Часть 1. В начале времен

До начала времен, когда не было еще ни земли, ни неба, когда не светило солнце и не мерцали звезды, когда не существовало ни смертных людей, ни бессмертных олимпийцев, был лишь один Хаос. Безжизненный, но живой, недвижимый, но постоянно изменяющийся. Вдруг в безбрежном лоне Хаоса возникло нечто невиданное, небывалое ранее. Облеклись в плоть и осознали себя Нюкта-Ночь и Эреб-Мрак. Первыми живыми существами были они. Сестра и брат. Грозные, могучие, бесформенные. Вступили они в брачный союз, и от того союза родились Древние: светлый бог верхнего неба Эфир и его сестра Гемера10, Смерть-Танатос и Сон-Гипнос, страшная Эрида-Распря и лицемерный Апат-Обман. Также породили они мрачного Харона, который родился стариком, и язвительного Мома-насмешника. Из Хаоса и собственной воли создали Нюкта и Эреб свой мир, который назвали Тартаром-Бездной. Там возвели они себе дома-твердыни.

Говорят одни, что от союза Эфира и Гемеры родились великие титаны Гея-Земля, Уран-Небо и Океан. Другие говорят, что, как и Нюкта, были они порождением Хаоса. Кто прав? Уже никто не скажет! Нет на земле тех, кто видел бы то время.

Славна и щедра древняя Гея-Земля. Широко раскинулась богиня, дала она жизнь травам и деревьям, зверям и птицам лесным. Всем она мать, всех кормит и на груди своей носит.

Велик Уран, необъятен. Как хочет, так и меняет форму свою, любой образ принимает. Клубится он над землей, словно гигантская туча, по которой синие молнии-желания бегут-извиваются. Завораживают те молнии всех, кто видит их, очаровывают своей красотой. Но стоит лишь разгневаться ему, как кровью наливаются молнии, страшными становятся. Не знает удержу и жалости древний бог, что хочет, то и творит. Не стой у него на пути, сметет и не заметит.

Не было равных Урану по силе, и оттого стал он править всем миром. Взял себе в жены Гею, и родилось от этого брака множество новых существ: ужасные сторукие и пятидесятиглавые исполины-гекатонхейры, прекрасные телом титаны и нимфы, одноглазые циклопы…

Шесть сыновей-титанов и шесть дочерей-титанид родились от союза неба и земли. Были они бессмертны и слушались лишь своих чувств и желаний, только свою волю признавали. Проносились они грозами по воздуху, бурями по водам, и как ожившие горы, шагали по поверхности земли. Словно стихия, не знали удержу их чувства, да и сами они были стихиями: огнем-солнцем, водой и землей. Прекрасные и вольнолюбивые, вступали они в брачные союзы между собой, и размножилось племя титанов. Стали они прародителями богов, героев и целых народов… Владели они всем миром и с подвластной материей сроднились. Разделились на водных титанов и небесных, горных и равнинных. Славно жили они, привольно, но не всех уранидов11 ждала такая судьба.

Трое их было сторуких великанов-гекатонхейров, носивших имена Бриарей-Эгеон, Котт и Гиес. Словно стихия, были они сильны и также необузданны. Гордились они своей мощью и были надменны. Ужаснувшись их вида и силы, Уран заковал сыновей в оковы и вернул их обратно в лоно Геи, тем самым ранив ее и заставив мучиться. Также поступил он и с другими своими детьми – тремя мудрыми, но гордыми братьями-циклопами: Аргом-Сияющим, Бронтом-Громовым и Стеропом-Сверкающим.

Не вынесла этого оскорбления мать и решила отомстить. Создала она в своих недрах серп из адаманта, минерала что крепче железа. Призвала затем она своих детей-титанов и попросила сразить отца-тирана. Согласился на это страшное дело лишь младший из сыновей Геи, многомудрый Крон. Спрятала его возле себя богиня, и когда ночью вошел к ней Уран, сын внезапным ударом серпа оскопил древнего бога, лишив его всех сил. Пролилась божественная кровь на землю, и зародились из нее девять Эриний – богинь, что мстят за всякое злое дело. Также из крови Урана со временем под землей родились змееногие гиганты.

Падая, проклял поверженный бог своего убийцу и предсказал, что и самого Крона свергнут его же сыновья.

Так стал владыкой мира Крон, и начался на земле Золотой век титанов. Однако недолго длилась радость. Не забыл Крон отцовское проклятие, да и как забудешь, ведь страшно предсмертное проклятие своей неотвратимостью. Стал бояться великий Крон, что и с ним поступят дети, как он с Ураном. Отравляла эта мысль его разум, не давала радоваться жизни. Чтобы обезопасить свою власть, не выпустил он на волю своих братьев – сторуких и циклопов. Взяв в жены свою сестру Рею, Крон стал глотать всех детей, которые рождались у них. Такая участь постигла его дочерей Гестию, Деметру и Геру, а также сыновей Аида и Посейдона. Лишь младшего ребенка, Зевса, скрыла Рея с помощью Геи от супруга. Вместо ребенка она завернула в пеленки камень, который Крон и поглотил, не заметив подмены.

И только одного своего сына не тронул Крон – бессмертного кентавра Хирона, которого родила ему океанида12 Фелира. Этот получеловек-полуконь полюбил мудрость и не желал власти, а потому был неопасен для Крона.

Титаномахия

Спасенный от расправы сын Реи вырос на Крите, где его вскормила молоком нимфа Амалфея, принявшая образ козы. Мудрая титанида Метида стала его воспитательницей, научив Зевса всем премудростям мира. Когда он окреп и почувствовал себя в силе бросить вызов отцу, под чужим именем пришел в отцовский дворец и поступил на службу к Крону.

Однажды за трапезой дал Зевс Крону выпить волшебный напиток из нектара и горчицы. Едва осушил титан кубок, как стал он задыхаться. Накатилась на него тошнота, и изрыгнул владыка мира всех своих проглоченных детей, которые оказались невредимыми. Подхватил братьев и сестер Зевс и унес прочь из дворца.

С этого чуда началась многолетняя война между отцом и сыном. На стороне старого повелителя бились титаны13, его братья и племянники. Зевс же, не рассчитывая только на своих братьев, освободил и вывел из-под земли томившихся там циклопов и сторуких. Благодарные за это циклопы выковали чудесное оружие: метавший молнии и гром перун для Зевса, шлем-невидимку для Аида и трезубец для Посейдона.

Лагерь Крона был на Офрийских горах, а Зевс с семьей стал на Олимпе, за что прозвали кронидов богами-олимпийцами. В долинах между этими горами и развернулись схватки между врагами. Получила эта великая война название титаномахия, что значит «война титанов». Зевс разил противников молниями, Посейдон бил трезубцем, титаны в ответ метали гигантские камни и древесные стволы. Когда сходились исполины врукопашную, то тряслась земля и шатались горы, так могучи были противники. Десять лет бились бессмертные между собой, но никто не мог победить. Не уступали титаны врагу, не отступали и боги. Не было победителей.

Тогда обратился Зевс к своим сторуким дядям-гекатонхейрам. Сначала он поднес им нектар и амбросию (напиток и еду богов), дающие молодость и силу. Отведав чудесный дар, сторукие почувствовали в своих мышцах новую силу и пришли в восхищение. Сердца их забились быстрее и воспламенились храбростью.

Зевс же тогда обратился к ним с искусной речью, призывая пойти в бой против титанов. «Вспомните, сколько страданий вы претерпели, пока мы вас не освободили и не вывели на свет! Встаньте же рядом с нами в бою, покажите миру свою силу и крепость рук!» – сказал он.

Вспомнили сторукие и свою обиду на Крона, и помощь Зевса. Как ожившие горы встали они и двинулись на титанов, и рядом с ними шли в бой молодые Крониды. Но не дрогнули при виде нового врага титаны, и с боевым кличем смело ринулись навстречу. Задрожала почва14 земли от их шага, и вздрогнул мир от глубокого Тартара до высокого неба, когда схватились две силы. Словно вихрь крутились все триста рук гекатонхейров, метая громадные обломки скал во врагов. Померкло солнце от этого каменного дождя. Как грозовая туча, посылая вокруг себя молнии, шел Зевс, и от жара молний загорались леса и кипели реки.

Не было в мире подобных битв. Казалось, что приходит конец мирозданию, но вот проиграли титаны. Сломила их сила сторуких. Разверзлась земля от удара Зевса, и сбросил бог своих поверженных, бессильных отныне врагов в сумрачные глубины Тартара.

Окружил преисподнюю Зевс медной стеной, чтоб не вырвались титаны на волю, а сторожить их поставил сторуких. Так из подлунного мира пропали и враги многомудрого Зевса, и его опасные союзники. Не стало у олимпийцев равных противников, стали они богами, поделили весь мир между собой. Стал Зевс владыкой богов, получил Посейдон власть над морем, а Аиду достался мир мертвых. Те же титаны, что уцелели в бою и расправе, склонились пред мощью богов, признали над собой их власть.


Зевс. Античная статуя. Фото из Википедии


И только лишь древняя Гея возмутилась расправой над своими детьми-титанами. На погибель Зевсу породила она в чреве своем грозного змееногого великана Тифона. Всех живущих превосходил он ростом и силой, глаза его горели огнем, а на его затылке вместо волос росла сотня драконьих голов. И жену себе выбрал Тифон подходящую – могучую змеедеву Ехидну, что некогда была красавицей титанидой. Однако заманили боги ее в пещеру на границе живого мира и Тартара, и там превратились ноги вольной титаниды в змеиный хвост.

Родились от союза Тифона и Ехидны смертоносные чудовища: двухголовый пес Орф и трехголовый пес Цербер, колхидский Дракон и огнедышащая Химера, а также многоголовая ядовитая змея Гидра.

Неизбежно должны были столкнуться между собой Тифон и Зевс, ведь каждый из них себя считал сильнейшим на свете. Каждый хотел править миром. Вот и сошлись в бою блистающий царь богов и неистовый великан.

Увидев Зевса, устремился ему навстречу Тифон, не разбирая пути. Широко раскинул свои могучие руки, чтоб обхватить бога. Кажется ему, вот встретятся они сейчас грудью в грудь, обхватит, сожмет в своих объятиях врага, там уж и ясно будет, кто из них сильнейший. Раздавит Зевса великан – ему править миром, нет, так и не жить ему больше под солнцем. Но не подходит бог близко. Кружит вокруг, да разит издали своими жгучими молниями.

Рвется вперед Тифон, вот он уже рядом с богом. Бьет рукою, но нет уже тут Кронида. Лишь скалы крушит великан своими ударами. А молнии все летят, впиваются в грудь Тифона, сжигают кожу, рвут мышцы… Не обращает внимания на боль сын Геи, снова атакует, но опять промахивается. Ускользает Зевс, не хочет бороться. Закричал великан. Так закричал, что облетели листья с деревьев, выплеснулись реки из берегов. Обхватил рукой вершину горную, оторвал да метнул. Но не долетела скала до цели, расколол ее молниями сын Крона.

Уставать стал Тифон. Хоть и закален был в подземном огне, хоть и сам огнедышащий, но жгут его молнии Зевса, ранят. Уже и не так быстр он. С хрипом дыхание вырывается из груди Тифона, заливает кровь его глаза, но не сдается сын Геи. Вслепую бьет, на звук бросается, но тщетно.

И вдруг одним прыжком подскочил к нему Зевс и нанес свой громовой удар. Что за удар?! Словно весь мир раскололся от неба до глубин Тартара, словно все горы мира треснули разом…

Пошатнулся Тифон и вдруг рухнул без сил на спину, раскинув руки. Вбил в землю его бог, а потом оторвал от почвы земли гору Этну и поставил на распростертое тело Тифона, чтобы тот уже никогда не смог подняться.

Но до сих пор поверженный великан жив, и когда он шевелится, происходят землетрясения, а его огненное дыхание вырывается в виде извержения вулканов.

Загрузка...