Предклассическая эра в истории Мексики охватывает период с 1500 года до н. э. до 150 года н. э. К ее началу, по всей видимости, относится появление у индейцев социального расслоения. Причинами этого стали необходимость организации общества для выполнения сложных работ, а также переизбыток населения при ограниченности материальных ресурсов. Приблизительно этим временем датируются постройки первых храмов, а также найденные захоронения индейской знати.
Около 1200 года до н. э. жители территории нынешней Мексики начали выполнять различные ирригационные работы, строить каналы, тeppacы и разбивать сады. Прямым следствием этого стало увеличение сельскохозяйственного производства и дальнейший рост нacеления. C этого момента и примерно до 500 года до н. э. занимает период, для которого характерно появление рабочих специальностей (развивалось, например, ткачество из волокон агавы и хлопка).
Свидетельством существования религии в этот период являются многочисленные находки статуэток богинь плодородия, воинов и жрецов в ритуальных масках.
Но что интересно, в отличие от Старого Света одомашнивание ездовых животных на территории нынешней Мексики оставалось почти неизвестным.
Одной из первых индейских культур, так называемой «материнской культурой» Мексики, была цивилизация ольмеков, проживавших на побережье Мексиканского залива примерно с 1500 года до н. э. до 400 года н. э.
Ольмеки – это название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках. Название это было дано условно: слово «ольмеки» ацтекского происхождения (производное от «олли» – резина), и переводится оно как «люди из страны каучуковых деревьев»[1].
Первым по времени центром городской культуры ольмеков был современный Сан-Лоренсо. Культовый центр этой цивилизации, расцвет которого пришелся на VIII–IV века до н. э., располагался на территории современных штатов Веракрус и Табаско. Там были найдены пирамиды высотой до 35 м, вымощенные ценными породами камня площадки для отправления культов, склепы, алтари, а также пять гигантских скульптурных человеческих голов из базальта.
Ольмекская голова из Сан-Лоренсо-Теночтитлана
(1200–900 гг. до н. э.)
Искусство ольмеков уникально – оно отличается простотой, прямотой и силой. Ничего похожего невозможно найти во всей Мексике.
Об алмеках нет практически никакой информации, кроме того, что они покрывали себя татуировками, выщипывали волосы на лице и охотились за человеческими головами, которые они высушивали, превращая в сувениры-«тсантса».
Предки ольмеков попали в крайне тяжелые условия, в которых собирательство и охота уже не давали достаточного количества пищевых ресурсов. И они начали перемещаться, постепенно заняв всю южную часть побережья Мексиканского залива.
Влияние ольмекской цивилизации на историю нынешней Мексики трудно переоценить: ольмеки, по всей видимости, первыми изобрели идеографическую письменность (то есть тип письма, знаки которого обозначают не звуки и не слоги, а целые слова), перешедшую затем к великим цивилизациям более позднего периода. Они первыми научились строить фундаментальные сооружения, они же, благодаря астрономическим наблюдениям, сумели разработать солнечный календарь, без изменений перешедший затем к майя и ацтекам. Ольмеки познакомили соседние племена со священной игрой в мяч, которую испанцы могли наблюдать у более поздних цивилизаций.
Мы в огромном долгу у таких народов, как ольмеки. Многие современные страны, и прежде всего Мексика, выросли на богатом наследии доиспанской культуры, берущей свои истоки от ольмекской цивилизации подобно тому, как мы, североамериканцы, являемся наследниками европейской средиземноморской культуры, уходящей своими корнями к шумерам, египтянам, грекам, этрускам… И первая цивилизация Америки, часть этого общего древнего наследия, подает нам – далеким потомкам – через бездну столетий свой голос в виде нетленных творений человеческого гения и культурных достижений той эпохи.
Игра в мяч называлась «тлачтли», и она имела определенные правила. Даже в доацтекский период выразительные глиняные фигурки людей, играющих в одну из разновидностей этой игры, показывают, что она была такой же популярной, как ныне баскетбол или бейсбол в США. В эту игру играли на площадке, по сторонам которой высились стены с рядами сидений. В центре площадки находилась «корзина», каменное или деревянное кольцо, установленное не горизонтально, как в баскетболе, а вертикально. Цель игры состояла в том, чтобы попасть каучуковым мячом в кольцо. Мяч был твердым, не надутым. Его делали из каучуковой смолы. Диаметр мяча составлял примерно 15 см. Игрокам разрешалось бить по мячу только ногами, бедрами или локтями: на них надевались толстые накладки, как у вратаря в хоккее на льду. Начиналась «тлачтли» как спортивная игра, но потом она стала ритуалом. Никто не может точно сказать, где и когда она возникла, за исключением того, что у ольмеков, обитавших на побережье Мексиканского залива, где рос каучук, эта игра существовала еще в 500 году до н. э.
Стадион для игры в мяч (Монте-Альбан)
Гораздо хуже ольмекской известна древняя цивилизация сапотеков, центр которой находился в Монте-Альбане (на юго-востоке Мексики, в штате Оахака). Там сейчас располагается знаменитый храм, стены которого испещрены барельефами, якобы изображающими танцующих мужчин. Но это лишь одна из версий трактовки загадочных силуэтов. Некоторые ученые считают, что это вовсе не танцоры, а убитые враги или те, кого приносили в жертву. Другие утверждают, что это люди с различными физическими отклонениями, а здание, в котором были найдены барельефы, – бывший госпиталь. Но, видимо, всем приятнее было думать, что это исполняющие свои танцы древние сапотеки. На том и порешили. Хотя, скорее всего, это все-таки были изображения жертвоприношений. Известно, например, что во время солнечных затмений сапотеки приносили в жертву карликов, считавшихся детьми Солнца. Да и вся скульптура этого периода была связана с культом человеческих жертвоприношений. Так что так называемые танцоры – это все-таки изображения изувеченных пленников в разнообразных позах (поэтому-то многие исследователи и решили, что они танцуют).
Монте-Альбан (современный вид)
А еще в Монте-Альбане обнаружили очень много письменных изображений, не дешифрованных до настоящего времени несмотря на почти двухсотлетнюю историю их изучения. А все дело в том, что древнее «мексиканское» письмо несколько напоминает геральдику, и люди иногда изображали один предмет с помощью изображения другого, название которого напоминало первый предмет.
Начало сапотекской культуры некоторые ученые связывают с ольмеками. Первые постоянные поселения в долине Оахака появились в XV веке до н. э. Между 1150 и 850 гг. до н. э. крупнейшим поселением в Оахаке было Сан-Хосе-Моготе, состоявшее из примерно сотни домов, на месте раскопок которых были найдены окаменевшие плоды кукурузы, чили и авокадо. После 850 года до н. э. происходило становление ранних городов, являвшихся религиозно-церемониальными и административными центрами. В них велось монументальное строительство.
В 700–500 гг. до н. э. у сапотеков имел место значительный прирост населения. В это время образовались 70–85 сложных вождеств (автономных политических единиц, включавших в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя). В этот период, видимо, шли войны между этими объединениями, что заставляло постоянно возводить стены и укреплять главные поселения. Также к этому времени складывались основы сапотекской культуры, например, собственная письменность и календарь.
Культура на земле Мексики существовала уже за двадцать пять столетий до того, как ацтеки появились на свете как организованное племя. К тому времени, когда ацтеки заявили о себе <…> волны этих более древних культур уже неоднократно набегали и откатывались назад, охватывая весь этот край.
По сути, Монте-Альбан стал первой столицей государства сапотеков. Он представлял собой один из крупнейших городов доколумбовой Америки, охватывая площадь до 40 кв. – км с 25 000–50 000 человек населения.