утренний пик со Светой, и целый день с женой Михаила Николаевича. Завтра она меня будет дрессировать
Я стояла на Маяковского ранним утром и ждала того, кто меня увезет в Ново Ленино. Это был очень интересный мальчик Леша. Он был такой правильный, такой идеальный, жил на Синюшиной горе, а работал совершенно в другом районе. Но в тот момент я ничего не знала о нем, и меня глубоко устраивало то, что меня увезут до работы и не надо ждать автобус, который неизвестно когда придет. Машина подошла минута в минуту. Надо же, какой он пунктуальный! Это был его плюс. И мы поехали на работу. Дороги в то время были пустыми. Таксисты тогда по умолчанию были богатыми, потому что у них были машины. Поэтому на них периодически кто то охотился. Но об этом потом.
А тем утром меня трясло. Потому что я реально боялась часа пик. А боялась потому, что ещё ничего не понимала про такси. Но то утро, даже сейчас я это понимаю, было самым страшным утром в моей жизни. Я тряслась, как осиновый лист. А звонки телефонов из за фанерной двери были слышны даже на улице. Машин у базы не было. Это потому то все впахивали. Утром работали плюс минус две смены. Диспетчер уговаривал, как мог выйти всех. Потому что это были ее деньги, хотя и не очень большие. Мы вместе с Лёшей спустились в свой подвал. Света не могла даже поздороваться, она разговаривала по трем телефонам, и кого то докрикивалась в рацию. А я завидовала ее мастерству.
Не пройдет и трёх недель, как я научусь делать так же, а в тот момент мне казалось это запредельным. Света увидела Лёшу и обрадовалась:"Привет, Лешенька, рацию бери, путевка вот, и поехали по адресу. Здесь распишись." Рацию ещё надо было установить. На крышу ставили антенну, включали ее в прикуриватель, проверяли у базы и вперёд. Леху отправили на адрес, пассажира ему пригласили, и Света освободила мне свое место.
– Садись, пробуй, а то сейчас Люба придет, весь мозг тебе выест. Сама то особо ничего не умеет, но очень всех любит учить. Наверное они с Мишей забыли, что открыли не школу, а такси. Давай, бери трубки.
– Сразу Три?
– Бери одну,скажи:"Минуточку", во вторую скажи так же, а с третьей принимай заявку. У тебя свободны две машины. Вот журнал. Смотри откуда они возвращаются и думай,куда их лучше загнать. Вот , одиннадцатый, в конце района, а двадцать четвертый в районе Узловой, начинай.
– А кто такие эти двадцать четвертый одиннадцатый?
– Ааааа… Вот список таксистов с позывными и номерами машин. Одиннадцатый, Гоша, а двадцать четвертый, Мишка. Оба гоняют, как ракеты. Наш начальник говорит так:"Когда ехал с двадцать четвертым, у меня поседели волосы, решил пересесть к одиннадцатом у, пока с ним ехал, эти волосы отпали. Вот так. На любом адресе будут через три минуты. Все,дерзай. Я ушла курить. Плохо будет, зови.
Так я начала побеждать первое в моей диспетчерской деятельности утро и знакомиться с таксистами. В рацию постоянно спрашивали:"А ты что,новенькая? Ты ничего не путаешь? Мне километра три до адреса гнать?". Но в то утро я не понимала, что такое путать и что такое гнать до адреса три километра. Я вообще ни о чем не думала. Да, да. Я совершенно бездумно принимала заявки и совершенно бездумно раздавала их. Таксисты не стеснялись в выражениях. Потому что в то утро они накатали достаточно лишних километров. Именно потому, что я совершенно не понимала, что делаю. Но Света не вмешивалась в процесс, ей надо было, чтобы я перестала бояться звонков и таксистов.
А потом пришла Люба, жена начальника, бывший учитель русского языка. И тут я поняла, какая разница между практиком и теоретиком. Утро было в самом разгаре, люди ждали машин, а она меня учила каким то особым тоном разговаривать с пассажирами. Алле, доброе утро,такси ВЕДИНА слушает. И так же приглашала к машине. К вам подъехала белая Тойота с государственным номером 249. Выходите пожалуйста. Эти речи занимали столько времени!! А утром это время было на вес золота. Света разговаривала с пассажирами проще. Она их всех знала. Аня, выбегай быстрее, там Коля подъехал, старый. Поэтому у Светы не было затыков, как у меня, новенькой, и как у Любы, важной и правильной.
Но я понимала, что Люба почти начальник, и от нее зависит, когда я начну работать за деньги. Поэтому я делала все, что она хотела. Хотя четко понимала, что на этих лишних словах мы теряем очень много времени. Но в тот момент я ни за что ещё не отвечала. Поэтому, как скажете, дорогой начальник. Хотя орали три телефона, скрипела рация, я начинала осознавать, что медленно привыкаю к этому бедламу. Но нет ничего вечного, и утро закончилось. Пришла сдаваться смена, которая отработала со Светой, и получала путевки смена, которая будет работать с Любой. Хотя мне кажется она была Любовь Николаевна, но это не точно. Точно то, что она была старше нас, а ещё была до невозможности нудной. Но тогда я об этом ещё не знала.
И да, впереди был день с Любовь Николаевной. После утра все успокоилось, и можно было расслабиться. Заявки шли по одной, я с таким количеством заявок справлялась. Зато Люба в этот момент учила меня правильно общаться к пассажирами по телефону. Я задолбалась буквально через полчаса, потому что даже ещё не включившись в работу до конца, я понимала, что все эти расшаркивания в час пик будут забыты и похоронены. Потому что это такси, и время здесь, это реальные деньги. Ну а когда Люба переключалась на дрессировку водителей, они все по тихому решили позавтракать и вышли из машин. Они тоже должны были быть белыми и пушистыми, а они все были очень взрослыми и очень разными.
Поэтому, пока Люба не ушла на обед, ни одного водителя на базе не было. Одно дело слушать в рацию, что она крякает, и совсем другое дело смотреть ей в глаза, и соглашаться с каждым словом. Как никак жена начальника. Зато когда эта нудная Люба удалилась, все, кто был свободен, явились на базу. Во первых, попить чаю, а во вторых, познакомится со мной, и понять, что я за птица. Потому что , что в давние времена, что сейчас, я имею в виду, во времена моего диспетчерства, заработок водителя напрямую зависел от диспетчера. Чем шире ты улыбаешься диспетчеру, тем больше тебя любит этот дежурный по смене. Поэтому мы смотрели друг на друга, и старались хотя бы запомнить имена. Я точно.
Ну и первое мое впечатление было простым. Я никогда не запомню не их, ни машины на которых они ездят, а имена всю жизнь буду читать по бумажке. Я не понимаю, что такое аренда, что такое подработка, что такое водитель на смене. У меня была маленькая такая истерика. Я просто знакомилась с ними, слушала их, разглядывала и старалась понять чем они дышат. И первый и второй и третий. И все шесть человек , которые находились на базе. Остальные четверо подработчиков должны были выйти вечером. Говорят, что они были утром, но я в тот момент была не в том состоянии, когда могла идентифицировать личности. Короче в тот день я была почти невменяемой.
Но пока не было контролёра, мы вполне терпимо общались и работали. Таксисты уезжали на заявки прямо с базы, и всех это устраивало. Да вообще на диване перед телеком с кружкой чая сидеть намного комфортнее, чем в машине, где ни ноги не вытянуть, ни спину разогнуть. Но через четыре часа нас всех ожидал облом. Вернулась Любовь Николаевна, и застав весь коллектив на базе, стала читать лекцию о том, где должны находится таксисты в рабочее время. Однозначно в машине. Потому что не надо выскакивать из подвала в машину, а ты прямо сиюсекундно готов к труду и обороне. Мне всегда нравились начальники, которые даже маломальски не представляли работу таксиста.
А Любовь Николаевна пришла помочь мне в час пик. Потому что все, кто утром уехал на работу, вечером поедут домой. Ну так оно и было. Мне было слегка страшновато. Но, пережив утро, я уже знала, что, где и как. Поэтому у меня не плохо получалось. На мой взгляд очень неплохо. Но Любе надо было показать свою значимость. Поэтому она начала хватать трубки с телефонов и запутала меня. Я не знала кому какую заявку она дала, кто отбил тариф по телефону, не докричавшись в рацию, и в итоге получился классный бардак. Таксисты кричали в рацию:"Галя, ты пассажиров пригласила?", а Галя искала в журнале, что это за пассажиры. Зато Любовь Николаевна с важным лицом старалась донести до меня, что я ещё совсем несмышленая.
Наконец то этот разнос закончился, почти все освободились и отбили тарифы. Люба дождалась конкретного затишья и только тогда отпустила меня домой. Она решила, что я выйду завтра утром с ней, а следующую смену уже пойду самостоятельно. Ура!!! Люблю работать в одиночку. Никогда не любила работать в команде. Ни в молодости , ни сейчас. Очень мало по жизни попадалось мне людей, которые могут работать с полной ответственностью. Обязательно кто нибудь накосячит, и ты это будешь переделывать. Или получишь за это незаслуженных люлей. Ведь вечером мне Люба больше мешала, чем помогала. В итоге я вроде получилась плохо обучаемая.
Я отправилась домой и исходя из двухдневного опыта думала о том, как в этой шарашкиной конторе повысить зарплату. Ведь аналитик Галя в свободное от работы время маленько поизучала журнал заявок и поняла, что более менее хорошая зарплата получается только в выходные. Остальные дни, так себе. А надо было все это вывести на средний уровень. Ладно, послезавтра выйдем на смену самостоятельно, все рассмотрим лучше, поймем логику всего этого, и родим какую нибудь умную мысль. А сейчас спать, завтра меня никто не повезет, придется ехать на автобусе.
Отработав последнее утро под присмотром, я пошла в свободное плавание. Хорошо, что смену я принимала у Светки, она мне давала ценные советы. Как смотивировать таксистов, всех, на рабочее утро. Как сблатовать таксистов работать в ночь с пятницы на субботу, и с субботы на воскресенье? Ну и еще много интересных советов, которые упрощают работу диспетчера. Сказала , что на ночь остаются две машины, которые на аренде. И наконец то я узнала, что такое аренда. Это машина взятая в аренду. Тогда это стоило 600 рублей сутки. Машины были нашего начальника, поэтому, их накатывать надо было в первую очередь. Если начальство увидит, что приоритет у тех, кто на своих автомобилях, может быть штраф.
На одной арендной машине работали двое. Вова и Сережа. Оба мои ровесники. Работали сутки через сутки. Вова был женат, а Серёга разведен. Поэтому Серёга мог легко уйти в запой. А по простому он пил каждый день. У него было интересное выражение. Утром перед сдачей он говорил в рацию:"Галя, считай меня, а то я лизнуть не успею". Когда он так говорил я представляла, как он лижет водку из блюдца. Ну а как по другому лизать?
На второй арендной машине тоже работал Серёга. Но он был молодым, 32 всего, и у него не было напарника, поэтому впахивал он один, от сна до сна. Когда он чувствовал, что глаза у него закрываются, предупреждал, и ехал домой спать. И когда просыпался звонил на базу и говорил:"Дай заявку до базы". Это говорило о том, что он готов к работе. Машина у него была ушатанная в доску и мне казалось, что кроме Сереги на ней никто не сможет ездить. Но я об этом узнаю позже. А в тот момент я слушала Светины истории. Сейчас я останусь одна, и лучше быть во всеоружии.