Отрасли национального права (гражданское, семейное, трудовое право) имеют дело с относительно простыми ситуациями, в которых достаточно найти нормы национального права, регулирующие соответствующие положения. Если же эти отношения связаны с несколькими правовыми системами, то возникает проблема выбора права, т. е. проблема разграничения компетенции различных правовых систем. Правовые системы сталкиваются между собой, порождая возникновение коллизий или конфликта законов.
Возникновению коллизий способствует также двоякое действие законов каждого государства:
1) территориальное – законы действуют на всей территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на этой территории, независимо от гражданства;
2) экстерриториальное – законы действуют в отношении даже тех лиц данного государства, которые находятся за границей. Например, правовой статус юридических лиц определяется по российскому праву.
Выделяют следующие виды коллизий:
1) международные;
2) внутренние:
а) интерлокальные – возникают, когда территория государства разделена на административные единицы, в каждой из которых действует свое законодательство. Они характерны для стран с федеративным устройством (Россия, США);
б) интерперсональные – возникают в тех странах, где действуют обособленные нормы для определенной категории лиц, выделяемых либо по религиозной принадлежности, либо по принадлежности к той или иной цивилизации;
в) интертемпоральные – возникают, когда коллизионная норма отсылает к иностранному праву, в котором по данному вопросу существует два закона, изданных в разное время.
Способами разрешения коллизий являются:
1) унификация – предупреждает появление коллизий;
2) коллизионный способ – предполагает наличие унифицированных международных или национальных норм. К примеру, ст. 1188 ГК РФ предусматривает, что если подлежит применению право страны, в которой действует несколько правовых систем, то применяется правовая система, определенная в соответствии с правом той страны. Если определить это невозможно, то применяется правовая система, с которой это отношение наиболее тесно связано.
В международной практике нередки случаи, когда субъекты внешнеэкономических отношений или иные участники гражданского оборота намеренно создают или способствуют возникновению ситуации, требующей применения коллизионной нормы, позволяющей использовать более выгодный и удобный для организатора этой акции закон другой страны (обход закона).
Существует несколько вариантов реакции государства на обход закона:
1) попытка обхода закона и ее последствия признаются юридически ничтожными и влекут строгое наказание вплоть до уголовного (незаконный вывоз валюты путем заключения мнимых сделок);
2) попытка обхода закона пресекается и наказывается государством, однако последствия обхода закона признаются имеющими юридическую силу;
3) попытка обхода закона не признается нарушением и не карается, но последствия обхода юридической силы не имеют (фиктивный брак);
4) государство нейтрально относится к обходу закона;
5) государство поощряет обход закона (нуждающиеся в рабочей силе государства фактически поощряют нелегальный въезд, деятельность иностранных фирм в оффшорных зонах).