Глава 3 По соседству с Прометеем. Боги и герои Грузии

Кому здесь поклонялись до христианства

В первую очередь следует сказать, что единого пантеона в Грузии не было и быть не могло, ведь народов здесь во все времена жило много, да и регионы между собой сильно различались. Но некоторые общие боги и духи все же есть.

Гмерти – один из главных богов грузинской мифологии. Это демиург и верховный бог неба. Он создал землю, воду и Вселенную, а также осветил мир лучезарной девой – богиней солнца Мзекали – и произвел на свет всех остальных богов. Восседает главное божество на седьмом небе. Как и все уважающие себя верховные божества, он умел управлять громом и молнией, мог принимать любое обличье, но чаще всего появлялся в компании своих слуг – псов или волков. Их он посылал людям либо в наказание, либо в помощь.

Править миром Гмерти помогали прекрасная богиня солнца Мзекали и три сына – хвтисшвили.


Борджгали – грузинский символ солнца. Монета тетри


Берикаоба – грузинский театр масок


Старший – Квириа – был посредником между верховным божеством и людьми и отвечал за справедливость.

Ему посвящен праздник весны, во время которого устраивают народные гулянья – аналог русской Масленицы. Состоит он из восьми ритуалов. Также из культа Квириа вырос грузинский народный театр масок Берикаоба.

Хевсуры полагали, что у Гмерти была еще и сестра – прекрасная девушка, которая чем-то обидела творца. В отместку он превратил ее в демона, и с тех пор на каждое доброе дело бога она творила что-то злое.

Другим сыновьям Гмерти – Иасхари и Копалу – поклонялись не меньше, чем их отцу. Особенно развит их культ был в Хевсурети, где их считали главными борцами с дэвами и прочей нечистой силой.

В Восточной Грузии наиболее почитаем был Армази – типичный бог-громовержец, в жертву которому приносили маленьких детей. Праздник, ему посвященный, отмечался летом. Древний город недалеко от Мцхеты носил его имя.

А вот про богов по имени Гаци и Гаими известно мало. Сохранилась только информация, что они знали самое сокровенное.

Женских божеств тоже было немало. Главную богиню звали Адгилис деда. Изначально это была покровительница плодородия, но потом ее культ сросся с культом Богородицы. Древние грузины верили, что своя Адгилис деда есть у каждой горы, реки и деревни.

Возможно, вы удивитесь, но в Грузии тоже были шаманы – кадаги. Это мог быть человек любого пола, постоянно одержимый одним из местных духов или мелких божеств – Хати или Сагмто (священный). Обычно шаманы посредством общения с духами предсказывали будущее.

А вот месултане (то есть плакальщицами) могли быть только женщины. Они погружались в транс и общались с предками, живущими на том свете.

Интересны и грузинские боги охоты. В охотничьем пантеоне нет главного божества, у всех были равные права. Наиболее необычен бог Апсат – покровитель животных и птиц. Его культ есть не только в Грузии, но и у осетин и карачаевцев. Он может предстать в образе птицы, одноглазого старика и даже белого козла.

Дали – богиня охоты, покровительница копытных животных. В некоторых источниках ее называют женой или сестрой Апсата, а людям она являлась в образе обнаженной женщины с золотыми волосами. Иногда она вступала в отношения с земными мужчинами и даже рожала от них детей. Но ее возлюбленным приходилось несладко: от ревности богиня нередко убивала своих мужчин, как Медуза Горгона, – превращала в камень. От одного из таких романов появился Амирани – грузинский Прометей.

Согласно грузинским традициям, охота считалась сакральным делом и была окружена многочисленными табу. Так, нельзя было брать с собой сладости и жирное. Разрешались только лепешки, которые пекла мать охотника. Строго контролировалось и количество убитых животных.

Разумеется, было место в грузинском пантеоне и богу виноделия. Звали его Агуна. Как и в Греции, в честь него в Грузии устраивались большие праздники. Обычай почитания виноградной лозы и вина есть в этой стране и поныне.

По грузинской легенде, в древности бог создал вино для людей, которые были изгнаны из рая. Напиток получился божественный, а на его дегустацию пришли демоны и ангелы. Пришел сюда и дьявол, который превратил вино в чачу. Бог выпил четыре стакана и сказал, что тот, кто выпьет три стакана чачи, попадет в рай, а после четвертого угодит прямиком в ад.


Автор неизвестен. Святая Нина


Вот почему четвертую рюмку чачи на грузинских пирах называют дьявольской.

В IV веке в Грузию пришла святая Нина, родственница Георгия Победоносца. Попала она на эти земли в поисках Хитона Господнего. Богоматерь велела ей крестить грузинский народ и подарила крест из виноградных ветвей. Нина поставила его на холме у рек Арагви и Кура. Так зарождалось христианство в Грузии.

Сегодня здесь расположен монастырь Джвари – первый грузинский памятник, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А что же боги? Всех идолов забыли, а некоторые божества слились с христианскими святыми.

Небо, Земля и не только

КАК ПОЯВИЛАСЬ ЗЕМЛЯ

Грузинских мифов о происхождении мира сохранилось очень мало. Вот один из них, который появился уже в эпоху христианства.

Сначала была только вода. А где же был Бог? Он в это время сидел в скале Вселенной. Однажды ему это наскучило, и прыгнул он в воду. Замерз Творец, вздрогнул. Из глаз его упали две слезинки. Превратились эти слезы в архангелов Михаила и Гавриила. С тех пор один из них всегда стоит по правую руку от Бога, другой – по левую.

Бог тем временем опускался в воду все глубже и начал тонуть. Архангелы подняли его наверх. Втроем они старались осушить воду и сделать землю видимой. Наконец открылось перед их взорами дно морское. Заметили они на песке чей-то след. Велел Бог:

– Пойдемте по следу. Посмотрим, кому он принадлежит и куда нас приведет!

След привел их к синему камню. Подняли они его, а оттуда выскочил дьявол. Принялся он душить Бога – стало тому плохо, и он снова попросил у ангелов помощи. Но они никак не могли вырвать его из рук дьявола. Взмолился Творец:

– Отпусти и проси чего хочешь!

– А я ничего не хочу. Я хочу, чтобы ты со мной побратался.

Бог согласился. Отпустил его дьявол и пошел в свои края. Бог с ангелами тут же начали отделять сушу от воды, но ничего не получалось. Они строили стену между сушей и водой, но волны напирали на стену и разрушали ее. Замучились все трое и поняли, что напрасен этот труд. Тогда говорит один из ангелов:

– Схожу я к брату твоему дьяволу.

Пришел он дьяволу и спрашивает:

– А что же нам делать с нашей задачей?

Говорит дьявол архангелу:

– Сколько сил хватит, тешите камни. Стройте стену и тут же ее разрушайте. Много раз повторяйте. А когда надоест, сделайте пару призывных рогов и дуйте в них вдвоем. Когда устанете от этого, пусть Бог закричит во весь голос.

Вернулся архангел, рассказал все Богу. На этот раз все получилось, и с тех пор у людей есть вода и земля.

СОЛНЦЕ И ЛУНА

Как утверждают грузинские легенды, до солнца и луны было совсем другое светило, и находилось оно на земле. А потом Бог позвал его на небеса. У людей началась паника. Тогда дарить тепло и свет вызвались брат и сестра, а звали их Солнце и Луна – отец у них был один, а вот матери разные.

Так они и светили, но как-то раз Бог велел, чтобы кто-то из них светил днем, а кто-то – ночью. Но как же решить, кто в какое время будет сиять? Договорились они: кто встанет первым, тот и будет дневным светилом. Матерям же наказали не будить их.

Солнце улегся вечером и проснулся рано утром. Луна же застелила кровать колючками, чтобы не уснуть. Целую ночь она промаялась и заснула под утро. Проснулась Луна, а мать уже тесто к обеду месит. Рассердилась мама, ударила соню грязной рукой. Опоздала Луна и стала ночным светилом, а след от удара так и остался.

ПОЧЕМУ РАЗДЕЛИЛИСЬ ЗЕМЛЯ И НЕБО

Говорят, что раньше небо и земля находились так близко друг к другу, что высокие люди могли достать рукой до облаков. Каждый мог говорить с Богом и подниматься на небеса.

Но недолго это длилось. Как-то раз одна женщина пекла лаваши, а рядом играли ее дети. Упал один мальчонка и испачкался. Мать не нашла никакой ткани, поэтому вытерла грязнулю лавашом. Разгневался Бог – ведь женщина осквернила хлеб – и послал на землю гром, который разделил небо и землю.

ДАЛИ – ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ОХОТЫ

Почему в Грузии покровительство охоте – задача женщины, да еще и роковой? А богиню Дали иначе не назовешь: она погубила целый сонм героев. Действительно, охота – дама своенравная и опасная. И рассказывают о ней немало легенд.

Охотник по имени Меписа собирался в горы. Напекла ему мать лепешек хмиади и снарядила на охоту.

Утром он поднялся на скалу и услышал пронзительный крик. Не обратил Меписа на это внимания, но крик повторился. Прошел он по скалам и встретил женщину с длинными золотистыми волосами. Это рыдала она.

– Кто тебя обидел, красавица? – обратился охотник к несчастной.

– Я Дали, хозяйка гор. Мой сын скатился со скалы, а внизу его поджидал злой волк. Схватил он ребенка и утащил на гору.

– Не плачь, красавица! Спасу я твоего сына и волка проучу!

А волк тем временем бежал рысцой по горам и держал в пасти сына прекрасной Дали. Меписа улегся на горе, прицелился и пустил стрелу. Он сразу попал в цель, и волк покатился по склону. Его пасть так и осталась разинутой.

Освежевал охотник свою добычу, завязал шкуру вокруг бедер, посадил мальчишку себе на плечи и понес к Дали. Увидел мальчик маму на горе и закричал:

– Мама, спусти мне свою косу!

– Не осталось у меня никого, кто бы мог назвать меня мамой, – ответила Дали.

– Мама, это же я, твой сын!

Посмотрела Дали со скалы и увидела своего сына. Спустила она ему свою золотую косу и подняла наверх ребенка.

– Чем тебе отплатить, охотник? Могу каждый день позволять тебе убивать по горной козе. А хочешь, буду дарить тебе каждый год по девять туров и каждую неделю по козе. А если захочешь, могу стать твоей любовницей.

– Нет, богиня, не могу я с тобой быть. Ты лучше дари мне каждую осень по девять туров.

Выполнила богиня обещание, но не простила охотнику, что он не принял ее любовь.

Прошло время. Пошел Меписа снова на охоту и встретил в лесу девять туров. У одного из них были золотые рога. Прицелился в него юноша: стрела попала прямо в рог, отлетела от него и вонзилась охотнику в лоб.

КТО ТАКОЙ МИМИНО?

В Аджарии до сих пор есть традиция охоты с ястребом-перепелятником. Местные крестьяне отлавливали ястребов на пролете, приручали, обучали и охотились с их помощью на перепелов. А называют они эту птицу мимино.

МЕСТЬ ТКАШИ-МАПА

Мегрелы называют богиню Дали Ткаши-мапа. Вот что о ней рассказывают в этих краях.

Загрузка...