«…Чего же можно ожидать от человека?.. Да осыпьте его всеми земными благами, утопите в счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки вскакивали на поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономическое довольство, чтоб ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории, так он вам и тут, – человек-то, и тут, – из одной неблагодарности, из одного пасквиля мерзость сделает. Рискнет даже пряниками и нарочно пожелает самого пагубного вздора, самой неэкономической бессмыслицы, единственно для того, чтобы ко всему этому положительному благоразумию примешать свой пагубный фантастический элемент. Именно свои фантастические мечты, свою пошлейшую глупость пожелает удержать за собой…»
Блаженства в мире человеку не снести —
Искать – он – будет – боль – само страданье —
Безумным солнцем – встанет на его пути —
Размножив – Ложь – как – Смерти оправданье!
«Жизнь задыхается без цели.»
Жизнь задыхается без цели —
Ибо её – мы остро чувствуем – везде —
Но только в нашем бренном теле —
Она теряется – как капелька – в воде!
«Разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную гармонию, в которой бы можно было ужиться человеку.»
Наука – Разум – Реализм —
Лишь создают собою общий муравейник —
Но Гармонию – Любовь – и чувства смысл —
Не явит вдруг – наш массовик-затейник!
«Этот шаг нужно обдумать и разрешить, но этот шаг, не из тех что обдумываются, а из тех на который просто решаются.»
Как обдумать – разрешить безумный шаг —
Когда в нем нет – и мига осмысленья —
Когда везде тебя – окутывает мрак —
Есть ли у Бога сострадание к творенью?
«Люди умные делают гораздо больше глупостей, чем ограниченные.»
Как много глупостей рождает разум мой —
Весь мир втянул меня в свое движенье —
И вдруг в раздумье ощутил – иной —
Уже зовет меня – во тьму исчезновенья!
«Лучше иногда падать, чем никогда не летать. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.»
Лучше падать иногда – чем не летать —
Жизнь – обгоняет – свет любого смысла —
Не от того ли в небе ангельская рать —
Вслед за дьяволом – стремится падать низко?
«Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай, как знаешь, и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как в юные, беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает, что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, – знал ты эту тайну или нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.»
Что уму представилось позором —
То сердцу – страшной красотой —
Бог дьявола ласкает строгим взором —
Вызывая нас – на бой – между собой!
«Страдание – единственная причина сознания.»
Страданием живет мое сознанье —
И предок разум получил лишь через боль —
Я чую – что страдает мирозданье —
Рождая в муках – вечную Любовь!
«И не в настоящее время, от каких-нибудь там случайных обстоятельств, а во все времена порядочный человек должен быть трус и раб. Это закон природы всех порядочных людей на земле.»
Порядочность – и в трусости – и в рабстве —
Веками сковывает прочную среду —
Возможно – человечик – в Божьем Царстве —
Едва приучен – к честному труду!
«То-то и есть, что я слепо верил тогда, что каким-то чудом, каким-нибудь внешним обстоятельством все это вдруг раздвинется, расширится; вдруг представится горизонт собственной деятельности, благотворной, прекрасной, и, главное, совсем готовой (какой именно – я никогда не знал, но главное – совсем готовой), и вот я выступлю вдруг на свет Божий, чуть ли не на белом коне и не в лавровом венке. Второстепенной роли я и понять не мог и вот именно потому-то в действительности очень спокойно занимал последнюю. Либо герой, либо грязь, середины не было.
Но сколько любви, Господи, сколько любви переживал я, бывало, в мечтах своих, в этих «спасеньях во все прекрасное и высокое». Хоть и фантастической любви, хоть и никогда ни к чему человеческому на деле не прилагавшейся, но до того было ее много, этой любви, что потом, на деле, уж и потребности даже не ощущалось ее прилагать: излишняя б уж это роскошь была. Все, впрочем, благополучно всегда оканчивалось ленивым и упоительным переходом к искусству, то есть к прекрасным формам бытия, совсем готовым, сильно украденным у поэтов и романистов и приспособленным ко всевозможным услугам и требованиям. Я, например, над всеми торжествую; все, разумеется, во прахе и принуждены добровольно признать все мои совершенства, а я всех их прощаю. Я влюбляюсь, будучи знаменитым поэтом и камергером; получаю несметные миллионы и тотчас же жертвую их на род человеческий и тут же исповедываюсь перед всем народом в моих позорах, которые, разумеется, не просто позоры, а заключают в себе чрезвычайно много «прекрасного и высокого», чего-то манфредовского. Все плачут и целуют меня (иначе что же бы они были за болваны), а я иду босой и голодный проповедовать новые идеи…»
В спасеньях о прекрасном и высоком —
Весь мир не раз в душе любовь переживал —
Но в жизни – пресыщенный Божьим оком —
Сам собой – был уничтожен – идеал!
«Огромная масса людей, материал для того только и существует на свете, чтобы, наконец, через какое-то усилие, каким-то таинственным до сих пор процессом, посредством какого-нибудь перекрещивания родов и пород, понатужиться и породить, наконец, на свет, ну хоть из тысячи одного, хотя сколько-нибудь самостоятельного человека. Еще с более широкою самостоятельностью рождается, может быть, из десятков тысяч один (я говорю примерно, наглядно). Еще с более широкою – из ста тысяч один. Гениальные люди из миллионов, а великие гении, завершители человечества, может быть, по истечении многих тысячей, миллионов людей на земле. Одним словом, в реторту, в которой все это происходит, я не заглядывал. Но определенный закон несомненно есть и должен быть; тут не может быть случая.»
Из сотней тысячей людей – всего один —
Быть может – и до края – доберется —
Великой истины – могучий Господин —
Только Бог – собой – нам – заменяет Солнце!
«Человек есть на Земле существо, только развивающееся… не оконченное, а переходное… Следственно, есть будущая, райская жизнь.
Какая она, где она, на какой планете, в окончательном ли центре, то есть, в лоне всеобщего синтеза, т. е. Бога? – мы не знаем.»
Мы – переходные созданья —
В грядущем ищем – светлый рай —
Но в божьем лоне мирозданья —