Предисловие

Если бы вы только знали… какая великолепная штука – авиация.

Антуан де Сент-Экзюпери

Эта книга написана в защиту профессии летчика, в первую очередь военного. Она раскрывает психологию его сложного и опасного труда. В ней использованы уникальные летно-экспериментальные материалы.

Автор – ведущий в нашей стране ученый в области авиационной медицины и психологии, человек, самозабвенно влюбленный в авиацию, врач, психолог, педагог. Он многие годы всесторонне изучает жизнь и психологические проблемы профессиональной деятельности летчиков. Его оригинальные работы широко известны у нас в стране и за рубежом.

Читая эту книгу, невольно утверждаешься в мысли: ее мог написать только человек с богатым летно-испытательным опытом. И действительно, не имея специального летного образования, В. А. Пономаренко лично участвовал в полетах, исследуя деятельность летчиков в аварийных ситуациях. Впервые в мире он применил метод неинформированного отказа пилотажных приборов на борту самолета в реальном полете. В его послужном списке немало уникальных работ, личное участие в испытаниях различных авиационных комплексов.

Летный состав нередко скептически относится к различного рода медицинским и психологическим экспериментам. Однако В. А. Пономаренко сумел доказать их полезность и необходимость. Его страстное желание помочь летчикам как в летных, так и в земных делах, дружеское расположение к ним вызвали ответную заинтересованность летчиков в результатах этой работы.

Полученные экспериментальные данные и сделанные на их основе научные обобщения, особенно в период совместной работы с доктором психологических наук Н. Д. Заваловой, постоянное доверительное личное общение с летным составом, изучение опыта и мнений летчиков позволили автору порой в острой, полемической форме, но всегда искренне осветить в этой книге на многие важные, еще не решенные проблемы летной деятельности.

Главной темой книги, рассуждает ли автор о рядовом летчике, курсанте училища, инструкторе или летчике-испытателе, является нравственная сторона их жизни и профессиональной деятельности, основанной на духовных истоках авиации: народности, коллективизме, творчестве. Эта деятельность характеризуется взаимным доверием, единой целью, общностью усилий, слаженностью действий, взаимной ответственностью.

Серьезное значение придает автор творческому решению проблем авиации, так как, что такое творчество по отношению к летному труду, понимают даже не все летчики, особенно когда они становятся начальниками. В обеспечении безаварийности полетов некоторые из них основной упор делают только на строгую дисциплину. Однако сознательная дисциплина – явно недостаточный фактор успешности полета. Летная практика доказывает, что дисциплина без творчества и риска проблемы безопасности полета не решает.

Автор аргументированно подводит к мысли, что ни административные моры, ни самая строгая дисциплина не могут обеспечить безопасность полетов, если главному звену, от которого она зависит, летчику, не будут созданы технико-эргономические и психофизиологические условия для оптимальной организации его деятельности. Творчески «совершенствуя» существующие правила, летчик идет на риск тогда, когда цель нравственно оправдана, когда есть уверенность в правильности принятого решения и в успехе. Без этого невозможен прогресс в авиации. В любом полете в разумных пределах есть место для творчества, для осознанного риска.

Категорически осуждая случаи неоправданного маневрирования самолетов, В. А. Пономаренко раскрывает их психологическую причину: естественное желание летчика попробовать свои силы в выполнении более сложного элемента полета. У летчика это вызывает определенный положительный психологический эффект, так как появляется уверенность в своих силах. Летчик убеждается, что способен на большее.

В авиации немало парадоксов, и один из них – профессиональная подготовка летчиков. Возможно ли, чтобы вчерашний курсант, не имея летного опыта и специального летно-педагогического образования, стал учить технике пилотирования? В авиации, по мнению автора, нет должной системы подготовки кадров инструкторов. А ведь молодой, малоопытный инструктор может лишь «натаскивать» курсанта. Опытный же летчик-инструктор, отлично знающий особенности самолета, дает курсанту возможность почувствовать допустимые отклонения от заданных режимов и исправить ошибки в полете, т. е. готовит профессионально надежного летчика.

С глубоким знанием дела пишет В. А. Пономаренко об испытательной работе. Это неудивительно. Как профессиональный экспериментатор-испытатель, он сумел постичь внутренний мир людей этой профессии, вычленить наиболее характерные психологические особенности испытательной работы, дать социальный портрет летчика-испытателя, показать его гражданскую ответственность за будущее авиации.

Большое значение для летного состава имеют практические рекомендации автора. На основе проведенных экспериментов описывается восприятие летчиком приборной и неинструментальной информации, разбираются психологические особенности деятельности летчика при использовании систем автоматического, директорного и ручного управления, особенности навыков в особых случаях полета. Выводы о необходимости наряду с контролем показаний приборов доверять неинструментальной, чувственной информации подтверждают важность таких понятий, как «чувство слитности человека и машины», «чувство самолета».

Казалось бы, с внедрением автоматического управления самолетом в жизнь летчика пришел «золотой век». Но автоматизация управления самолетом принципиально отличается от автоматизации в любой другой деятельности человека, в первую очередь, тем, что в случае отказа техники летчик вынужден немедленно брать управление на себя, а для этого он должен в течение всего автоматизированного полета находиться в режиме «активного оператора».

Автор подчеркивает: автоматизация управления меняет прежний характер действий летчика. Поэтому главной целевой установкой в обучении летного состава пилотированию по директорным приборам должна быть выработка твердых навыков контроля их работы по вспомогательным приборам.

Можно ли на исправном самолете совершить аварию? Статистика летных происшествий отвечает на этот вопрос утвердительно.

Однако есть и другая статистика. Большое количество полетов при возникновении неисправностей систем самолета завершилось благополучной посадкой. В особых случаях в полете профессиональная надежность летчика – это наиболее важный из факторов, обеспечивающих безопасность полета. Автор доказывает, что летчику необходимы специальные навыки, принципиально отличные от навыков действий в обычном полете. Если для обычного полета достаточны автоматизированные навыки, не требующие больших умственных усилий, то для аварийной, слабопредсказуемой ситуации необходимо вырабатывать специальные умственные навыки действий в особых случаях в полете. Причем и на тренажере, и в полете надо моделировать не только аварийную ситуацию, но и обусловленное ею психологическое состояние.

Ошибка летчика – хорошо знакомое понятие для всех без исключения авиаторов. Но всегда ли виноват летчик в этой ошибке? «Нет, не всегда», – утверждает В. А. Пономаренко. Вина летчика во многих случаях оказывается спорной, так как причина ошибки может быть не в летчике, а в несовершенстве его связей с самолетом и окружающей средой. Поэтому, заключает автор, при выявлении причин ошибок с учетом личного и человеческого факторов требуется системный анализ деятельности, в процессе которого ошибка рассматривается как результат функционирования системы «летчик-самолет-среда».

В. А. Пономаренко считает, что при исследовании летного труда и ошибочных действий летного состава системный подход должен стать основным в решении проблемы безопасности полетов. И это, очевидно, не случайно. Сама жизнь заставляет говорить и думать о безопасности полетов гораздо больше, чем о самих полетах. Летчик в системе «человек – самолет – среда» – основное звено обеспечения безопасности полета. Когда ситуация представляется всеми так, как ее видит летчик, его творческое решение будет правильно понято, а при необходимости дополнено или уточнено участниками обеспечения безопасности полета. При оценке техники пилотирования, по мнению автора, анализируя данные средств объективного контроля, необходимо придавать большее значение докладу летчика.

Проблема летного долголетия не только профессиональная, медицинская, нравственная, но и экономически значимая, так как затраты на подготовку современного летчика очень высоки. Ее, по убеждению автора, следует решать за счет повышения эргономичности создаваемой авиационной техники и внедрения в авиацию системы медицинской реабилитации как больного, так и практически здорового летчика в специализированных отделениях авиационных госпиталей.

Словом, автор, охватывая профессиональные, психологические и социальные аспекты летной деятельности, преследует одну цель – привлечь внимание авиационных специалистов, врачей, психологов, командиров, общественное мнение к судьбе и социальным проблемам жизни летчиков.

Уверен, книга, затрагивающая многие проблемы летной профессии, будет полезна широкому кругу читателей.

Для ученых-психологов – это богатейший материал для размышлений и определения дальнейших путей научных исследований по поставленным проблемам в авиационной психологии.

Для летного состава – это уникальный практический опыт, изучение и использование которого позволят повысить летное мастерство, профессиональную надежность, продлить летное долголетие.

Для руководящего состава авиации – это повод для критического переосмысления своего отношения к ошибкам летчика и научное обоснование необходимости личного профессионального роста и совершенствования, коренного улучшения морально-нравственных, социальных условий жизни и деятельности летного состава.

Для всех интересующихся авиацией, особенно для молодежи, мечтающей о полетах, – это возможность увидеть реальную жизнь и деятельность летчика.

Заслуженный летчик-испытатель СССР

В. Цуварев

Загрузка...