Глава 1 Теоретические и методологические основы психологической коррекции

КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА:

Знать

Развитие личности в различных видах деятельности. Проблемы личностного роста. Разнообразие концептуальных подходов в коррекционной деятельности психолога. Формирование личности как развивающейся системы. Определять и дифференцировать черты личности; волевые качества.


Уметь

Объяснить какой-либо защитный механизм (рационализация, отрицание, регрессия, вытеснение, проекция, интроекция, замещение, сублимация и т. д.).


Владеть.

Обучать поведенческой модели в условиях столкновения личности со сложными жизненными ситуациями, повышение самооценки личности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Психологическая коррекция Личностный рост Принципы психокоррекции Групповая и индивидуальная психокоррекция Симптоматическая психокоррекция

Понятие психологической коррекции

Психологическая коррекция – это мероприятия комплексного, системного психологического вмешательства в структуру личности с целью исправления, восстановления утерянных ценностей, личностных качеств.

Психокоррекция (перевод с латинского) означает буквально: исправление, восстановление. Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление, восстановление утраченных функций психики. Она рассматривается и как определенный вид психологической помощи.

Понятие психологической коррекции Л. М. Крыжановская, И. И. Мамайчук, А. А. Осипова дифференцируют с такими понятиями, как педагогическая коррекция, коррекционно-развивающее обучение, психотерапия Так, педагогическая коррекция – это исправление искажений, ошибок в воспитании и обучении детей. Коррекционно-развивающее обучение – это система организованного обучения, основанного на программном учебном материале, направленного на исправление каких-либо отклонений в развитии учащихся, с одновременной активизацией компенсаторного механизма. Психотерапия – это лечение клиентов с предболезненными состояниями, личностными расстройствами. Психологическая коррекция – это мероприятия, направленные на исправление поведения, эмоционального реагирования и межличностного взаимодействия.

Методами коррекции личности разрешаются проблемы профориентации, социальных представлений, социально-психологической адаптации. Современная психологическая диагностика и основанное на ее результатах применение системы адекватных коррекционных мер, регуляция соответствующей психической деятельности личности являются условием повышения работоспособности, что особенно важно для личностного развития, сохранения психического здоровья. Работоспособность, как и в целом успешность деятельности, комфортность общения определяется не только функцией интеллекта, но и функцией многих компонентов психологической структуры личности: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, мотивационно-потребностных. Все это может выступать и психолого-диагностическими признаками, и предметом психологической коррекции. Статус человека – субъекта трудовой, или учебной деятельности, и общения обеспечивается комплексным развитием ряда компонентов психологической структуры личности, а также формированием умений и навыков самоконтроля, саморегуляции позитивных приемов взаимодействия и общения с окружающими.

Задачи психологической коррекции затрагивают основные области и ситуации оказания психологической помощи личности. Психологическая коррекция необходима для решения личностных проблем, таких как жизненные кризисы, межличностные отношения, агрессивное и суицидальное поведение и многое другое. Педагог-психолог, практический психолог или специальный психолог в коррекционной работе опирается на научные основы дифференциальной диагностики и психологической коррекции. Психологи, осуществляющие психологическую помощь и психологическую коррекцию личности, применяют следующие коррекционные методы: реагирование на отрицательные эмоции в ходе обсуждения; проигрывание ролевых игр; формирование позитивных жизненных перспектив и планирование будущего. Применяется также метод групповой специальной психологической коррекции; интерактивный метод; техники гештальт-психологии; психодрамы и многое другое. Значимым является директивная и недирективная психокоррекция; такие методы коррекционного воздействия как внушение, убеждение, подражание, подкрепление; методы психической саморегуляции: аутогенная тренировка; активное социально-психологическое обучение: социально-психологический тренинг.

Цель психологической коррекции – осознание личностью своей ценности, места и роли в окружающем мире.

Принципы психологической коррекции

Психологическая коррекция, в прикладном значении, возникла в России в форме коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление недостатков личности ребенка Л. С. Выготский внес существенный вклад в становлении теории и практики обучения детей, разрабатывая метод обучающего эксперимента, основой которого является формирование зоны ближайшего развития ребенка. Данный метод рассматривается как метод психологической коррекции познавательных процессов и психологической установки ребенка в процессе обучения, его социализации. Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослыми, создающими ему зону ближайшего развития. Взрослый является промежуточным звеном между ребенком и обществом. Личность, как целое, выравнивается, компенсируется. Основываясь на идеях П. Я. Трошина и Л. С. Выготского многими учеными были разработаны программы коррекционно-развивающего обучения. Занков Л. В. представил программу коррекционно-развивающего обучения математики.; П. П. Блонский – программу по коррекции памяти и мышления; А. Н. Леонтьев – коррекционно-развивающую программу обучения чтению и письму; Давыдов В. В. – коррекционную программу видов обобщения в обучении; В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин – программы проблемного обучения в школе и др. Представлены принципы коррекционно-развивающего обучения: динамичности восприятия; продуктивной обработки информации; коррекции и развития высших психических функций; мотивации к учению.

Развитие концептуальных взглядов на психологическую коррекцию опирается на деятельностный подход к личности. Общепсихологический принцип единства сознания и деятельности определяет форму активности сознания, как результат поведения и деятельности, которое образует внутренний план деятельности человека. С. Л. Рубинштейн утверждал, что изменения содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания. А. Н. Леонтьев сделал вывод о том, что психологическое развитие человека это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Деятельностный принцип психологической коррекции является одним из основных.

Так А. А. Осипова выделила следующие принципы психологической коррекции:

Принцип единства диагностики и коррекции как особого вида практической деятельности психолога;

Принцип нормативности развития определяет особенности социальной ситуации развития;

Принцип коррекции «сверху вниз». содержанием коррекционной деятельности является создание зоны ближайшего развития.

Принцип коррекции «снизу вверх», содержанием является социализация личности.

А. А. Осипова представила классификацию психологической коррекции, которая различается по характеру направленности – симптоматическая и каузальная; по содержанию – коррекция поведенческих аспектов; межличностных отношений и т. д.; по форме работы – индивидуальная, групповая, смешанная; по характеру коррекционного воздействия – директивная, недирективная; по масштабу решаемых задач – общая психокоррекция, частная, специальная. Симптоматическая психокоррекция решает проблемы состояния клиента, его переживания, эмоциональное реагирование, напряжение и т. д.

Каузальная психокоррекция И. И. Мамайчук и др. представлена основными моделями коррекционной работы по исправлению, устранению причин отклоняющегося развития ребенка: медицинская – коррекция соматических симптомов; биологическая – коррекция сохранных функций отклоняющегося развития; педагогическая – коррекция педагогической запущенности ребенка; интеракционная – коррекция взаимодействия, общения, межличностных отношений.

Психологическая коррекция осуществляется в процессе деятельности личности. Условием возникновения и развития деятельности является формирование составляющих ее компонентов: мотивационного и стратегического. Для того чтобы создать условия личностного роста, необходимо прояснить следующее: дать оценку социальной среды, отметить ее позитивное и негативное воздействие на мотивационно-потребностную сферу личности; выделить основные качества личности, а какие из этих качеств необходимо стимулировать, какие некоторым образом подавлять; дать характеристику взаимодействия и межличностных отношений в социальной группе; расположить конкретные жизненные цели личности в порядке их психологической значимости, определить стратегию жизни.

Решающую роль в развитии психики человека играют социальные факторы. Когда говорится о сознании, имеется в виду особая активность целеполагания личности. Рефлексивное осознавание помогает личности в осмысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает регулирование поведения.

Процесс психологической коррекции начинается со встречи с самим собою. Именно за это время происходит выработка неосознаваемых, но важных в дальнейшем решений относительно оценки своей личности и прогнозированию дальнейших отношений с окружающими людьми. Личность выделяет социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) и понимает их как собственные. Многие обращают внимание на степень соответствия своей личности принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие «лику профессии» и т. п.).

В задачи психологической коррекции входит принятие себя, снятие напряжения, установление контакта, обсуждение своих проблем, осознание необходимой информации о себе и своем профессиональном статусе.

Ведущая система психологической коррекции – это рефлексивная система. Существуют три формы рефлексии: первичное осознание своего «Я»; «беговой» просмотр своих проблем; глубокая проработка проблемы. В ходе рефлексии включается антиципация (предвосхищение), возврат к прошлому, постановка вопросов самому себе и поиск ответов на них, анализ своего поведения и оценка его. Этические принципы как исходные мысли личности, самая глубинная часть переживаний. При осознании факта своих действий человек стремится вскрывать причины, выделять психологические характеристики факта, чётко выстраивать психологические личностные задачи, требующие самостоятельного осуществления анализа, выделять главные события ситуации, объяснять мотивы своего поведения и другое. Возникает рефлексия, творческая активность, самооценка и самосознание. В процессе рефлексии человек выдвигает гипотезы, проверяя их, осваивает новое поведение, прогнозирует возможные результаты, тренируется в смене позиций, приобретает опыт принятия решений. При этом существенно меняется мотивация действий личности, намечаются пути дальнейшего самовоспитания.

В ходе психологической коррекции осуществляется личностный рост – это временный преходящий момент тренировки и воспитания воли. В процессе личностного роста воссоздается поиск аутентичности своего существования, воспитывается любовь к познанию и творчеству Личностный рост формирует позитивные жизненные ценности, готовность к труду, положительное отношение к приобретаемой профессии, реалистические жизненные планы и многое другое. В процессе личностного роста прививаются высокие социальные ценности: доброта, чуткость, взаимопомощь, уважение к труду. Отдельно выделяется стадия личностных трансформаций и попыток приобщения личности к новому способу проживания жизни. Задачи психологической коррекции: выработка программы положительного будущего личности, эмоциональная и экзистенциальная готовность к личностным и поведенческим изменениям. Необходимо применять специальную методику проведения целенаправленного самонаблюдения (А. Ф. Лазурский). В коррекционной работе соблюдаются принципы гуманности, всестороннего и целостного изучения личности, принцип динамического ее изучения, принцип единства диагностики и коррекции.

Основным направлением психологической коррекции является качества личности, волевые ее черты. Волевые движения, действия и деятельность всегда обусловлены, мотивированы. В процессе волевой деятельности может иметь место борьба мотивов. Это проявляется в сомнениях, нерешительности. Такая борьба может иметь характер мучительного состояния, когда человек поглощен сомнениями. Волевое действие осуществляется ради цели, подчиняет импульсы сознательному контролю и изменяет окружающую действительность для реализации жизненно важных целей и задач. Волевое действие сродни конфликту, когда сталкиваются собственные противоречия личности и преодолеваются внутренние и внешние препятствия.

Волевые качества и волевая регуляция личности в жизненных ситуациях идентичны, ибо это обусловлено характером преодоления трудностей. В процессе личностного роста повышается роль самостоятельного преодоления трудностей. Социализация в процессе психологической коррекции как совокупность мотивационных и когнитивных аспектов преобразуется в психической деятельности, когда внешние требования становятся внутренними требованиями личности.

Когнитивный компонент психологической коррекции – это «образ Я» – содержание представлений человека о себе. В «образ Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, объединяться с ними, а с другой – отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность.

Эмоционально-ценностное отношение человека к себе отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Эмоционально-ценностный компонент психологической коррекции составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства. Это принятие себя.

Поведенческий компонент психологической коррекции определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением.

Проблемы коррекции психического развития в зарубежной психологии

Основанием для систематизации видов и методов психологической коррекции стали многочисленные концепции (теории) зарубежных психологов, их научных направлений. В частности, когнитивная психокоррекция опирается на методологию когнитивной психологии, индивидуальная психокоррекция – на психоаналитическое направление в психологии, групповая психокоррекция – на бихевиоральное и т. д.

Когнитивная психокоррекция. Сущность когнитивистского подхода охарактеризована стремлением объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Общая линия связи между этим процессом и социальным поведением прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения.

Теоретической основой когнитивной психологии выступают гештальтпсихология и теория поля К. Левина.

В. Келер (Werner Keller) и др. – считал что психику нужно изучать в ее целостных проявлениях, гештальтах.

Идея имманентной динамики гештальта служит основанием для процесса преобразования познавательных структур субъекта – «реорганизации», «перегруппировки», то есть определенного изменения когнитивной сферы клиента.

К когнитивным теориям относятся: 1) теории когнитивного соответствия Ф. Хайдер (Fritz Heider) и др.; 2) теории С. Аша (Solomon Eliot Asch) и др., использующие основные понятия когнитивизма.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (Leon Festinger): Идея социального сравнения означает, что каждый человек обладает потребностью оценивать самого себя. Основным способом проверки мнения человека об окружающих и о самом себе – это сравнение своего мнения позицией других людей. Сравнение будет устойчивым, если его мнение и мнение группы сходны и наоборот. Вывод – при незначительном расхождении мнений человек более охотно поменяет свою точку зрения на групповую, и наоборот.

На базе этих идей Л. Фестингер начинает создание своей теории когнитивного диссонанса. Основные ее положения:

1. Каждый человек имеет потребность в знании о себе, оно должно быть связным, последовательным и непротиворечивым.

2. Суть теории – люди стремятся к согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то он постарается представить это противоречие как непротиворечие. Диссонанс между когнитивными элементами. Основной вопрос: каким образом проявляется стремление уменьшить диссонанс? Л. Фестингер предлагает три способа. Первый – уменьшение диссонанса возможно за счет изменения поведения. Второй – это изменение знания. Третий – осторожное отношение к новой информации, например, ее игнорирование.

Далее Л. Фестингер вводит понятие «когниция» как определенные элементы когнитивной структуры, которые делятся на два вида: когниции, которые относятся к поведению и когниции, относящиеся к среде. Отношения между когнициями могут быть 3-х типов: отсутствие связи между когнициями; отношение консонанса между когнициями; отношение диссонанса между когнициями.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера. По мысли Хайдера, в этих сентенциях изложены представления наивной психологии о сущности стремления человека к сбалансированной когнитивной структуре, иными словами, первый постулат теории сбалансированных структур – идея баланса. Здесь же находим и второй постулат – идею приписывания (каузальной атрибуции), т. е. процесса поиска достаточной причины для объяснения поведения другого или своих собственных действий.

В ходе коррекции клиенту предлагают – на основе соответствующих приемов смотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно.

Групповая психокоррекция. В ее основе лежит поведенческий подход (принципы бихевиоризма). Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) стал предметом научения, были систематизированы факты, законы поведения и методы. Представитель бихевиоризма Джон Уотсон (J. Watson) – под поведением понимал совокупность реакций на внешние раздражители (S-R) – стимул-реакция. Задачи бихевиоризма: определение стимулов; предсказание их по реакции и определение по ним реакции; уметь исправлять и корригировать поведение; изучать комбинацию стимулов и реакций.

Необихевиоризм. Представитель его Э. Толмен (Tolman Edward Chase) – добавил: в связку стимул – реакция (S-R)еще одну «промежуточную переменную» (V) – внутренние процессы которые опосредуют действия стимула т. е. влияют на внешнее поведение. Это цель, или намерение – организующее и направляющее начало в поведении. (S-V-R). По Б. Ф. Скиннеру (B. Skinner) – поведение может определяться не стимулом, а вероятными последствиями поведения, которые управляют субъектом. Оперантное научение – не стимул порождает стимул, и нужное действие, необходимое в данном процессе.

Индивидуальная психокоррекция. В ее основе – психоаналитический подход. Эффективность коррекции личности вытекает из психоаналитического понимания функционирования психики человека. Ведущую роль в жизни человека играет бессознательное. Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) выделял, что в процессе развития человеческое сознание как часть личности вынуждено искать компромисс. Происходит борьба между тем, что рвется из сознания наружу. По Фрейду, существуют три составляющих структуры личности. «Оно» – бессознательная область импульсов. Инстинкты подчинены принципу удовольствия. «Эго Я» – цензура над импульсами бессознательного. Защитные механизмы, как специфические изменения содержания сознания, возникают в ситуации внутреннего конфликта и являются способом борьбы «Я», против болезненных непереносимых для личности переживаний. Защитные механизмы могут быть эффективными и неэффективными, в зависимости от того, удастся ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов. Формирование защитных механизмов первоначально происходит в межличностных отношениях, они искажают реальность в целях сохранения психического здоровья и затем, становятся внутренними характеристиками человека (защитными формами поведения). Признаки защитных механизмов – импульсивность (непроизвольность), искажение реальности; отсутствие осознания (они не осознаются). Основные функции: сохранение личностной целостности, психического здоровья, Я – образа; регуляция межличностных отношений.

Механизмы психологической защиты

Рассмотрим известные механизмы психологической защиты.

Сублимация – главный эффективный механизм – перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло (сексуальные инстинкты, художественное творчество, агрессия, военная профессия). Вытеснение – одно из основных понятий в психоанализе. Репрессия, подавление. Это процесс активного выключения из сферы сознания т. е. забывании о случившемся в целом. «Избегание неудовольствия».

Рационализация – используются убедительные доводы для оправдания своих личностных и социально неприемлемых качеств, желаний и действий. Это оправдательное отношение к своему поведению может быть двух типов: «зеленый виноград» – занижение значимости поступка (не очень-то и хотелось); «сладкий лимон» – преувеличение значимости достигнутого.

Проекция – для ослабления чувства вины. Виды ее: комплементарная – приписывание другому того состояния, которое у меня отсутствует (Ревность). Атрибутивная – наивные суждения при недостатке знаний (другие такие же, как и мы). Семелятивная – приписывание другому человеку собственного качества, которое я не осознаю у себя.

Функции проекции: регуляция самосознания и самооценки; функция мотивации; регуляция межличностных отношений.

Перенос – смена объектов чувств (перенос на более спокойный объект).

Регресс (развитие вспять) – человек переходит на более низкий уровень развития, опускается на несколько ступенек вниз. В экстренных ситуациях: растерянность, плачь, упрямство.

Самотизация (уход в болезнь) – если подавленное влечение не находит выхода (т. е. не включается ни один механизм защиты), то сдерживание может привести к органическим синдромам, спазмам, головной боли, язве – начинается разрушение организма. Отрицание – игнорирование болезненной реакции. Формирование реакции – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, что бы с его помощью подавить противоположную эмоцию.

Подавление – ограничение действий или мыслей, которые могут вызвать тревогу или проблему.

Идентификация – тенденция воспроизводить объект (чаще в агрессивном состоянии). Уподобление объекту.

Сознание – высшая форма психического отражения объективной реальности. Человек наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, потому что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики характерно наличие 2-х больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью их осознанности самим субъектом: часть – осознаваемые, большая часть – неосознаваемые процессы (бессознательное).

Г. Олпорт (Gordon Willard Allport) и Л. Терстоун выделили аттитюд[1] как состояние сознания и нервной системы характеризующее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Функции аттитюда: приспособительная – направляет субъекта к тем объектам, которые служат движению его целей; функция знаний дает указания относительно способа поведения по отношению к объекту; функции выражения – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; функция защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Зарубежные психологи определили трехмерную структуру аттитюда: когнитивные компоненты – осознание объекта социальной установки; аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта, выявление симпатии или антипатии; поведенческий компонент – последовательное поведение по отношению к объекту. Социальные установки (аттитюды) – это субъективные ориентации людей на те или иные социальные ценности.

Цель коррекции – выявить неосознаваемые причины внутриличностных конфликтов. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля поведения, и, как следствие, – возможность личностного роста.

Симптоматическая психокоррекция. Психодрама Дж. Морено (J. Moreno). Метод групповой коррекции, при котором участники группы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников, в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях. Проживая важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катарсический эффект.

Телесно-ориентированный подход – авторы В. Райх (Wilhelm Reich), А. Лоуэн (Alexander Lowen). Любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей». Распуская эти панцири, высвобождается энергия таким образом корригируется эмоциональное состояние, психическое напряжение и, в целом, личность. Основные приемы – массаж, различные двигательные упражнения, голосовые упражнения.

Возвращение человека к его первичной природе, т. е. к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению тела в жизнь происходит в процессе социализации, когда человек уходит от собственных первичных потребностей. Возвращение к телу осуществляется посредством специальных упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышечных групп, вербальных способах высвобождения задержанной эмоции.

Симптоматическая коррекция включает в себя аутогенную тренировку личности по методу Дж. Шульц (J. Schulz). Использование релаксационных техник, упражнения самовнушения, снятие мышечного напряжения и т. д.

Специальная психологическая коррекция. В основе ее лежит теория В. Бенниса (Bennis Yoppen) и Г. Шепарда (Shepard), построенная на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т-группах, или группах тренинга человеческих отношений, группах самоанализа.

Теория группового развития касается процессов изменения в Т-группе на пути к достижению цели валидной коммуникации. Она включает два основных момента: анализ помех валидной коммуникации и определение стадий группового развития. Авторы выделяют правила взаимодействия в группе, кризисы ее развития и т. д. Корригируются межличностные отношения, проблемы взаимозависимости, трудности взаимодействия в группе, общение.

Гуманистический подход к личности пронизывает все виды и методы психологической коррекции. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайные обстоятельства окружения не мешают этому. А. Маслоу (Abraham Harold Maslow) выделил, что у каждой личности наблюдается стремление к самоактуализации – стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих возможностей в социуме. Главным жизненным мотивом человека является тенденция к самоактуализации, представляющая собой стремление проявлять все свои способности, согласно нравственным ценностям, – таким образом и развивается личность. На поведение влияет не прошлая история человека, а то, как ему видится его будущее. Личность должна рассматриваться не только в контексте «настоящее – будущее», но и как единый, целостный организм. Его единство нельзя свести к составляющим частям личности. Самым значительным элементом психологической реальности, индивидуального опыта человека является его самость, или Я – концепция. Это система взглядов на свою сущность, на то, что он из себя представляет. Выделяют: истинную самость – Я – реальное; идеальную самость – Я – идеальное. Я – концепция является продуктом социализации человека. В процессе ее формирования ребенок, а потом уже и взрослый человек, всегда нуждается в позитивном внимании к себе со стороны своего окружения. К. Роджерс (Carl Rogers) представил личностно-ориентационный подход, где воспитание выделяется как создание условий для самореализации личности: неприятие прямых воздействий на личность; отсутствие у воспитателя права решать, каким человеку быть; не принимать решения за других; принимать человека таковым каков он есть. Вершина этого процесса – самовоспитание как сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Психическими механизмами самовоспитания являются методы саморегуляции поведения, деятельности, личностного роста. В основе самовоспитания лежит развитие высокого уровня самосознания, адекватной самооценки, а также развития критического мышления и стремления к самосовершенствованию. Человек стремится реализовать себя – это главный жизненный его мотив, тенденция к актуализации, представляющую собой стремление развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Эта тенденция ведет к самоактуализации и проявляется в желании достичь или завершить что-то.

Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть – признак душевною здоровья.

Системы психологической коррекции основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем становления и ответственности человека за свое становление.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие основные понятия включает психологическая коррекция?

2. Какова специфика проблем и задачи психологической коррекции?.

3. Перечислите виды и методы психологической коррекции.

4. Коррекция личности в рамках психоаналитической теории.

5. Коррекция личности в рамках бихевиоризма?

6. Коррекция личности в рамках гуманитарной теории?


Задание 1. Проанализируйте свою личность по свойственным ей стилевым особенностям межличностных отношений по двум ведущим параметрам отношения к другим людям: «доминирование» и «подчинение»; детальный анализ стиля межличностных отношений – авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.


Задание 2. Психические состояния как временная целостная характеристика психики весьма разнообразны. Для практической работы особый интерес представляют те состояния, которые сопровождают деятельность человека. Проанализируйте параметры психических состояний личности, возникающие в деятельности: мотивации, настроения, переживания успеха – неуспеха, уровень бодрствования.


Выберите единственно правильный ответ.

1. Для проведения психокоррекции имеют значение:

а) теории;

б) методы;

в) специальные социальные отношения между клиентом и психологом;

г) все ответы утвердительные.


2. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

а) общую;

б) частную;

в) специальную;

г) все ответы утвердительные.


3. По направленности выделяют психокоррекцию:

а) симптоматическую;

б) импровизированную;

в) директивную;

г) все ответы утвердительные.


4. Принцип психокоррекционной работы:

а) принцип единства диагностики и коррекции;

б) принцип нормативности развития;

в) принцип коррекции «сверху вниз»;

г) все ответы утвердительные.


5. Принцип психокоррекционной работы:

а) принцип коррекции «снизу вверх»;

б) деятельностный принцип;

в) принцип системности развития психической деятельности;

г) все ответы утвердительные.

Загрузка...