А

АГРЕМАН – (от фр. agrément – одобрение, согласие) – предварительное согласие одного государства на назначение определённого лица в качестве главы дипломатического представительства другого государства. Запрос А. и ответ на него обычно осуществляются в конфиденциальном порядке. В соответствии с нормами международного этикета этот ответ должен предоставляться в как можно более короткий срок. Предоставление А. предусмотрено Венской конвенцией о дипломатических сношениях (1961 г.) и международным обычным правом. При этом должны быть соблюдены следующие общепринятые правила: А. запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике – на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. При запросе А. сообщаются некоторые биографические сведения о лице, намеченном к назначению. Обычно А. запрашивается и дается в письменной форме. Переписка об А. и возможный отказ в нём не разгла шаются. В соответствии с практикой ряда стран А. запрашивается устно, таким же путем сообщается ответ. После получения А. кандидат стано вится “персоной грата”. Отрицательный ответ означает, что данное лицо считается “персоной нон грата”. Государство пребывания не обязано сообщать мо тивы отказа в А.


АГРЕССИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ (в международном праве) – вспомогательный по отношению к принципу первенства критерий, учитываемый Советом Безопасности ООН при определении существования акта агрессии в конкретной ситуации. Констатируя акт агрессии, Совет Безопасности ООН выясняет наличие в первоначально начатых действиях государства намерений агрессивного характера, как, например, стремления к аннексии территории с применением силы, к блокаде портов или берегов, к военной оккупации территории другого государства, нападению на вооруженные силы и т. д. Действия, квалифицируемые в качестве агрессии, одновременно нарушают принцип невмешательства во внутренние дела, т. е. могут выступать и как акт интервенции, а это означает, что государство, обращающееся к таким действиям, стремится к приобретению дополнительных благ, расширению сферы своих интересов и увеличению своего политического влияния, покушению на политическую независимость другого государства.


АГРЕССИЯ (в международном праве) (лат. aggressio – нападение) – использование вооружённых сил одного государства или группы государств против суверенитета, территориальной целостности, политической независимости другого государства. В международном праве нет унифицированного понятия А., закреплённого в международном договоре. Общее определение А. даётся в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г., имеющей рекомендательный характер. В теории международного права, исходя из текста резолюции, выделяется прямая и косвенная А. (См. Косвенная агрессия, Прямая агрессия). В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1974 г.) подчеркивается, что перечень актов А., изложенных в ней, не является исчерпывающим и Совет Безопасности ООН может определить, что и другие акты представляют агрессию в соответствии с Уставом ООН. А. является международным преступлением. В Уставе Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Италия – Германия – Япония) от 8 августа 1945 г. А. квалифицируется как преступление против мира. Такая же квалификация А. закреплена в резолюции Генеральной Ассамблеи (1974 г.). Государство-агрессор несёт как материальную, так и нематериальную ответственность. Действия государства как акты агрессии определяет в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН, который принимает решение об использовании принудительных мер (санкций) против государства-агрессора, включая применение вооружённых сил ООН. Совет Безопасности, согласно Уставу ООН, может уполномочить региональную международную организацию использовать свои силы коллективной безопасности против агрессора (например, в 1991 г. вооружённые силы НАТО против Ирака, оккупировавшего территорию Кувейта). Согласно Уставу Международного уголовного суда (1998 г.) Совет Безопасности ООН может инициировать рассмотрение дела в суде для привлечения к уголовной ответственности физических лиц – участников вооружённых действий одного государства против другого.


АГРЕССОР (в международном праве) – государство, совершившее агрессию. Вопрос об идентификации А. практически не возникает при совершении актов прямой агрессии, поскольку регулярные вооруженные силы, чьими действиями осуществляются эти акты, рассматриваются в качестве органов определенного государства. Проблема идентификации А. затрагивается в случае совершения актов косвенной агрессии, так как используемые для этих актов формирования скрывают свою связь с конкретным государством, хотя фактически действуют от его имени или по его поручению. В качестве А. может выступать группа государств, связанных, например, договором о военной помощи. В этом случае, однако, важно установить факт участия каждого государства из этой группы в совершении агрессии.


АДАПТАЦИЯ (лат. adaptatio – приспособление, от adaptare – приспосабливать) – приспособление действующих внутригосударственных правовых норм к новым международным обязательствам государства без внесения каких-либо изменений в его законодательство.


АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТРИБУНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ – специальные судебные органы, которые создаются международными межправительственными организациями для слушания дел и вынесения решений по жалобам работников на невыполнение договоров о найме или условий назначения служащих секретариатов таких организаций. Административные трибуналы принимают решение на основе уставных положений и норм внутреннего права международных организаций. Впервые такой трибунал был создан в Лиге Наций в 1927 г. В настоящее время они действуют в большинстве организаций (например, в ООН трибунал действует с 24 ноября 1949 г.). В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН юрисдикция такого трибунала распространяется на МОТ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и другие специализированные учреждения ООН.


АД РЕФЕРЕНДУМ (лат. аd referendum – для доклада, дальнейшего рассмотрения) – условное подписание международного договора или согласие с текстом договора к подтверждению его от имени компетентного органа государства или соответствующей международной организации. Согласно ст. 10 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) А. р. является одной из форм установления подлинности самого текста международного договора, или заключительного акта конференции, которая содержит этот текст.


АД ХОК (лат. ad hoс – для этого, относительно этого, для определенного случая, конкретной цели, специально) – принцип юридической практики в международном праве, согласно которому для выполнения специальных заданий образуются специальные комиссии, специальные организации или группы временного характера. Наиболее практика А. х. распространена в системе ООН, например, Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы, созданные в 1945 г.


АДЪЮДИКАЦИЯ (лат. adjudicatio – присуждение) – способ мирного решения территориального спора международным арбитражем или судом. А. по своей природе является сугубо юридическим основанием территориальных изменений. Она предусматривает взаимное согласие государств – сторон спора, в соответствии с которым они обращаются к международным судебным или арбитражным органам, чьи решения обязательны для сторон. Например, А. является, в частности, решение Международного суда ООН.


АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (АТЭС) – международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. АТЭС создана в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. В настоящее время объединяет экономики 21 страны. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Однако в 1998 г. с одновременным приёмом в АТЭС трёх новых членов – России, Вьетнама и Перу – был введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов АТЭС. По причине того, что в АТЭС входят не только государства, но и территории (Гонконг и Тайвань), членов объединения называют “участвующими экономиками”, а не странами-участниками. АТЭС не имеет существенной организационной структуры и большого бюрократического аппарата. Основной формой его деятельности являются консультативные форумы, первоначально на уровне министров, а с 1993 г. – на уровне глав государств. Секретариат АТЭС расположен в Сингапуре, состоит из 23 дипломатов, представляющих свои страны, а также 20 местных наемных сотрудников. Главными рабочими органами организации являются: Деловой консультационный совет, комитеты экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по отраслям экономики. В ходе ежегодных саммитов лидеров стран АТЭС в неформальной обстановке обсуждаются текущие проблемы организации и определяются перспективы дальнейшей деятельности. Место проведения саммита меняется ежегодно, каждая страна принимает его по очереди. Помимо встреч глав государств, проходят совещания на уровне министров иностранных дел и министров экономики. В АТЭС входят государства бассейна Тихого океана, сильно различающиеся по уровню экономического развития. В 1995 г. принята Программа, предусматривающая создания зоны свободной торговли и инвестирования до 2010 г. для промышленно развитых стран и к 2020 г. – для развивающихся стран.


АКАДЕМИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА – международный научно-исследовательский и образовательный центр подготовки юристов при Европейском университете во Флоренции. Его целью является повышение уровня знаний и информирование о передовой практике в области европейского права. Основной формой деятельности являются ежегодные летние сессии: А. е. п. организовывает интенсивную программу обучения курсу европейского права и прав человека в Европе. Эти курсы проводятся каждое лето на вилле Schifanoia.


АКВАТОРИЯ (лат. aqua – вода) – участок водной поверхности определенного водоема или его части (порта, залива, моря) в определённых естественных, искусственных или условных пределах. Следует различать естественные А. (океаны, моря, заливы, бухты, озера) и искусственные (порты, водохранилища). Например, А. порта охватывает рейд, внутреннюю гавань, подходы к порту и причалам. А. портов служат для стоянки судов (портовая А.), для здания и ремонта судов (заводская акватория), для взлета и посадки гидросамолетов, для испытания новой техники (водный полигон) и тому подобное.


АККРЕДИТОВАНИЕ (от лат. accredo – доверяю) – в международном праве совокупность действий, связанных с назначением и вступлением в должность главы дипломатического представительства или постоянного представителя государства при какой-либо международной организации. Процесс аккредитования включает: издание компетентным органом государства внутреннего акта о назначении данного лица своим дипломатическим представителем, получение согласия (агремана) на его принятие со стороны иностранного государства и вручение вновь назначенным представителем своих верительных грамот компетентному органу государства пребывания. В зависимости от практики, существующей в том или ином государстве, глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о своём прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания. Постоянный представитель государства при международной организации считается приступившим к выполнению своих функций с момента вручения своих полномочий компетентному органу международной организации (например, Генеральному секретарю ООН).


АККРЕДИТУЮЩЕЕ ГОСУДАРСТВО — государство, наделяющее определенное лицо полномочиями по представлению своих интересов в других государствах или международных организациях.


АККРЕЦИЯ – естественное увеличение территории государства в результате длительного нагромождения (под воздействием течения воды) песка в дельте реки или в результате появления острова вулканического происхождения в пределах территориальных вод. Относительно открытого моря такие острова (они должны подниматься над уровнем воды, то есть не покрываться ею во время прилива) включаются в территорию государства, которое первым нотифицировало об этом другие государства, при условии, что последние не изложили существенных отрицаний. В дальнейшем в отношении таких новых территорий действует доктрина так называемых исторических оснований.


АКЛАМАЦИЯ (лат. acclamatio – возглас) – метод принятия или отклонения собраниями того или другого предложения без подсчета голосов, на основании реакции участников собраний, что проявляется в виде возгласов, аплодисментов, разных реплик. А. используется в международных организациях, международных конференциях как способ принятия решения без голосования.


АКТ АГРЕССИИ – в международном праве наиболее опасный вид нарушения мира. А. а. в каждом конкретном случае констатируется Советом Безопасности ООН на основе его полномочий в соответствии с Уставом ООН, при этом Совет Безопасности ООН не связан формальными признаками, приведёнными в ст. 3 “Определение агрессии” (1974 г.) (см. Агрессия). В соответствии со ст. 4 этого документа Совет Безопасности ООН может выйти за рамки установленного перечня А. а. Констатация Советом Безопасности ООН А. а. дает основание для принятия этим органом рекомендаций или решений о том, какие меры в соответствии со ст. 41, 42 Устава ООН следует принять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.


АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (1991 г.) – международное соглашение, подписанное 21 декабря 1991 г., по которому Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Армения, Грузия, Азербайджан и Молдавия присоединились к Содружеству Независимых Государств (СНГ). В А-А. д. отмечалось, что: взаимодействие членов СНГ будет осуществляться на принципах равноправия через координирующие институты, которые формируются на паритетной основе, которая определяется соглашением между участниками СНГ, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием. СНГ открыта по согласованию всех участников для присоединения к ней государств. Государства-участницы СНГ обязались добросовестно соблюдать принципы А-А. д.


АЛЬТЕРНАТ (от лат. Alternare – чередоваться) (в международном праве) – 1) правило, согласно которому в экземпляре международного договора, предназначенном для данной договаривающейся стороны, наименование этой стороны в общем перечне сторон, подписи ее уполномоченных, печати, а также текст договора на языке государства данной стороны помещаются на первом месте и для подписи оставляется место с левой стороны или сверху, если подписи располагаются одна над другой. Правило А. отражает принцип суверенного равенства государств. Как правило, А. применяется при заключении двусторонних договоров. А. данной договаривающейся стороны называется также текст договора, остающийся у этой стороны после его подписания. Если на языке соответствующей страны договора текст пишется справа налево, то в А. этой договаривающейся стороны место подписи его уполномоченного располагается в правой стороне подписного листа; 2) очередность подписания сторонами текста международного договора.


АМСТЕРДАМСКИЙ ДОГОВОР (1997 г.) – новый текст Договора о Европейском Союзе (Маастрихтского договора), являющийся результатом Межправительственной конференции Европейского совета в Турине 29 марта 1996 г. А. д. был одобрен и принят в Амстердаме Европейским советом 16–17 июня 1997 г., подписан министрами иностранных дел пятнадцати государств – членов Европейского Союза 2 октября 1997 г., вступил в силу 1 мая 1999 г. (первый день второго месяца после ратификации последним государством-членом) после ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их конституционными требованиями. С юридической точки зрения, А. д. исправляет некоторые положения Маастрихтского договора, Договоров об учреждении Европейских Сообществ и некоторых связанных с этим актов. Так, были приняты положения о политике Сообщества в сфере занятости и обобществлены некоторые части сферы правосудия и внутренних дел; пересмотрена общая внешняя политика и политика безопасности; расширены полномочия Европейского парламента; предусмотрена возможность расширенного сотрудничества между отдельными государствами-членами. А. д. не заменил собой прочие договоры, а дополнил их.


АНГАРИЯ (гр. angareia) – право воюющей стороны на принудительное исключение из своей территории или территории, которые оказались под ее контролем, средств транспорта нейтральных государств в случае крайней необходимости и при условии полной компенсации. Эти ограничения А. предусмотрены Гаагскими конвенциями о законах и обычаях войны (1907 г.).


АНЗЮС — см. Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС).


АНКЛАВ (лат. inclavo – запираю на ключ) – часть территории одного государства, полностью окруженная территорией другой или других государств. Независимо от местонахождения территория А. составляет часть территории государства, которой она принадлежит. Принадлежность А. приводит к определенным правовым последствиям, поскольку при этом возникают вопросы связи из А., например, доступа на его территорию. Такие вопросы решаются договорным путем между заинтересованными сторонами. Нахичеванская Автономная Республика является азербайджанским А., окружённым территориями Армении и Ирана, Россия имеет А. – Калининградскую область, которая граничит с Литвой и Польшей. В международно-правовой литературе такие территории, как Калининградская область, Бруней, принято называть полуанклавом, поскольку они имеют выход к морю. См. также Анклавы открытого моря.


АНКЛАВЫ ОТКРЫТОГО МОРЯ – части морских пространств, удаленные более чем на 200 морских миль от побережья и окруженные полностью экономической зоной одного или нескольких государств. В Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и других международных договорах А. о. м. как специальный термин не используется. Вместе с тем существование такого понятия признается в доктрине международного права. Его можно встретить также в некоторых документах международных организаций и конференций. Появление этого понятия связано с тем, что известные анклавы расположены в морях с наибольшей биологической продуктивностью, и в них ведется достаточно масштабный промысел судами многих стран, который не может быть правомерно ограничен прибрежными государствами или международными организациями. Кроме того, через экономические зоны прибрежных государств проходит достаточно много рыболовецких судов, которые подчас используют возможность прохода к А. о. м. для бесконтрольного рыболовства в экономических зонах прибрежных государств. Известны такие А. о. м., как: анклав в море Баффена-Денисовом проливе (окружен экономической зоной Канады и Гренландии), анклавы в Мексиканском заливе (окружены экономическими зонами США, Мексики и Кубы), анклав в Беринговом море (окружен экономическими зонами России и США), анклав в Охотском море (окружен экономической зоной России), анклавы в южной части Тихого океана. Норвежском и Гренландском морях. С международно-правовой точки зрения А. о. м. имеют статус открытого моря. Они открыты для всех государств, в т. ч. и для рыболовства, ограничиваемого определенными условиями, однако недостаточными, чтобы предотвратить хищнический лов. В целях сохранения живых ресурсов моря прибрежные государства иногда все-таки идут на установление ограничений на рыболовство и в А. о. м.


АННЕКСИЯ (лат. annexio — присоединение) – насильственное противоправное присоединение государством всей или части территории другого государства, нации или народности. Современное международное право запрещает любое насильственное присоединение какой-либо территории, руководствуясь принципами территориальной неприкосновенности и целостности, неприкосновенности и нерушимости государственных границ, запрещения применения силы или угрозы силой. Согласно Определению агрессии, принятому резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г., любая А. с применением силы рассматривается как акт агрессии.


АННУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА – односторонний отказ государства от заключенного им международного договора, в результате чего он утрачивает для этого государства юридическую силу. В отличие от денонсации не основано на предварительном соглашении сторон, закрепленном в самом тексте договора, а носит односторонний характер. Поэтому А. м. д., не предусматривается международным правом. Правомерным является аннулирование недействительных международных договоров, договоров, заключенных предшественниками данного государства, а также А. м. д. вызванное его нарушением другой стороной, изменением обстоятельств и т. п. Договор прекращает свое действие не автоматически, а в результате специального заявления потерпевшей стороны. А. м. д. применяется лишь в отношении двусторонних международных договоров.


АНТАРКТИКА – южный полярный район Земного шара, географическим центром которого является Южный полюс. А. включает материк Антарктиду и океаническое пространство с мелкими, прилегающими к ней островами, а также частями Атлантического, Индийского и Тихого океанов. В 1959 г. был заключен Международный договор об А. (вступил в силу 23 июня 1961 г.), который определил ее международно-правовой режим, использование Антарктики лишь в мирных целях и свободу научных исследований. См. также Договор об Антарктике, Международная охрана живых ресурсов Антарктики.


АПАРТЕИД (раздельное проживание, разделение, обособление) – международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 1990-х гг. Заключается в лишении по расовой принадлежности целых групп населения политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.) квалифицирует А. как преступление против человечества (ст. 1). См. также Расовая сегрегация.


АПАТРИД – см. Лицо без гражданства (Апатрид).


АПОСТИЛЬ – международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации. Штамп “А.” ставится только на оригиналы документов государственного образца. А. в соответствии с Гаагской конвенцией (1961 г.) ставится на официальные документы, которые приходят от государств-участников Конвенции. А. освобождает эти документы от необходимости дипломатической или консульской легализации. А. удостоверяет “подлинность подписи, статус, в котором находилось лицо, подписавшее документ, и, в случае необходимости, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ” (ст. 5 Конвенции). А. не требует иного заверения или легализации документа и признается официальными органами всех государств-участников Конвенции. А. может не использоваться, если существуют правовые основания, отменяющие или упрощающие легализацию документа.


АРБИТРАЖ (международный) – метод разрешения международных споров с помощью арбитров, избираемых по взаимному соглашению сторон. На основе Гаагской конвенции (1907 г.) была учреждена Постоянная палата третейского суда в Гааге. В Гааге находится и действует Постоянная палата третейского суда, ее административный совет, состоящий из министра иностранных дел Нидерландов и дипломатических представителей стран-участниц. В Палате имеется список международных арбитров, из которого государства выбирают себе арбитра для рассмотрения и разрешения дел. Национальная группа арбитров состоит из четырёх человек. А. (м.) формируется из нечетного числа членов и суперарбитра, назначаемых сторонами. В большинстве случаев арбитраж состоит из трех арбитров. Многосторонние договоры предусматривают возможность назначения суперарбитра международным должностным лицом, например Генеральным секретарем ООН. Обращение к А. (м.) является добровольным, порядок его организации и деятельности определяется спорящими сторонами, а его решения обязательны для исполнения.


АРБИТРАЖНОЕ РЕШЕНИЕ – решение арбитража (международного) об урегулировании спора, переданного сторонами на его рассмотрение. А. р., как правило, является обязательным для выполнения его сторонами. А. р. относится к вспомогательным источникам международного права. В отличие от основных источников – договоров и обычаев, оно не является соглашением субъектов международного права и, следовательно, не создает нормы международного права, но служит актом их толкования и применения. А. р. может способствовать подтверждению существующих или созданию новых норм международного права, служить прецедентом для международных судов и арбитражей. Так, Международный Суд ООН при разрешении в 1984 г. спора Канады с США о морской границе в заливе Мэн использовал, в частности, А. р. 1977 г. о разграничении континентального шельфа между Великобританией и Францией.


АРКТИКА – северная полярная область Земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включает окраины материков Евразии и Северной Америки, а также почти весь Северный Ледовитый океан (кроме востока и юга Норвежского моря) со всеми его островами (кроме прибрежных островов Норвегии, подверженным влиянию Южно-атлантического течения) и прилежащие участки Атлантического и Тихого океанов. В настоящее время правовой статус Арктики основывается на нормах международного права и национального законодательства арктических государств (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии, Швеции). Для арктического региона, в отличие от Антарктики, в целом, не существует международно-правового акта, который бы определял его правовой статус. Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.) в ст. 234 предоставляет прибрежным государствам право принимать законы и правила относительно предотвращения загрязнения морской среды и ее сохранения в покрытых льдами районах в ширину не более как 200 миль. В последнее время все больше внимания уделяется А. как особому региону, который нуждается в международной правовой защите. В 1990 г. создана неправительственная организация – Международный арктический научный комитет, цель которого – объединить усилия мировой общественности в решении комплекса научных проблем региона, а в 1996 г. – представительская региональная международная организация – Арктический совет, участниками которого могут стать и неарктические государства.


АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ – воды между островами государства-архипелага. Принципы отмежевания А. в. содержит Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.). На А. в., а также на воздушное пространство над ними, на их дно, недра, как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага, но суда всех государств пользуются правом архипелажного или мирного прохода. На путях международного судоходства в пределах А. в. существует право беспрепятственного прохода иностранных летательных аппаратов. Государство-архипелаг может без дискриминации за формой и по существу временно приостанавливать в определенных районах своих А. в. проход иностранных судов лишь в том случае, если такая приостановка является важной для охраны ее безопасности. Это решение вступает в силу только после его опубликования.


АРХИПЕЛАЖНЫЙ ПРОХОД (ПРОЛЕТ) – проход судна (пролет воздушного судна), в соответствии со ст. 53 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), через архипелажные и прилегающие территориальные воды государства-архипелага по установленным этим государством морским коридорам или расположенным над ними воздушным коридорам в порядке осуществления права нормального судоходства и пролета с целью непрерывного транзита из одной части открытого моря к другой.


АСЕАН – см. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).


АССАМБЛЕЯ – 1) общие собрания членов определенного государственного или международного учреждения, коллектива; 2) руководящий орган некоторых международных организаций (например, Генеральная Ассамблея ООН).


АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН) – региональная межправительственная политико-экономическая организация. Создана в 1967 г. на основе Бангкокской декларации совещания министров иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В январе 1984 г. шестым членом Ассоциации стал Бруней. Вьетнам подал заявку на вступление в АСЕАН. Формально АСЕАН открыта для участия всех государств Юго-Восточной Азии, поддерживающих ее цели и принципы. Целями и задачами АСЕАН провозглашены: ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи, содействие установлению мира и стабильности в регионе на основе “соблюдения справедливости и законности в отношениях между странами” и приверженности принципам Устава ООН, поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели. Высшим органом АСЕАН, согласно Бангкокской декларации, являются ежегодные конференции министров иностранных дел, проводимые поочередно в каждом из государств-членов. Возможен также созыв внеочередных или специальных совещаний министров иностранных дел. Руководство повседневной деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет в составе министра иностранных дел страны, в которой проводится очередная конференция (председатель), и послов остальных государств – членов АСЕАН. В этой стране, начиная с 1976 г., в рамках АСЕАН периодически проводятся не предусмотренные Банг-кокской декларацией встречи глав правительств государств-членов, ставшие высшим органом Ассоциации, а также совещания министров экономики, финансов, сельского хозяйства (наиболее важные решения последних подлежат утверждению министрами иностранных дел). С 1977 г. рабочими органами АСЕАН являются 6 комитетов по финансам и банковским операциям, по промышленному сырью, по продовольствию, по сельскому и лесному хозяйству, по торговле и туризму, по транспорту и связи. Кроме того, в составе постоянного комитета АСЕАН имеется подкомитет по бюджету, который ведает распределением ресурсов Ассоциации. Секретариат АСЕАН учрежден в 1976 г. Его возглавляет генеральный секретарь АСЕАН, который назначается поочередно правительствами государств-членов (в алфавитном порядке) сроком на два года. В МИД каждой страны-члена имеется также национальный секретариат АСЕАН. Решения в АСЕАН принимаются на основе консенсуса. С начала 1970-х гг. страны АСЕАН активно расширяют и укрепляют политическое сотрудничество На конференции министров иностранных дел стран АСЕАН в Куала-Лумпуре (Малайзия) 27 ноября 1971 г. была принята Декларация о превращении Юго-восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета. В 1976 г. на первой встрече в верхах стран АСЕАН были подписаны Декларация согласия АСЕАН и Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, предусматривающие значительное расширение сферы взаимодействия и усиление политической солидарности Одновременно отмечается тенденция к развитию военного сотрудничества между странами АСЕАН на двусторонней основе. В настоящее время внешнеполитическая деятельность стран АСЕАН на уровне министров иностранных дел координируется также США, Японией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, странами Европейского Союза. Местонахождение секретариата – г. Джакарта (Индонезия).


АССОЦИАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА – международная неправительственная научная организация, созданная в Брюсселе в 1873 г. А. м. п. имеет консультативный статус при организациях системы ООН – ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ИМО, ЮНКТАД. Согласно Уставу А. м. п. призвана способствовать прогрессивному развитию международного права, добросовестному его применению, унификации права и устранению коллизий законов. Высший орган А. м. п. – конференция, которую созывают раз на два года в разных городах мира. В период между конференциями руководящим органом А. м. п. является административный совет, в который входят практически все руководители национальных отделений; собирается дважды на год в Лондоне. Исполнительным органом является секретариат. При А. м. п. созданы постоянные комитеты, занимающиеся конкретными проблемами международного права. Их разработки и предложения рассматриваются на конференциях А. м. п. Материалы конференции, а также отчеты А. м. п. выходят отдельными изданиями. А. м. п. имеет свой печатный орган. Местонахождение А. м. п. – г. Лондон (Великобритания).


АССОЦИИРОВАННОЕ (свободно присоединённое) ГОСУДАРСТВО – понятие, используемое для обозначения особой формы межгосударственных (нередко внутригосударственных) отношений. Обычно под А. г. понимается государство, добровольно передавшее другому государству часть своего суверенитета (чаще всего полномочия по обороне, внешнеполитическим связям, организации денежного обращения). Так, А. г. считается Пуэрто-Рико, оставаясь фактически колонией США.


АСТРОНАВТ (в русском яз. – космонавт), человек, который управляет космическим кораблем или состоит в его экипаже, либо тренируется для участия в таком полете.


АТОМНАЯ ДИПЛОМАТИЯ – термин, часто использовавшийся для характеристики внешнеполитического курса США после Второй мировой войны как основанного на стремлении использовать обладание атомным оружием и свою относительную стратегическую неуязвимость для достижения внешнеполитических целей, в т. ч. путем политического шантажа, запугивания и давления на другие страны. Термин “А. д.” не нашел, однако, отражения в международных договорах.


АТТАШЕ (фр. Attache – причислять, прикомандировывать, прикреплять) – должность или ранг, звание, присваиваемое дипломатическим работникам некоторых категорий, к числу которых относятся представители военного и некоторых других министерств или ведомств страны, аккредитующей таких лиц в иностранных государствах. В международной практике существуют следующие категории А.: 1) военные, военно-морские, военно-воздушные – представители военного ведомства государств, что их назначили, при военном ведомстве государства пребывания. Вместе с тем они являются советниками дипломатического представителя по военным вопросам; 2) специальные – представители разных ведомств своего государства по вопросам сельского хозяйства, финансов, торговли, культуры, науки и т. п. Они изучают в стране пребывания вопросы по их специальности, ведут работу, связанную с развитием связей между представленными ими ведомствами и соответствующими ведомствами страны пребывания; 3) по вопросам прессы (пресс-атташе) – ответственный работник, который ведает в дипломатическом представительстве вопросами прессы и информации; 4) дипломатические – младшие дипломатические работники центрального аппарата ведомства иностранных дел или дипломатического представительства; 5) почётные (в практике некоторых стран) – лица, которые выбрали дипломатическую карьеру, но еще не зачислены в штат и не получают денежного содержания. Они пользуются правом проходить стажировку в дипломатическом представительстве, после окончания которой могут быть зачислены в штат. Все категории А., включая членов их семей, входят в состав дипломатического корпуса и пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.


АТЭС — см. Азиатско-тихоокеанское сотрудничество.


АУДИЕНЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ – прием главой государства или правительства или министром иностранных дел страны пребывания иностранного дипломатического представителя по его просьбе с целью передачи устного или письменного уведомления, в связи с вручением верительных и отзывных грамот и тому подобное. В зависимости от обстоятельств А. д. проводится торжественно или, наоборот, в конфиденциальной обстановке, без сугубо протокольных формальностей.


АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА – текст международного договора, который после завершения переговоров был зафиксирован (аутентифицирован) уполномоченными сторонами как окончательный, имеющий равную обязательную силу и одинаковый юридический смысл. Стороны свободны заключать договор с одним аутентичным текстом, с аутентичными текстами на языках сторон (обычно, двусторонние соглашения), аутентичные тексты на языках, которые они считают целесообразными. Современные универсальные международные договоры, заключаемые в рамках и под эгидой ООН, имеют, как правило, аутентичные тексты на шести языках (английском, арабском, испанском, китайском, русском, французском). В современных международных отношениях были случаи, когда, аутентичный текст договора принимался на одном языке, а в дальнейшем был аутентифицирован несколькими языками (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944 г.). При толковании международных договоров аутентичные тексты имеют одинаковую силу.


АФРИКАНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ОАРІ) – международная региональная организация, созданная на основании подписанного франкоязычными странами Центральной и Западной Африки 2 марта 1977 г. Бангийского соглашения об охране права интеллектуальной собственности, вступившего в силу в 1982 г. В настоящее время ОАРІ объединяет 15 стран (Бенин, Буркина-Фасо, Камерун, Центральноафриканская Республика, Чад, Конго, Кот-д’Ивуар, Джибути, Габон, Гвинея, Мали, Мавритания, Нигер, Сенегал и Того). Главной целью ОАРІ является регистрация патентов, товарных знаков и промышленных образцов с признанием их на территориях всех стран-членов OAPI. В соответствии с Соглашением было создано единое патентное ведомство, расположенное в г. Яунде (Камерун). В рамках Соглашения было принято единое для всех стран-участниц законодательство в сфере интеллектуальной собственности во многом схожее с соответствующим законодательством Франции.


АФРИКАНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ARIPO) – международная региональная организация, созданная в декабре в 1976 г. на Дипломатической конференции англоязычных стран Африки в г. Лусака (Замбия). Соглашение о создании этой Организации вступило в силу в феврале 1978 г., но до декабря 1985 г. Организация функционировала под названием “Организация промышленной собственности англоязычных стран Африки”. Цель ARIPO – гармонизация законодательства стран-участниц в сфере охраны промышленной собственности, получения и регистрации заявок на патенты и промышленные образцы. В рамках ARIPO функционирует единое Ведомство промышленной собственности англоязычных стран Африки. В настоящее время членами ARIPO являются 14 стран: Ботсвана, Гамбия, Гана, Кения, Лесото, Малави, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Членство в ARIPO открыто также для Эфиопии, Либерии, Маврикии, Нигерии и Сейшельских Островов, каждая из которых сотрудничает с ARIPO. Штаб-квартира ARIPO находится в г. Хараре (Зимбабве).


ACQUIS COMMUNAUTAIRES (фр. – достижение содружества) – французский термин, внесенный в Маастрихтский договор (1992 г.). Означает всю совокупность принятых законодательных актов и других документов, регулирующих деятельность Европейского Союза и характеризующих достигнутый им уровень интеграции. Термин употребляется в договорах и других документах Европейского Союза, а также в научной литературе на языках всех государств – членов Европейского Союза без перевода.

Загрузка...