Я. И. Грищенко, Д. В. Тихомиров Методические рекомендации по обучению работников организаций мерам пожарной безопасности

Введение


В 2018 году в России в техногенных пожарах погибли 7891 человек [13]. Пожары произошли на 4698 связанных с промышленностью объектах: производственных зданиях и складских производственных помещениях, строящихся объектах, сооружениях и установках.

Согласно собранной МЧС статистике 31 % пожаров вызваны нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования, неисправностью производственного оборудования, нарушением технологического процесса производства и правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ. Треть всех причин пожаров связаны с человеческим фактором, с тем, что работники не знали, как избежать возгорания или пренебрегали правилами пожарной безопасности. Кроме человеческих жертв пожары на производстве нанесли и колоссальный материальный ущерб.

Трагедия в торговом центре «Зимняя вишня» в г. Кемерово в марте 2018 года показала, насколько комплексной является проблема обеспечения пожарной безопасности. В этом конкретном случае сошлись почти все возможные нарушения, каждое из которых могло бы стать причиной пожара: были нарушены требования к проектированию зданий с массовым нахождением людей, недостаточно осуществлялся надзор, не работали системы пожаротушения и сигнализации, непрофессионально выполняли свои обязанности плохо обученные работники торгового центра. В результате пожара погибло 60 человек, из них 41 ребенок [13].

Отметим, что на промышленных предприятиях, помимо уже перечисленных факторов, добавляются еще и опасные объекты, оборудование и материалы, а неправильные действия работника влекут за собой очень высокие риски.

В производственных условиях самыми распространенными источниками возгорания являются:

• искры, выделяемые при коротких замыканиях, перегрузках электросетей, появлении больших переходных сопротивлений и др.;

• тепло, выделяющееся при трении подвижных деталей, а также при выходе газов под высоким давлением;

• искры, образующиеся при ударах металлических деталей друг о друга;

• тепло, выделяющееся при химическом взаимодействии некоторых веществ и материалов, а также при самовозгорании веществ и материалов;

• искровые разряды статического электричества и т. п. [12]. Пожары и взрывы зачастую сопровождают аварии во многих отраслях промышленности, что приводит к тяжелым последствиям не только для самого производства и людей его обслуживающих, но и для окружающей среды.

В этой связи становится особенно важным умение персонала не только быстро и четко реагировать на нештатную ситуацию, но и правильно оценивать риски наступления аварийной ситуации и ее возможные причины.

В деятельности по обеспечению пожарной безопасности важное место занимает противопожарная пропаганда и обучение работников мерам пожарной безопасности. Их основы были заложены в Декрете Совета Народных Комиссаров от 17 апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем», одна из статей которого предписывала принятие мер в государственном масштабе к самой широкой популяризации среди населения сведений о мерах борьбы с пожарами. В документе отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, издания правил и инструкций, обучения населения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды. Декретом предусматривались также мероприятия по подготовке специалистов пожарного дела, открытию пожарно-технических училищ, школ и курсов, изданию специальных журналов и брошюр, устройству выставок. Была определена главная задача пожарной охраны – предупреждение пожаров [11].

Сегодня Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) и экспертное сообщество в лице заинтересованных представителей промышленности проводят серьезную работу для уменьшения пожарной опасности. Федеральный государственный пожарный надзор за организациями осуществляет МЧС России. МЧС совместно с субъектами Российской Федерации с 2015 года внедряет риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля, что означает отнесение каждого производственного объекта к той или иной категории риска или к классу опасности. Форма, продолжительность и периодичность проверок, других мероприятий по контролю и надзору со стороны государственных органов определяется категорией риска или классом опасности.

По заявлению министра МЧС, надзорный орган практически полностью отказался от проверок на малых и средних предприятиях, так как при риск-ориентированном подходе на таких объектах угроза пожаров достаточно низкая. Таким образом, число ревизий за последние годы уменьшилось на 30 %, из-под надзора вышло более 1 миллиона объектов. Однако это не означает, что с руководителя малого или среднего предприятия снимается обязанность по обучению персонала. Наоборот, ответственность его возрастает, у него возникает необходимость самостоятельно разрабатывать и организовывать весь процесс обучения работников правилам пожарной безопасности.

Анализ показывает [11], что до 80 % пожаров можно успешно предотвратить с помощью средств и методов обучения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды, которые являются наиболее важными формами работы по предупреждению пожаров.

Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке данного пособия руководству КГ «ТЕРМИКА» и сотрудникам, разработавшим примерные специальные программы обучения пожарно-техническому минимуму: Б. Л. Мухутдинову (Приложения 1–3), О. О. Рубцовой (Приложения 4–5), С. В. Самыкину (Приложения 6-11).

Загрузка...