Можно смело предполагать, что когда наши предки полностью стали настоящими людьми, они уже были кочевниками.
Изучение древней миграции затруднено тем, что многое по-прежнему остается неизвестным, а также неточностью хронологии. Наши представления о ранней истории Homo sapiens могут перевернуть один-единственный зуб, пластина или фрагмент ДНК.
То и дело совершаются новые открытия. За те месяцы, пока я писал эту книгу, появились свежие данные о том, что современные люди, возможно, передвигались по Африканскому континенту от Марокко до Южной Африки более 300 000 лет тому назад, что они поселились на Среднем Востоке по крайней мере 95 000 лет назад и не возвращались после этого обратно в Африку, как предполагалось ранее [2].
В арсенале современного археолога сейчас есть и исследование генома. В начале 2024 года генетический анализ недавно найденных фрагментов костей с раскопок в немецком Ранисе показал, что люди современного типа попали в Европу 45 000 лет тому назад, жили в непосредственной близости от неандертальцев и скрещивались с ними [3].
К работе археологов и генетиков может добавляться вклад антропологов, приматологов и экспертов во все большем количестве других дисциплин. Искусственный интеллект, исследование генома и другие мощные инструменты помогают им распутывать загадку нашего происхождения. В течение жизни даже самых юных читателей эти исследования уже перевернули наше представление о том, как соотносятся разные ветви нашего семейного древа, пошатнули наше понимание прошлого, пролили свет на ряд загадок.
Самый главный вопрос о доисторической миграции: откуда мы пришли? Общепринятый ответ – «из Африки»; большинство исследований возводят наше происхождение к Эфиопии и Восточно-Африканской рифтовой долине. Однако история все более усложняется. Найденные недавно остатки скелетов в Марокко и на юге Африки позволяют предполагать, что колыбель человечества могла занимать собой весь континент.
Из-за такого географического разброса становится еще труднее с точностью утверждать что-либо о нашем происхождении. Тем не менее в связи с этим можно утверждать, что наши предки путешествовали на гораздо более дальние расстояния, чем предполагалось. По-видимому, современные люди в течение десятков тысяч лет перемещались на большие расстояния в пределах Африки и лишь затем дошли до Среднего Востока, а позднее заселили все пригодные для жизни территории, пересекая пустынные земли и, наконец, бескрайние океаны.
Тщательное изучение древнейших фрагментов ДНК ранних гоминидов позволяет предполагать, что у нас с нашими ближайшими сородичами, неандертальцами и денисовцами, был общий предок, живший более полумиллиона лет тому назад. Распространено мнение, что это Homo heidelbergensis – вид, обитавший на нескольких континентах в период от 700 до 200 тысяч лет назад. Если это так, то в Европе эта ветвь эволюции привела к появлению неандертальцев и денисовцев, а из африканской ветви возникли мы.
Homo sapiens жили и передвигались по миру по крайней мере уже 300 тысяч лет назад. Древнейшие останки людей с современной анатомией – то есть людей, во многом похожих на нас, – были найдены на раскопках в Джебель-Ирхуде в Марокко (315 тыс. л. н.), в южноафриканском Флорисбаде (260 тыс. л. н.) и на стоянке Омо в Эфиопии (195 тыс. л. н.).
В определенный момент своих скитаний первые современные люди покинули Африку. История их расселения продолжает вызывать серьезные споры, а оценки того, когда и куда люди передвигались, расходятся на тысячи лет и километров. Данные, полученные при анализе инструментов, найденных в вулканическом пепле, позволяют предполагать, что переселение за пределы континента могло произойти 130 тысяч лет назад и даже раньше. По крайней мере 95 тысяч лет назад наш вид уже обитал на Ближнем Востоке наряду с неандертальцами, у которых был примерно такой же уровень технологического и интеллектуального развития.
Реконструкция самого раннего известного «современного» человека из Джебель-Ирхуда, Марокко (Институт эволюционной антропологии Макса Планка, Лейпциг)
Некоторые из этих ранних переселенцев продвигались намного дальше. По костям и зубам, найденным в известняковых пещерных системах в Лаосе и Южном Китае, можно предполагать, что несколько групп людей уже более 80 тысяч лет назад жили очень далеко от Африки. По до сих пор не известным причинам – может быть, из-за неблагоприятных климатических условий или конкуренции с другими гоминидами – эти ранние группы Homo sapiens, вероятно, стали передвигаться в другие места либо вымерли. По-видимому, они не являются предками современных людей [4].
Миграция никогда не была простым линейным передвижением из точки А в точку Б. Как и сейчас, группы разной численности передвигались в разное время в разных направлениях, некоторые возвращались туда, откуда пришли, другие оставались в неизведанных доселе местах. Вероятно, по большей части эти ранние переселения утеряны для истории.
Переселяясь внутри Африки, наши прямые предки приобрели навыки, необходимые для выживания и передвижения на еще более дальние расстояния. Около 65–70 тысяч лет назад они стали в большем количестве, чем ранее, мигрировать на Средний Восток, а затем далее в Азию и Европу.
К тому времени у людей современного типа были более продвинутые инструменты, технологии и образ жизни. Также их процветанию способствовал благоприятный влажный климат, распространенный в некоторых частях Южной и Тропической Африки. Он создавал куда более приемлемую для человеческого развития окружающую среду, чем на протяжении предыдущих 200 тысяч лет.
Покинув африканский континент, наши предки стали смешиваться с другими гоминидами, например неандертальцами и менее изученными денисовцами, от которых сохранилось мало ископаемых останков, но остались существенные следы в нашей ДНК. Эти наши генетические родственники сами перемещались на значительные расстояния. Следы присутствия неандертальцев разбросаны от Испании до Кавказа, а находки, связанные с денисовцами, были сделаны в Сибири, Тибете и Лаосе.
Древние гравюры
Гравированные куски охры, найденные в пещере Бломбос около южной оконечности Африки, имеют примерную датировку 70 тысяч лет назад. Считается, что это одна из самых ранних форм изобразительного искусства, наделенных символическим значением. Похожие рисунки находили по всему югу Африки на кусках камня, бусинах из ракушек и скорлупе страусиных яиц. Содержат ли эти гравюры какую-либо информацию или это просто почеркушки для развлечения?
Исследователи не дают точного ответа, но указывают на высокую степень когнитивного развития людей, создавших эти рисунки [5].
Скрещивание, конкуренция и совершенствование инструментов и практик у Homo sapiens могли отчасти привести к исчезновению неандертальцев около 41–35 тысяч лет назад. К тому времени между двумя этими группами произошла некоторая гибридизация: вероятно, они обитали в одних и тех же пещерах и укрытиях и обменивались знаниями, умениями, а также генами.
Отношения между сапиенсами и неандертальцами на Ближнем Востоке временами могли быть насильственными, однако считается, что имело место и сотрудничество. Оно могло происходить по необходимости – для деятельности вроде охоты – или в силу общих интересов и тяги к объединению.
Благодаря этим ранним контактам между группами людей образовался «плавильный котел идей, технологий и ДНК [6]». В этом котле производились идеи и новшества, которые впоследствии позволят людям исследовать разнообразные ландшафты и климатические зоны Евразии и выживать в них. Благодаря тому что Homo sapiens смешивались с денисовцами, жившими дальше на востоке, люди современного типа получили гены, которые пригодились им для адаптации к новым условиям по мере распространения по миру.
Другие изменения случились гораздо позже. Генетическая мутация, позволяющая людям переваривать лактозу, вероятно, возникла на Ближнем Востоке и оттуда была перенесена земледельцами в Европу и Южную Азию. Когда люди одомашнили коров, коз и овец и стали употреблять молочные продукты, этот ген распространился путем позитивного отбора.
Скрещивание между различными группами людей имело значительные биологические последствия и снабдило наших прямых предков генами, необходимыми для адаптации к разным местностям и климатическим зонам. Например, предки многих тибетских народов получили от денисовцев ген, активный в красных кровяных клетках, который, в частности, полезен для жизни в средах с пониженным уровнем кислорода. Первоначально люди современного типа занимали Тибетскую возвышенность лишь сезонно, но затем генетические мутации распространились по всей популяции, и люди смогли селиться в более высотной местности, где развили новые сельскохозяйственные техники.
С неандертальцами похожая история. Современные люди в некоторых частях Европы и Восточной Азии несут гены кератинов, способствовавшие образованию у них кожи и волос, подходящих для более холодных местностей, где изначально обитали неандертальцы.
С другой стороны, генетический анализ показывает, что в Африке скрещиваний с Homo neanderthalensis было намного меньше. ДНК неандертальцев обнаруживается у некоторых африканских популяций, но полагают, что она взялась в основном от групп, пришедших обратно в Африку из Евразии около 20 тысяч лет назад, через много времени после того, как они перемешались со своими сородичами в Европе и других местах. Также генетический анализ позволяет предполагать, что происходили скрещивания и с гораздо более древними «призрачными» популяциями ранних людей, от которых не осталось ископаемых остатков.
Наши предки покидали Африку многими волнами миграции, вероятно, следуя вдоль побережья и естественных дорог вроде рек. Они разведывали все более отдаленные земли, чему способствовал более благоприятный климат с более изобильными фауной и флорой, где можно было заниматься охотой и собирательством, а также пресная вода. Более теплая погода делала доступными более обширные пространства, в то время как уровень моря был еще низким из-за последнего ледникового периода, что облегчало проход вдоль побережья.
Из Африки было два возможных пути. Северный, Левантийский коридор, проходит через Египет и Синай. Гораздо более сложный южный путь через Эфиопию ведет на Аравийский полуостров. На этом пути приходится пересечь Баб-эль-Мандебский пролив у южной границы Красного моря.
Выдвинувшись из Африки, люди вскоре начали, огибая побережье, двигаться к Индийскому субконтиненту – это один из первых регионов, где современные люди осели, став меньше передвигаться. Эта миграция стала возможной благодаря новоприобретенным навыкам рыболовства и постройки лодок. Возникли общины, жившие тем, что приносило море.
Передвижение вдоль побережья Персидского залива, а затем и Индийского океана, наверняка было легче, чем путь через горы и суровую территорию Аравии. Так как большая часть воды на суше все еще была в замерзшем виде после финальной фазы ледникового периода, прибрежная равнина могла достигать 50 километров в ширину, на ней было меньше препятствий и имелся доступ к морепродуктам.
Индийский субконтинент был отправной точкой для множества групп, которые впоследствии заселили Европу и восточную часть Азии, а также местом возникновения новых видов деятельности и нового образа жизни. За многие тысячелетия охота и собирательство ушли в прошлое, и их заменили более организованные поселения и усовершенствованные сельскохозяйственные техники, появившиеся на Ближнем Востоке. Это повлекло за собой существенные изменения в человеческих способах передвижения, взаимоотношениях и повседневной жизни.
К тому времени когда современные люди в первый раз стали заселять Европу, – около 45 тысяч лет назад, – охотники-собиратели уже дошли до Тихого океана. Считается, что они мигрировали на восток тремя отдельными родовыми группами: одна продвигалась в районе бассейна реки Амур между северо-востоком Китая и Россией, другая – по высокому Тибетскому нагорью к северу от Гималаев, а третья – через Юго-Восточную Азию.
Как это часто бывает, климатические условия заставляли людей адаптироваться и передвигаться. Такие наши предшественники, как Homo erectus, вероятно, были неспособны пересекать обширные водоемы, но благодаря более низкому уровню моря они смогли добраться до Явы.
Когда в эти края прибыли первые Homo sapiens, им тоже удалось воспользоваться низким уровнем океана, который обнажал землю, сейчас погруженную под воду, – часть палеоконтинента Сахул. Предположительно, люди постепенно заселяли Австралию, друг за другом прибывая на бревнах, плотах, плавающей растительности или каноэ, возможно, в том числе вступая в контакты с людьми, которые появились на этом континенте раньше, но имели общих предков с более новыми пришельцами из Африки к югу от Сахары.
Многим позже – около 5 тысяч лет назад – мореплавание в Юго-Восточной Азии развилось еще лучше. Заселение Австронезии, которое описывают как «самое обширное рассредоточение населения, когда-либо предпринятое людьми»[1], повлекло за собой многочисленные путешествия на огромные расстояния – к Мадагаскару, острову Пасхи, Гавайским островам и Новой Зеландии.
Древнее судно с аутригерами и парусом «клешня краба». Австронезийское морское дело быстро развилось в целый ряд характерных форм (картина Луи Ле Бретона, 1846 г.)
Предполагается, что отправной точкой многих из этих относительно недавних перемещений был Тайвань. Учитывая далекие расстояния и поджидающие на пути опасности, эти ранние морские путешественники наверняка были особенно рисковыми, авантюрными и предприимчивыми людьми. Сегодня лингвисты могут проследить эти древние переселения, анализируя языки австронезийской семьи, на которых говорят более 386 миллионов человек и в число которых входят, например, малайский и яванский. В этих масштабных путешествиях распространялись культуры, гены и сельскохозяйственные навыки.
Бумажный след
На своих каноэ, плотах и других судах переселенцы пересекали Австронезию и везли с собой одомашненных животных и растения, в том числе кур, свиней, собак, бананы, колоказию. Эти первые мореплаватели также принесли с собой знания о земледелии, необходимые для выживания на бедных ресурсами островах, где они поселились. Говорили, что первобытные люди «перевозили с собой ландшафты» [7]. Мы можем узнать о передвижениях людей по генетическим вариациям привезенных ими с собой растений. Так, одной из самых ранних и широко распространившихся лубяных культур была бумажная шелковица, она же тапа или бумажное дерево. Она происходит из Южной Азии и оттуда была привезена в Океанию, на Гавайские острова и далее.
Родословную людей, которые первыми заселили Америку, можно возвести к гораздо более ранним миграциям из Африки. Они не стали двигаться вдоль побережья на Индийский субконтинент, а пошли более северным путем, около 35 тысяч лет назад добравшись до Сибири. Оттуда они передвинулись в Берингию – плоский участок суши между современными Россией и Аляской, который к концу последнего ледникового периода скрылся под водой Берингова моря.
Судя по всему, эти переселенцы остались на крайнем востоке Евразии примерно на 15 тысяч лет, вероятно, из-за крайне неблагоприятных погодных условий. Некоторые, возможно, двинулись вдоль береговой линии в Америку, а другие осели в Берингии. Останки, найденные в этом регионе, позволяют предположить, что за это время люди могли приспособиться к морозам.
Генетические данные говорят о том, что в Америку не совсем одновременно попали две разные группы людей, которые в процессе перемешались. На основании сходства форм юпикских языков, на которых говорят в Сибири и на Аляске, мы знаем, что некоторые группы переместились обратно в Азию – миграция редко происходит только в одну сторону. Есть также сходство между шаманством по разные стороны Берингова моря. У алтайских народов, с одной стороны, и американских индейцев, с другой, есть духовные практики под воздействием наркотических веществ, в которых шаман отделяется от материального мира и общается с духами.
Мы часто воображаем, что цивилизация – это победа оседлости над подвижностью.
Переход к оседлости и земледелию на Европейском и Индийском субконтинентах происходил похожим способом. Около 9–10 тысяч лет назад в оба эти региона прибыли земледельцы с Ближнего Востока. Они смешались с сильно непохожими на них группами охотников-собирателей и принесли им качественно новые технологии. В Индии такие пришедшие с запада зерновые культуры, как пшеница и ячмень, выращивались так, чтобы совладать с муссонным климатом, и постепенно распространились по всему субконтиненту. Спустя несколько тысяч лет китайские зерновые – рис и пшено, независимо выведенные в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ, – тоже добрались до Индии. Таким образом, местная сельскохозяйственная система сложилась в результате столкновения ближневосточных и китайских техник. Далее земледелие распространилось по суше через Восточную Азию во Вьетнам и Таиланд и морскими путями – на Тайвань.
Около пяти тысяч лет назад на травянистых равнинах от Венгрии до подножия Алтайских гор в Центральной Азии возникла ямная культура. Ее представители также заняли некоторые области Европы и Индийского субконтинента, смешивались с земледельческими общинами и формировали генетическое разнообразие, свойственное обоим континентам сейчас. Вместе со стадами, лошадьми и своими генами представители ямной культуры, возможно, принесли в Европу и Индию первые индоевропейские языки.
Развитие языков
*wódr = вода
*kerd = сердце
*tréyes = три
С момента, когда наши самые далекие предки произнесли свои первые звуки, языки непрерывно развивались посредством контактов между переселенцами. Распространение слов, диалектов и интонаций оставляет след, который, наряду с генетическими и археологическими данными, дает нам ключ к пониманию того, какими путями передвигались переселенцы. Языки, на которых сегодня говорят на большей части территории континентальной Европы, Центральной и Южной Азии, очевидно, произошли от общего праиндоевропейского языка. Приведенные выше слова реконструированы по своим более поздним когнатам [8]. Многие ранние языки Юго-Восточной Азии тоже, вероятно, возникли из общего источника.
Для групп людей, перешедших к оседлости, новый образ жизни принес много преимуществ: сельское хозяйство, одомашнивание животных, накопление благ. Излишки еды позволяли все большему числу людей осваивать различные навыки и развивать идеи, не связанные с непосредственной задачей ежедневного выживания. Значительной ступенью в эволюции человеческой культуры и технологии, для которых требовалось сотрудничество большого числа людей, была урбанизация. Также она способствовала развитию специализации труда. В условиях большей продовольственной безопасности оставалось время на размышление, воображение и творчество.
Социальное расслоение и возросшая плотность населения имели определенные преимущества, однако они также несли с собой новые отношения власти и найма. По сравнению с ранними горожанами у охотников-собирателей было «относительно свободное, нерегламентированное существование», не стесненное рутиной, сохранявшее некоторую спонтанность передвижения [9].
Оседлая жизнь могла также оказать глубокое влияние на здоровье людей. Некоторые историки, в том числе Юваль Ной Харари, полагают, что жизнь у охотников-собирателей была лучше и комфортней, чем у крестьян, пастухов и даже нынешних офисных работников [10]. Вполне вероятно, что охотники-собиратели гораздо меньше времени тратили на производство или добычу еды, чем земледельцы или другие работники в оседлых обществах. Однако мы должны помнить, что они сильнее рисковали во время сезонной нехватки еды, а также были более подвержены нападениям хищников.
По мере совершенствования сельскохозяйственных техник все большее число людей смогло жить в деревнях и городах и принимать участие во все более разнообразных видах деятельности, и темпы развития человечества ускорились. При этом люди не осели окончательно и бесповоротно [11]. Как мы увидим далее, прогресс человечества на тысячелетия вперед обеспечивало активное и непрерывное передвижение в сочетании с преимуществами более интенсивной специализации и сотрудничества.
За последнее десятилетие мы стали гораздо лучше представлять себе ранние миграции людей, во многом благодаря успехам генетических исследований. Эта область знаний развивается так стремительно, что заключения по новым данным и открытиям иногда опровергают, не успев опубликовать.
При этом исследования остаются европоцентричными. Около 90 % опубликованных образцов генома древней ДНК происходят с запада Евразии. Точно так же археологические находки, как правило, совершаются в тех местах, куда ученые могут легко добраться.
Такие перекосы в том числе связаны с нарушениями этических норм в прошлом, из-за которых доверие между локальными сообществами и учеными было подорвано. В некоторых местах неприятие генетических исследований нашло отражение в законах племени. В 2002 году племя навахо выпустило мораторий, который препятствует его членам принимать участие в исследованиях ДНК.
Исследования человеческой генетики и истории также могут затрагивать чувствительные политические и культурные вопросы. Открытия, сделанные благодаря анализу генома, могут противоречить прежним противоборствующим представлениям об истории. Некоторые правительства, например в КНР, наложили запрет на вывоз генетических образцов, так что такие исследования могут проводиться только внутри страны.
Неравномерный доступ к данным создает риск, что наше представление о человеческой миграции будет искажено. Огромная разница в доступности генетического и археологического материала между Европой и Африкой, например, может создать ошибочное впечатление, что, «когда Африка дала начало будущим неафриканцам, ее история и закончилась[12]