Глава 1 Как все начиналось

Румыния – удивительная страна, в истории и культуре которой непостижимым образом смешались отголоски традиций сразу из трех мифологических эпох: христианской, римской и фракийской. Каждая из них оказала свое влияние на формирование румынского фольклора, но не будет ошибкой сказать, что наибольшую роль в его становлении сыграла все-таки культура славянская. Славяне, как ближайшие соседи, и их культура никогда не были чужды румынам и их предкам, поэтому неудивительно, что в румынской мифологии сегодня есть много точек пересечения с мифологией славянской и можно обнаружить немало персонажей, так или иначе напоминающих знакомых нам с детства героев сказок, мифов и легенд. Однако прежде чем пускаться в подробное путешествие по волнам румынской мифологии, необходимо хотя бы вкратце поговорить о том, что это за народ и где прячутся его корни.


Ксенофан, древнегреческий философ


А прячутся они еще в VII веке до нашей эры – именно тогда на территории современного Черноморского побережья Румынии появились первые греческие колонии, а несколько столетий спустя, в 82 году до нашей эры, там же возникло независимое государство Дакия, или Дакийское царство, которое населяли, как нетрудно догадаться, даки – представители фракийских племен индоевропейского происхождения, с древности обитавших на Балканах. Даже сегодня точно нельзя сказать, была ли у даков письменность, и сведения, дошедшие до нас, обрывочны и разрозненны.

Ксенофан, древнегреческий поэт и философ (VI–V вв. до н. э.), подмечает интересное отличие между греческими и фракийскими богами – вторые, в отличие от первых, были светловолосыми и голубоглазыми, и это притом что сами фракийцы относились к южноевропеоидному типу, то есть были темноглазы и темноволосы.

Сегодня группу фракийцев, живших много лет назад на территории нынешней Румынии, историки предпочитают называть гето-даками, потому что даки – это их самоназвание, происходящее, если верить древнегреческим ученым, от слова daos – фригийского названия волка.


Дж. Годдард. Борьба за существование.1800-е гг. Галерея искусств Уокера


Это отнюдь не редкость, когда племя получало свое этническое наименование по названию какого-то животного. Подобная практика была в ходу у многих народов, и это всегда носило религиозный характер. Что до даков, то с волками у них издавна были особые взаимоотношения – они и боялись, и почитали этих хищных животных. В сознании даков волк был тесно связан со сражением, войной. С отвагой и свирепостью волков даки сравнивали смелость юношей в бою, и неслучайно на знаменах воинов красовалось изображение волчьей головы. Известный историк и религиовед Мирча Элиаде предполагает, что при отождествлении воина с волком могла иметь место также вера в возможность ритуального превращения в волка. Даки верили в ликантропию – существование людей-оборотней, способных обращаться в волков; эта вера сохранилась и у румын, и к этому мы еще вернемся позже в разговоре о волколаках. Кроме того, даже если отбросить в сторону мысль о ликантропии, среди воинов существовало также ритуальное подражание волку – его поведению и внешнему виду. Каждый молодой воин должен был пройти особый обряд инициации, заключавшейся в «преодолении человеческого облика в порыве агрессивной, устрашающей ярости» и ношении при этом шкуры серого хищника. Всем вышесказанным и объясняется выбор подобного самоназвания. Что же до древних ученых, историков, поэтов, то все они с легкой руки Геродота (V в. до н. э.), впервые использовавшего данный термин, предпочитали называть даков гетами, что нередко приводило к путанице.


Дакийский воин. Статуя на Триумфальной арке императора Константина в Риме

Кто такие валахи?

В Средние века на территории сегодняшней Румынии проживали также и кельты, конфедерацию которых и греческие, и римские историки называют вольками. Вольки обитали в тех исторических областях, что сегодня известны как Трансильвания и Валахия, и именно с этим словом принято связывать происхождение термина «влах». От названия «валахи» образовалось и название языка – «валашский». Оба этих термина были в активном употреблении вплоть до XIX столетия, и лишь после объединения Дунайских княжеств в Соединенные княжества Молдавии и Валахии (1859 г.) и последующего преобразования его в королевство Румыния (1881 г.) использование этнонима «валахи» стало постепенно сходить на нет. Сегодня он считается устаревшим, хотя уточним, что отдельные этносы (в частности, меглениты, проживающие в южной части Балкан) до сих пор называют себя именно так.


Человек, обращающийся в волка. Немецкая гравюра.1722 г.


Относительно спокойная жизнь гето-даков закончилась ко II веку нашей эры. Они и прежде нередко сталкивались с римлянами – в военном смысле, – однако отношения между ними нельзя было назвать слишком уж напряженными, особенно в экономическом плане. В I веке нашей эры, после правления Августа, между римлянами и даками вообще царил мир: процветала торговля, многие римские ремесленники приезжали работать в Дакию. Однако этому было суждено продлиться недолго – уже в 106 году Дакия подверглась нападению римлян и была ими завоевана, и с этого времени идет отсчет влияния на даков римской культуры и можно говорить о начале интенсивной романизации. В результате этого завоевания, а также благодаря появлению на территории государства христианства в начале IV века, огромный пласт дакийского фольклорного наследия претерпел изменения, подвергшись римскому влиянию, и сегодня можно достоверно утверждать, что от исконно дакийских верований и воззрений в румынской мифологии мало что осталось. Однако к этому мы вернемся чуть позже.


М.Барабаш. Семья валахов, отправляющаяся на рынок.1844 г.


В VI–VIII веках на территории современной Румынии вследствие миграции с севера начали селиться славянские племена. Предки нынешних румын – романоязычные валахи (или влахи, или волохи) – активно контактировали с переселенцами, благодаря чему произошло взаимовлияние культур и, как мы уже упоминали выше, у румын и по сей день как на уровне культуры, традиций, так и на уровне языка сохраняется множество славянских заимствований.


Константин Маврокордат. Гравюра. XVII в.


Непосредственное формирование румынской нации берет начало в конце XIX столетия – после образования королевства Румыния, закончившегося лишь в 1918 году присоединением Трансильвании. Интересно происхождение термина «румын». В Средние века существовало два слова – rumân и român, и ими обоими называли серва, то есть крестьянина, находившегося в зависимости от феодала. Однако впоследствии значения терминов поменялись: первый по-прежнему продолжил обозначать серва, а когда господарь Валахии и Молдовы Константин Маврокордат отменил крепостную зависимость (в Валахии это произошло в 1746 году, а в Молдове – в 1749-м), вообще вышел из употребления. Что до român, то это слово сохранилось в языке и стало обозначать национальную принадлежность. Однако на русском мы говорим именно «румын», а не «ромын», как было бы правильно.

Подытожим: предками современных румын были даки – фракийское племя, испытавшее на себе влияние сначала римлян, а затем – славян.

Загрузка...