Костюм начинается с белья. В сериале оно мелькает очень редко, а жаль! В начале XX века вместе с остальным костюмом меняется и оно: от сложных довоенных конструкций к минимализму 1920-х годов. К тому же, и сцен, в которых уместно показывать белье, не так и мало – героини регулярно переодеваются, а горничные им помогают. Отличный повод продемонстрировать, что и нижний слой костюма может быть не менее интересным, чем верхний! Увы, видим мы белье всего несколько раз.
И, прежде чем мы присмотримся к тому, что нам все-таки показывают, давайте в целом представим себе, каким должно быть белье того времени, и что включает в себя ежедневный комплект.
В романе Виты Сэквилл-Уэст «Эдвардианцы», опубликованном в 1930 году, посвященном эдвардианской эпохе, то есть началу века, есть эпизод, в котором горничная Баттон помогает одеться хозяйке дома. Он дает прекрасное представление о порядке, в котором надевался туалет, в том числе и белье. «Мать сидела, поправляя волосы, досадливо, но вместе с тем искусно, в то время, как Баттон опустилась перед ней на колени, аккуратно натягивая шелковые чулки и хорошенько разглаживая их по ноге. Затем она поднималась, и, стоя в сорочке, позволяла горничной приладить, с множеством поправок, длинный корсет из розовой саржи, полностью проложенный косточками, вокруг ее бедер и стройной фигуры, и застегнуть впереди бюск. Затем к чулкам пристегивались резинки. Затем шнуровали корсет, начиная от талии и постепенно продвигаясь вверх и вниз, пока не добивались необходимых пропорций. Шелковые шнурки и их свисающие кончики мелькали в проворных пальцах горничной, как будто искусный мастер чинил сеть. Затем приносили подушечки из розового атласа и пристегивали в районе бедер и подмышек, чтобы еще больше подчеркнуть тоненькую талию. Затем панталоны; а затем нижнюю юбку раскладывают по полу кольцом, и Люси вступает внутрь круга в своих туфельках на высоких каблуках, позволяя Баттон надеть юбку и затянуть…» Как видим, это целая церемония!
И, скорее всего, описанное белье было очень нарядным. Поскольку начало XX века, период детства и юности трех сестер Кроули, – как раз то время, когда стремительно развивается производство изысканного женского белья! В XIX веке оно было довольно простым – жесткие методы стирки все равно губили бы изящную отделку, а, кроме того, считалось, что у добропорядочной женщины белье должно быть скромным. К концу века ситуация стала смягчаться, и белью уделяли все больше внимания. Однако старая гвардия, вроде вдовствующей графини Грэнтем, держалась за старые традиции. У настоящей леди белье должно было быть лаконичным, а всевозможные изыски, кружева, ленты и цвета, кроме белого и бежевого – прерогатива дам полусвета. Но устои все сильнее шатались.
Плакат американской компании Munsingwear, специализирующейся на производстве нижнего белья, 1913 год, Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки
В 1902 году в Лондоне вышла книга «Культ шифона». Автор, миссис Притчард, дама авторитетная в вопросах моды и стиля, рассматривала белье как увлекательную тему и утверждала, что очаровательное белье носят не только легкомысленные особы, а изящные предметы дамского туалета – не признак развращенности. Она сетовала, что многие англичанки относятся к дорогому нижнему белью как к чему-то, что свидетельствует о грехе: «Самые добродетельные из нас сегодня могут позволить себе носить симпатичное белье, не рискуя подвергнуться осуждению». Миссис Притчард спрашивала, почему красивое белье должно быть «прерогативой женщин, которым общество благоволит меньше, чем нам?» Она полагала, что каждая женщина имеет право на красивое белье. А подход к этому вопросу предыдущей эпохи, когда нарядным было платье, но не белье, она отвергала: «Есть нечто безнадежно вульгарное в том, чтобы украшать только внешнюю сторону».