Сознание

Человека отличает от других форм земной жизни высокая степень осознанности. Сознательное, осознаваемое – та часть жизни, которую человек принял как реально существующую и имеющую к нему непосредственное отношение. В течение жизни у человека формируются представления о себе, выраженные в формулах: «Я живу в этой стране, в этом городе, для меня свойственно быть кем-то», а ещё: «Я хожу на работу, в клуб и у меня есть семья и родители, я обязан соответствовать им и поддерживать наши связи», «Вот я такой и это весь я». Но может ли человек о своём «я» сказать именно так, и его ли это «я» на самом деле? Он говорит: «Я осознаю себя гражданином, тружеником, семьянином, я на много лет вперёд знаю, как мне жить дальше». Человек убеждает себя, что так живут многие люди, почти все, поэтому и его жизнь такая же. Но всё же что-то человека тревожит, не даёт ему покоя. И у него зарождаются сомнения, возникают вопросы: «А своей ли я живу жизнью, так ли я живу, как надо именно мне, тот ли я человек, каким хочу казаться во внешнем мире?» Так как же мы определяем себя, как устанавливаем тот я или не тот? Какими критериями пользуемся, какими знаками, символами из всего комплекса представлений о себе как о человеке?


Сознание и тело

Прежде всего, возникает вопрос о соотношении телесного и нетелесного в человеке. И, действительно, человек – не тело, то есть не только тело. В земной жизни телесный опыт, наполненный физической болью и страданиями, ограничивает сознание многих людей этой телесной оболочкой. Сознание стремится наружу, человек хочет объять и познать весь мир, а ограниченное тело пугает его своей инертностью, замедленностью, болью, которая усиливает страх. Страх потерять всю ту совокупность ощущений, которые даёт тело. Но за пределами тела ощущений много больше, а человек многие из них даже не соотносит с собой и полагает себя всё-таки существом телесным. Это массовое заблуждение питается мыслью о том, что так чувствуют все, значит, так оно и есть.

Осознание своей телесности приходит к человеку довольно быстро и надолго закрепляет его в привязанности к телу. То, что у каждого человека есть тело, известно любому, это мы видим и ощущаем в подробностях. Скоро обнаруживается и разница тел, проявляющая индивидуальность человека, подчёркиваемая даже в одежде. Для многих людей всё это определяет самосознание: «Я человек телесно живущий». Мы представляем, как это тело выглядит, и в меру довольны им. Говорим: «Это моё тело», и стараемся за ним ухаживать, прислушиваемся ко всяким болезненным ощущениям в нём, потому что саму жизнь связываем именно с этим телом. Знаем, что в нём происходят какие-то важные процессы, которые поддерживают эту жизнь, поэтому иногда вспоминаем о витаминах, микроэлементах, питательных веществах. Когда в теле появляются проблемы, особенно представляющие угрозу самой жизни, происходит ещё большая фиксация на теле.

Вопрос о соотношении «я» и тела надолго остаётся с человеком как способ его самоидентификации, а с некоторыми людьми – на всю их жизнь. Другие стороны человеческой природы долго скрываются в тени телесности и формы, однако, и они понемногу становятся явными. Сознание, осознанность, подсознательное, чувства, разум – это глубина внутреннего в человеке, которое он интуитивно также воспринимает как какое-то своё «я», едва ощутимое и неявное. Рано или поздно телесная жизнь человека завершится, и то едва ощутимое в нём продолжится жизнью в иных, тонких формах. Эта часть сознания и переходит из жизни в жизнь: тело останется Земле, а что-то перейдёт. Говорят, что душа освобождается от тела, которое её сковывало, и продолжает жизнь в пространстве свободной энергии.

На сегодняшний день мы сильно связаны с телом – переключаемся на органы чувств. Например, если кто-то возымел намерение обидеть человека, то он ощупывает его органами чувств и подбирает форму воздействия. Ищет внешний фактор, проявляющийся в реакциях тела человека. Пока мы связаны с телом, то энергию ощущаем в теле, и обиду тоже чувствуем телом, но «обижена» всё-таки энергия – обида деформирует человека на том тонком уровне.

Сложности работы с телом обусловлены не телом, а нашими мыслями о теле. От страха потерять целостность мы сохраняем себя в том телесном виде, какой есть, при этом и свой внутренний мир сохраняем тоже. Неупругость мысли состоит в том, что человек что-то подумал, а оно налипает на него в виде эмоций, состояний и сидит в нём долго-долго, до тех пор, пока он что-нибудь из себя не вытащит и как-то эти состояния не изменит. Энергия, включённая той мыслью, никуда не уходит, а будет проявлена и в следующих воплощениях человека, в других телах, вот пока ему не удастся вытащить и преобразовать те состояния. А когда человек справится с теми состояниями – энергия потихоньку рассеется, осядет в других формах. Выбросить ничего не удастся, потому что закон сохранения энергии работает и на уровне мыслей тоже.

Свою защиту от внутренних изменений человек выстраивает так: пускает себя за один барьер, за другой, но за самые потаённые барьеры не пускает. Если же он докопается до самой своей сути, то изменения будут колоссальные, но до неё добраться непросто. Всё дело в фундаменте, надо разбираться с фундаментом, на котором выстроена жизнь человека. Это сложно – вот человек и переключает сознание на то, что ближе и более знакомо, то есть на телесные ощущения. Когда человек справится с этой шумной телесной волной в сознании, появятся другие переключения, их минимум девять. А пока мы – земные люди, имеющие физическое тело, многие наши тонкие ощущения и состояния формируются именно здесь, на физическом плане. Управляя телом, совершенствуя тело, мы можем подниматься по ступеням всё более тонких состояний сознания.


Сознание и эмоции

Взрослеющего человека всё больше занимают эмоции, переживания, состояния, их вызывающие и вызываемые ими. Чем определяется эта сторона жизни человека? Всегда ли она в нём была или это наработки текущего опыта из физиологических реакций?

Мы замечаем, что человек с «толстой кожей» меньше чувствует, меньше переживает. Но в течение жизни человека происходит тренировка его чувств. Однако и совсем маленький ребёнок богат чувствами. Он ещё не связывает их однозначно с определёнными изменениями в окружающем мире, но ощущает и тепло, и холод, и боль, и нежность, и запахи, и разницу вкусов, и всё-всё. Он чувствует всё, а что об этом подумать, не знает, просто реагирует своим телом, голосом или движением. Постепенно ребёнок узнаёт, что запах распустившихся роз приятен, а запах тлена нехорош, потому что один источает расцветающая жизнь, другой исходит от жизни разрушаемой. Так кто же это чувствует, человек или его тело? Мы убеждены, что без тела нет ощущений, а, значит, и нет чувств, ими порождаемых. Чувства же складываются из многих ощущений и дают человеку некое обобщённое внутреннее чувство комфорта или дискомфорта.

Так когда человек постигает, что он существо чувствующее и мыслящее? Может быть, это происходит тогда, когда он, взрослея, познакомится с этим миром ближе, научится различать слова и связывать их в понятия? Нет, человек и раньше слышал мысли, ощущал их и даже видел. Многие не помнят этого, но ведь бывало же так: маленькому человеку из какой-то части окружающего его пространства вдруг приходит чувство чего-то тяжёлого и беспокойного, а в другой стороне есть что-то иное, приносящее облегчение не окрепшим ещё чувствам. И ребёнок всё это воспринимает и чувствует. Взрослые говорят ему: «Это ты чувствуешь и видишь, это ты понимаешь, и это дало тебе твоё тело». Так плотность телесного опыта накладывается на то, что ребёнку было уже знакомо. Именно эти чувства были знакомы ребёнку до того, как он собрал своим телом новые ощущения. У маленького человека были многие чувства, был некий обобщенный опыт чувствования: здесь хорошо, а там плохо, здесь нам рады, а там не очень.

Тем не менее некоторые люди начинают медленно возвращаться от тела и телесности к своим тонким самоощущениям. Человеку вдруг приходит понимание, что это он чувствует, и его чувства какие-то не такие, как у других людей. Значит, он может сказать: «Моё чувствование соотносится только со мной, это и есть я». Оказывается, что любой живой человек и чувствует по-своему, и реагирует по-особенному. Это не просто диапазон восприятия, это другое чувствование.

Тепло, холод – конкретные физиологические реакции, они, конечно, приходят через тело, но и не только через него. Вот человек выглянул на улицу и увидел, как там промозгло и сыро, а его тело в тёплой комнате ничего неприятного не испытало, но настроение уже портится, и становится зябко. А другому человеку не зябко, и даже наоборот, радостно, он только что купил новый плащ и теперь с удовольствием наденет на себя обнову. Откуда пришли эти разные ощущения холода? Из внешних источников? Но оттуда люди получили только визуальную информацию. Может, всё решил их мозг? Но так ли это? Этот бесстрастный анализатор фактов создал разную гамму переживаний, сильно отличающуюся у разных людей. Он мог вспомнить о плаще, где тот лежит и надо ли его приводить в порядок, мог вспомнить прошлогоднюю слякоть. Но мозг не брался за превращение внешней информации в физические ощущения. В комнате-то тепло, чувства пришли от той тонкой составляющей человеческого «я», которую можно отнести к психическому телу человека.

Эта часть человеческого существа переживает, радуется, страдает, испытывает страх, гнев и любовь. Когда человек научается регулировать свой гнев и умеет любить, то эти умения остаются с ним навсегда и не зависят от его физиологических реакций. Мозг же может разучиться передавать соответствующие сигналы физическому телу, которые проявляют эти состояния в теле или, наоборот, скрывают. Но у человека были и есть импульсы радости или печали. Мозг требует внешней обусловленности, логической последовательности, а человек просто любит или испытывает необъяснимый страх. Когда человек убирает эту обусловленность, часто пришедшую к нему из внешнего, чужого опыта, он становится ближе к себе, к изначальной своей божественной сути. Но открыт ли такой человек вовне, в бесконечную даль? И здесь есть свои уровни ограничений, а, значит, и возможности к эволюции и развитию, к познанию божественного.


Сознание и мысли

Чувства являют человеку много красок, много образов, перетекая из одного в другое. Один человек прочтёт несколько поэтических строк, и они в нём откликнутся, проявится множество состояний, а другой останется невозмутимым, разве что удивится: «А что здесь особенного?». Одно сознание всколыхнулось потоком чувств, другое осталось невозмутимо равнодушным. Реакции в чувствах отличаются, потому что это разные люди. Где же эта разница отложилась, зафиксировалась? В мыслях! Мысли разные – и различны образы. У одного человека оказались одни мысли, у другого другие. Все мысли живут вокруг нас и приходят к нам, а мы на них реагируем или нет.

Как же настроено пространство мыслей? Наука говорит нам, что мысль рождается в нашем мыслительном аппарате – мозге, с ним и умирает, хотя точно доказать это не может. Единственное, что наука познала – мозг может настроиться на какие-то конкретные мысли и выбрать из них наиболее оптимальные для практических действий в конкретной ситуации. Но мы помним, как в далёком детстве взрослые или наши сверстники подталкивали нас к познанию того, что мы откуда-то давно знали. Они не знали или считали те мысли и идеи чем-то уникальным, познаваемым здесь в этой социально-исторической среде, а мы знали. Мы притворялись незнающими, шли за тем опытом и очень скоро убеждались, что нам он уже был знаком. Откуда взялось то знание?

Всё-таки есть в человеческом существе некая часть, которая не уходит в небытие с умным мозгом и сохраняет себя для последующей жизни. Мысли не умирают, а живут долго, независимо от породившего их сознания. Как неповторимо физическое тело у каждого из людей и его чувства, так индивидуальны и мысли, которые преобладают у конкретного человека. Похожесть тел, конечно, есть, основные органы и системы у всех одни и те же, но взаимодействие их идёт по своему особенному плану. Это делает нас непохожими уже на уровне тел. Чувства разных людей тоже разнятся, хотя набор человеческих чувств общий для всех. И пространства наших мыслей подобны, в среднем мы думаем об одном и том же, но по-разному. Во всём этом и проявляется наша индивидуальность. Мысли человека, его способ настройки на некоторые из них и невосприимчивость к другим создают некую форму, которая присуща именно этому человеку, его телу мыслей. Это его способ мышления и его индивидуальный характер, который проявится в совокупности чувств и эмоций, в характерных реакциях в физическом теле и даже в круге событий, в которые он вовлечён.


Сознание и энергия

Что же можно найти за мыслями? Там, в ещё более тонких сферах, куда не дотянешься физической рукой. Там – энергия! Энергия, свободная от связей физической формы. Она пребывает в едином потоке, который циркулирует в мировом пространстве. Это поле энергии изменчиво и различно в каждой своей точке, оставаясь единым и целостным в своём вселенском величии. Во взаимодействии человека с большим миром энергия включает каждого из нас в общую канву жизни.

Все наши концепции создают мир таковым, какой он сейчас для нас и есть. Всё связано с энергией, и мир создан нашей мыслью. Если мы начинаем видеть мир иначе, то он становится другим. С другой стороны, наше мироощущение, та картина мира, которую мы видим, является и барьером на пути более широкого восприятия. Воспринимаемые нами энергии не пропускают остальную часть энергетического спектра, поглощают как фильтр. Так работает наша мысль. Хотя мы не создаём мысли, а только их улавливаем, как антенны. По крайней мере, сейчас это так.

Энергия человека, её характеристики обусловлены его мировоззрением, а оно у каждого своё. Вот как человек смотрит на этот Мир, Землю, Космос и на всё-всё, такова и его энергия. Чем он живёт, какие у него приоритеты, любит он японцев или русских, насколько он женоненавистник или, наоборот, женолюбец. Из-за низкого развития нашей цивилизации мир выстраивает для человека жёсткую схему жизни, устанавливает в его жизни определённый режим. А всё должно быть гибким и подвижным: сегодня мы легли спать рано, завтра – поздно, и встаём, соответственно, когда нам надо. Работа с энергией и есть йога. Энергия идёт через человека из Земли в Космос, из Космоса в Землю. Каждый человек находится в том месте энергетического пространства, где ему должно быть и выбирает это место по плану, предписанному судьбой и его прошлым опытом. Человек всегда пребывал в своём уникальном пространстве энергий, жил этими энергиями и был тем, кем мог быть – человеком, созданием божьим. Здесь на Земле он получил иную проявленность, иную идентификацию, иное самоощущение. Определённая энергия несёт человеку его мысли, которые формируют чувства, явленные в реакциях его тела – таков человек, изначально существо энергетическое, наполненное энергией и энергией живущее. Когда тело человека оказывается неспособно к циркуляции энергетических потоков, кончается и телесная жизнь, освобождая душу к жизни в пространстве свободной энергии, не сдерживаемой границами тела.

Мы можем меняться в мыслях и изменяться в чувствах. Эти волны тонких трансформаций возвращаются к физическому телу, изменяя его само. Поэтому не бывает йоги, застывшей на физическом теле, внутренние движения есть всегда. Они могут доходить до высоких состояний свободной энергии, могут вязнуть и рассеиваться на путанице и зацикленности мыслей, на несовершенствах чувств, не совладавших с моральными нормами, на слабости тела. Йога даёт человеку инструменты регуляции и управления своими состояниями через вездесущую энергию, проявленную на всех уровнях его жизни. Путь сознательных изменений требует концентрации и сосредоточения для управления энергией.

Энергия стоит за всем. Здоровье, болезнь тела – это энергия, сила и слабость – тоже энергия, чувства и эмоции – проявления энергии. Их неуправляемые выплески и привычные эмоциональные состояния – всё энергия. Мысли – это тонкие формы энергии. Вся жизнь человека протекает под управлением энергии, которую он вызывает к себе, которую он в состоянии воспринять и направить в определённом русле своим телом, чувствами, мыслью.

Начинающий практик йоги сначала концентрируется на физических умениях, работает с физическим телом, изучает его устройство, возможности, механизмы очищения. По мере наработки физических навыков сознание отпускает тело, доверяясь его ответственности, и концентрируется на движении и удержании энергии в специальных центрах – чакрах, на перемещении её по каналам, перераспределении энергии между внутренними структурами, а также на взаимодействии с внешним миром. Все практики йоги, начиная с телесных, имеют в своей основе энергетический принцип. Когда телесная часть работы выведена на хороший уровень контакта со своим телом, сознание уже не отвлекается непослушными мышцами, они поняли свою задачу, сознание сконцентрировано на энергетических центрах и каналах, на свободном движении энергии. Вот чтобы всё так и было, нужно постоянно учиться концентрации, сосредоточению, остановке мыслей – учиться медитации. И ещё важно помнить о моральном факторе: находясь в асане, нельзя переживать свои житейские неприятности. Концентрироваться следует на работе тела и движении энергии. Фиксироваться же на обидах, раздражении, страхах просто опасно, поскольку энергия, которой йог открывается в своих занятиях, увеличивает силу неправильных мыслей. Выходит, что просто потренировать тело, его силу и выносливость мало, необходимо постоянно учиться переключению энергии, контролю за её поступлением и потерями. Уметь убирать нежелательную концентрацию, управляя эмоциями, управляя мыслями, управляя энергией.

Круг осознанности обычного человека невелик, ему неизвестно, откуда к нему приходят потоки энергии, неизвестно, куда он их теряет. Поэтому человек и выбирает направление течения своей жизни в сторону преобладающих в этом обществе энергетических потоков. А сам думает, что это он выбрал направление развития своей жизни. Практикующий медитацию не таков. Его путь – сознательное строительство своей жизни, осознание своих состояний, понимание причин событий и управление ими. Это означает умение управлять энергией, умение парить в потоке жизни, не срываясь в штопор от неосторожных движений тела, чувств, мыслей. Практик медитации не переводит свою жизнь в иное пространство под давлением случайных потоков энергии, он адекватен тому, что есть в нём и в его окружении. Всё это благодаря умелому управлению энергией и её перераспределению.


Фундаментальные законы и осознанность

Путь медитации сегодня предполагает работу на всех уровнях: и с телом, и с сознанием. Вот почему так важно понимать действие фундаментальных законов в жизни и приводить свой моральный фактор в соответствие с нормами новой эпохи. Фундаментальные законы звучат лаконично: мысль материальна, всё вокруг живое, человек отвечает за всё. Но сколько в них смысла! Три фундаментальных закона говорят о целостности мира и человека. Это и есть простая и бесконечно сложная философия жизни, в которой работа с телом и с сознанием так тесно соединены энергией. Именно так человек открывает новые возможности для творчества и внутреннего развития, формирует сознание и живёт сознательной жизнью.

Сознание человека открыто к мотивации каких-то движений и действий, его можно подвести и включить на всё что угодно – это работает сила мысли. Но наша ответственность тоже никуда не исчезает. Ответственность не в том, что кто-то нас на чём-то поймает, ответственность состоит в том, что мы знаем о себе всё, и это разъедает нас. Да, мы такие потому, что мы чего-то ещё не начувствовались – есть ещё некие желания, которые мы хотим удовлетворить. А ещё всё вокруг живое, и мы часто сталкиваемся с проявлениями другой жизни. Например, учёный-исследователь уезжает в отпуск, оставляет свою аппаратуру, а когда возвращается, то она не работает – так аппаратура проявляет свою обиду. И в лесу можно заплутать, если отнестись неуважительно к живому лесу и его хозяину.

Философия жизни должна рассматривать мир цельным. Здесь мы идём от себя: вот есть я и окружающий мир, я взаимодействую с этим миром, и это будто бы моё личное дело. Но человеку страшно оставаться наедине с окружающим миром. Когда есть кто-то ещё – вроде бы легче, но у другого человека мир другой. Так что, даже когда мы вместе, то всё равно – одни. Мир не плохой, не хороший, а как в него входить – это личный выбор человека, и определяется этот выбор тем уровнем осознанности, которого человек достиг. Да, мир именно таков, и этот стиль жизни с пониманием фундаментальных законов, он просто есть.

Наш мир создан нашим сознанием, ничто само ниоткуда не приходит, мы всё вызываем сами. Тогда, поскольку это наше сознание, наша воля, наш ум создали всё в нашей жизни, значит, мы можем всё изменить. Фундаментальные же законы скоро будут для людей естественны и просты в восприятии, и наступит момент, когда люди научатся управлять мыслью. Немногие из людей будут эффективно использовать фундаментальные законы, однако многие будут уметь об этом сказать.


Человек может управлять своим сознанием

Когда человек приходит в этот мир, его сознание не содержит никаких знаний о мироустройстве, в нём нет никаких стереотипов и установок. В процессе роста и взросления человек получает информацию о мире, о социальном устройстве общества от своих родителей и окружающих людей. Постепенно у человека формируется образ окружающего мира, который включает в себя принятые в социуме механизмы взаимодействия между людьми, а также свой собственный образ в этом социуме. Формируется жёсткая конструкция «я в социуме» с механизмами поведения человека, осознанием своего места в социальной иерархии и развитием его по определённому пути. Всё это закладывается в человека в детстве в неких жизненных схемах: школа, институт, карьера, богатство или школа, завод, тяжёлый физический труд, сложные условия существования. Закладывается окружающими его условиями существования и постоянно поддерживается с помощью средств массовой информации и «примерами из жизни». Таким образом сознание человека и заполняется обрывками мыслей, образов, массой концепций и их версий. Поддерживание же этого образа «я в социуме» вызывает сильное напряжение в сознании и теле человека. А любые попытки изменить заложенные механизмы вызывают сопротивление среды и требуют немалых усилий. Часто человек становится заложником запрограммированных реакций.

Но сознание поддаётся нашему воздействию – человек может управлять своим сознанием. Любые образы, содержащиеся в нашем сознании, поддаются управлению. Нужно понимать, что ни один образ, навязываемый нам извне, не укрепляется в нашем сознании без нашей воли, ведь даже волос не упадёт с головы без нашего на то согласия. Есть множество причин, почему человек позволяет разрушительным мыслям проникать и оставаться в его сознании. Осознание этих причин может явиться началом освобождения от ненужных образов и состояний. Человек – хозяин своего сознания, и, если есть осознанное желание что-то изменить, человек может создать все необходимые для этого условия. В том и сила человека, что он всегда может управлять своим сознанием и тем набором стереотипов и реакций, которые были в него заложены, может управлять своим сознанием так, как посчитает нужным.

Медитация – это освобождение, освобождение от тех напряжений, которые сложились в сознании человека и его теле под давлением окружения. В медитации человек имеет возможность освободиться от напряжения, создаваемого образом «я в социуме». Изменить своё мышление, изменить этот свой образ «я в социуме», изменить свою жизнь. Наше здоровье и благополучие – следствия нашего образа мышления. Изучая и изменяя его, мы сможем улучшить своё внутреннее состояние, что, несомненно, благоприятно отобразится на нашем здоровье. В медитативной работе мы получаем возможность близко изучить своё сознание и научиться управлять им. Мы можем сознание расфокусировать, переключить, ускорить, замедлить. Мы можем освободиться от любого состояния, мы достигаем управления собственным сознанием. Для этого надо знать, как устроено сознание.


Убрать завесу сознания

Человек – существо не только физическое, физическое тело вторично. И состоит он из физической и духовной частей, а также части социальной, профессиональной, интеллектуальной, эмоциональной и части, связанной с верой. Если все эти части человека пребывают в гармонии, то человек здоров.

Сознание людей всё время заполнено движением мысли, и это создаёт хаос. Этот хаос мыслей, который у людей есть, даже если человек – великий математик, соответствует конкретному сегодняшнему времени. Ум очень легко включить во всё что угодно, его нужно только направить, и это происходит в полном соответствии с состоянием общества и внутренним состоянием человека. Например, некоторые люди могут на чём-то зацикливаться, вот кому-то кажется, что кругом враги. Такие хаотичные мысли – это завеса, за которую человек не выходит, так срабатывает определённый защитный механизм цивилизации. Люди остаются включёнными в свою зацикленность, что и даёт защиту цивилизации от глупостей, которые они могут совершить. Всё управляется интересно: если мы недостаточно готовы к развитию, то у нас появляются сомнения, страхи, чтобы ничего в своей жизни не менять, так и выстраивается завеса. Когда же человек достигает определённого уровня, то он может эту завесу снять, потому что он уже не навредит миру. Это не плохо и не хорошо, просто так идёт обучение человека. Это обучение бывает по типу игры с напёрсточниками, где человек сам попадает в ловушки, зато получает урок и потихоньку осваивает собственное сознание, учится не зацепляться за ложные мысли и образы. От мысленной завесы лучше освобождаться, так как за этой завесой есть огромная масса знания, но, пока мы закрыты игрой нашего сознания, к нему нет подхода. Настало время двигаться в сторону освобождения.

И важно не давать места страху в своём сознании. Страхи нам навязаны, потому что это удобный инструмент: стоит один раз напугать человека, а дальше можно и не вмешиваться, человек сам себя загубит. Поэтому в сознании не надо давать место страху, не направлять свою мысль на него, не обыгрывать состояния, которые порождают страх. Например, человеку надо перейти овраг по узкой доске, даже пусть овраг будет не широкий, но глубокий, и появляется страх. Стоит только запустить материю этой мысли, и сразу возникают картинки грустные, печальные, и становится страшно ещё больше. Потом идёт обыгрывание жалости к себе.

Пока мы не вникнем в собственное сознание, пока не начнём что-то делать, все намерения будут просто словами. Да, люди сейчас во многом мотивированы страхом. Мы же пытаемся взять своё сознание под собственный контроль. Но ко всякому делу нужна подготовка. Например, для того, чтобы управлять любым движущимся средством, нужно иметь навык вождения, а также должны быть определённые способности к этому. И в таком деле, как медитация, нужна подготовка, тренинг, тогда придёт навык. Навык настройки на медитацию тоже необходимо нарабатывать. Для эффективной работы с сознанием надо настраивать себя конкретно. В обычной жизни мы так и делаем, правда, на любой позитивный посыл часто идёт негативный, поэтому мы и стоим на одном месте. Если человек собрался куда-то ехать, то ему надо ехать и не сомневаться. Человек сам себя настраивает и мотивирует во всём. И мы знаем, как себя мотивировать, так как всё живёт в нашем сознании. Сознание сканирует и выбирает все мотивации, которые подвигают нас к действиям. Есть и скрытая часть мотивации, но проявиться ей мешает совесть. Мотивация неудачно получается, когда стоит вопрос о сложных вещах. Кто-то расставил в нашем сознании знаки: что хорошо и что плохо. Но мы вольны сами перерасставить эти знаки. Всё, что мы видим вокруг, можно взять и переменить, создать любую другую картинку. По нашей вере нам и воздастся, но надо только в это верить.

Человеку нужна вера даже для социального благополучия. Неправильной веры не бывает, неважно, в кого верить – время не стоит на месте, меняются и верования. Мы все разные, и история жизни у нас у всех разная, поэтому для кого-то эти идеи даются легко, другим сложнее. Вот молитва, используемая в разных верованиях, – это же настройка, настроечный образ, и для успешной медитации она необходима. Ведь даже на кухне опытная хозяйка, подходя к плите, немножко около неё «поколдует», уважит плиту, выполнит целый ритуал настройки на хорошую работу по приготовлению пищи. Если что-то упустить, то будет хаос. Наше сознание отвлекает малейший шорох, поэтому условия для успешной работы необходимо создавать. Если дома мы только спим, то, когда нам захочется там поработать, что-то не получается, не работается. Но если же у нас дома есть рабочий момент, тогда с ним всё связано, им всё наполнено. Поэтому везде и всюду нужно себя настраивать. Для внутренней работы везде должны быть комфортные условия, и здесь важен каждый элемент. Внешние условия должны способствовать концентрации.

А о прошлом не думаем, его уже нет, не думаем и о будущем, которого ещё нет. В принципе ничего нет, всё находится в нашем сознании. Даже если мы попали ногами в лужу и промокли – это всё дело нашего сознания. Все образы мы создаём сами, всё делаем сами и потом сами ходим и жалуемся. Юнг отметил, что человек боится посмотреть внутрь себя и ищет внешних подтверждений – факты и факты. Но между тем западные люди используют силу мысли, чтобы что-то сделать: захотел – сделал. Но в состоянии страха сила мысли не даёт шевельнуть ни рукой, ни ногой. От мысли и возникает мышечный спазм. Восточный же подход – боязнь взглянуть во внешний мир, вот и сидят только внутри. Люди с Востока отрицают внешний мир, однако в нём живут и используют внешний мир для подтверждения внутреннего. Этот внешний мир живой и реальный, хотя он и создан нашей же мыслью. Изменится мысль – и мир изменится, и он тоже будет живым и реальным.


Загрузка...