Международный финансовый центр, сложившийся в столице Великобритании Лондоне, традиционно называется «Сити». Этот термин относится к определенному географическому месту, но для финансистов всего мира он означает намного больше. Сити известен всему деловому миру как сконцентрированный на ограниченном пространстве конгломерат финансовых услуг, предоставляемых соответствующими финансовыми институтами. Что же касается географического положения, то это старейший район Лондона, который имеет и другое название – «Квадратная миля».
Первые поселенцы, занимавшиеся ремеслами, появились там еще во времена Римской империи, основав город, который в средние века, был обнесен городскими стенами. В тот период, длившийся несколько веков, бизнес, то есть, торговля, ремесленничество, требующие специальной подготовки виды услуг, осуществлялся непосредственно по месту жительства. Поэтому в Сити, в течение нескольких столетий, собирались ремесленники, купцы и банкиры, которые осуществляли, в том числе, международную торговлю и финансовые операции, чему способствовал портовый характер города, а также морское лидерство англичан в эпоху Великих географических открытий.
В то же время началось формирование бизнеса в современном понятии, и с XIX века число обычных жителей, не имеющих бизнеса в Сити, начало неуклонно сокращаться. В конце концов, этот район стал ассоциироваться лишь с местом, где ведется торговая и финансовая деятельность. Иными словами, из жилого городского района он превратился в деловой центр. В настоящее время термин «Сити» широко используется в качестве сокращенного названия лондонской «индустрии» оптовых международных финансовых услуг, лондонского международного финансового центра.
Естественно, в экономическом смысле термин «Сити» несколько шире, чем географические границы «квадратной мили». Расширение бизнеса, современные требования к стандартам организации и предоставления финансовых услуг, а также технические возможности, которые предоставила научно-техническая революция, вывели активность Сити за пределы географических или административных границ лондонской Квадратной мили. Необходимо отметить, что аналогичные процессы расширения границ наблюдались и в других современных финансовых центрах и, прежде всего, в Нью-Йорке, где местоположение финансовых фирм уже не ограничивается районом Уолл-стрит, улицы, символизирующей финансовую жизнь Америки и, даже, всего мира!
С 90‑х годов прошлого века немало финансовых фирм пересекли географические границы Сити и обосновались в районе Кэнари Уорф – квартале современных небоскребов, построенных на месте старых лондонских доков, приблизительно в трех милях на восток от Сити. Аналогично, лондонский Уэст Энд, расположенный в паре миль от Сити, стал пристанищем для таких финансовых фирм как хедж-фонды, частные инвестиционные фонды, фирмы по управлению личным состоянием или услуги по управлению личными финансами. В настоящее время приблизительно 3/5 деятельности центра по предоставлению финансовых услуг, если считать по числу рабочих мест, находится в Сити и по 1/5 в Кэнери Уорф и Уэст Энде.
Несмотря на географическую разобщенность все эти «точки» представляют единый Международный финансовый центр, который известен всему деловому миру, как Сити. Финансовый центр, сложившийся в Сити, выполняет следующие основные функции:
1. Осуществляет расчеты и платежи как во внутреннем, так и в международном деловом обороте.
2. Осуществляет международные платежи.
3. Привлекает средства инвестиционных фондов из всех уголков Соединенного Королевства и всего мира, причем, трансформация привлеченных средств, проводится с использованием механизмов фондового рынка и рынка капитала в инвестиции и ценные бумаги, промышленные и аграрные предприятия, товары и драгоценные металлы.
4. Обеспечивает с помощью механизма, объединяющего фондовый рынок, рынок капитала и деловой оборот финансовых инструментов реализацию масштабных государственных и частных финансово-промышленных проектов на национальном и, даже, международном уровне.
5. Предлагает широкий спектр финансовых и коммерческих услуг на международном уровне: от услуг по страхованию до морских перевозок, от консультаций в области инвестиций до юридических услуг и т. п.
Если кратко охарактеризовать деятельность Сити, то «… он готов сберегать, инвестировать, финансировать, страховать, перевозить морским путем товары, продавать и хеджировать для вас, для меня, для кого угодно по всему миру»[4].
История, первоначальные причины формирования международного центра в Сити уходят корнями в глубокое прошлое. Однако, устойчивость этого экономического образования, его неуклонное развитие, удержание и укрепление лидирующих позиций в деловом мире невозможно объяснить только лишь традициями и специфическими историческими условиями.
Более того, рассматривая деятельность Сити, необходимо найти объяснение очевидному противоречию в развитии английского Мирового финансового центра. Причем, объяснение феномена требуется не только для удовлетворения познавательного интереса. Ответ на вопрос позволит найти и понять именно ту специфику, которая существенна для международного финансового центра и которая обусловливает его устойчивость.
В течение продолжительного периода времени Англия возглавляла и олицетворяла промышленный прогресс, была лидером в области мореплавания и внешней торговли. Это послужило основой для формирования мирового делового центра, что вполне логично и совершенно не парадоксально. Однако, для Великобритании последнего столетия была характерна постепенная утрата лидирующих мировых экономических позиций. Причем, процесс значительно ускорился с середины прошлого века. Но Сити, в качестве мирового финансового центра, не только не утратил своего значения, но, в известной мере, укрепил его. Иными словами, для общеэкономической динамики страны и ее отдельного «сегмента» – финансового центра – были характерны разнонаправленные тенденции. Феномен, заслуживающий рассмотрения и объяснения.
Положительная динамика развития Сити (например, рост занятости и увеличение объемов операций), был обусловлен фундаментальными процессами расширения и усложнения международных финансовых операций и услуг. Основная тенденция долгосрочного глобального развития хорошо известна. Финансовые активы, иными словами, финансовая сфера, в которые включаются такие инструменты как депозиты, активы, акции, облигации, закладные (ипотека), растут более быстрыми темпами, чем выпуск промышленной продукции или экономика, в целом. Управление финансовыми активами осуществляется в пределах сектора финансовых услуг, давая импульс ускоренному развитию этой сферы, которая и лежит в основе финансового центра[5]. Логическая цепочка может быть подтверждена статистикой, отражающей мировое производство и рост финансовых услуг международного характера. В последние, докризисные, годы мировое производство ежегодно увеличивалось на 3–4,5 %, в то время как сфера международных финансовых услуг росла на 7 %, то есть, опережающими темпами. В поисках объяснения упомянутого парадокса «разнонаправленности» необходимо принять во внимание также значительный внешнеэкономический компонент, обусловливающей известную степень автономизации, «анклавность» Сити по отношению к внутренней экономике.
Принимая во внимание экономические события международного характера, можно сформулировать четыре основных движущих момента, обусловивших рост Лондона как международного финансового центра, обратив внимание на то, что эти факторы имели внешнюю природу, а не были генерированы внутренней экономикой страны:
1. Быстрый рост мировой торговли.
2. Рост объемов международных финансовых потоков и числа инструментов, которые их обслуживают.
3. Рост потоков инвестиций.
4. Рост «офшорных» операций.
В свою очередь, ускоренный рост международных финансовых операций имеет определенную историю. Он обусловлен как фундаментальными экономическими, так и институционально-организационными факторами.
С 1945 года мировая экономика получила импульс для динамичного развития вследствие демонтажа ограничений и общего смягчения режима ведения бизнеса в мире, а также учреждения международных организаций, прежде всего – МВФ, Всемирного банка, ВТО (ранее ГАТТ) и Банка международных расчетов. Рост мировой экономики стимулировал развитие внешнеторговых связей, которые росли более быстрыми темпами, чем мировое промышленное производство. Оживление мировой торговли оказало прямое и непосредственное влияние на ряд сфер деятельности Сити: финансы, связанные с торговлей, валютные обменные операции, посредничество в морских и воздушных перевозках, страховании, а косвенным образом и на многие другие.
Произошли существенные изменения на рынке капитала и в банковской сфере, которые имели отношение именно к Сити, а не в целом к мирохозяйственным связям. Традиционно основной сферой деятельности банков было предоставление кредитов, в том числе, в международных масштабах. Картина начала меняться с начала 60‑х годов, когда быстрыми темпами стал формироваться огромный международный рынок капиталов – Еврорынок. Его рост был обусловлен тем, что он выступал в качестве альтернативного источника средств для различных заемщиков. На первых этапах развития рынка основные денежные потоки осуществлялись в виде взаимных кредитов развитых в экономическом отношении стран. Но, впоследствии, в процесс международного кредитования включились развивающиеся страны, вставшие в тот период на путь самостоятельного развития, что буквально раздуло масштабы операций.
Молодые национальные государства развернули практику заимствования, как у Западных банков, так и на международном рынке капиталов в целях получения средств для собственного экономического развития и решения наиболее острых социальных проблем. Нельзя не признать, что значительные суммы займов направлялись в то время также и на закупку оружия, и на непроизводительные расходы правящей верхушки, что впоследствии вылилось в проблемы с обслуживанием задолженности. Лондон, игравший роль ведущего международного банковского центра, оказался в значительном выигрыше от расширения масштабов и разветвления таких операций, подключения новых участников рынка как в материальном, так и в функциональном плане.
Интернационализация инвестиций была подхлестнута тотальным размыванием бюрократических барьеров, освобождением потоков капитальных средств и бурным развитием высоких технологий, прежде всего в области связи. В 50‑60‑х годах многие страны осуществляли валютный контроль с целью удержания курсов своей валюты в определенных фиксированных рамках, в соответствии с требованиями Бреттон-Вудской валютной системы, учрежденной, по согласованию ведущих государств, в 1944 году. Последующий крах системы в 70‑х годах привел к постепенному демонтажу валютного контроля в развитых в экономическом отношении странах, что де-факто означало разрешение гражданам этих стран инвестировать свои деньги в неограниченных суммах, в любой географической точке и в любых инструментах.
Без преувеличения, революционный импульс развитию международных финансовых операций придал ряд достижений научно-технического характера, перевооруживший финансовый сектор и открывший новые качественные горизонты. Стремительное развитие рынка финансовых услуг приобрело взрывной характер сразу по нескольким направлениям.
Прогресс в коммуникационных системах стимулировал увеличение международных потоков и международных инвестиций, расширив возможности для проведения таких операций и снизив, как тогда представлялось, риски. Одновременно резко улучшился доступ к информации и скорость ее обработки при снижении цен на эти операции. Достижения в программном обеспечении предоставили возможности для применения новейших средств обработки информации, получения результатов, которые лежат в основе принятия бизнес-решений. Кроме того, появилась возможность «конструировать» новые инструменты, гибридные и производные, которые многократно увеличили объемы сделок, и, при этом, одновременно вовлекать в оборот как различные инструменты, так и различные рынки.
Развитие международного авиационного сообщения снизило транспортные расходы и сократило время на передвижение, открыв доступ к основным международным рынкам и центрам в других странах, как для управляющих активами, так и для инвесторов.
Одновременно с развитием финансовых инструментов на международные рынки вылились огромные беспрецедентные по масштабам массы денежных средств. Это было обусловлено свободным доступом инвесторов, не скованных регулированием ни в плане сумм вложений, ни в плане географических границ, к новым инструментам и новым рынкам, сулившим серьезные прибыли. Инвесторы воспользовались открывшимися возможностями и вышли на рынок. Новации либерального характера в области регулирования привели к международной диверсификации активов пенсионных фондов и других крупных институциональных инвесторов, включившихся в инвестиционный процесс с использованием новых инструментов и рынков, а также «предоставивших» свои колоссальные средства для сделок на финансовых рынках.
Для Сити, в связи с этими событиями, открылись дополнительные возможности. Крупное, если не сказать беспрецедентное, институциональное инвестирование в международных масштабах резко повысило спрос на услуги профессиональных специалистов по управлению активами, проведению операций в области финансов и валютно-кредитной сфере. Сити в то время выступал практически в роли монополиста, готового предоставить такие услуги на уровне необходимых требований и в полном объеме.
На этой волне, в 80‑х годах, Сити, располагавший наиболее подготовленными и квалифицированными кадрами, необходимой инфрастуктурой, превратился в главный центр по представлению услуг в области управления активами на международном уровне для институциональных инвесторов. Также Сити развил торговлю облигациями и начал международную торговлю акциями, которая вскоре намного превзошла внутреннюю торговлю этими ценными бумагами. Трансграничные слияния и поглощения вызвали развитие сферы консультирования, в том числе, и в вопросах приватизации, которые значительно актуализировались в связи с проводимой правительством консерваторов политики либерализации экономики. И на этом направлении у Сити было мало конкурентов, если они вообще были.
Значительным событием в сфере международных финансов стало распространение, начиная с 60‑х годов, операций с привлечением «офшоров», появление которых оказало существенное влияние как на характер, так и на географию международных операций. В контексте трансграничных сделок и потоков появление офшоров означало возможность практически беспрепятственного, в смысле отсутствия контроля со стороны регулирующих органов, движения средств между всеми типами государств – от исповедующих принципы высоких налогов и жесткого регулирования, до тех стран, где налогообложение и регулирование были более либеральными.
Особенность офшоров заключается еще и в том, что они используются обычно резидентами других стран, которых привлекает установленные в этих специальных экономических зонах условия ведения бизнеса или отдельных операций. Собственно говоря, именно с целью привлечения клиентов такие льготные режимы и вводятся. Наличие «облегченных» условий в офшорах позволяет участникам получать более значительные фонды и по более гибкой схеме, чем может предложить национальный или традиционный международный рынок, а для кредиторов – обеспечить лучшие условия и гарантии возврата кредита. Можно отметить, что оффшоры, на начальных этапах формирования, не ассоциировались с осуществлением операций на «границе» закона, например с целью банального уклонения от уплаты налогов. Офшор рассматривался в схемах проведения операций как легальная (хотя сама легальность строилась на некоторых «зазорах» в правовом поле) возможность их осуществления на более выгодных условиях.
Офшорные рынки оттеснили существовавшие альтернативы в виде внутренних рынков, поскольку, предоставляли более широкий набор продуктов, характеризовались большей инновационностью в финансовых продуктах, а также, более низкими издержками. Не удивительно, что офшорный бизнес стал стремительно развиваться. Теоретически, офшорный бизнес может развиваться повсеместно, но на практике основные операции сконцентрировались в Лондоне и он же стал основным получателем выгод от офшорного развития как ведущий центр Еврорынков. Если принять во внимание, что в офшорных центрах осуществляются три основных класса операций: банковское обслуживание, выпуск, размещение и торговля облигациями, а также операции со свопами и деривативами, то вполне понятно, почему Сити с практически идеально адаптированной для таких операций инфраструктурой выиграл от «нововведения» и укрепил свои позиции.
Несмотря на то, что теоретически, особенно на основе использования современных коммуникационных технологий и средств обработки информации, финансовые рынки могут развиваться практически в любом месте, им свойственна кластеризация, то есть тенденция к сосредоточению и концентрации финансовых операций в определенном месте. Это явление можно назвать специфическим для образования и функционирования международного финансового центра.
Веками контрагенты на финансовых рынках встречались непосредственно лицом к лицу. Это собственно и дало толчок развитию финансовых центров. Современные коммуникационные средства устраняют необходимость физического присутствия клиентов для осуществления большинства финансовых операций. Казалось бы, для современного бизнеса должно быть достаточно компьютерной связи, виртуального общения, но, тем не менее, финансовые центры – имеется в виду физическая, материальная форма в виде офисов, персонала – существуют и развиваются в противоречие логике общих «технократических» тенденций, в том числе с точки зрения издержек – экономических и организационных. И очень важен ответ на извечный вопрос: почему?
Ответ на это вопрос, в достаточно исчерпывающем виде, дает доклад Лондонской корпорации «Кластеризация финансовых услуг и ее значение для Лондона», опубликованный в 2003 году, в котором было указано на четыре критических пункта для фирм, присутствующих в Сити и получающих выгоды от присутствия именно в финансовом центре[6]:
1. Рынок труда. Это один из главных активов Лондона. Приток квалифицированной рабочей силы как местной, так и из-за рубежа поддерживает расширение бизнеса в пределах Мили. Людей привлекает возможность сделать карьеру под вывеской Сити, а масштабность и диверсифицированность рынка обеспечивает мобильность рабочей силы, переток квалифицированных сотрудников в случае необходимости из фирмы в фирму, из сектора в сектор. Именно такая мобильность гарантирует комплектование компаний необходимыми для бизнеса кадрами и, одновременно, служит определенной гарантией для работников, что они будут трудоустроены.
2. Личные контакты. Они устанавливаются между различными группами участников: между покупателями и продавцами, профессиональными участниками по горизонтали, между участниками рынка и теми, кто оказывает поддерживающие услуги, обеспечиваются контакты с регуляторами как государственными, так и финансовыми. Личные контакты – жизненные силы, которые поддерживают статус Лондона в качестве финансового центра. Личный контакт контрагентов и конкурентов, деловой и социальный, формальный и неформальный, остается фундаментальным требованием для установления доверия, приобретения знаний и выполнения целого ряда финансовых операций, в которые вовлечено несколько сторон. Рынок размещения акций, например, работает значительно лучше, когда участники знают друг друга и вступают в визуальный контакт. Аналогичное правило действует как в отношениях консультантов и клиентов, так и других участников деловых отношений.
3. Распространение инноваций и передовой технологии через тесные контакты между фирмами по оказанию финансовых услуг, клиентов и поддерживающего бизнеса. Стимулирование и поддержание инновативности, доступ к новым услугам и рынкам является огромным преимуществом для фирм и поощряет кластеризацию, то есть стремление профессиональных участников рынка к образованию компактных групп.
4. Креативная конкуренция между участниками рынка дает сильный толчок инновативности и эффективности. Борьба за рыночную долю дает толчок инновативности и дифференцированности продукта, развитию новых рынков и более эффективных путей поставок услуг на рынок.
Эмпирические исследования показывают, что фирмы, существующие в пределах кластера, растут быстрее, чем в среднем. И это относят на счет преимуществ, которые предоставляет объединение (кластеризация) фирм, занятых в одном и том же бизнесе, в данном случае, в предоставлении финансовых услуг в широком смысле. Поэтому эксперты рекомендуют властям и регулятору, предпринимать усилия для сохранения компактности «Мили», расценивая это как качество, которое может стать решающим в привлечении компаний в Сити.
Традиционно крупные фирмы Сити стремятся размещать свои подразделения поблизости друг от друга в целях сохранения корпоративной целостности и поддержания управляемости на необходимом уровне, но с 70‑х годов наличие компьютерного и телекоммуникационного оборудования позволили создать территориально удаленные подразделения. В результате некоторые подразделения покинули пределы «Мили», переместившись в те районы, где издержки, связанные с ведением бизнеса, ниже. В то время можно было говорить о наметившейся тенденции к децентрализации офисной деятельности на основе технических возможностей, а значит, в известной мере, к вероятности размывания финансового центра, как специфического образования.
Однако, открывшаяся возможность получения больших офисных площадей в Кэнери Уорф не с такими высокими издержками, как в границах «Мили», вновь возродили тенденцию к объединению подразделений в пределах одного офиса. Также, возобновление тенденции к территориальной централизации подразделений одной фирмы было укреплено известными скандальными событиями, связанными с ослабленным контролем над удаленными подразделениями, что привело к негативным последствиям в некоторых фирмах, в том числе крупных. В качестве наиболее яркого примера в этой связи упоминают старейший банк «Бэрингз» (события 1995 года) с ранее незапятнанной репутацией, где контроль над дилинговыми подразделениями из-за децентрализации оказался или неэффективным или вообще отсутствовал, что поставило его на грань банкротства вследствие махинаций его сотрудников.
Издержки, связанные с организацией удаленных подразделений, отражают экономические причины, но существуют и функциональные причины, которые, в конечном итоге, и определили разворот тенденции и возрождение централизации. Парадоксально, но, в конечном итоге, тенденция к объединению подразделений на новой технической основе была простимулирована тем же техническим прогрессом, который дал первоначальный импульс к децентрализации и формированию удаленных рабочих мест.
По мере усложнения операций, которые осуществляются с помощью новой техники и программного обеспечения новых и новейших поколений, перевод на информационные технологии работы практически всех подразделений потребовал объединение подразделений в целях реализации принципа экономии на масштабах применения современной электронной техники. Экономия достигается тем, что информационные технологии закупаются во всем необходимом объеме и комплектации не для каждого отдельного подразделения, а для всей фирмы, так как ряд подразделений базируется на едином мощном централизованном компьютерном сервере. Существенную роль играют также соображения информационной безопасности, такие как защиты от вирусов и несанкционированного доступа к локальным информационным сетям фирмы. Эта задача эффективнее решается в централизованном виде, и от уровня ее решения, в значительной мере, зависит успешность современного бизнеса.
Дополнительно в пользу образования центров на основе концентрации бизнеса в определенных географических точках срабатывает такой фактор, как репутация, которая крайне важна в деловом мире. В сфере финансов репутация имеет особое значение. В торговле материальными товарами репутация важна, но в этой сфере бизнесмен имеет дело не только с фирмой, но и с товаром в материальном виде, с определенными характеристиками, которые говорят сам за себя. В сфере же финансов, «репутация» фактически эквивалентна «качеству» товара (финансовой услуге). Таким образом, на первые роли выдвигается брэнд Лондона, приобщенность к которому становится существенным слагаемым дальнейшего успеха.
Присутствие компании на Квадратной миле или Кэнери Уорф обеспечивает доверие со стороны клиентов и статус. Репутационный ресурс, несмотря на «нематериальность», в мире финансов значит очень много. Характерный пример приводит авторитетная лондонская газета деловых кругов «Файнэншл таймс». Так, адрес Сити на бланке юридической фирмы, превращает ее из обычной и даже уважаемой фирмы в «Юридическую фирму Сити», что означает надежность, профессионализм, а, следовательно, и наличие клиентов, заказы которых обеспечивают прибыль. Японский банк «Номура», практически сразу после приобретения английского банка «Леман Бразерс», заявил о намерении перевести бизнес из Кэнари Уорф непосредственно на «Квадратную милю». Намерение может показаться нелогичным, так как Кэнари Уорф является «законной» частью Сити, а дополнительное подтверждение авторитета не требуется ни одной из двух структур. Однако, исполнительный директор «Номура» Кеничи Ватанабе был лаконичен и категоричен, заявив: «Мы хотим иметь брэнд банка как традиционного банка Сити»[7]