Примечания

1

Понятие и особенности функционирования многонациональных корпораций подробно рассмотрены в гл. 3 учебника.

2

По данным журнала, в 2009 г. пятью лучшими в преподавании международного менеджмента школами бизнеса в США были Thunderbird School of Global Management, University of South Carolina (Moore), University of Pennsylvania (Wharton), University of Michigan – Ann Arbor (Ross), Columbia University. Заметим, что University of South Carolina, University of Pennsylvania и Columbia University много лет входят в пятерку лучших в данной номинации.

3

Здесь и далее в скобках приводятся английские соответствия наиболее важных в данной учебной дисциплине экономических терминов.

4

Наиболее обстоятельные учебники носят название «Международный бизнес» и последовательно раскрывают вопросы мировой экономики и менеджмента в международных фирмах. Несколько раз были переизданы учебники [Czinkota, Ronkainen, Moffett, 1999; Hill, 2007]. В русском переводе вышли учебники [Дэниелс, Радеба, 1994; Гриффин, Пастей, 2006]. В то же время существует целый спектр учебников именно по международному менеджменту, в которых вопросы международных экономических отношений рассматриваются весьма кратко, главным образом, в контексте оценки внешней среды ведения бизнеса фирмами, см., например, учебники [Negandhi, 1987; Cullen, Parboteeah, 2005].

5

Многие выдающиеся экономисты, такие как Нобелевские лауреаты П. Самуэльсон (P. Samuelson), Р. Коуз (R. Coase), О. Уильямсон (O. Williamson), получали научные результаты, объясняющие в том числе и отдельные проявления международных экономических отношений. Пожалуй, только в двух случаях Нобелевская премия по экономике была присуждена за исследования собственно проблем мировой экономики: в 1977 г. премию получили Б. Улин (B. Ohlin) и Дж. Мид (J. Meade) «за первопроходческий вклад в теорию международной торговли и международного движения капитала», в 2008 г. – П. Кругман (P. Krugman) «за анализ структуры торговли и размещения экономической активности».

6

Конвергенция управленческих практик рассмотрена в главе 5.

7

Следует заметить, что разные авторы часто трактуют одни и те же термины («международный», «многонациональный», «транснациональный», «глобальный» и другие) неодинаково.

8

Подробнее процесс интернационализации корпорации Procter & Gamble описан в кейсе в конце 5 главы.

9

Многонациональные корпорации являются важной институциональной формой организации международных деловых операций. Подробнее особенности многонациональных корпораций рассмотрены в главе 3.

10

Отдельные аспекты конфигурации рассмотрены в главах 5 и 6.

11

Подробнее анализ цепочки создания ценности рассмотрен в главе 5.

12

Значение экономии от размещения рассмотрено в главе 6.

13

Названия некоторых статей говорят сами за себя: “Distance Still Matters” [Ghemawat, 2001].

14

Приемы анализа международного делового окружения рассматриваются в главе 2.

15

РБК daily, 25 января 2012 г.

16

Подробнее содержание и особенности международного стратегического менеджмента рассмотрены в разделе II учебника.

17

Преимущества и недостатки отдельных видов коммерческих операций рассматриваются в главе 8.

18

Операции международной производственной кооперации рассмотрены в главе 11.

19

Преимущества и недостатки отдельных форм прямых зарубежных инвестиций описаны в главе 8.

20

Различные теории интернационализации рассмотрены в главе 4.

21

РБК daily, 20 июня 2012 г.

22

См., например, [Cullen, Parboteeah, 2005, p. 151]. Заметим, что иногда термин «сравнительное преимущество» используется в другом контексте. Так, у Д. Рикардо в его теории сравнительных преимуществ имеются в виду сравнительные характеристики производства определенных видов продукции в разных странах (см. главу 4).

23

РБК daily, 7 сентября 2009 г.

24

РБК daily, 3 апреля 2009 г.

25

РБК daily, 27 февраля 2012 г.

26

РБК daily, 18 апреля 2008 г.

27

Предварительные данные Росстата.

28

РБК daily, 23 мая 2011 г.

Загрузка...