История международных финансовых центров уходит корнями в достаточно глубокую историю, связанную с торговлей, морскими перевозками, а также операциями по их оплате в различных валютах торгующих государств. Однако в полном смысле слова международные финансовые центры начали складываться в период развитых капиталистических отношений, массового трансграничного движения не только товаров, но прежде всего вывоза капитала, то есть вложения капитальных средств в хозяйство зарубежных стран с целью получения прибыли. Эти доминирующие тенденции дали дополнительный импульс развитию фондовой биржи, операций с ценными бумагами, а также потребовали адекватной банковской системы, способной обслуживать денежные потоки, осуществлять платежно-расчетные и кредитные операции, необходимые для функционирования хозяйственных механизмов в новых реалиях.
Без преувеличения революционный скачок совершили международные финансовые центры в период научно-технической революции 70‑х годов прошлого века. Внедрение коммуникационных средств, вычислительной техники, программного обеспечения позволили создавать новые финансовые продукты, ускорили процессы глобализации экономических отношений, связав наиболее развитые в промышленном отношении страны в фактически единый рынок (по крайней мере, в области финансовых, валютных и кредитных отношений), действующий в режиме нон-стоп, а также втянув в орбиту рыночных отношений большое число развивающихся стран.
Перемещение существенной части бизнеса в глобальную сферу и одновременно усложнение операций, появление новых финансовых продуктов, выход на международную арену огромных денежных средств различных финансовых институтов и фондов, появление «евровалют», вышедших за рамки регулирования отдельных государств, резко повысило требования к профессионализму игроков глобального финансового рынка, скорости совершения операций, наличию аналитической и оперативной информации, экспертов и специалистов, способных осуществлять необходимые операции и виды сделок. Такими качествами обладают международные финансовые центры, сосредоточившие на ограниченном компактном пространстве фирмы и институты (включая банки, страховые компании, брокерские конторы), способные решить такие задачи и удовлетворить практически любые требования клиентов. Их формирование обусловливает не только возможность получения дополнительной прибыли за счет совершения определенных операций, экономии на издержках, получения профессионального сопровождения, но и визуальный контакт между партнерами. Естественно, конкуренцию никто не отменял. Но никто также не отменял, несмотря на наличие современных коммуникационных средств, необходимость непосредственного контакта, наличие определенной степени доверия. Востребованность и актуальность финансовых центров доказывает ускорившийся в последнее время процесс их формирования на региональных уровнях.
Вместе с тем понимание международного финансового центра как площадки, на которой совершаются трансграничные банковские, валютные операции или операции с ценными бумагами зарубежных компаний или зарубежными клиентами не дают полного представления о значимости финансового центра для национальной экономики. Международный финансовый центр при всей своей ориентированности на внешнюю по отношению к страновому хозяйству сферу остается ее неотъемлемой интегральной частью.
Можно сказать еще более определенно – международный финансовый только тогда становится настоящим центром, выполняющим присущие ему функции в полном объеме, когда опирается на емкий и развитый финансовый и денежный рынок внутри страны. Основной функцией международного финансового центра с позиций национальной экономики является привлечение инвестиционных средств из зарубежных источников и направление их в национальную экономику. Но одновременно, финансовый центр представляет собой механизм трансформации внутренних сбережений (то есть средств временно не участвующих в деловом цикле) в те ресурсы, которые по своим срокам и масштабам удовлетворяют инвестиционным запросам. При этом внешняя активность и привлекательность центра для иностранного инвестора в решающей степени определяется развитием и эффективностью внутреннего финансового рынка: его масштабами, глубиной, числом участников, разнообразием торгуемых инструментов, наличием биржевого механизма, современной банковской инфраструктуры, а также страховых компаний, пенсионных фондов. На развитие именно этих компонентов должны быть направлены основные усилия при формировании финансового центра даже регионального масштаба. Когда же речь идет о международном центре, эти условия приобретают обязательный характер.
Развитие внутреннего национального финансового сектора (или рынка) должно идти параллельно с актуализацией и совершенствованием правовой базы, которая должна обеспечить транспарентность рынка и его сегментов, адекватное регулирование, а самое главное защиту прав собственности и надежные барьеры на пути использования инсайдерской информации. Юридическая защищенность для клиента является и отправной и конечной точкой в процессе принятия решения относительно работы на конкретной площадке, в конкретном финансовом центре. Без гарантированной защиты прав собственности какая-либо серьезная и масштабная деятельность теряет смысл, вследствие, мягко говоря, «неопределенности» правовых рисков вплоть до потери бизнеса. Бизнес, особенно международный, связан с большим количеством рисков, и к дополнительным рискам деловой мир не готов и готов никогда не будет.
Правовая защита в целом, и защита прав собственности в частности, не ограничиваются «сводом или кодексом» соответствующих законов, норм и правил. Необходим механизм правоприменения, чтобы законодательные нормы не оставались на бумаге, а реально действовали. При этом защита прав должна обеспечиваться для всех участников, независимо от масштаба их деятельности. В этом же ряду – защита прав потребителей финансовых услуг.
Обязательным условием является наличие суда, способного решить споры, возникающие в процессе бизнеса – как между участниками рынка, так и между бизнесменами и регулятором, а в определенных случаях другими государственными органами. Важно подчеркнуть, что правовой аспект должен быть «выровнен» по принятым в международной практике стандартам; регулирующие и правовые нормы должны быть, безусловно, понятны зарубежным участникам.
История, механизмы, системы управления сложившегося финансового центра, несомненно, являются полезными для внимательного изучения, поскольку имеют непосредственный выход на практику. В этом смысле лондонский Сити – со всеми его особенностями – является едва ли не лучшим примером. Это старейший, традиционный, «классический» центр, один из самых «международных» по признанию экспертов, но одновременно играющий исключительно важную роль в английской экономике. И может быть самое важное – не потерявший импульсы развития за всю свою многовековую историю.