10. Глобализация современной мировой экономики

Характерной особенностью современного этапа развития мирового хозяйства является процесс глобализации, проявляющийся на всех рынках: труда, капитала, технологий, товаров и услуг, ресурсов. Существует множество определений глобализации. По определению Т. Фридмана, глобализация представляет собой «неукротимую интеграцию рынков, наций государств и технологий, позволяющую индивидуумам, корпорациям и нациям-государствам достигать любой точки мира быстрее, дальше и дешевле, чем когда бы то ни было прежде. Глобализация базируется на открытии, дерегуляции и приватизации национальных экономик с целью укрепления их конкурентоспособности и увеличения привлекательности для иностранного капитала».[2]

По мере глобализации рынков глобализируются и культуры национальных хозяйств, формируется новый тип человека – «гражданина мира», который впервые начинает действовать на международной арене достаточно эффективно (так, Дж. Уильямс с помощью Интернета организовала союз по борьбе против противотанковых мин).

Особенно ярко глобализация проявляется на рынке капитала: благодаря информационной и технической мощи современных средств коммуникации огромные массы финансовых ресурсов, словно «электронные стада», стремительно перемещаются из одной точки планеты в другую: скорость и направления этого перемещения трудно прогнозировать. Так, по мнению многих экономистов, правительство Сухарто в Индонезии в 1998 г. было вынуждено уйти в отставку, после того как совокупность глобальных финансовых учреждений в считанные дни увела из страны свои валютные средства. Финансовые активы на мировом рынке капитала обращаются быстро, становясь «унифицированными сущностями», и зачастую неясно, какова страна происхождения капитала, легален или нелегален его источник.

Прежде – всего лишь десятилетие с небольшим тому назад – банки давали деньги в долг лишь солидным клиентам, список которых был весьма ограниченным. Перевод денег являлся долговременным процессом, зависевшим от мнения советов директоров, от процесса установления репутации клиента, от оценки общемировой конъюнктуры. Довольно резкое расширение выпуска акций компаниями, ориентирующимися на расширение сферы своей деятельности, в 70-е гг. ХХ в. создало предпосылки для облегчения процесса финансирования. Так называемый «бумажный коммерческий рынок», т. е. рынок ценных бумаг, значительно увеличил возможности инвестиционных фирм.

Загрузка...