Настоящий учебник посвящен вопросам принятия управленческих решений на предприятиях, осуществляющих различного рода международные деловые операции, и в многонациональных корпорациях (МНК).[1] В нем описаны теоретические подходы, объясняющие некоторые закономерности развития международного менеджмента, и практические приложения этих подходов к анализу условий ведения международных операций и выбору эффективных форм их осуществления. Актуальность рассматриваемых проблем подтверждается тем обстоятельством, что интернационализация хозяйственной жизни стала важным фактором, определяющим современное состояние мирового хозяйства. Экономика каждой страны, какова бы ни была политическая ориентация ее правительства, находится во все большей зависимости от остального мира. Во всех странах увеличивается число компаний, ведущих трансграничные операции. Следствием интернационализации является постоянное возрастание конкуренции между компаниями. Все более разнообразными становятся формы международного бизнеса.
В отечественном экономическом образовании дисциплина «Международный менеджмент» появилась только в начале 1990-х гг. До этого отдельные вопросы, составляющие предмет международного менеджмента в рыночной экономике, встречались исключительно в рамках подготовки специалистов по внешней торговле. Это были вопросы, связанные с подготовкой и обоснованием внешнеторговых контрактов, сравнением поставщиков импортной продукции, выбором вариантов внешнеторговых платежей.
Начиная с конца 1980-х гг., когда шаг за шагом стали осуществляться меры по либерализации внешней торговли и были разрешены многие иные формы международных операций, перед экономическим образованием встала серьезнейшая задача – обеспечить адекватную новым условиям подготовку квалифицированных менеджеров, которые смогли бы работать на предприятиях различных отраслей национальной экономики, так или иначе вовлеченных в международные экономические операции. Более того, даже менеджеры фирм, ориентированных на внутренний рынок, все равно сталкиваются с различными аспектами международного менеджмента, так как, во-первых, в любом случае конкурируют с иностранными производителями на своем рынке, а во-вторых, имеют возможность вступать в кооперацию с фирмами разных стран, что часто является обязательным условием поддержания конкурентоспособности продукции.
Радикальные изменения, происходившие в российской экономике в 1990-е гг., заставили обратиться к опыту международного менеджмента, накопленному в странах с развитой рыночной экономикой.
В США и Западной Европе международный менеджмент с 1980-х гг. вычленился как отдельное направление в бизнес-образовании. Признанием за международным менеджментом права на самостоятельное существование может служить тот факт, что в рейтинге лучших американских школ бизнеса и учебных направлений в них, ежегодно публикуемом журналом U. S. News & World Report в течение двух десятков лет, отдельно присутствует международный менеджмент.[2] В России признанием международного менеджмента как самостоятельной учебной области явилось его включение в список вузовских направлений и специализаций.
В 1990-х гг. в России появились первые переводы зарубежных учебников и пособий по международному менеджменту. Стали доступными также оригинальные учебные материалы зарубежных университетов и школ бизнеса. Однако эффективное широкое использование в России американских и западноевропейских учебников по международному менеджменту до сих пор затруднено. Во-первых, для подавляющей части как российских менеджеров, так и преподавателей экономических вузов и школ бизнеса все еще характерно недостаточное владение английским языком. Это, естественно, препятствует широкому использованию оригинальных текстов.
Во-вторых, слишком долго в нашей стране господствовало жесткое государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий, ограниченной, главным образом, внешнеторговыми операциями и экспортом объектов капитального строительства. Это обстоятельство ограничивало набор управленческих функций, используемых менеджерами, а главное – лишало отечественные предприятия возможности (и необходимости) самостоятельно вырабатывать стратегию интернационализации своей деловой активности.
В силу исторических особенностей большинство западных учебников по международному менеджменту написано применительно к «выходящим из страны» деловым операциям (outward operations),[3] тогда как для российской экономики до последнего времени более актуальным было рассмотрение примеров международного сотрудничества и функций международного менеджмента прежде всего применительно к «входящим» операциям (inward operations), т. е. «зарубежным операциям» их иностранных партнеров. Вместе с тем в последние годы возрастает число случаев, когда международные операции выступают как зарубежная деятельность российских предприятий; появились примеры российских многонациональных корпораций.
В этой связи автор поставил задачу подготовки компактного учебника по международному менеджменту, который, с одной стороны, отвечал бы принятым в мире современным тенденциям изучения этой дисциплины, а с другой стороны, учитывал бы особенности современного состояния российской экономики и условия подготовки и переподготовки отечественных менеджеров.
Предлагаемый учебник может быть полезным при изучении курса «Международный менеджмент» (International Management) как отдельной учебной дисциплины в рамках различных программ обучения. Учебник полностью соответствует программно-методическому комплексу экономико-управленческих направлений, программ и специализаций вузовской системы образования; он будет также полезен слушателям программ MBA и магистерских программ, профессиональных программ повышения квалификации менеджеров и др.
В научной, деловой и учебной литературе область международного менеджмента чаще всего выступает как часть более широкой области, называемой международным бизнесом (international business).[4] Другая часть международного бизнеса – это мировая экономика (international economics). Эта область знаний развивается как естественное расширение экономической науки (economics) на случай открытых национальных экономик.[5] Поэтому, например, теории международной торговли чаще всего базируются на общих представлениях о значении факторов производства, несовершенной конкуренции и т. п.
В отечественной науке и образовании эта часть международного бизнеса выступала как самостоятельная область в течение достаточно длительного времени. Мировая экономика преподается во многих российских учебных заведениях как отдельная учебная дисциплина. Хотя и не совсем так, как на Западе, эта дисциплина преподавалась в нашей стране и раньше (как правило, под названием «международные экономические отношения»). Возможно, этим объясняется более высокая обеспеченность курса мировой экономики всевозможными учебниками и пособиями.
В отношении же международного менеджмента работы отечественных авторов (ранее использовавших для обозначения соответствующей области знаний термин «внешнеэкономическая деятельность») чаще всего фрагментарны и отражают только некоторые составляющие этой комплексной области знаний. Чаще всего это управление коммерческими операциями, международный маркетинг и, в последние годы, вопросы прямых иностранных инвестиций. В то же время, как показывает мировой опыт научных исследований и бизнес-образования, круг вопросов, охватываемых понятием «международный менеджмент», гораздо шире; он представляет собой целый комплекс взаимосвязанных областей знания, часто на стыке с другими направлениями исследований и практики менеджмента. Поэтому, наряду со знанием основных положений дисциплины «Мировая экономика», эффективное изучение международного менеджмента требует усвоения базовых положений таких управленческих дисциплин, как «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Организационный дизайн», «Маркетинг», дисциплины финансового блока, «Управление человеческими ресурсами».
Интернационализация деловых операций фирм из разных стран является не только фактором, определяющим состояние мировой экономики, но и важной предпосылкой определенных изменений в обучении управленческих кадров. Поэтому все большее число университетов и школ бизнеса указывают на интернационализацию как важнейшее направление своего развития. Если в середине 1990-х гг. около половины бизнес-школ, имевших письменный вариант своей миссии, специально отражали в ней аспект интернационализации учебных программ, то в настоящее время это делается в большинстве школ бизнеса.
В российских университетах и школах бизнеса учебные программы по международному менеджменту представлены пока недостаточно. Следует отметить, что включение определения «международный» в название многих учебных заведений бизнес-профиля отражает прежде всего их стремление рассматривать учебные бизнес-дисциплины на современном (международном) уровне, а не попытку учебного заведения включить в свои учебные программы вопросы менеджмента в международных компаниях как специальное направление. В то же время наблюдаемый в разных странах процесс конвергенции управленческих практик[6] дает основания полагать, что диффузия накопленных в мире знаний об управлении международными фирмами и мирового опыта международного менеджмента может быть эффективно распространена и на Россию.
В области обучения, как и в практике менеджмента, наблюдается своего рода конвергенция, когда в университетах и школах бизнеса разных стран наблюдается все большая общность используемых подходов, построения учебных программ и содержания учебных курсов. В Европе такая конвергенция поддерживается распространением болонского процесса и расширяющейся кооперацией университетов и школ бизнеса. Вместе с тем темпы такой конвергенции пока существенно ниже, чем темпы конвергенции управленческих практик, что особенно ощутимо на уровне содержания отдельных учебных дисциплин.
Целью рассматриваемой дисциплины является комплексное ознакомление студентов и слушателей учебных программ с основными понятиями международного менеджмента, содержанием международных деловых операций, инструментами принятия управленческих решений в международном бизнесе; а также выявление особенностей практического применения методов анализа международных деловых ситуаций.
Успешное изучение дисциплины предполагает, что по его завершении студент или слушатель сможет:
• оценить возможности осуществления той или иной международной деловой операции с точки зрения ее содержания, правового регулирования и экономической целесообразности;
• использовать принятые в мире инструменты экономического обоснования международной операции или проекта; оценить риски, связанные с реализацией операции или проекта, и предложить способы их снижения;
• представлять особенности осуществления таких функций управления на международном предприятии, как стратегический менеджмент, управленческий учет и финансовый менеджмент, маркетинг-менеджмент, управление организационными структурами, операционный и технологический менеджмент и управление персоналом.
Как пишут признанные гуру менеджмента в международных компаниях К. Бартлетт и С. Гошал, 1970-е и 1980-е гг. ознаменовались новым подходом к изучению международного менеджмента, предполагающим «основной упор на многонациональные корпорации и управленческое поведение, а не на глобальные экономические силы и международные институты», как это было ранее. Ключевыми переменными в исследованиях международного менеджмента стали фирма как первичная «аналитическая единица» и управленческие решения. Такой подход выдвинул на первый план управленческие вызовы, ассоциируемые с международными деловыми операциями [Bartlett, Ghoshal, Beamish, 2008, p. vii].
Соглашаясь с актуальностью именно такого подхода, автор в качестве предмета, изучаемого в международном менеджменте как учебной дисциплине, выделяет две основные категории:
1) международные деловые операции, т. е. отдельные виды трансграничной деловой активности национальных предприятий и многонациональных корпораций (как неинвестиционные, так и инвестиционные виды операций);
2) функции управления в международных компаниях, т. е. отдельные сферы управления в штаб-квартирах МНК и их дочерних предприятиях – стратегический менеджмент, операционный и технологический менеджмент, маркетинг-менеджмент, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами.
Для двух составных частей дисциплины «Международный бизнес» характерно различное соотношение теории и практики. В «Мировой экономике» теоретические построения могут опираться на фундаментальные положения микроэкономики и макроэкономики. Проявляющиеся периодически противоречия между теоретическими положениями и практикой экономических отношений между странами служат толчком для дальнейшего развития теорий мировой торговли, зарубежных инвестиций и валютных курсов. Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., сделал еще более актуальной задачу постоянного развития теории в целях лучшего понимания тенденций развития экономических отношений между странами: здесь любые теоретические положения рассматриваются как способ прогнозирования внешней среды ведения бизнеса и инструмент влияния на внешнюю среду.
Что касается международного менеджмента, то при описании правил и процедур принятия управленческих решений не всегда удается опереться на логически стройные теоретические построения. Область международного менеджмента формировалась не только в результате «приложения» теоретических представлений о менеджменте к международным фирмам, но и как следствие развития и распространения такого феномена, как многонациональные корпорации.
До сих пор ни одна теория не дает полного описания трансграничных операций предприятий, факторов и условий принятия управленческих решений в международном бизнесе. Методы анализа внешней среды, усложняемые множественностью наборов национальных характеристик, оставляют менеджерам, принимающим решения, широкое поле для субъективных оценок. Об этом свидетельствует опыт многих МНК, конкурирующих между собой. В схожих ситуациях они могут использовать разные подходы и выбирать разные направления развития своего бизнеса. В условиях экономического кризиса одни международные компании оказались на грани банкротства, в то время как другие демонстрируют позитивную динамику.
Важность теоретического осмысления деятельности международных компаний трудно переоценить. Появляющиеся время от времени новые теоретические представления призваны служить основанием для адекватной оценки управленческих решений. Теория международного менеджмента не всегда идет впереди практики: опыт крупных международных компаний часто первичен по отношению к содержанию учебных курсов. Система мировых знаний о международном менеджменте во все большей мере порождается международной бизнес-практикой [Международный менеджмент, 2000, с. 25]. Поэтому многие методические положения попадают в литературу по международному менеджменту непосредственно из практики международных фирм.
Автор стремился придать учебнику нацеленность, прежде всего, на управленческие решения, принимаемые в практике международного менеджмента. К числу управленческих решений, принимаемых международным менеджером, относятся:
• формирование эффективных корпоративных стратегий и бизнес-стратегий;
• оценка эффективности, достигнутой зарубежными подразделениями;
• оценка и выбор стран (и территорий внутри стран) для ведения деловых операций;
• выбор адекватных трансграничных операций, позволяющих достичь поставленной цели; а также масштаба и сроков проведения этих операций;
• построение эффективных организационных структур, отбор и переподготовка национальных менеджеров;
• обоснование стратегической роли зарубежных дочерних предприятий;
• оценка зарубежного партнера, подготовка стратегии и тактики переговоров с партнером, формирование международных стратегических альянсов;
• оценка эффективности предпринимаемых трансграничных операций и международных проектов, выявление проблем и рисков.
В учебнике приводятся примеры управленческих решений, принятых менеджерами международных фирм и МНК разных стран, прежде всего в России, в последнее десятилетие. Все представленные деловые ситуации, где указывается наименование компании (компаний), являются реальными. Описание ситуаций подготовлено автором с использованием материалов компаний, данных периодической печати и учебной литературы, а также интервью, взятых автором у менеджеров международных компаний.
Российское законодательство, как и законодательство многих стран с рыночной экономикой, предусматривает функционирование предприятий в различных организационно-правовых формах. Международные деловые операции могут осуществляться предприятиями различных форм, однако в настоящем пособии автор не ставил задачи выявить различия в государственном регулировании и практике принятии управленческих решений, осуществляемых предприятиями различных правовых форм в сфере международного бизнеса. Все основные выводы и рекомендации носят в этом смысле универсальный характер и могут использоваться менеджерами предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм.
Правильное понимание сложных вопросов управления на международном предприятии требует от изучающего данную учебную дисциплину четкого осознания ряда основополагающих методологических принципов, к числу которых можно отнести следующие:
• четкость формулировки целей изучения дисциплины;
• структуризацию объекта изучения дисциплины;
• разумное соотношение теории и деловой практики;
• учет влияния правового регулирования на операции международных фирм;
• нацеленность на управленческие решения.
Для того чтобы облегчить изучение представленного в учебнике материала самым широким кругом читателей, автор счел необходимым разбить комплексные решения, принимаемые в международном менеджменте, на последовательно изложенные, легко усваиваемые понятия и правила, которые иллюстрируются примерами из практики российских и зарубежных компаний.
Отдельное место занимает применение кейс-метода – метода анализа конкретных деловых ситуаций, описывающих принятие менеджерами МНК и их дочерних предприятий решений относительно международных деловых операций или проектов. В учебнике представлены микрокейсы (caselets), поясняющие отдельные положения и правила, и размещенные в конце глав кейсы, комплексно описывающие управленческие решения, принимаемые менеджерами многонациональных фирм. Применительно к международному финансовому менеджменту используется другой методический прием – проведение технико-экономических расчетов, сравнений, обоснований.