Знать
Методы психокоррекции при использовании в работе различных теорий личности. Иметь достаточный запас знаний и умений для проведения коррекционных мер.
Уметь
Планировать личностный рост; обеспечивать решение проблемы профессионального роста; ориентироваться в коррекционных психотехниках. Пользоваться приемами, методами и средствами психологической коррекции.
Владеть
Вариативными методами психологической коррекции; методиками индивидуальной и групповой психокоррекции.
Методы и техники психологической коррекции Методы телесно-ориентированной психотерапии
Под методом понимается способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Методы – это совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении коррекционной работы. Метод определяет общий принцип деятельности, методика – конкретное воплощение этого принципа в форме конкретных процедур и психотехник, относящихся к конкретному способу психологической работы на основе конкретного методического материала.
Поведение личности определяется двумя функциональными взаимосвязанными сторонами: регулятивной и побудительной. Регуляция поведения осуществляется посредством различных психических проявлений, таких, как ощущения и восприятия, внимание, мышление, память, речь, эмоции и др. Это обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Однако поведение возникло не само по себе, а в силу каких-то причин, побуждений к нему. Описание механизмов активности и направленности поведения традиционно связано с понятием мотивации. Более широко оно понимается как вся совокупность факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Наиболее важными из всех мотивационных понятий являются понятия «потребность», «мотив», «цель». Потребности, мотивы и цели – основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, и каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей. К направлению психологической коррекции относится мотивационно-потребностная сфера личности. Личность – психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Потребность – отражение в форме переживания нужды индивида для поддержки организма и развития личности. У человека потребность как состояние личности всегда связано с чувством неудовлетворенности, которое и направляет актуальное поведение. Мотив – побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека с разной степенью осознаваемое, либо не осознаваемое. При одной и той же потребности мотивами человека могут выступать самые различные предметы. Отсюда понятие «мотив», как устойчивое личностное свойство, которое как бы изнутри побуждает человека к совершению определенных действий для обретения нужного предмета потребностей. Люди как личности отличаются друг от друга разнообразием и особыми сочетаниями потребностей, которые у человека и проявляются в разнообразных мотивах. Большинство их осознаются, но существуют и неосознаваемые мотивы – установки и влечения. Сознание, как высший уровень отражения человеком действительности, является личностным образованием, позволяющим человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать его как часть самого себя. Одним из компонентов сознания является особая активность целеполагания, что значимо для коррекционной работы с личностью в целях формирования у нее социальных представлений. Осознаваемые переживания могут иметь определенные трудности в межличностных отношениях, в выборе профессии и так далее.
Сознание имеет довольно сложное строение – бытийное (биодинамические свойства и чувственные образы); рефлективное (значение и смысл). Функция сознания заключается в формировании целей деятельности в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает регулирование поведения и деятельности человека. В качестве объекта рефлексии могут выступать отражение мира, размышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения. С волевым поведением связаны эмоции, содержа в себе субъективную оценку значимости для человека жизненных событий, в форме переживания. Личность имеет свой неповторимый эмоциональный склад.
Методы коррекции личности определяются целями и психотехническими приемами. Значимой целью личностного роста является восстановление лучшего уровня функционирования личности в деятельности, во взаимодействии с людьми, принимая во внимание все способности личности, ее возможности и ограничения (связанные с заболеванием) и жизненные обстоятельства. Методы коррекции личности предназначены для любой возрастной здоровой категории, но имеющей различные проблемы: проблемы низкой самооценки, неуверенности в себе, слабой воли т. д.
Цель коррекции личности – поддержание или восстановление оптимального уровня проявлений личности в социуме (взаимодействие, общение, поведение и другое). При этом человек способен наблюдать за чувствами, не реагируя на их в действия, использовать понимание того или иного метода личностного роста.
Продолжительность коррекционных занятий. Использование методов коррекции личности может продолжаться от нескольких дней до нескольких лет.
Психотехники. Работа с защитными механизмами и конфликтами с помощью психолога или психотерапевта. Раскрытие альтернативных возможностей. Оценка видов поведения, несущего угрозу жизни и здоровью, органических причин заболевания.
Психотехника в классическом психоанализе включает 5 базисных техник: а) метод свободных ассоциаций, б) толкование сновидений, в) интерпретация, г) анализ сопротивления, д) анализ переноса.
Например, метод свободных ассоциаций предполагает порождение непроизвольных, в случайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента. Находясь в положении сидя или лежа, часто с закрытыми глазами клиент просто говорит все, что ему приходит в голову, осторожно направляемый короткими утверждениями или репликами психотерапевта.
Ответы на вопросы психолога, свобода отвергать интерпретации психолога (психотерапевта). Изучение своих опасений в связи с началом личностного роста. Объяснение своей «пассивной» манеры поведения. Осознание своих разочарования в работе над собой. Учиться оценивать по достоинству атмосферу безопасности. Научиться работать со сновидениями. Понять свои личностные реакции в любых жизненных ситуациях.
В структуру коррекции личности включены такие компоненты, как самопознание; самопобуждение; саморегуляция; самореализация.
Метод – это путь, способ достижения цели коррекции. Методика – это средство достижения цели коррекции. В каждом методе коррекции личности предполагаются многочисленные методики.
Техники психологической коррекции предназначены для старших подростков, юношей и взрослых, имеющих внутриличностные конфликты и противоречия при исполнении различных социальных ролей, например, роль дочери и роль студентки различны по своим правилам исполнения – они сталкиваются, и личность не может быть одновременно внимательной дочерью и внимательной студенткой, испытывая при этом внутриличностный конфликт.
Коррекция включает в себя следующие процедуры: установление конструктивных межличностных отношений, анализ и проработка личностной позиции во взаимодействии и общении с окружающими людьми, в малой группе социума, развитие самопознания (инсайта), переориентация.
– Наблюдение поведения и коррекция его в межличностных отношениях.
– Управление решением.
– Релаксационный тренинг.
– Коррекция качеств личности, таких как: несдержанность, неуравновешенность в общении.
– Коррекция волевых качеств личности.
– Коррекция эмоциональной реактивности в общении.
– Саморегуляция эмоциональных состояний.
– Обучение навыкам общения и умению проявлять чуткость к окружающим, соотносить свои желания и потребности с желаниями и потребностями других.