Как мы уже говорили, корни румынской мифологии уходят в мифологию дакийскую. Однако – вот проблема! – из-за интенсивной романизации и появления христианства до наших времен дошло не так уж и много сведений о том, чему поклонялись даки и во что они верили. Их религиозные воззрения смешались с римскими, причем последние, разумеется, стали преобладать, и потому вычленить из имеющегося пантеона богов и мифических героев исконно дакийских довольно трудно. Тем не менее кое-что историкам все же удалось. Так, известно, что религия даков была политеистической с уклоном в генотеизм, то есть существовало множество различных божеств, которым поклонялись, однако всеми ими заправлял один-единственный бог, можно назвать его верховным, который обладал полнотой власти и которого почитали превыше всех остальных. Таким верховным богом являлся Гебелейзис – бог грозы и молнии. Его имя происходит от индоевропейского корня *g’heib, что означает «свет, молния». На всех имеющихся изображениях Гебелейзис показан верхом на коне и в сопровождении верных спутников – сокола (иногда его заменяет ястреб) и змеи. Гебелейзиса иногда называют дакийской версией фракийского бога молний Зибелфюрдоса, но гораздо чаще его именуют также Залмоксисом, и здесь существует определенная путаница.
Предположительно Залмоксис. Роспись на гробнице Александровского кургана (Болгария). Ок. IV в. до н. э. Идентифицируется как Залмоксис из-за двойного топора
Согласно одним сведениям, Залмоксис, чье имя произошло, по одной из версий, от фракийского zalmos («кожа», «шкура»), а по другой – от zamol («земля»), существовал в действительности. Он являлся то ли рабом, то ли учеником Пифагора, слыл пророком и оказал немалое влияние на религиозные догматы своего времени. По другим данным, это все же фигура мифологическая или полумифологическая. Этой точки зрения придерживался Геродот, он же считал, что Залмоксис и Гебелейзис – одно лицо, то есть верховный бог даков. Залмоксиса также называли даймоном – божественным посланником или духовным проводником, посредником между богами и людьми. Это не кажется странным, если вспомнить об учениях, которые проповедовал Залмоксис (настоящий или вымышленный): он говорил о возможности общения с потусторонним миром при помощи пещер и подземелий, об умении читать по звездам, о бессмертии души и так далее. Известен обряд жертвоприношения Залмоксису, описанный Геродотом: с помощью жребия каждые пять лет даки выбирали вестника, посланца к Залмоксису с просьбами от смертных. Трое людей с метательными копьями, острия которых были направлены в небо, вставали в ряд, а остальные хватали избранного вестника за руки и ноги и подбрасывали в воздух так, чтобы он упал на копья. Если он умирал, пронзенный, то обряд удавался, и это значило, что он отправился к Залмоксису и тот узнает обо всех просьбах даков. Если же вестник оставался жив, его объявляли злодеем, выбирали другого вестника, и все повторялось вновь.
Впрочем, все это было до поры до времени – с приходом римлян культ Залмоксиса стал, разумеется, уничтожаться. Сегодня о его идеях в румынской мифологии напоминают лишь некоторые ритуалы, сохранившиеся до наших дней, например обряд Калоян (подробнее о нем расскажем в соответствующей главе).
Бендида, фракийская богиня охоты. Терракота. Ок.350 г. до н. э. Ее отличительные черты – фригийская шапочка и оленья шкура
Среди других божеств дакийского пантеона, сохранившихся у румын, необходимо также отметить фракийскую богиню-охотницу Бендиду, чьи черты мы можем найти и в греческой, и в римской мифологии, – греки почитали ее как Артемиду, римляне знали под именем Дианы. Бендида у румын, как и Артемида с Дианой у греков и римлян, – не только охотница, но и защитница женщин, а еще она – богиня луны. Интересно, что Бендиду в древности чтили и в других государствах. Например, в Афинах в V веке до нашей эры существовал праздник, посвященный этой богине. В течение нескольких дней – они назывались «бендидии» – в честь Бендиды устраивались конные бега, и всадники скакали с факелами в руках из Афин в Пирей, где находился посвященный ей храм.
После римского завоевания Бендиду вытеснила Диана. Однако следы поклонения фракийской богине по-прежнему имеются в румынской мифологии – и по сей день румыны поклоняются луне (напомним, Бендида – богиня луны), что наряду с культом солнца, земли и волка является прямым наследием даков.
Еще одно божество из дакийского пантеона – Котис, или Котитто. Это богиня плодородия, хотя гораздо чаще ее называют богиней секса и покровительницей плотских утех. Нужно заметить, что культ Котис был распространен не только во Фракии, но и в Греции. В честь Котис даже был организован специальный праздник – котиттия. Он носил оргиастический характер, славился своей непристойностью и с размахом отмечался как по всей Фракии, так и в Греции, но тайно – ночью, в горах. Впервые котиттия возникла у эдонов – одного из фракийских племен – как праздник в честь изнасилования Персефоны, аспектом которой и считалась Котис, и уже впоследствии распространилась на другие территории. В Эпидавре, небольшом городке на Пелопоннесе, есть даже портик Котис.
Бронзовый бюст бога Сабазия. II в.н. э. Музей Ватикана
Оргиастический характер носил и культ другого фракийского божества – Сабазия. Чаще всего он изображался как бородатый мужчина с бычьими рогами и рукой, сложенной для благословления, – два поднятых вверх пальца символизируют единство божественного и мирского, жизни и смерти.
Сабазия называли богом-целителем, отождествляли то с Дионисом (чаще всего), то с Зевсом, то с различными другими божествами – Атисом, Корибантом, Кибелой, даже с сирийским божеством луны Mên, малоизвестным у других народов. Сабазия связывали и с богиней-матерью, и с богиней луны, включая его в божественную двоицу то в роли сына богини-матери, то в роли ее мужа. Появление Зевса в связи с именем Сабазия неслучайно; согласно мифам, Зевс воспылал страстью к Персефоне, своей дочери от Деметры, и соединился с ней в образе змеи. Именно змея являлась хтоническим атрибутом Сабазия у фракийцев, а на празднествах в честь этого божества змею пропускали через одежду новичков. Змея должна была проползтипо телу человека от груди к ногам – это символизировало любовные отношения между Зевсом и Персефоной. Кстати, напомним, что в результате этого союза на свет появился мальчик с бычьей головой – Загрей, которого отождествляют с Дионисом. Как мы уже упоминали выше, с Дионисом отождествляли и Сабазия – вот такая запутанная история.
Алтарь фракийского всадника с латинским посвящением. Археологический музей, Филиппы, Греция
На празднествах в честь Сабазия змей не только заставляли ползать по телам новых участников – с ними танцевали, сжимая их в руках, трясли ими в воздухе (стоит пожалеть несчастных пресмыкающихся). Также на этих гуляниях, как и на гуляниях в честь Котис, были распространены массовые оргии – с одной только разницей, что они могли проходить не только ночью, но и днем. Жрецы Сабазия заявляли, что благодаря участию в данных мероприятиях души очищались и получали отпущение грехов.
Интересно, что Сабазий считался также и солярным божеством. Его храмы были горными, а самый главный находился на горе Пангей в Греции, и выглядели как ротонды без крыш. Это было сделано для того, чтобы солнце могло освещать алтари. Ночью, когда солнце «спало», на алтарях разжигали священные костры.
Говоря о дакийских божествах, необходимо упомянуть и о фракийском всаднике, чей культ впоследствии трансформировался в культ небезызвестного святого Георгия, поражающего дракона. Наибольшее распространение культ фракийского всадника имел во II–III веках нашей эры. Его называют Геросом, и имя это, вероятнее всего, происходит от фракийского слова *ierus, что означает «герой». Римляне отождествляли его с Асклепием и Дионисом, болгары знали как Дарзаласа (у даков тоже был бог с таким именем, но он считался богом здоровья, физической силы и подземного царства) и называли также великим богом. Все изображения, дошедшие до нас, показывают Героса верхом на коне, скачущим слева направо к дереву, обвитому змеей. Культ этого божества был связан с идеей жизни после смерти и целительством, поэтому часто фракийского всадника именуют также именно владыкой смерти и целительства.
Известно еще несколько божеств из дакийского пантеона. Это, например, Гестия – богиня семейного очага, Кандаон – бог войны, Дабатопиенос – бог кузнечного дела, Зибельтиурдос – бог моря, Орфей – бог песен… С именем последнего связан орфизм – мистическое учение, распространенное на территории Фракии и Древней Греции. Первые орфические гимны относятся еще к VI веку до нашей эры, они носили эзотерический характер и тем самым сближались с пифагорейством. Теории, развивавшиеся в орфизме, были тесно связаны с происхождением мира и богов. Так, например, орфики – то есть приверженцы орфизма – верили, что человек возник из пепла титанов, которых Зевс сжег за съедение ими его сына Диониса. Они считали, что человек, таким образом, воплощает в себе два начала – доброе, божественное от Диониса, и злое, приземленное от титанов. Также орфики верили в бессмертие души, в воздаяние после смерти и в то, что очистившийся человек (то есть тот, кого посвятили в таинства орфических мистерий) в загробном мире непременно получит награду, в то время как неочистившегося ждет наказание.
Относительно спокойная и независимая от чужого влияния жизнь даков закончилась довольно быстро. Нет, римляне и даки и прежде конфликтовали, чего стоят только постоянные набеги фракийцев к римским границам под предводительством царя Децебала в конце I века. Впрочем, и римляне не отставали, совершая все новые атаки на непокорных даков. Однако пока у власти находился император Домициан (правил с 81 по 96 год), эти атаки носили скорее профилактический характер. Но в 98 году на троне оказался Траян, и ситуация резко изменилась: он решил подчинить себе Дакию и затеял кровопролитную войну, в результате которой Сармизегетуза – главный город даков – был разбит, сами они повержены и захвачены в плен (около пятисот тысяч пленников были позднее проданы в рабство), а колонисты надежно закрепились на территории Дакии, большая часть которой превратилась в римскую провинцию со всеми вытекающими последствиями. Справедливости ради отметим, что Дакия не целиком была подчинена римским захватчикам – Римской Дакией сегодня принято называть такие области современной Румынии, как Трансильвания, Олтения и Банат, а также территорию юго-восточной Венгрии. Впрочем, размеры оккупированной площади не так важны, как то, что в результате этого римская культура оказала огромное влияние на культуру и традиции фракийцев, в том числе изменилась и мифология – на передний край вышел римский пантеон, подвинув дакийский. О том, что Бендида уступила свое место Диане, мы уже говорили выше. Но эта богиня, разумеется, была далеко не единственной, кого подвинули с пьедестала. Так, главным божеством вместо Залмоксиса/Гебелейзиса стал Юпитер. Среди имен почитаемых богов зазвучали такие, как Юнона (в отдельных регионах она конкурировала с Минервой), Аполлон, Нептун, Марс, Меркурий, Асклепий, Фортуна и так далее.
Наказание Иксиона. Римская фреска с восточной стены триклиниума в доме Веттов, Помпеи.60–79 гг.н. э. В центре фрески изображен Меркурий, держащий кадуцей, справа на троне сидит Юнона, за ней стоит Ирида. Слева – стоящий за штурвалом и управляющий им Вулкан, Иксион уже привязан к штурвалу. У ног Меркурия сидит Нефела
Кроме собственно римских богов римляне принесли в Дакию и богов других народов – благодаря возникающим и все более крепнущим отношениям со странами Востока, в том числе торговым. В этой связи необходимо упомянуть Юпитера Долихена – сирийского бога молний, чей культ был очень распространен на территории Римской Дакии во II–III веках нашей эры. Изначально ему поклонялись только в Долихии – местечке в Северной Сирии, благодаря которому он и получил свое имя (как нетрудно догадаться, отождествлялся этот бог с Юпитером). В Риме он стал известен при Адриане в первой четверти II века, и почитание его в короткие сроки достигло небывалых пределов, при этом наибольшее число его адептов были военными.
Барельеф Юпитера Долихена. II–III вв.н. э. Археологический музей Адыямана, Турция
Нужно заметить также, что, несмотря на крайне обрывочные сведения, дошедшие до наших времен, известно, что культ Долихена был мистериальным. Это означает, что поклонение божеству было окутано тайной, к которой допускались лишь избранные. Человек, пожелавший войти в храм Юпитера Долихена, должен был сначала доказать свою верность богу и пройти определенный обряд. Храмов, кстати сказать, строилось немало – доподлинно известно о существовании как минимум девятнадцати, причем один из них находился на территории современного Крыма и датировался серединой второго века (почти столетие спустя он был разрушен).
Долихен чаще всего изображался с пучком молний в одной руке и двуглавым топором в другой. На большинстве изображений он предстает в одежде римского полководца и стоящим на быке, который знаменует собой темные силы. Его специально изображали в такой позе, которая сразу давала бы каждому понять, что перед ним – не просто бог, а бог-победитель.
Помимо Юпитера Долихена среди сирийских божеств, почитаемых в Римской Дакии, можно назвать Дею Сирию, Балтис, Юпитера Турмасгада и других. Интересна история Деи Сирии, чье второе – и более известное – имя Атаргатис. Эта богиня особенно почиталась в Северной Сирии и Месопотамии и изображалась с рыбьим хвостом, потому что считалась богиней плодотворной влаги. По легенде Атаргатис изначально имела женский облик, но вместо кожи носила чешую. Однажды она опрометчиво оскорбила Афродиту, и та в отместку поразила ее любовью к смертному. От него Атаргатис родила дочь – Семирамиду, легендарную ассирийскую царицу, а затем от стыда бросилась в воду, где и стала рыбой. Созвездие Рыб связывается с именем этой богини.
Культ сирийских богов на территории Римской Дакии сохранялся на протяжении всего правления династии Северов, правившей с 193 по 235 год, однако стоило власти смениться (это произошло в 235 году с приходом императора Максимина Фракийца), как сирийские божества стали терять свою популярность и постепенно канули в Лету.