Прежде чем мы погрузимся в историю моды, давайте для начала представим себе сам процесс работы над костюмами. Как однажды сказала Анна Роббинс, художница по костюмам последних сезонов: «Не скажу, сколько часов мы работали, потому что эти числа даже страшно называть».
Действительно, страшно. Ведь на один костюм уходила в среднем почти неделя: сначала раскрой и, если нужно, вышивка, а затем уже все фрагменты сшивали и сажали по фигуре. На особенно сложный костюм могло уйти и больше времени.
Заметим, речь об одном только костюме, а в сериале их сотни. Та же Анна Роббинс признавалась: «Мы, конечно, не могли быть как “Секс в Большом городе”, где ни один наряд не появлялся на экране дважды. С другой стороны, аудитория ждет все больше и больше эффектных костюмов, так что для важных эпизодов мы одеваем всех персонажей в новые».
Актеры же при этом – не бессловесные манекены, они вполне могут быть участниками создания образов: «Нужно постоянно балансировать между эстетической составляющей костюма и характером персонажа. Я всегда держу в уме то, как картинка должна выглядеть в целом. Мне очень нравится работать с теми актерами, которые готовы участвовать в этом. И некоторые из них особенно увлечены процессом, ведь костюмы помогают им лучше выразить своих героев».
И даже готовый вроде бы костюм все равно требует времени. Ведь «костюм» не равен «образу»: образ нужно собрать на основе костюма. Анна Роббинс рассказывала: «Вы не можете в полной мере создать предмет гардероба, пока не увидите, как он сидит на том, для кого предназначен. И я нередко просила добавить дополнительное время в расписание. Если на актерах те костюмы, которые они уже надевали раньше, то, чтобы одеть человека, нужно двадцать минут. А вот если это что-то новое, нужно как минимум полчаса, и в процессе мы можем обговорить все детали и, если требуется, что-либо поправить».
Конечно, учитывая, что в «Аббатстве Даунтон» много персонажей, то и команда художникам по костюмам нужна большая. И если Сюзанне Бакстон в первом сезоне помогало всего несколько человек, то у Анны Роббинс команда состояла уже из десяти, включая менеджера, закройщика, швей и т. д. Кто-то работал все время, по контракту, кого-то приглашали на время, для выполнения определенных задач. И сложность в том, что эти задачи могут измениться буквально моментально.
Все костюмы в сериале можно разделить условно на три группы: это те, что были созданы специально для сериала; те, что брались напрокат; и, наконец, винтажные костюмы.
Что касается первых, то, хотя процесс создания «с нуля» гардероба в стилистике первой четверти XX века довольно сложен, у таких костюмов есть огромный плюс: они именно такие, какими их задумывают, и соответствуют всем многочисленным условиям, которые нужно соблюсти. Если коротко, художник по костюмам контролирует весь процесс.
Кроме того, эти костюмы затем остаются в собственности продюсерской компании и могут быть использованы в дальнейшем.
А еще они в определенной степени упрощают процесс съемок, так как могут использоваться столько раз, сколько нужно, и тогда, когда нужно.
Костюмы можно брать и напрокат. Благо, в Великобритании есть целый ряд компаний, которые специализируются на исторических костюмах: и на их создании, и на прокате. Одна из самых известных – это Cosprop, которая была основана еще в середине 1960-х годов. Такие места, как Cosprop – это не просто огромная костюмерная. Это множество замечательных специалистов в самых разных областях: и дизайнеры, и швеи, и вышивальщики, и корсетники, и шляпники. Там могут сделать абсолютно все – от окрашивания тканей до создания обуви. Дают консультации, помогают правильно собрать комплект (от белья до аксессуаров). Можно выбрать готовые костюмы из обширной коллекции, можно заказать такие же или в похожем стиле. В Cosprop обращаются представители и киностудий, и телевидения, и не только английские. Их костюмы можно увидеть не только на экране, но и в музеях. А на регулярно проходящих выставках можно полюбоваться тем, что создано в местных мастерских. Словом, создатели фильмов не остаются наедине со своими задачами.
Когда к съемкам сериала только приступили, художница по костюмам Сюзанна Бакстон работала прямо там, вовлекая в процесс не только собственную команду, но и сотрудников Cosprop. И тесное сотрудничество с этой компанией продолжилось и позднее.
Именно поэтому в сериале можно увидеть костюмы, которые ранее мелькали в других фильмах. Конечно, узнать их непросто, в основном, случайно, но для поклонников темы костюма в кинематографе подобные «вычисления» превращаются в увлекательную игру.
И, наконец, винтажная одежда. Иногда можно услышать, что едва ли не все костюмы в сериале винтажные. Конечно, это не совсем так, хотя их действительно очень много. Если давать очень приблизительную оценку соотношения старого и нового, то для «леди» где-то процентов шестьдесят нарядов было создано специально, а вот сорок – это как раз винтажные наряды.
На первый взгляд использование винтажных и антикварных вещей вроде бы добавляет происходящему на экране достоверности, но тут существует множество нюансов.
Действие сериала происходит в 1910-х и 1920-х годах. С одной стороны, это целый век назад, с другой стороны…. Всего лишь век! Подлинных вещей того времени немало не только в музеях – их можно найти на блошиных рынках, в антикварных магазинах, у коллекционеров и частных продавцов. К сожалению, их все же не настолько много, как того хотелось бы художникам по костюмам, особенно, если речь идет не о фильме, а о длинном сериале. В любом случае количество старинных нарядов уже ограничено временем – больше их не становится, только меньше.
Кроме того, те экземпляры, что дошли до наших дней, – это, как правило, не рядовые вещи. Повседневную одежду активно носили, перешивали, переделывали, отдавали. И если уж владелец сохранял какой-либо предмет гардероба, это означало, что тот чем-нибудь, да выделялся. Нередко это что-то особенно ценное, сложное, нарядное – например, вечернее платье. А ведь для сериала нужны вещи самого разного плана, и чаще всего именно повседневные. Так что одними только винтажными костюмами просто не обойтись.
Те же, что сохранились, не всегда в хорошем состоянии, и особенно это, к сожалению, касается вечерних нарядов. В частности, и в начале 1910-х годов, и в 1920-х годах была очень популярна вышивка бисером, стеклярусом, пайетками. Выглядит это потрясающе красиво, но вес подобной отделки порой весьма значителен. Пусть бусины крошечные, но ведь их очень много. И если новая ткань этот вес выдерживала, то спустя годы нити, которые и так не становятся крепче со временем, под действием тяжести начинают рваться. Порой стоит только притронуться к такому вышитому великолепию, как оно может начать распадаться прямо в руках (поэтому лучше не трогать и оставить это специалистам!).
Ничего удивительного – ведь вещи создают прежде всего для того, чтобы носить их, и носить сейчас, а о том, что будет с ними потом, и тем более через сотню лет, не задумываются. Одежда что в наше время, что век и больше назад вообще не рассчитана на длительное хранение и уж, тем более, на повторное использование. Так что красота многих нарядов недолговечна, а для ее сохранения требуются усилия реставраторов.
Поэтому наряды, приобретенные для сериала, прежде всего приводили в порядок. Иногда их укрепляли изнутри дополнительным слоем ткани. Иногда вмешательство было незначительным – ну, например, восполняли утраты в отделке. А вот иногда, когда было ясно, что целиком использовать вещь вообще не представляется возможным, ее просто разбирали на отдельные детали, и использовали либо в одном наряде, либо в разных.
Так что в сериале немало нарядов, которые целиком или почти целиком состоят из винтажных и антикварных элементов, однако собранных при этом из разных мест. Например, так было с костюмом (тем, что с шароварами) Сибил Кроули, который мы подробнее рассмотрим позднее, а пока можно сказать, что и узорчатый корсаж, и золотистое кружево, и шифон были найдены в разных местах. Но, умело использованные, они превратились в цельный, очень гармоничный и эффектный наряд.
У антикварных нарядов при всех их достоинствах есть и еще один недостаток, который дает о себе знать на съемках. Они существуют в единственном экземпляре. Ключевые костюмы в фильмах вообще могут отшиваться в нескольких экземплярах, чтобы, пока один, поврежденный или запачканный, восстанавливают, можно было использовать другой. С антикварными платьями потруднее, массово делать копии слишком сложно, дорого и долго. А произойти может все, что угодно.
Возьмем, к примеру, сцену, в которой лорду Грэнтему становится плохо из-за обострения язвы желудка. В сериале не боялись усилить градус реализма, поэтому несчастного графа тошнит, и он забрызгивает кровью все вокруг, в том числе и сидящую напротив супругу. На графине платье из золотой парчи с бледно-голубой шифоновой вставкой на груди. Переливающаяся ткань, т. н. ламе, очень красивая, но и очень деликатная. Видимо, во время съемок не рассчитали силу, с которой брызнет «кровь», и в результате актриса и ее антикварный наряд оказались покрытыми красными пятнами. Пришлось осторожно очищать платье, делать очередной дубль, и… заново повторять всю процедуру, поскольку произошло то же самое. В то время, как на сидящую рядом с графом Изабель Кроули ни разу не попало ни капли. И если современные костюмы можно либо стирать, либо чистить, то винтаж требует очень и очень бережного подхода.
Все эти настоящие вещи 1910-х и 1920-х годов, выбранные с любовью и со знанием дела, безусловно, очень хороши. И в определенной степени они облегчают работу художника по костюмам, из-за того, что создавать нечто подобное сегодня слишком дорого, хлопотно и занимает чересчур много времени. С другой же стороны, учитывая хрупкость исторических костюмов, их использование усложняет работу. Так что все время приходилось искать баланс.
Мест, где можно найти винтажную одежду, аксессуары и украшения, в Великобритании немало – начиная от антикварных магазинов и заканчивая блошиными рынками. Не имеет смысла искать что-то конкретное в таких местах, лучше просто регулярно посещать и надеяться на удачу. Кроме того, важную роль играют личные связи. Можно сказать, что художники по костюмам создали свою собственную сеть агентов, которые сообщали о находках, если продавцу попадало в руки что-нибудь интересное.
Анна Роббинс рассказывала, что регулярно посещала такие места по выходным, как правило, не стараясь найти вещь для конкретного персонажа. Одновременно приходилось работать над целым рядом микро-сюжетов (вплоть до двух десятков), и для них, естественно, нужно много костюмов. Так что сначала она покупала предмет гардероба, а потом уже решала, кому он может подойти. Так же поступали и другие художники по костюмам сериала. А наметанный глаз порой сразу отмечал интересное, даже где-то в глубине магазина!
Соответственно, если вещь хороша, ее нужно приобретать сразу, причем вне зависимости от того, можно ли ее использовать прямо сейчас. Она уникальна, другой такой нет и не будет, а пригодится ли она в ближайшее время – это уже другой вопрос. Поэтому нередки были случаи, когда какие-то предметы гардероба приобретались во время работы над очередным сезоном, но на экране при этом не появлялись. Зато в следующем для них находилось место.
Так, например, однажды, во время съемок четвертого сезона, было найдено великолепное винтажное пальто в золотистых тонах. Но пригодилось же оно в пятом для леди Эдит Кроули, для женщины, которая, по сути, начинает новую жизнь, эффектное, стильное пальто, воплощение модных трендов 1920-х годов, идеально подошло. Она занимается журналом, вступает в отношения с мужчиной, за которого впоследствии и выйдет замуж; словом, по словам Роббинс, из кокона наконец вылетела бабочка. А вот для сдержанных образов Эдит в предыдущем сезоне такая вещь не годилась.
Словом, гардероб героев сериала создавался самыми разными способами, из современных и старинных материалов. И это касается как главных действующих лиц, так и тех, кто принимает участие в небольших эпизодах. Причем не следует думать, что вторым уделяли мало внимания. Нет – для достоверности, для глубины, для цельности картинки костюмы массовки тоже очень важны! А если учесть, что нередко речь о довольно больших группах людей, то это тоже по-своему усложняет работу.
Например, в одной из серий пятого сезона показывают школу, и в этой короткой сцене около полусотни учеников. Пришлось сначала провести целое исследование – как одеть в стиле эпохи не просто детей, а именно школьников, и не в городе, а в деревне. А затем собрать для них обширный гардероб.
Еще один пример – первый фильм «Аббатство Даунтон», когда на мероприятии в честь королевского визита собираются толпы принарядившихся людей. В одном из эпизодов буквально на несколько секунд мелькает приятная пожилая леди, одетая в ансамбль из платья и пальто с подкладкой и отделкой из той же ткани, что и платье – модный прием, к которому в 1920-х прибегала и сама Коко Шанель…
Да, зритель не всегда может (да и не должен!) отслеживать все эти детали. Однако именно такая тщательная проработка деталей и делает киномир объемным и реальным.