Согласно современным представлениям, миграция людей в Америку (вслед за растениями и животными) происходила предположительно 40–12 тысяч лет назад. Возможно, через существовавший в то время Берингов перешеек между Чукоткой и Аляской.
Никто точно не знает, когда именно человек впервые переселился в Америку. Все согласны с тем, что человек явился туда уже в человечеком облике, а не развился из какого-либо человекообразного существа на самом континенте (таких в Америке не было). Но как он прибыл туда? И прибыл ли он социально развитым, культурным существом, полностью сформировавшимся на берегах Азии <…> и случайно забредшим на новую землю по следам млекопитающих через Алеутский сухопутный мост с окраин Монголии в Америку? <…> Или человек приплыл сюда в хрупких выдолбленных суденышках по бурным морям, полностью облаченный в культурные доспехи, чтобы утвердиться во главе своих недоумков сородичей, прибывших сюда раньше? Никто этого не знает. И споры об этом так же стары, как и открытие Америки.
Принято считать, что первобытные люди вошли в Америку через «мост». Дело в том, что почти на две тысячи километров к западу от Аляски тянутся острова – геологические остатки вулканического происхождения. Они простираются бесконечной цепью через Берингово море к берегам Чукотки и Камчатки. Когда-то эти острова и были «сухопутным мостом», соединяющим континенты. В древности люди охотились на крупных животных, которые могли попасть в Америку тем же путем. А потом древний человек постепенно проник в центральные районы Северной Америки, затем двинулся на юг в Центральную и Южную Америку.
Наверное, так оно и было…
Исследования в пещере Чикиуйте (Chiquihuite) в центре Мексики дают возможность предположить, что занятие этого участка началось после последнего оледенения. А вот первые точно датируемые следы присутствия человека в Мексике относятся к периоду 12–15 тысяч лет назад.
Точнее сказать невозможно.
Одна из древнейших стоянок Уэйатлако (Hueyatlaco), в долине Вальсекильо, в нескольких километрах к югу от Пуэбла-де-Сарагоса. Там в ходе археологических раскопок, проводившихся в 1962 и 1973 годах, было выявлено пять мест, где была обнаружена древняя стоянка и кости убитых животных – предполагаемый результат деятельности группы древних охотников. Там были обнаружены многочисленные каменные инструменты: наконечники, скребки и т. п. Тем не менее, возраст имеющихся там артефактов точно не установлен и в настоящее время является предметом оживленных дискуссий. Например, руководитель раскопок, американка Синтия Ирвин-Уильямс, отнесла стоянку к периоду от 30 000 до 11 500 лет назад. А вот директор Национального института антропологии и истории Мексики Хосе Лоренсо в 1967 году вообще оспорил аутентичность некоторых из артефактов, найденных в Уэйатлако: по его мнению, они были подброшены археологами. Синтия Ирвин-Уильямс отвергла его критику. Также о корректности проведения раскопок, помимо нее, заявили ряд других археологов.
Самые первые сведения о появлении человека на территории современной Мексики относятся к 35 000 году до н. э. С этого момента и до 5000 года до н. э., когда стали выращивать кукурузу и фасоль, мы встречаем сведения лишь об охотниках-собирателях и рыболовах. Они перемещались с места на место и могли распадаться на многочисленные группы.
Скелет пятнадцатилетней девочки Найи, обнаруженный в затопленной пещере Ойо-Негро (Hoyo Negro – это пещерная система Сак-Актун на полуострове Юкатан), оценивается возрастом примерно в 12 000–13 000 лет (доверительный интервал от 12 910 до 11 750 лет).
Мужчина из затопленной пещеры Чан Хол (Chan Hol), что на восточном берегу полуострова Юкатан близ древнего города Тулум, также жил около 13 000 лет назад, однако ДНК из его костей извлечь не удалось.
Наиболее известная из доисторических культур на территории нынешней Мексики – это культура Кловис (примерно 11 000–9000 лет до н. э), обнаруженная в первой половине XX века.
Люди культуры Кловис были кочевыми охотниками и собирателями. Их основным занятием была охота на крупную дичь: на их стоянках до сих пор находят кости мамонтов, мастодонтов, бизонов и других млекопитающих. Всего известно более 125 видов растений и животных, знакомых людям Кловис.
Данная культура получила свое название благодаря немногочисленным артефактам, найденным рядом с городом Кловис (штат Нью-Мексико) в 1936–1937 годах, хотя местные жители сообщали о находках еще в 20-х годах. Позже стоянки этой культуры были найдены во многих местах Мексики и США. Эта культура считается прародительницей всех американских аборигенов.
При раскопках на месте стоянок людей культуры Кловис были найдены наконечники из камня и кости, каменные ножи и лезвия. Эти люди кочевали небольшими семейными группами по Северной и Центральной Америке, вслед за сезонной миграцией местных животных. При охоте на крупного зверя они убивали свою жертву, загоняя ее в болото.
Следует отметить, что основной пищей людей этого периода чаще были растения и мелкие животные (кролики, лисы, ящерицы, черепахи и т. д.), о чем свидетельствует пещера и стоянка Сьерра де Тамаулипас (Sierra de Tamaulipas), расположенная в 240 км от современного Мехико.
В голодные месяцы каждая семья располагалась обособленно, строила шалаши или устраивалась в пещере и довольствовалась тем, что могла найти поблизости. В более благоприятное время, обычно связанное с летом, семьи объединялись в прямом смысле в стаи людей для занятий охотой и сбором плодов. Наконец, некоторые из них могли объединяться и образовывать макрогруппы для обмена женщинами, организации крупной охоты и защиты территории. Одна группа могла состоять из нескольких десятков человек, а макрогруппа из нескольких сотен.
В период между 11 000 и 4500 гг. до н. э. холодный и влажный климат постепенно становился все более жарким и сухим. Начался процесс опустынивания, высыхания озер и постепенного исчезновения лесного покрова. Древние люди, вынужденные приспосабливаться к новым условиям, стали переходить в большей степени на растительную пищу, о чем свидетельствуют находки в пещерах долины Оахака (Oaxaca), где среди отходов сохранились растения, относящиеся к более чем сотне видов (дикий маис, дикий лук, желуди, авокадо, тыква и т. д.). Население в это время по необходимости перешло к полукочевому образу жизни, собираясь в большие группы для сбора урожая дикорастущих овощей и злаков во время периода дождей (май – сентябрь) и разбиваясь на более мелкие группы для охоты в остальные месяцы. К этому времени относится, например, культура Плано на юго-западе Мексики. Для нее характерны некоторые виды метательных снарядов, которые могли также использоваться как ножи. Обычно люди культуры Плано охотились на бизонов, хотя в их рацион также входили лоси, олени, еноты и койоты.
После 7000 года до н. э. в горных областях Мексики начала зарождаться традиция культурного выращивания растений. Особенно часто это встречалось поблизости от мест обитания человека и вокруг стоянок, где пепел от сожженных деревьев щедро удобрял почву. Предположительно, в это время полукочевые племена стали брать с собой корневища и зерна растений для выращивания их на новых территориях. По всей видимости, в это время началась стихийная, а затем и направленная гибридизация таких культур как кукуруза, бобы, тыква и т. д., о чем свидетельствуют многочисленные находки в Теуакане и Тамаулипасе.
Население долины Теуакана увеличилось вчетверо, что говорит о возрастающей роли растениеводства в жизни людей. Стали возникать первые элементы оседлости: наряду с охотничьими лагерями начали появляться деревни, состоящие из десяти-двенадцати землянок, располагавшихся, как правило, в долинах рек и представлявших временное жилье для полукочевого населения. Это происходило примерно в 2500–1200 гг. до н. э. Этот период известен как доклассический дeревенский (90 % поселений были деревнями c нacелением от пятидесяти до шестидесяти человек). Потом появились деревни, в которых насчитывалось более двухсот домов с населением более тысячи человек. Есть доказательства того, что поселения такого типа вели торговлю нa больших pасстояниях, a также проводили общественные ритуалы.