Только в ХХ в. управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению.
Рассмотрим основополагающие школы управления.
Научная школа управления (1885–1920 гг.).
Школа связана с именем Фредерика Уин-слоу Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, а также рационализации труда и его мотивации.
Благодаря этой школе было разработано 12 принципов управления, которые не потеряли своего значения и в настоящее время:
1) отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления;
2) здравый смысл, предполагающий признание ошибок и поиск их причин;
3) компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением;
5) справедливое отношение к персоналу;
6) письменные стандартные инструкции;
7) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
8) нормализация условий труда;
9) нормирование операций; ^вознаграждение за производительность.
Классическая, или административная, школа (1920–1950 гг.).
Это направление связано с именем Анри Файо-ля. Специалисты такого направления исследовали эффективность работы всей организации. Итогом многих работ и проведенных исследований А. Файо-ля является создание принципов управления всей организацией:
1) первоначальная функция – разделение труда;
2) полномочия и ответственность. Полномочие – право отдавать приказы, а ответственность – это ее составляющая противоположность;
3) дисциплина как взаимное уважение, достигнутое соглашением;
4) единоначалие и порядок;
5) единство направления, т. е. каждая группа действует в определенных рамках для достижения определенных целей;
6) подчиненность личных интересов общим;
7) скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
8) стабильность рабочего места.
Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).
Основная цель этой школы – повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители данной школы провели исследования и эксперименты по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д. В результате этого были сделаны выводы о том, что система человеческих отношений влияет на результативность