Глава 1 Такой разный Кавказ. Что общего у легенд его народов?

Удивительная и причудливая вселенная кавказской мифологии образовалась еще в глубокой древности. Стоит ли говорить, что за тысячи лет она испытала на себе самые разные внешние влияния? И это не только христианство и ислам, но и зороастризм, мифология иранских народов и Междуречья.

К сожалению, исконные сказания многих кавказских народов сохранились плохо. Это и понятно, ведь Армения и Грузия стали одними из первых стран, которые приняли христианство, да и ислам проник в регион довольно рано.


Эчмиадзинский собор – самый древний в Армении (фотография сделана Генри Линчем, британским путешественником, 1901 г.)


Вот почему в начале позапрошлого века религиозная культура народов Кавказа представляла собой удивительную смесь традиционных мифов и христианства.

Еще одной особенностью можно назвать то, что отдельные циклы кавказских преданий практически не сохранились: большинство иносказательных сюжетов и мотивов впитали в себя большие эпосы, например, нартский эпос или эпос о грузинском герое Амирани.

Сегодня народные сказания и представления восстанавливают заново. В этом ученым и поклонникам кавказских традиций помогает, например, изучение языков, наречий, а еще устных преданий, песен, ритуалов, сказок и даже танцев. Они давно утратили свой первоначальный контекст и слились с более поздними религиозными системами, став элементами мусульманских и христианских культов. Но давайте посмотрим, что же объединяет все мифы народов Кавказа.

Космогонические мифы

Краеугольным камнем всего мироздания для древних жителей Кавказа стало Древо жизни, которое по вертикали соединяет землю с подземным миром и небом.

Древние ингуши и чеченцы считали, что подземное царство имеет вертикальное строение и состоит из семи миров. Они соединены между собой потаенными пещерами или норами, которые расположены на краю каждого мира.


Древо жизни. Урарту. Изображение на шлеме. Дата создания неизвестна


Позже у нахских народов все подземные миры объединились в один – Ел. Находится он на западе, а солнце здесь светит только ночью. Жители подземного мира ведут обычную жизнь, но работают в темное время суток.

А вот древние грузины все миры разместили на пересекающихся координатах. Верхний мир называется Зескнели, также на вертикали располагаются земной мир (он называется Скнели) и мир подземный (Квескнели).

По горизонтали расположены Цинаскнели (передний мир) и Уканаскнели (задний, или последний, мир).

В мире верхнем обитают боги, фантастические существа и птицы. Скнели населен людьми, растениями и животными, нижний принадлежит усопшим, дэвам, драконам и прочим хтоническим существам.

А еще у трех вертикальных миров есть цвета – белый, красный и черный. Белый соответствует переднему миру, светлому и благодатному, а также понятию «здесь». Ему противопоставляется мир задний – он таинственный и темный, полон неожиданностей и опасностей, ассоциируется с понятием «там». Задний мир настолько опасен, что многие обряды запрещают оглядываться.

Снаружи все горизонтальные и вертикальные миры окружены Гарескнели – темным внешним миром. За ним нет ничего сущего, а сам этот мир является застывшей тьмой и неменяющейся вечностью.

Между горизонтальными мирами существует разграничение – толща воздуха и земная твердь, а между вертикальными – семь горных хребтов.

Перейти из одного мира в другой могут только боги или герои-полубоги. Может ли совершить подобный переход человек? Да, но только если ему разрешат боги и если он сменит облик (иносказательное название смерти). Многие кавказские народы считают, что душа может на время покинуть свою оболочку и путешествовать вместе с богами, переходя между мирами. Это своеобразная инициация. У грузин персонажа, который умеет перемещаться между мирами, зовут Гахуа Мегрелаури, у ингушей – Боткий Ширтка. Вернувшись из других миров, человек может опять вселиться в свое тело.

Позже (вероятно, под влиянием мусульманства и христианства) возникает понятие ада и появляются сюжеты о наказании грешников и переходе души в мир мертвых.

И наконец, все миры между собой связаны Мировым древом, которое стоит на краю света. Впрочем, тут у разных народов свои вариации – это может быть олень с ветвистыми рогами, цепь, башня.

Средствами сообщения между мирами могут быть птицы, бараны, кони героев и даже злые духи – дэвы и каджи.

А еще большинство кавказских народов верит в сверхъестественную силу священных рощ и деревьев. Так, адыги, абхазы и многие народы Дагестана не только поклонялись им, но и приносили дары. В грузинских легендах боги нередко предстают в образе дерева.

А вот чеченцы и ингуши считают, что земля изначально была плоской твердью без воды, живых существ и растений. Однажды на нее спустилась огромная белая птица. Когда она полетела дальше, из отходов ее жизнедеятельности возникли вода, реки, моря и озера, а также растения. Согласно другим преданиям этих народов, людей, животных, горы и реки создал бог-творец по имения Дяла.

Пантеоны и главные боги

Несмотря на то что кавказские народы были обращены в ислам и христианство довольно рано, память о древних пантеонах во главе с верховным богом сохранилась и поныне. Но власть верховных божеств над «подчиненными» богами нередко в легендах не проявляется. Это тоже особенность кавказской мифологии. А еще понятие верховного бога под влиянием ислама и христианства претерпело немало изменений.

Глава грузинского пантеона – бог Гмерти. Некоторые свои функции он разделяет с другими богами. Тем не менее это единственный хранитель и учредитель мирового порядка и повелитель всего существующего. Обитает Гмерти на седьмом небе, а без его воли ни в мире живых, ни в мире мертвых не происходит ничего. Когда в Грузии распространилось христианство, Гмерти стал ассоциироваться с богом-творцом.

Остальных богов называют хвтисшвили. Это дети Гмерти. Обычно это покровители и посредники между богом и человеком.

Их глава – Квириа, правитель суши, у которого есть собственный дворец. В некоторых мифах его называют посредником между хвтисшвили и верховным богом. А народы Западной Грузии считают Квириа богом плодородия.

Глава абхазского пантеона – бог Анцва. Он вобрал в себя черты самых разных древних божеств – покровителей охоты, громовержцев, богини-матери.

Главным богом адыгского пантеона был Тха – первотворец-демиург. Позже его функции перешли к богу Тхашхо. Его культ также воспринял элементы христианства, а с появлением ислама слился с культом Аллаха.

СЫН СОЛНЦА

Имя бога Тха произошло от адыгейского слова «дыгъэ» – «солнце». Вот почему мы можем смело предполагать, что изначально роль демиурга у адыгов принадлежала богу солнца.

Тетри Георгий и семь планет – дизайн герба Демократической Республики Грузия, 1918 г.


А что же многонациональный Дагестан? Почти у каждого из народов – свой бог. У лакцев во главе пантеона стоит Зал, у аварцев – Бечед, у цахуров – Гыниш, у рутульцев – Йиниш.

Представления о светилах

Почти все кавказские народы наделяют луну, солнце и звезды человеческими качествами.

Так, в грузинских мифах луну считают мужчиной, а солнце – женщиной. Иногда их называют братом и сестрой, иногда мужем и женой, реже матерью и сыном.

В преданиях горцев Дагестана у солнца (Барг) и луны (Барз) тоже был облик юноши и девушки, но одни народы считали их влюбленной парой, другие – братом и сестрой.

В абхазском пантеоне был Хайт – бог восхода и заката, который связан с морем, а также миром живых и мертвых. Согласно древнему поверью, в его морское царство с гор стекались все реки.

Женское соответствие Хайта – богиня Кодош. Ее культ был распространен на побережье Абхазии и у некоторых адыгских племен. Особенно популярна Кодош у шапсугов. Ей посвящали деревья и даже целые священные рощи.


С горных вершин лучше видно солнце и луну


Более поздние абхазские боги – Амза (луна) и Амра (солнце). Они муж и жена, а Амза страдает от преследований своей сестры-дьявола.

Догнав Амзу, сестра начинает его есть. Когда Амру извещают о беде, она спешит к мужу на помощь. Солнце и дьявол тянут его каждая в свою сторону, а спор может разрешить только верховный бог. На половину месяца он предоставляет луну сестре (та за это время съедает ее целиком), а на вторую половину – жене. Она возвращает Амзу к жизни, а в полнолуние история повторяется.

Кстати, эта история перекликается с древнеегипетской легендой об Осирисе, которого разодрал Сет.

ПОЧЕМУ НА ЛУНЕ ПОЯВИЛИСЬ ПЯТНА?

Абхазы считают, что на луне пасется стадо Сасрыквы – главного героя нартского эпоса. Есть и другие сказания. Например, о пастухе, который бросил вверх коровий помет и рассыпал его по луне. В Грузии расскажут предание о пощечине, которую дала женщина сыну. В это время ее руки были в тесте, потому пятна получились яркими. А вот лунное затмение, согласно поверьям множества народов Кавказа, случается тогда, когда на светило нападает дракон, желающий его съесть. Вот почему во многих регионах существует обычай стрелять в луну во время затмения. Только так можно ее спасти.

В мифологию чеченцев и ингушей тоже вошли сюжеты, посвященные небесным светилам. Например, о боге солнца по имени Гела, который с утра выходит из моря и погружается в него вечером.

Когда этот бог поднимается на горизонт, с него стекает морская пена.

А еще бог солнца два раза в год гостит у Азы – своей матери (по другой версии – дочери и покровительницы всего живого). Аза родилась из солнечных лучей и является их животворящей силой. Гела приходит к ней в гости в дни равноденствия.

Также существует предание, согласно которому луна и солнце – единоутробные братья. За ними постоянно гоняется Мож – злая сестра, которая сожрала все небесные светила. Когда Мож догоняет братьев, происходит лунное или солнечное затмение.

Есть у ингушей и чеченцев предание и о том, как произошли солнце и светила.

Жил да был талантливый кузнечных дел мастер. И угораздило его влюбиться в свою сестру. Кузнец гонялся за ней с раскаленной палицей, пока оба не умерли. Искры от его палицы стали звездами, кузнец – солнцем, а его возлюбленная – луной. И поныне кузнец тщетно старается догнать возлюбленную.

Божества-покровители

Анимизм на Кавказе также присутствует. Душа есть у гор, рек, лесов. И покровители тоже. Популярны и охотничьи божества, без согласия которых богатыри и жители горных поселков не могут выйти на промысел. Немало легенд сложено про «хозяев» диких зверей, которые пасут и доят туров и оленей. Эти божества дарят охотникам дичь, которую убивать без их разрешения запрещено, а ослушник обязательно будет наказан.

Среди таких божеств – абхазский Ажвейпш (иногда с ним отождествляют Аерга), ингушский бог злаков Елта, дагестанский Авдал (Абдал), грузинские Очопинтре и Дали, адыгский Мезитха. До него адыги поклонялись богине охоты Мезгуаши. После принятия христианства функции бога охоты перешли святому Георгию, он же Даушджерджи.

А вот в охотничьем эпосе и мифах всего региона красной линией проходит сюжет о звероловах, которые преследовали покровительницу диких животных в образе страшного зверя, падали с гор или скал и погибали.

Этот же сюжет встречается в народных песнях и плясках. Со временем охотничьи мотивы слились с космогоническими и аграрными мифами. Песни и хороводы, посвященные погибшему охотнику, ежегодно исполняются на весенних праздниках и посвящаются пробуждению природы и ее сил.


Празднование весны. Дагестан


Нельзя не упомянуть и о тотемических представлениях. Их следы наблюдаются у многих народов Дагестана. Один из самых популярных тотемов – медведь. Так, хваршинцы и дидойцы считают талисманом медвежью лапу. Лезгины и лакцы возводят свой род к коровам. Есть место среди тотемов и змее: аварцы ее считают покровителем дома, а гидатлинцы – олицетворением дождя, молнии и просто воды. Среди других животных-покровителей можно найти коня, орла, собаку, козла, барана. Прослеживаются тотемические представления и в мифологии ингушей. Например, покровителями людей они считают птицу фаьра-хьазилг.

Боги природы

Сюжеты, посвященные божествам грома и молнии, распорядителям судеб урожая, попадаются в каждом уголке Кавказа. Подобно верховным божествам, они посылают на землю дождь и засуху, владеют небесным огнем. К сожалению, в грузинских легендах и ритуалах имена древних богов не сохранились, а их культы слились с культами христианских святых, которые их вытеснили, – Гиорги, Элия.

Зато сохранилось имя повелителя молнии и грома в абхазском пантеоне. Зовут его Афа, и он посылает с небес огненные стрелы. Известны и боги народов Дагестана – Арш у цахуров, Асс у лакцев, Гудил – бог дождя у табасаранцев. С громами и молниями связаны и боги кузнечного дела: Пиркуши у грузинов, Шашвы у абхазов, Тлепш у адыгов. В представлении абхазов кузница – это осколок бога Афы.

Абхазы, адыги и грузины хоронили убитых молнией с особыми почестями, как правило, на месте гибели.

Боги-посредники между небом и людьми, которые выпрашивали погоду, популярны по всему региону. Им посвящались ритуалы, во время которых женщины наряжали кукол, обливали водой, ходили с ними по деревням и по завершении обряда бросали их в реку. Такие процессии помогали бороться с капризами природы, будь то засухи или ливни. У грузин такими божествами были Гонджо и Лазаре, а также христианские святые и даже обожествленные исторические персонажи. Кстати, эти ритуальные шествия очень похожи на древнегреческие.

А вот об увеличении численности скота грузины просили верховное божество – Гмерти. О том же просили святую Марию и многих других богов, которые совмещали аграрные функции и функции покровителей скота: Барбале, Босели, Тевдоре, Чабуки, святую Варвару, Ламарию.

Был бог скотоводства и земледелия и у дагестанского народа лезгин. Звали его Гупар.

У других народов Кавказа сложились более дифференцированные представления о богах природы.


Конь – герой многих кавказских мифов и легенд


Так, у адыгов покровитель коров – Пшишака, волов – Хакусташа, а также Амыш и Ахын, в ведении которых мелкий и крупный рогатый скот.

У абхазов божество скотоводства Айтаром, а также бог – покровитель буйволов – Мкамгария.

А еще во всем регионе живут легенды о быке или корове, которые посланы богом – покровителем скота в деревню и отдали себя в жертву в честь него. В Грузии эти истории нередко связываются с культами христианских святых, а православная церковь использовала легенды о животном, которое само приходит к месту своего заклания. Так, в абхазском храме в Илори в день святого Георгия демонстрировали чудо: сюда приходил бык с позолоченными рогами, которого якобы привел сам святой в ночь перед праздником.


Святой Георгий. Илорский храм в Абхазии


У горцев Кавказа сохранились и культы древних богов-покровителей плодородия, земледелия и урожая. Это Анапа-нага и Джаджа в Абхазии, адыгейское божество Тхагаледж, Квара и Идор в Дагестане, ингушские Тушоли и Ерд.

Духи злые и добрые

Земля кавказская духами полнится, добрыми и злыми. Древние представления о них и лесных людях сильно смешались с христианством и исламом. Так, от нападения шайтанов может спасти молитва по Корану.

В легендах нахских народов встречаются многочисленные добрые духи – тарамы. Также у ингушей немало злых духов: хун саги, алмазы, убуры, гамсилги, вочаби. Злые духи здесь нередко выступают олицетворениями всевозможных болезней.

А самыми «популярными» злыми духами почти у всех горцев стали шайтаны – демоны, враждебные как людям, так и Аллаху. Но есть между ними некоторые отличия.

Так, в представлении дагестанских народов шайтан – это существо антропоморфное, но с густой шубой, вывороченными руками и ногами и крошечного роста. Обитают эти демоны там, где человек ходит редко, но их образ жизни похож на человеческий: у них есть и свадьбы, и праздники, и лошади, на которых шайтаны любят кататься. Даже дети у них рождаются, а помогают этому бабки-повитухи. Они могут принять облик вашего знакомого, а если вы поможете шайтану, он может даже открыть путь к богатствам. Но чаще всего шайтан – существо зловредное. Он может столкнуть с обрыва, подменить младенца, сломать мельницу.


Джинны. XVIII в. Художественный музей Уолтерса, США


В представлении аварцев у каждого шайтана есть имя: Титу, Иту, Ниску. Разновидностей аварских шайтанов немало. Кехай вредит скотине и человеческому здоровью, васвасинекал обрекает еще не рожденных детей на болезни, а жундул изредка может быть полезен человеку. Он защищает от врагов и напастей, однако известен вредным характером.

Отведено место в мифологии дагестанских народов и джиннам. Они могут быть черными и сводить людей с ума, а также белыми: эти покровительствуют роду человеческому и помогают разбогатеть. Но если вы раскроете тайну своего богатства, джинн обязательно вас накажет.

Грузинские легенды тоже повествуют о злых духах. Это каджи и дэвы, которые обитают в нижнем мире.


Дэв на марке Азербайджана


Эпические герои и их подвиги

Эпос – это особый пласт мифологических представлений кавказских народов.

Рассказы о нартах и Амирани начали создаваться в древности, потому сохранили в себе следы многих исторических эпох. Граница между эпосом и мифом условна: их миры похожи, а боги выступают в роли помощников или противников героев.

В нартском эпосе боги Дебеч и Тлепш являются олицетворением двух поколений божественных кузнецов. Дебеч наделяет формой раскаленный металл, а его ученик Тлепш изобретает инструменты для кузнечного дела. В этих образах отражаются древние представления о кузнецах как избранниках божества и олицетворении сверхъестественной силы.

Тем не менее герои нередко превосходят богов. Вот почему они могут быть и соперниками. Сосруко, Амирани, Сасрыква, Абрскил, Батраз, Насрен-Жаче, Пхармат и другие герои часто вступают с богами в конфронтацию, чтобы, например, подарить огонь людям. Это позволяет рассматривать их и как культурных героев.


Парк нартов. Владикавказ


И все же герои эпоса всегда олицетворяют светлое начало и противостоят силам зла, тьмы и подземного царства, символизируя в своих подвигах упорядочение космоса. Большинство из них рождаются волшебным образом – из камня, от богини и охотника. Охота в целом занимает особое место в кавказском эпосе и является предвестником значимых событий, связанных с подвигами героев.

А вот подвиги – это уже олицетворение явлений природы и времен года. Сегодня, правда, цикличность деяний нартов и других богатырей утрачена, но намеки на нее остались. Так, слезы Сосруко, который спустился в подземный мир, – это весенние ручьи, а прикованные к скале Абрскил и Амирани дают о себе знать каждый год.

В фольклоре восточногрузинских горцев сохранились сюжеты о ежегодных странствиях героя по имени Гиорги в царство каджей. Гиорги забирает у демонов богинь любви и плодородия, угоняет стада. А еще он похищает музыкальный инструмент пандури, который символизирует весну и перерождение природы.

Нартские герои тоже действуют ради счастья людей и процветания природы. Например, Ашамез отправляется в подземный мир, чтобы спасти прекрасную Ахумиду и забрать свою чудодейственную свирель у дракона. Игра на свирели пробуждает спящую природу и гонит зиму.

В Дагестане истории о нартах не так популярны, но в эпосе народов этого края встречаются сюжеты и мотивы, близкие к грузинским и северокавказским.

Например, лезгинский персонаж по имени Шарвили может разрушить гранитную скалу, стать неуязвимым для стрел и клинков и даже в одиночку заменить стотысячное войско. Победить его можно только обманом.

Дагестанские герои тоже соперничают с богами. Так, Амир (герой лакцев) решает состязаться с богом Залом, за что его приковывают к скале цепями. Еще один персонаж, живший в Мачал-лащи, похищает огонь у бога, чтобы спасти замерзающих девушек в горах. Чем еще занимаются герои кавказских эпосов? Сражаются с одноглазыми великанами. Это роднит их с тем же Одиссеем.

Но есть в их жизни место и любви. Так, герой грузинской песни «Молодец из Тавпаравани» каждую ночь переплывает море, чтобы увидеть свою возлюбленную. Девушка оставляет зажженную свечу, указывающую на причал. Однако из-за козней злой старухи свеча гаснет во время бури, и герой терпит гибель, не найдя берега.

Похожие сюжеты встречаются и у адыгов. По легенде дом прекрасной Адиюх («белолокотная») находится на крутом берегу реки, через которую простирается полотняный мост. Если муж Адиюх возвращается из похода в темноте, она протягивает свои светлые руки из окна, освещая мост, словно солнце, и ее муж легко переправляет коней. Однако неблагодарный муж запрещает Адиюх освещать мост своими руками. В одну темную ночь он падает с моста и тонет, после чего Адиюх выходит замуж за Сосруко. Светящиеся руки Адиюх напоминают о древней легенде про богиню утра, чьи розовые пальцы освещают рассветное небо.

Но давайте отправимся в путешествие по вселенной гор и героев. Мобрдзандит, как говорят в Грузии. Добро пожаловать!

Загрузка...