Управление впечатлением: креолизованные тексты в профессиональной online-коммуникации (на материале официального сайта НИУ ВШЭ) Impression management. Creolized texts in professional online-communication (as exemplified in the official HSE website)

Н. С. Александрова, Н. В. Ванцова, И. А. Миронова, Е. В. Щербакова


Аннотация: В статье на примере личных страниц сотрудников НИУ ВШЭ («резюме») с официального сайта вуза рассматривается взаимодействие вербальной и визуальной информации в профессиональной online-коммуникации. Исследование направлено на изучение роли визуальной информации в профессиональном резюме, используемом в виртуальной коммуникации на корпоративных ресурсах, а именно роли портрета героя персональной страницы, в контексте общей информации о регионе работы, профессиональной позиции, половой принадлежности сотрудника.

Профессиональное резюме с визуальной информацией (фотография) в данном исследовании определяется в предметном поле лингвистики как креолизованный текст. Интерес к креолизованным текстам обусловлен мультимодальным характером интернет-контента. Гибридность креолизованного текста, проявляющаяся в сочетании вербальной информации с невербальной, порождает ряд исследовательских вопросов, в частности, о роли текстового и иконического компонентов в восприятии интернет-аудитории.

Для получения информации о восприятии креолизованных текстов был использован психолингвистический метод субъективного шкалирования. В качестве стимульного материала выступили 15 резюме сотрудников, представленные на официальном сайте НИУ ВШЭ в декабре 2015 г. Отбор материала осуществлялся согласно четырем критериям. В том числе учитывался характер изображения фотографии, расположенной на персональной странице. В ходе исследования были опрошены 70 респондентов в возрасте от 20 до 30 лет, не являющиеся студентами или сотрудниками НИУ ВШЭ. Им был предъявлен стимульный материал с просьбой оценить степень выраженности десяти качеств, предварительно выбранных исследовательской группой.

Полученные результаты были статистически обработаны с применением процедуры иерархической кластеризации с целью упорядочивания исследуемых объектов в несколько групп. Кластерный анализ был выбран ключевой рамкой представления результатов, поскольку при классификации стимульного материала вскрываются неочевидные связи между объектами (резюме), детерминированные особенностями восприятия визуального в креолизованном тексте. Сопоставление нескольких вариантов кластеризации объектов позволило установить возможные связи между восприятием респондентов и характером креолизованных текстов.

Результаты исследования показали, что впечатлением управляет образ, как правило, нестандартный, отклоняющийся от привычных представлений о норме. На примере кластерного анализа резюме делается вывод, что ни регион, ни сфера деятельности не являются ключевыми при восприятии креолизованных текстов – персональных страниц сотрудников НИУ ВШЭ. При восприятии креолизованного текста имеет значение нестандартность фотографии и пол героя, что зачастую проявлялось при группировании объектов в кластеры.


Abstract: Using the personal profiles (CV) of stuff from the official website of NRU HSE the interaction between verbal and visual information in professional online-communication is considered in the article. The purpose of this research is to examine the role of visual information in the perception of CV in virtual communication. For example, the role of portrait photo in context of employee’s geographical region, professional position and gender. CV with personal photo is defined as creolized text in this research. The interest in creolized text is determined by multimodality of internet content. Hybrid nature of creolized text appears in combination of verbal and non-verbal features that forms numbers of research questions about the role of these components in perception in particular.

Psycholinguistic subjective scaling method was used to obtain information about the perception of creolized texts. 15 CV were presented on the official website of the HSE in December 2015 and they were taken as a stimulus material. The selection of material was carried out according to four criteria. Also the peculiarity of photo from personal page was taken into account. 70 respondents between the ages of 20 – 30 years, who were not students or employees of HSE, were interviewed. They were presented with stimulus material with the request to appreciate the degree of manifestation of ten qualities which were chosen prior by research group.

The results were statistically processed using the procedure of hierarchycal cluster analysis. The aim of clustering was to arrange the objects (CV) into several groups. Cluster analysis was chosen as a key-framework of presenting the results, because during the clustering of stimulus material unobvious links, determined by peculiarities of perception of something valuable in creolized text, could be revealed between the objects. The comparison of several variants of clusters allowed to identify possible connections between the perception of respondents and peculiarities of the creolized texts. The research results showed that perception is controlled by mostly unusual image which diverges from common idea of the norm. The following conclusion can be made in the context of a cluster analysis of the CV. Neither region nor field of activity is the key point of perception. Peculiarity of a picture and gender of a person are of importance in perception of a creolized text. This importance appeared while the objects were grouped in clusters.


С развитием виртуальных технологий профессиональная коммуникация обрела новое значение в online-среде. Правила профессиональной самопрезентации, осуществляемой виртуально и дистантно, с одной стороны, включают нормы обычной контактной (offline) профессиональной коммуникации, с другой стороны, учитывают обусловленные средой дополнительные характеристики, например, доминирование вербальности, искажение перцептивных образов и удаленность субъектов коммуникации «в пространстве и времени».

Неформальная виртуальная коммуникация как предмет исследования в социальных науках за последние десятилетия не раз оказывалась в центре внимания (Белинская Е. П., Жичкина А. Е., Горошко Е. И. и др.). Самопрезентация личности, как существенный аспект online-коммуникации, изучается и со стороны вербального выражения (Сальникова Н. И., Дайнеко П. М., Хабекирова З. С., Адзинова Ф. С., Касаткина А. Ю., Елькина О. М., Чернобровкина И. Г., Уманская И. А., Тезикова Е. А., Селиванова Л. И.), и со стороны визуального (Антонова Ю. А., Демина С. А., Погонцева Д. В.). Чаще всего анализируется самопрезентация наиболее активных интернет-пользователей – молодежи, при этом взаимодействию вербального выражения и визуального при самопрезентации on-line не уделяется достаточное внимание. Профессиональная коммуникация в сети Интернет остается в зоне слепого пятна.

Собственно резюме как особому жанру были посвящены диссертационные работы М. В. Хлопковой, С. А. Ярцева, О. В. Тойкиной. В монографии А. Д. Кривоносова резюме относится к группе текстов смежных с PR-текстами, обладая слабо выраженными признаками последних. А. Д. Кривоносов определяет резюме следующим образом: «текст биографии персоны, обладающий признаком паблицитности, но не служащий цели формирования или приращения паблицитного капитала базисного субъекта (какой-либо организации), поскольку данный индивид не принадлежит ни к какому базисному субъекту PR или таковым не является» [Кривоносов, 2002, с.81]. Но в данном случае речь идет о резюме, предоставляемом при найме на работу. В случае же присутствия резюме работающего сотрудника на официальном сайте организации можно утверждать, что оно выполняет особые функции: репрезентирует не только человека, но и организацию, то есть как раз используется для увеличения паблицитного капитала. И это тем более очевидно, если придерживаться мнения Е. Г. Беккер, согласно которому основополагающей составляющей бренда вуза выступает человеческий фактор [Беккер, 2012, с.126]. Университет, таким образом, использует медиаресурсы для создания своего имиджа и задействует, в частности, персональные страницы своих сотрудников (так называемый «бренд преподавателя» [Гуртовенко, Левкин, 2014]).

Представляемое исследование проясняет роль визуальной информации в профессиональном резюме, используемом в виртуальной коммуникации на корпоративных ресурсах. Материалом данного исследования стали профессиональные резюме, представленные личными страницами сотрудников НИУ ВШЭ на официальном сайте вуза. Помимо официальных данных в резюме согласно «Стандарту оформления и наполнения персональных страниц работников на корпоративном портале (сайте) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», обязательным разделом персональной страницы является фотография. При этом лицом, предоставляющим ее и, соответственно, осуществляющим выбор, является сам сотрудник. В документе также прописано, что она должна удовлетворять только двум требованиям: быть сделанной в течение последних двух лет и соответствовать определенному размеру (не менее 200x200 пикселей). В связи с этим можно говорить о достаточно широкой свободе выбора визуального образа, предоставляемой сотруднику.

Резюме с визуальной информацией (фотография) в данном исследовании определяется в предметном поле лингвистики как креолизованный текст. «Креолизованные тексты (КТ) – это тексты, фактура которых состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык» [Сорокин, Тарасов, 1990, с.180—181]. Интерес к креолизованным текстам обусловлен мультимодальным характером интернет-контента. Гибридность креолизованного текста, проявляющаяся в сочетании вербальной информации с невербальной, порождает ряд исследовательских вопросов, в частности, о роли текстового и иконического компонентов в восприятии интернет-аудитории. По мнению Е. Е. Анисимовой, «…креолизованный текст предстает сложным текстовым образованием, в котором вербальные и иконические элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, нацеленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата» [Анисимова, 2003, с. 17].

Для того чтобы прояснить роль визуальной информации в профессиональном резюме, был выбран метод субъективного шкалирования. Психосемантический метод субъективного шкалирования используется в психолингвистике, психологии и социологии для исследования восприятия индивида, системы значений в его сознании и получения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам. В основе процедуры лежит сбор субъективных оценок испытуемых с применением шкал и дальнейшая статистическая обработка полученных ответов. Опрашиваемый оценивает определенные объекты, что позволяет сделать выводы об особенностях его восприятия.

В рамках данной публикации представлены результаты исследования, направленного на поиск ответа на следующий вопрос: каким образом портрет, визуальное изображение героя персональной страницы, воспринимается в контексте информации о регионе его работы, профессиональной позиции, половой принадлежности. На основании результатов исследования предложены выводы о том, какие из этих контекстуальных факторов являются ключевыми, а какие – играют второстепенную роль при восприятии креолизованного текста.

В ходе исследования был осуществлен сбор субъективных оценок респондентов с применением шкал с целью изучить их впечатления как реакции на предъявленный стимульный материал. В качестве стимульного материала выступили 15 резюме сотрудников НИУ ВШЭ, размещенные на официальном сайте университета в декабре 2015 года (табл.1).


Таблица 1

Критерии подбора стимульного материала


При выборе стимульного материала учитывались несколько характеристик:

• кампус университета, в котором работает сотрудник (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород или Пермь);

• должность сотрудника (преподаватель или руководитель);

• пол;

• особенности фотографии на личной странице (три группы фотографий, отобранных исследователями по степени типичности: обычная, необычная, совсем не обычная). К числу обычных были отнесены фотографии, соответствующие стилю профессионального резюме (типичная фотография на документ), необычные фотографии включали небольшое отступление от стандарта (поза, жест, одежда), совсем не обычные отличались резким отклонением от предполагаемого типичного образца (применение фильтров, отсутствие лица в кадре и др.).

В ходе исследования были опрошены 70 респондентов в возрасте от 20 до 30 лет, не являющиеся студентами или сотрудниками НИУ ВШЭ. Респондентам были предъявлены 15 резюме с сайта НИУ ВШЭ (с сохранением цветности креолизованного текста) с просьбой оценить степень выраженности качеств по десятибалльной шкале. Предварительно исследовательской группой были выбраны 10 факторов оценки стимульного материала: доброта, сексуальная привлекательность, ответственность, харизматичность, амбициозность, креативность, агрессивность, оптимизм, достаток (материальный), коммуникабельность.

Полученные результаты были обработаны и проанализированы при помощи программы статистической обработки данных (SPSS Statistics 17.0) для установления возможных связей между восприятием респондентов и характером креолизованных текстов. Ключевой рамкой представления результатов был выбран иерархический кластерный анализ, позволяющий классифицировать стимульный материал, вскрывая неочевидные связи между объектами-стимулами (резюме), детерминированные особенностями восприятия визуального в креолизованном тексте.

Данная статистическая процедура упорядочивает все данные в однородные группы, в нашем случае – в группы объектов (резюме). При этом исследователь сам осуществляет выбор количества кластеров (групп) в зависимости от задачи исследования. В данном случае представляется показательным сопоставление результатов, полученных при делении объектов на группы от двух до восьми кластеров. Результаты иерархического кластерного анализа представлены в таблице 2 и в виде кластерного дерева (дендрограммы) (рис. 1).


Таблица 2


При первоначальном разделении всех объектов на две группы в результате статистического анализа в отдельный кластер попадает объект под номером 2 (М-П-СН-М), в то время как остальные четырнадцать объектов объединяются в одну группу. Уникальность второго объекта прослеживается и в дальнейшем при выделении большего количества кластеров. Его отличительной чертой является характер фотографии в резюме: среди всех самых необычных фотографий на персональных страницах данная единственная фактически исключает изображение лица человека (условное название кластера – «визуальный супер-девиант3»). Остальные совсем не обычные фотографии сотрудников университета отличаются применением фильтров для обработки изображения, или на них частично скрыто лицо, однако глаза и черты лица в целом узнаваемы. При выделении двух кластеров объекты с подобными изображениями оказываются в одном кластере с другими креолизованными текстами.

При выделении трех кластеров в отдельный объединяются объекты 6 (НН-Р-СН-Ж) и 7 (НН-П-СН-Ж), которые, как и в предыдущем случае, являются креолизованными текстами с очень необычными изображениями. Но в этой группе оба резюме принадлежат женщинам (условное название кластера – «женщины – визуальные девианты»). При этом характер нестандартности изображений различен: в одном случае фотография обработана при помощи визуального фильтра, в другом – значительную часть фотографии занимает пейзаж, и фон, таким образом, вступает в диалог с изображением человека). Объединяет два данных креолизованных текста, вошедших в один кластер, половая принадлежность героинь персональных страниц.

При выделении четырех кластеров состав двух ранее оформившихся кластеров остается без изменений (кластер с объектом 2 и кластер с объектами 6 и 7), и образуются два новых. Новые группы отличаются сложносоставностью. В один кластер объединены персональные страницы в основном мужчин-руководителей с необычными изображениями с персональными страницами женщин из филиалов, занимающих как руководящие должности, так и преподавательские (условное название кластера – «либералы»). В другую группу вошли резюме мужчин-руководителей с обычными фотографиями и двух женщин (условное название кластера – «доминанты»).

В случае выделения пяти кластеров образуется два кластера с единичными объектами: сформировавшийся ранее кластер «визуальный супер-девиант» и новый кластер «супер-либерал» (М-Р-Н-М), образованный объектом, отделившимся от группы «либералов». Резюме в данном случае принадлежит руководителю-мужчине из столичного кампуса с необычной фотографией. Остаются кластеры «женщины – визуальные девианты» и два сложных кластера – «либералы» и «доминанты».

Добавление шестого кластера приводит к расщеплению группы «женщин – визуальных девиантов». Обе персональные страницы крайне нетипичные, но вместе с тем они не похожи друг на друга характером изображений. Остальные кластеры остаются без изменений.

При выделении семи групп кластер «либералов» делится по половому признаку на «женщин-либералов» и «мужчин-либералов». Остальные кластеры остаются без изменений. На следующем этапе при добавлении восьмого кластера группа «доминантов» также разбивается на «женщин-доминантов» и «мужчин – (супер) доминантов» на основании полового признака. Остальные кластеры остаются без изменений.

Кластерное дерево креолизованных текстов, персональных страниц сотрудников университета, демонстрирует логику классификации и связи между группами текстов.


Рис. 1. Кластерное дерево креолизованных текстов


В результате сопоставления способов формирования групп объектов на основании иерархической кластеризации можно сделать выводы относительно роли таких характеристик героев страниц, как профессиональная позиция, половая принадлежность, регион работы в сочетании со степенью необычности визуального кода в восприятии профессиональной персональной страницы как креолизованного текста.

Согласно полученным результатам, ни регион, ни сфера деятельности не являются ключевыми при восприятии креолизованных текстов – персональных страниц сотрудников НИУ ВШЭ. Кроме того, визуальный образ играет ключевую роль только в тех случаях, когда он не соответствует представлению о норме. В противном случае он выполняет уточняющую, детализирующую функцию. Помимо этого, имеет значение пол героя, что зачастую проявлялось при группировании объектов в кластеры. Профессиональные характеристики занимают третье место по степени влияния на восприятие креолизованных текстов, поскольку иногда их воздействие просматривается при формировании отдельных кластеров. Региональная принадлежность на данном этапе исследования не повлияла на процесс кластеризации. Подводя итоги, следует отметить, что в рамках данного исследования была продемонстрирована возможность использования кластерного анализа для изучения процесса восприятия креолизованного текста.


Список литературы:

1. Адзинова Ф. С., Хабекирова З. С. Самопрезентация публичной личности в интернет-коммуникации: персональный сайт // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2015. №1 (152). С. 100—104.

2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 128 с.

3. Антонова Ю. А., Демина С. А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети // Лингвокультурология. 2012. №6. С. 13—18.

4. Беккер Е. Г. Особенности бренда вуза // Вестник Финансового университета. 2012. №2. С. 121—133.

5. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернет // Образование и информационная культура. Социологические аспекты: Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII / под ред. В. С. Собкина. М.: ЦСО РАО, 2000. С. 431—460.

Загрузка...