Предисловие

C середины 70-х годов прошлого века успешно развивается сравнительно молодая наука синергетика. Используя методы нелинейной динамики, она наряду с теорией неравновесных процессов изучает явление самоорганизации в открытых системах. Одним из главных результатов синергетики стало убедительная демонстрация универсальности математических моделей в самых разнообразных по своей природе системах: от физических до экономических и социальных. За последние годы эта наука доказала свою эффективность практически во всех сферах человеческой деятельности, связанных в той или иной степени с процессами самоорганизации. Недаром изучение синергетических принципов вошло в учебный план дисциплины «Концепции современного естествознания», преподаваемой на первых курсах высших учебных заведений.

Однако преимуществами этой науки на сегодняшний день мало кто смог воспользоваться на практике. Причиной этого является с одной стороны большая загруженность синергетики математическим аппаратом, а с другой стороны – неумение применять математические знания, полученные в вузе.

В то же время очевидно, что в современном усложняющемся обществе в любой сфере деятельности долгосрочное планирование невозможно без знаний количественных соотношений важнейших параметров. Разумеется, интуитивное предвидение по-прежнему играет не последнюю роль. Однако ставка только на него приводит к потере эффективности принятых мер. Несмотря на то что математические методы в биологии, социологии и экономике применялись учеными весьма давно (например, в начале прошлого столетия наблюдался бурный рост публикаций подобного рода), до сих пор многие специалисты, занимающиеся практической деятельностью, затрудняются, как уже было сказано, применять математические знания, полученные во время учебы в вузе.

Кроме того, тематически весьма насыщенные учебные программы при ограниченном числе учебных часов часто не позволяют останавливаться более подробно на практическом приложении теории. В результате у значительной части студентов – среди будущих экономистов и социологов – создается неверное представление об отрыве математической дисциплины, читаемой им несколько семестров, от реальной жизни. В жесткой же конкурентной борьбе неумение построить математическую модель (хотя бы простую) применительно к возникшей ситуации чревато заведомым проигрышем. Экономика с преобладанием таких специалистов вынуждена замыкаться на себя, поскольку за ее пределами является неконкурентоспособной.

В монографии подробно на конкретных примерах рассматривается методика построения математических моделей, позволяющих а) формулировать количественные соотношения важнейших параметров; б) прогнозировать тенденции; в) получить необходимое начальное представление о синергетическом моделировании процессов в природе и обществе.

Эта методика включает в себя как обязательный элемент составление так называемых главных пропорций. Под главной пропорцией понимается соотношение между изучаемыми величинами, взятое из опыта (сформулированное на основе практических наблюдений). Эффективность метода главных пропорций для создания математических моделей очень хорошо продемонстрирована в знаменитом труде В. Вольтерра «Математическая теория борьбы за существование», изданном во Франции еще в 1931 году [3]. Значительно позднее немецкий ученый Г. Хакен, основатель синергетики, показал эффективность этого метода при моделировании процессов самоорганизации в системах различной природы [18–20]. Одним из главных преимуществ метода главных пропорций является его сравнительная простота. Мы рассмотрим его приложение а) для составления обыкновенных дифференциальных уравнений, с помощью которых математическим языком можно описывать эволюцию интересующей нас системы; б) для составления точечных отображений (отображений Пуанкаре) с целью анализа устойчивости изучаемой системы, подчиняющейся марковским процессам (в частности, таким процессам подчиняется система «рынок товаров и услуг»). В монографии приведены детальный анализ и подробное решение целого ряда задач, которые могут быть использованы на практических занятиях учебных курсов «Математический анализ» и «Теория вероятностей и математическая статистика», читаемых в вузах как для гуманитарных, так и для технических специальностей.

Загрузка...