Глава 1 Мифы творения: индийская космогония

Равноправные варианты

Люди в долине Инда жили уже 4–5 тысяч лет назад. Эту цивилизацию ученые называют протоиндийской, то есть она заметно старше индоевропейской, подарившей нам некоторые общие корни в целом ряде языков. И уровень развития этой цивилизации был весьма высоким, даже существовала письменность. Но, несмотря на это, достоверно судить о верованиях нельзя. Можно строить только предположения. Такие находки археологов, как статуэтки, изображающие женщин в теле, у разных народов типичны для культа женщины-матери. А изображения животных, в том числе хищных, а не только объектов охоты ради пропитания, наталкивают на мысль о существовании тотемизма, для которого характерно возводить свой род к тому или иному животному.

Да, протоиндийская цивилизация стояла на высокой ступени развития. Но уступала в военном искусстве ариям: коренному населению нечего было противопоставить колесницам. Впрочем, есть и другая версия: предыдущую цивилизацию загубил могучий природный катаклизм (потоп)… Не правда ли, такие сюжеты типичны для мифов? Для протоиндийцев процесс мироздания выглядел достаточно просто: начало всему дала богиня-мать, имя которой нам неизвестно. Можно предположить, что и процесс творения уподоблялся рождению ребенка.

Воинственные арии с их патриархатом, конечно, нуждались в принципиально ином варианте космогонического мифа. И такой появился, да не один! Наверное, ни одна другая мифология не может предложить столько вариантов космогонических мифов и такого количества богов-созидателей.


«Печать Прашупати» – предполагаемое доведийское изображение Шивы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Индская_цивилизация#/media/Файл:Shiva_Pashupati.jpg


Правитель, но не сын божества

Единого государства у ариев не было, и то или иное племя создавало собственный миф о происхождении мира. Племена были полукочевыми, то есть оставались на одном месте только на время от начала сельхозработ до сбора урожая, а потом перемещались на другую территорию. Каждое племя возглавлял военный вождь – раджа. Он же был верховным жрецом. Однако, несмотря на концентрацию военной и религиозной власти в одних руках, власть раджи божественной не считалась, а значит, опираться на авторитет высших существ он не мог, и все зависело от его личностных качеств.


Сначала немного поговорим о том, что же такое индуизм.

В сущности, это даже не одна религия, а группа религиозных и философских школ. Причем само историческое название индуизма на санскрите – санатана-дхарма – указывает и на древность, и на уверенность в том, что она не нечто временное, а надвременное. Эти слова можно перевести как «вечная религия», «вечный путь», «вечный закон». Комплексный характер и уникальность индуизма еще и в том, что в его рамках мирно и непротиворечиво существуют и взаимодействуют самые разные течения – политеистические, признающие множество богов, и монотеистические. В этой «синтетической» религии находится место пантеизму, ставящему знак равенства между богом и миром, и панентеизму с персонифицированным богом, включающим в себя вселенную и незримо присутствующим во всех вещах, и даже… атеизму.

В ведах приводится несколько версий творения, и все они равноправны. Впрочем, есть общая черта, не только объединяющая индийские космогонические мифы, но и сближающая их с мифами о создании мира, бытовавшими у других народов: творению предшествовал хаос.


Схема из книги индийского ученого XIX–XX вв.Б.Г.Тилака «Арктическая родина в Ведах».На ней пред-ставлен восход и закат солнца так, как это было показано в древних индийских гимнах

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вьяса#/media/Файл:The_sage_Vyasa_and_the_king_Janamejaya..jpg


Однако хаос в индийской мифологии особый – он прообраз порядка: изначально существовавшие космические воды несли в себе зародыш жизни. Из вод поднялся ком земли, который, разрастаясь, превратился в плавучую гору.

В одном из гимнов процесс творения описывается как создание бытия из небытия.

Не правда ли, этот сюжет наталкивает на размышления? Аналогия с внутриутробным развитием человека очевидна. Но есть и другая: жизнь на Земле зародилась в воде. Откуда могли догадываться об этом создатели мифа? Загадка.

Боги-творцы

Еще одна загадка для нас: как родился бог Индра? Мифы не дают однозначного ответа. Иногда его причисляют к адитьям – сыновьям божественного мудреца Кашьяпы и богини Адити. Иногда он самозарождается: просто приходит в мир и начинает действовать как демиург – разделяет небо и землю, создает солнце.

Начало творению мира было положено. Но на пути бога-творца (будто бы по законам приключенческого жанра, иначе не скажешь) появилось препятствие. Кстати, один из вариантов перевода имени демона (змея) Вритры – как раз таки «препятствие». Непросто было Индре победить хаос в лице этого «не-человека» и «не-бога», ведь в арсенале Вритры были гром, молния, град, туман. Но и одной только победы было мало: Индре пришлось разрушить девяносто девять крепостей демона, чтобы освободить мировые воды.

В привычных нам сказочных сюжетах, тоже явно имеющих мифологическую основу, герой зачастую должен употребить волшебную пищу или напиток, чтобы обрести силы для героического деяния. Вот и Индре орел приносит с неба божественный напиток – сому, выжатый в трех сосудах. Индра вбирает в себя силу этого напитка и отправляется на битву.

Итак, Индра разделил небо, еще один бог, Сома (собственно, персонификация одноименного напитка, но не только), «благоустроил» небесный свод, а вот функцию Атланта взял на себя Вишну.

Есть мифы, в которых создателями мира называют богов-ремесленников – кузнеца Тваштара и мастера на все руки Вишвакармана (иногда объединяют в один образ), выступавшего в качестве божественного строителя, плотника, оружейника, в частности, соорудившего колесницу для Сомы (впоследствии досталась герою «Махабхараты» Арджуне), лук для Вишну, трезубец для Шивы.


Индра и его супруга Шакти (Шачи) верхом на слоне Айравате. Иллюстрация из старинного индийского манускрипта


Древнеиндийское изображение колесницы бога Сомы (Чандры).XIX в.


Один из мифов, впрочем, утверждает, что Тваштар дрожал от страха перед Индрой…

Еще одним возможным создателем мира веды упорно называют бога Праджапати (ассоциируется с Индрой, подробнее об этом далее). Золотой зародыш превратился в бога, поддержал небо (аналог деяния Вишну), укрепил на небосводе солнце, создал богов и все сущее. Причем в разных вариантах мифов о Праджапати есть различные оригинальные подробности. Так, например, один из мифов рассказывает, что, переходя из небытия в бытие, Праджапати лил слезы, не зная, где найти для себя опору. Из слез, пролившихся в изначальные воды, появилась земля. Из тех, что поднялись вверх, – небо. Порой Праджапати приравнивают к Брахме, и это не уникально при столь большом пантеоне. У греков тоже происходило такого рода объединение мифологических образов по принципу схожих функций.


Фази из династии Великих Моголов (?).Мудрец Васиштха.Кон.XVI–нач.XVII вв.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Васиштха#/media/Файл:Vasistha_summons_Sabala,_the_cow_of_abundance,_to_provide_for_a_feast.jpg


Индийцы не были бы индийцами, если бы, объединяя образы двух богов, ни привнесли в миф веру в воплощения. По версии данного варианта мифа, по воле Брахмы (вариант – Праджапати) появились десять праджапати – десять его воплощений, рожденных прямо из его ума. Они продолжают процесс созидания. Вот они:

– Маричи, отец владыки солнца Сурьи и, что логично, основатель Солнечной династии царей;

– Атри, родоначальник Лунной династии;

– Ангирас, учитель божественного знания, посредник между людьми и богами и предположительно один из богов огня;

– Пуластья, отец Куберы, бога богатства;

– Пулаха – мудрец и (удивительно!) создатель львов, тигров и антилоп;

– Крату, еще один мудрец и отец мудрецов-карликов валакхильев;

– Прачетас (Дакша), противник Шивы, отец богини Сати;

– Васиштха – мудрец, собеседник Агни и наставник царей из Солнечной династии;

– Бхригу – мудрец, собеседник Варуны;

– Нарада, мудрец, друг Кришны.

Они создали других богов, зверей и птиц.

Существуют варианты мифа, в которых именно Праджапати заложил традиции жертвоприношений. И есть те, которые связывают его историю с историей жертвы – первочеловека Пуруши.


Маричи, один из праджапати. XIX в.


Первочеловек Пуруша

Среди космогонических мифов, бытовавших в разных культурах, есть такие, сюжет которых основан на принесении в жертву одним сверхсуществом другого сверхсущества или самого себя. Например, в скандинавских мифах разрубленное тело великана Имира служит для создания природных объектов. В «Авесте» первочеловек Йима распилен пополам – так появляются небо и земля.

Не исключение и индийская мифология. Тут для создания мира служит тело великана Пуруши. Причем боги приносят его в жертву традиционным для индийской культуры способом – сжигают на костре.


А как же на самом деле?

Откуда на самом деле появились касты? Помимо совершенно очевидного варианта – произошло социальное расслоение общества – историки выдвигают смелое предположение: изначально мог сыграть роль цвет кожи: чем светлее кожа, тем выше каста.

Ну а сюжет о сожжении Пуруши стал «религиозным прецедентом» для использования в ритуальных целях именно этого способа умерщвления, ведь дым уходит в небо. «Возвратилась эта сила на небо», – говорится в одном из гимнов.


Его глаз становится солнцем, дыхание – ветром, голова – небом, пуп – воздушным пространством, ноги – землей, уши – сторонами света. Обоснование существования каст мы тоже находим в мифе о Пуруше: из его рта произошли жрецы-брахманы, из рук кшатрии – воины и правители, из бедер вайшьи – крестьяне, ремесленники, торговцы, а из ног – шудры, «неприкасаемые». И даже жир («крапчатое жертвенное масло») пригодился: из него были созданы все животные. А также в процессе принесения жертвы появились гимны, напевы, ритуалы…

Божественное слово

Вач – олицетворение творящего слова, священного знания, хотя иногда ее именуют попросту богиней речи… А попросту ли? И случайно ли во многих культурах слову придается сакральный смысл?

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

Эти известные строки Николая Гумилева блестяще отражают отношение мудрецов к слову.

Если же сформулировать проще, именно слово выделило человека из мира животных. Слово, речь развивались вместе с цивилизацией и развивали ее, такое вот взаимовлияние. Слово – способ передачи знаний от человека к человеку, как практических, так и духовных. Неслучайно в русском языке есть устойчивое словосочетание «дар слова».

Вач – своего рода царица богов, сподвижница бога-творца Праджапати, супруга еще одного творца – Индры. Оговоримся, в ряде мифов Праджапати и Индра – один и тот же бог, мы с подобным встретимся не раз. Впрочем, другие сказания называют ее женой Брахмы, а во многих такие подробности вообще не упоминаются. Как бы то ни было, она соединяет небо и землю, несет в себе и Индру, и Сому, и Тваштара, и других богов.

Иносказательное наименование Вач – мать вед. Есть в индийской культуре еще один поэтичный образ: Праджапати создал воды в образе Вач. Как не вспомнить характерное для русского языка соотнесение речи и бегущей воды.

«А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит», – говорит Александр Сергеевич Пушкин о премудрой Царевне Лебедь.

Случайное совпадение? Или нечто, что подсознательно присутствует во всех культурах, восходящих к индоевропейской?

Впрочем, в индуизме все толкуется не с практической, а с мифологической точки зрения. И есть очень поэтичный миф, в центре которого слово. И образная система этого мифа удивительна. Хаос в нем предстает как отсутствие жизни. И вот безымянный бог-творец сотворил разум, способный к созиданию. И первое его творение понравилось ему настолько, что он стал славить себя. И его речь полилась в самом прямом смысле слова – стала бегущей водой. Снова этот образ! И снова первоосновой жизни становится вода!

Вы ведь наблюдали за течением реки? Там, где вода течет достаточно быстро, например, под плотинами, образуется «накипь» пены. Надо понимать, что экспрессивная речь бога-демиурга лилась быстро, потому что на воде появилась пена. Она затвердела – и появилась суша.

Творец был доволен собой и светился от гордости в самом прямом смысле слова. Так возник огонь.

Затем бог разделил себя на три части – так появились солнце, ветер и небо. Из его дыхания сформировались части света. А для того чтобы родилось время, он сочетался с речью.

Далее он превратился в жертвенное животное – коня – и принес сам себя в жертву, создав таким образом прецедент жертвоприношений животных в религиозных целях.

Видоизмененный вариант того же мифа: бог Атман осознал, что существует, и громко объявил об этом. Испугавшись одиночества, он разделил себя, став мужчиной и женщиной, и дал жизнь людям. Затем, поочередно превращаясь в самца и самку всех животных, он создал их потомство. Обычно в мифах сначала появляются другие боги и окружающий мир с его стихиями. Здесь за живыми существами последовали огонь и божественный напиток сома, известный нам по космогоническим мифам об Индре. И только потом – боги и касты.


Не просто набор звуков

Знакомый многим возглас «аум» – короткая и, наверное, самая известная представителям иных религий мантра. Каждый звук в ней символизирует свою энергию и определенное божество: «А» – предвечную энергию и Брахму, «у» – энергию творения и Вишну, М – природную энергию (ассоциирующуюся, как несложно догадаться, с энергией воды) и Шиву.


Пахтанье молочного океана. XIX в.


Старинная корейская карта Центральной Азии, в сердце которой помещено дерево Меру


Сома не единственный божественный напиток, являющийся частью мифа о творении. Своеобразный и интересный миф, приведенный в «Махабхарате», рассказывает о том, как боги и асуры, понимаемые в данном случае как демоны, договорились пахтать океан. В итоге появился напиток бессмертия – амрита. Совместными усилиями боги и асуры вырвали из земли гору Мандара и поставили ее на черепаху – опору земной тверди. Помощник богов – змей Шеша, точнее, его ипостась Васуки, послужил «веревкой» – им обвили Мандару. И этой веревкой с привязанной к ней горой много лет пахтали (взбивали) океан. Сначала вода превратилась в молоко, затем – в масло… Основная цель – получение божественного напитка – была достигнута. Однако в процессе появилось много «побочных продуктов», тоже чудесных. Родились бог луны Сома, богиня царской власти Шри (в некоторых мифах, вероятно, более поздних по времени появления, это было одно из имен Лакшми), богиня вина Сура (персонификация одноименного напитка). Появился Уччайхшравас – белый конь Индры – и атрибут Вишну волшебный камень Каустубха. И вот из океана возник бог врачевания Дханвантари, держащий в руках сосуд с амритой.

Загрузка...