Интернационализация на микроуровне объективно обусловливает развитие многонациональных корпораций или транснационализацию экономики.
В этом процессе основной движущей силой выступают ТНК. Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании – резидента другой страны – обычно приходится более 10 % акций или их эквивалента.
На рубеже XX–XXI вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности ТНК. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологий.
К концу 1990-х гг. международное производство товаров и услуг достигло 7 % мирового ВВП.
Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» – трем экономическим центрам нашей планеты – США, ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60 % международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промыш-ленностях), 37 % – в сфере услуг и 3 % – в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Большинство международных компаний начинали свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкурентные преимущества своей компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.
Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение ТНК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной со временной продукции, требующей товаро– и ус-лугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах.
Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана американцем С. Хаймером, в последующем была развита Ч.П. Киндлебергером и др. В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают «правила игры» на своем рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших трансакционных расходов, т. е. расходов по сделкам по сравнению с иностранным инвестором.
Английский экономист Дж. Даннинг разработал эклектическую модель, вобравшую в себя из других моделей то, что прошло проверку реальной практикой. Согласно этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом при условии совпадения трех предпосылок:
1) наличие конкурентных (монополистических) преимуществ по сравнению с другими фирмами в принимающей стране (специфические преимущества собственника);
2) условия в принимающей стране способствуют организации там производства товаров и услуг вместо их экспорта (преимущества интернационализации производства);
3) возможность использовать производственные ресурсы в принимающей стране более эффективно, чем у себя дома (преимущества месторасположения).