На следующий день уже всё было понятно. Экскурсии сегодня не было, так что весь день был в моём распоряжении. Я побродил по окрестным улицам, нашёл переговорный пункт, откуда можно было позвонить в Россию за 1 риал в минуту, и тут же проверил его свойства, всё слышно отлично. Нашёл пекарню с хлебными лепёшками, но не смог проверить цену хлеба – его мне тут же подарили. Зашёл в закоулки и увидел, что не-парадные улицы Медины, без гостиниц, бывают почти такие же простые, как и в других арабских городах, в Дамаске или Каире.
В Мечети Пророка оказалось ещё много всего интересного. Например, во время между молитвами во многих углах и галереях Мечети сидели арабы в халатах и нараспев читали Коран, чтобы научить сурам Корана и правильному арабскому произношению всех желающих. Это выглядело так. Араб сидел на небольшом стульчике, рядом на коврах рассаживались все желающие, и учитель говорил, например, нараспев:
«Куль хуа Аллаху Ахад!» («Скажи: он, Аллах, един!»)11
Паломники с разных стран нестройно повторяли хором: «Куль хуа Аллаху ахад!»
Повторив с паломниками одну фразу три раза, араб переходил к следующему аяту:
«Аллаху ссамад!» – («Аллах – вечный!») – Всё повторяем, три раза. Учитель доволен, движемся дальше:
«Лям ялид, ва ля мю-ляд, ва лям лякун ляху куфуан ахад!» – («Не рождал и не был рождён, и не было никого, равного ему!») – повторяем хором.
И так далее, к следующей части Корана. Прочитав несколько коротких сур, и прослушав, как паломники стройным хором их повторяли, – учитель доставал какой-то бланк и записывал имена и страны, откуда прибыли его пятиминутные ученики, потом опять продолжал обучение. Через пятнадцать минут состав учащихся изменялся – кто-то убегал, кто-то присоединялся к изучающим, и арб доставал бланк и вписывал туда имена, сообщённые новыми учениками.
Во всех местах мечети сидели такие добровольные помощники-проверяльщики. Известно, что награда от Господа ждёт того, кто научил кого-то хотя бы одному аяту из Корана, но видимо не только для Господа, но и для своего начальства какая-то отчётность у них есть, типа: «во время хаджа обучено чтению Корана столько-то сотен тысяч человек». Интересно, что проверяльщиком Корана оказался даже водитель нашего экскурсионного автобуса. Он проверил человек пять, зашедших в автобус первыми, и аккуратно записал их имена в листочек.
Я ещё несколько раз прошёл мимо могилы Пророка и поприветствовал его, заодно и посмотрел, как там всё выглядит, повнимательней. В один из заходов я достал даже мобильный телефон и сфотографировал общий пейзаж. Снимки, конечно, получились не очень, из-за толпы. Но в целом, правы оказались люди, которые советовали взять в хадж телефон с камерой («буржуйфон»): тут многие ходят с такими и фоткают, и никто этому не препятствует.
Ещё было интересно, как во дворе Мечети ездят уборочные машинки, сразу по нескольку штук, и моют белый мрамор, которым покрыты многие гектары пола, там, где нет ковров.
Недалеко от нашей гостиницы обнаружился музей истории города, находящийся в здании бывшей железнодорожной станции. Когда-то, во времена Османской империи, железнодорожная линия соединяла Дамаск и Медину. Эта «Хиджазская железная дорога» действовала в начале ХХ века. Потом наступила Первая мировая война, распад Османской империи на несколько государств, – и вот, вскоре железная дорога захирела и перестала работать. Какие-то её кусочки ещё функционировали время от времени, но в нынешние годы война в Сирии вовсе поставила крест на потенциальном сирийско-иорданско-саудовском железнодорожном сообщении.
Сейчас железная дорога в Медине не работает, но строится новая линия, которая вскоре соединит Мекку и Медину – по ней будут ходить скоростные современные поезда. Вокзал для них будет на окраине города. А этот, столетний вокзал, можно посетить бесплатно, многие паломники заглядывают в него.
Никаких реликвий, связанных с деятельностью Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) тут в музее нет. А что тут есть: фотографии Медины XIX и начала XX века, старые копья, мечи и стрелы, Кораны, каменные плиты с цитатами из Корана довольно старых лет, предметы быта времён Османской империи. Из интересных артефактов – ксерокопии трёх писем Пророка Мухаммада ﷺ, продиктованные и отправленные им правителям соседних стран. То, что где-то сохранились оригиналы, показывает, что правители тех времён относились к письмам с уважением и сохранили их в архивах входящей корреспонденции.
Днём мы (вдвоём с другим паломником, по имени Амир) пошли покупать ихрам – белую одежду для совершения паломничества. Состоит ихрам из двух кусков махровой, похожей на полотенце, ткани, эти куски одинакового размера, примерно 2х1 метр. Совершать основные обряды паломничества нужно именно в этой одежде. Ихрамы продают в Мекке и Медине повсюду перед началом хаджа; мне предлагали купить ещё в Москве по завышенной цене в 2000 рублей, но я правильно отказался – тут и выбор больше, и цены ниже.
Конечно, при покупке нужно торговаться. Некоторые брали священный костюм за 70—80 риалов, кто-то торговался и брал по 50 или 40, нам достались китайские аналоги по 20 риалов (350 рублей) за комплект. Китайские ихрамы оказались вполне нормальные, никаких дефектов в ходе паломничества в них не было обнаружено.
Как он выглядит? Ничего сложного, как два больших полотенца. Только кажется, что в них совсем неудобно ходить. А через десять минут человек привыкает, и единственная проблема – кондиционеры: замёрзнуть в ихраме очень легко, если вокруг дует.
В здании гостиницы, где мы жили, на других этажах обитали африканцы из Гамбии, цветастая и очень шумная толпа, ездили они туда-сюда на лифте, громко переговариваясь. Вся делегация была большая, может быть тысяча человек. Все они приехали в хадж с попутной целью торговли, и устроили «Африка-базар» прямо в фойе гостиницы и на её ступенях. Мужчины и женщины. Крича что-то, они предлагали свои африканские одежды всем проходящим. Тётки шумели громче всех, спорили друг с другом и даже кричали в сторону потенциальных покупателей. Я удивлялся на это, а потом уже понял, что многие едут на хадж с попутной целью поторговать и этим возместить часть расходов, потребных на паломничество. И в Медине, и в Мекке, множество африканцев раскладывали на асфальте одежду, продавая её, готовили-кашеварили, предлагали рис и другие кушанья из больших кастрюль, и на обратный путь закупались какими-то вещами, которые можно привезти из Саудии и что-то заработать.
Так как у всех паломников с Гамбии был совершенно одинаковый багаж, 500 огромных одинаковых чемоданов, я заключил, что им выдают им их организованно ещё на Родине, с тем, чтобы потом продавать их содержимое. Также я видел, как заезжали на хадж другие африканцы из Буркина-Фасо, из Мали, и многие группы имели несколько сотен совершенно одинаковых чемоданов, в которых потом оказывались какие-то цветастые африканские халаты на продажу!
А вот нищих и попрошаек тут я видел мало, если посмотреть по размерам города и мечети. И вовсе нет бродячих собак. И домашних тоже. Никто не лает, не кусается, и в Мекке потом оказалось то же самое: собак не видно12! И комары не зудят.
Этим же днём меня и другого паломника, Магомета из Ингушетии, заметил добрый седобородый пакистанец, подарил маленькие чётки и белый платок, и зазвал в гости в свой номер гостиницы, где вкусно угостил. Там я узнал подробности у этого пакистанца о том, как они попадают в хадж. Существует у них два пути хаджа: госпрограмма хаджа и коммерческая программа. Участие в госпрограмме стоит $2600, компьютер случайно определяет, кому из заявителей поехать в Святую землю. Те, кому виза не досталась (их ограниченное число, сколько-то тысяч), получают деньги обратно и вкладываются в коммерческую программу, которая стоит $4000. Там вероятность выиграть поездку выше, но также, получают визу далеко не все. Всего на 150-миллионный Пакистан выдают 150 тысяч хадж-виз. Наш собеседник выиграл «коммерческий хадж-тур» и был очень доволен, спешил творить добро, вот и нас угостил. Работал же он в фармацевтии, был владельцем лекарственной пакистанской фирмы, и нередко бывал за границей, да и английский язык знал, и несколько слов по-русски, потому что посещал и страны Средней Азии в начале 1990-х. Был попутно и он мусульманским проповедником, из Пакистана их особенно много.
…Автобус, чтобы перевезти нас из Мекки в Медину, должен был появиться в 22:00. Естественно, что я опять отправился в Мечеть Пророка (мир ему), остался там на вечернюю молитву и оттуда направился в гостиницу, думая, что ещё часа полтора до отправления у нас есть. Однако, у ворот гостиницы стоял уже большой автобус, в нём сидели уже почти все члены нашей группы, которые громко обнаружили меня:
– СубханАлла! А вот и он! Все тебя ждём!
Ждали, правда, не только меня, но и ещё пару паломников, которые остались в мечети на вечернюю молитву, предполагая, что время 22:00 это есть время 22:00, а не 20:15. Все наши вещи были уже собраны и хранились в багажнике, оставалось только надеяться, что ничего не перепутали и не посеяли. Как оказалось впоследствии, всё, кроме верёвки для белья, оказалось в рюкзаке, ничего не потерялось. Дождались ещё последнего человечка, который тоже пришёл из главной мечети, двери автобуса закрылись… и мы поехали в Мекку.
Замечательный город Медина, и внешний вид, и воздух, и люди сами очень приятные. Многие наши соотечественники, россияне, живут в Медине – учатся в исламском университете, я потом познакомился с некоторыми из них. Обучение тут бесплатное. Поступить человеку из России очень просто, нужно просто пройти собеседование. Оно проходит с переводчиком, если ты ещё не знаешь арабский язык. Россия считается страной, где мало образованных мусульман, поэтому все люди оттуда ценятся. Ещё больше ценятся студенты, например, из Японии, потому что там мусульман совсем мало. Первые два года учащийся осваивает арабский язык, потом – уже свою специализацию: фикх (мусульманское право), давват (призыв к исламу), хадисоведение и т.д.. Конечно, трудно применить эти знания в современной России.
Но студенты всё равно учатся, и этим можно заниматься лет десять, не торопясь. Живут при университете, привозят своих жён из России, зарождают детей, покупают машины, обустраиваются, начинают как-то зарабатывать, в общем, приклеиваются к Медине, и только каждый год стараются просочиться в Мекку на хадж.
Передают, что Пророк, мир, ему, сказал:
«Кто выдержит трудности и тяготы Медины, тому я буду заступником в Судный день»13.
Передаётся также, что сказал он и вот что:
«Кто сможет пребывать в Медине, пока не умрёт, пусть пребывает, ибо я буду заступником или свидетелем в Судный день каждому, кто умрёт там».14
Умирать в Медине я не собрался, но вот посетить Город Пророка ещё раз, вне паломнической спешки и организованности, было бы конечно интересно и важно. Пусть Всевышний даст такую возможность и мне, и тебе, дорогой читатель!