Предисловие

В сборник, который вы держите в руках – или читаете на экране электронного устройства, что весьма вероятно, так как он публикуется в формате цифровой книги, – вошли десять научных статей, написанных участниками II Межвузовской научно-практической конференции бакалавров, магистрантов и аспирантов «Медиаисследования: теории, практики, исследовательские перспективы». Конференция прошла 12—13 февраля 2016 г. в здании Факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) на Хитровке в Москве.

Конференции молодых ученых проводят медийные факультеты многих российских вузов. Некоторые из них имеют междисциплинарный характер и собирают представителей разных учебных заведений. Особенностью данного научного мероприятия является стремление обеспечить высокий уровень научной дискуссии. В работе каждой из секций участвуют не менее двух «взрослых» ученых. Кроме того, все заявки проходят экспертное рецензирование и конкурсный отбор. Так, в 2016 г. в организационный комитет поступило 60 заявок, из них 42 было включено в программу конференции. Свои исследования обсудили студенты и аспиранты из 8 высших учебных заведений и 7 городов России (Екатеринбург, Йошкар-Ола, Казань, Москва, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург). НИУ ВШЭ был представлен всеми своими четырьмя кампусами: московским, санкт-петербургским, нижегородским и пермским.

Как и годом ранее, организационный комитет конференции предложил участникам прислать для публикации статьи на основании их выступлений. При этом докладчики были предупреждены, что тексты будут отправлены на двойное слепое рецензирование по схеме, используемой в профессиональных научных журналах. Исходно мы получили 20 статей, но только по 12 было принято решение о публикации. Два материала вошли в №4 за 2016 г. электронного научного журнала НИУ ВШЭ «Коммуникации. Медиа. Дизайн». Это статья магистранта программы «Политические вызовы современности» НИУ ВШЭ, к. пед. н.. доц. Т. Н. Лобановой «Медиакратия vs демократия в КНР: лингвомедийные технологии создания образов и инструменты политического воздействия» и совместная работа магистранта Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета К. И. Омельченко со своим научным руководителем, д. филол. н., проф. А. Н. Тепляшиной «Способы выживания российских СМИ и медиахолдингов в условиях кризиса»1. Еще 10 статей вошли в этот сборник. Они размещены и будут представлены нами в порядке выступления докладчиков на конференции.

Итак, открывает сборник коллективная работа магистрантов Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) Н. С. Александровой, Н. В. Ванцовой, И. А. Мироновой и Е. В. Щербаковой «Управление впечатлением: креолизованные тексты в профессиональной online-коммуникации (на материале официального сайта НИУ ВШЭ)». Соответствующий групповой доклад прозвучал на секции «Журналистика и PR: практики и репрезентации». Исследование состоит в тестировании восприятия 15 резюме сотрудников НИУ ВШЭ, опубликованных на сайте университета. В качестве испытуемых выступили 70 внешних по отношению к Вышке респондентов в возрасте от 20 до 30 лет. На основании знакомства с резюме участникам исследования предлагалось дать по 10-балльной шкале оценку выраженности у сотрудника 10 личностных характеристик (агрессивность, амбициозность, доброта и т.д.). Исходя из результатов иерархического кластерного анализа, авторы делают ряд выводов, касающихся, в том числе роли визуальных образов при восприятии резюме как креолизированного текста.

В рамках секции «Бизнес и/или выживание: способы поддержания финансового благополучия российских медиа» состоялось обсуждение исследования магистранта Школы культурологии НИУ ВШЭ (Москва) П. И. Чубарь «Методы работы с медиа: конструирование диалога сфер культуры и экономики». Автор рассматривает проблемы взаимодействия экономической и культурной сфер общества в современной медиасреде. Анализируя процессы трансформации общества через призму концептов глобализации и медиатизации, Полина Ивановна обосновывает необходимость задействования модернизационного потенциала со стороны институтов культуры и бизнеса, а также отмечает важность роли государства как модератора происходящих перемен.

Уникальность следующей секции – «Междисциплинарные направления медиа исследований: urban media studies и проблемы культурной идентичности» – состоит в том, что в сборник вошли статьи по мотивам всех докладов, на ней представленных. Открывает этот блок из 4 текстов еще одна коллективная работа представителей нижегородского кампуса НИУ ВШЭ – К. В. Банникова, Е. В. Азаренковой и К. Б. Черненковой – «Визуальная герменевтика „третьих мест“ в городских исследованиях: использование визуальных стимулов и структурированного интервью в режиме online-коммуникации». Объект данного исследования – антикафе «Циферблат» в Нижнем Новгороде, метод – визуальный герменевтический анализ. Магистранты провели 18 глубинных интервью (6 – с создателями пространства «Циферблата», 12 – с постоянными посетителями), а также получили 20 комментариев в группе антикафе социальной сети «ВКонтакте» относительно 3 специально размещенных фотографий, репрезентирующих исследуемое пространство. Авторы одновременно видят в полученных ими результатах подтверждение концепции «смерти автора» Р. Барта, делают ряд замечаний по поводу сравнения методов онлайн и оффлайн интервью, а также дают рекомендации прикладного характера владельцам и персоналу изучаемого ими антикафе.

Тему «третьих мест» современного города продолжает еще одна представительница Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ О. А. Кондратьева (статья «Медиатекст городского пространства (на примере торговых центров как „третьих мест“ современного города)»). Эмпирическую базу исследования составили более 250 фотографий, сделанных в 8 торговых центрах центрах, на которых изображены найденные студентами медиатексты. Анализируя последние, автор заключает, что «…аутентичный язык торговых центров состоит преимущественно из графических примитивов», однако при этом «основная коммуникация пространства торгового центра с посетителями осуществляется с помощью невербальных и креолизованных медиатекстов».

Материалами для анализа Д. С. Толкачева, студента Факультета социальных наук НИУ ВШЭ (Москва), становятся, с одной стороны, результаты опросов общественного мнения «Левада-Центра», посвященные отношению россиян к гомосексуальности, а с другой стороны, поисковые запросы россиян по этой тематике (источник – Google-тренды). В статье «Фреймирование гомосексуальности в России в 2013—2015 гг.» динамика соответствующих фреймов рассматривается в контексте знаменитого Федерального закона 135-ФЗ от 29 июня 2013 г. Отмечая значительный характер перемен, произошедших в публичном дискурсе гомосексуальности за анализируемый период времени, автор обозначает причины расхождений между интенциями сторонников закона и фактическими изменениями.

Представители Факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова К. Л. Зуйкина и Д. В. Соколова озаглавили свой доклад и написанную по нему статью ««Смысл себя»»: особенности репрезентации культурной самоидентичности пользователями соцсети «ВКонтакте» во время политического кризиса в Украине 2013—2015 гг.». Объект исследования – тексты российских и украинских пользователей, размещенные в четырех популярных пабликах; всего было проанализировано более 2000 записей. Основной вывод заключается в том, что несмотря на ожидаемую разницу в содержании публикаций, представители противоположных лагерей используют при конструировании культурной идентичности одни и те же инструменты социальных медиа.

Два исследования, которым посвящены статьи в этом сборнике, были также представлены на секции «Медиа и политическая социализация». Исследуя тексты передачи «Воскресный вечер с В. Соловьевым» («Россия 1»), вышедшие в эфир с февраля по апрель 2014 г., методами контент-анализа и корреляционного анализа, магистрант Факультета социальных наук НИУ ВШЭ (Москва) Я. А. Марандидис демонстрирует нюансы присутствия либерального дискурса в еженедельной телепередаче на одном из ведущих российских государственных телеканалов. (Название статьи: «„Либеральный проект“ в России в освещении телевизионных СМИ (на примере программы „Воскресный вечер с В. Соловьевым“) (февраль-апрель 2014 года)»).

А. В. Манузина и А. В. Селезнева с Факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова в работе «Информационный контекст формирования образа России (на примере освещения подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи)» анализируют тексты информационных агентств России и США, посвященные подготовке к летней Олимпиаде 2014 г. Рассматривая тематику и информационный фон публикуемых новостей, авторы делают ряд выводов, касающихся формирования внутреннего и внешнего образов России, а также сходств и различий между ними.

Перейдем к следующей секции – «Новые формы маркетинга в медиа индустрии». Ее в сборнике представляет статья аспиранта Кафедры маркетинга НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) А. М. Шариной «Развитие модели покупательского поведения для аудитории Интернет-магазинов». Рассмотрев 11 прикладных исследований по данному направлению, Александра Михайловна предлагает собственное видение «покупательского поведения, покупательского намерения и покупательского отношения к совершению онлайн-покупок», для описания каждого из которых представлен набор переменных.

Заключительная статья сборника – «Новые медиа в структуре взаимодействия государства и общества» – принадлежит И. И. Епишкину, соискателю из МГТУ им. Н. Э. Баумана. Доклад на указанную тему прозвучал на секции «Междисциплинарные направления медиа исследований: онтология медиа и специфика цифровой культуры». Автор изучает профили в Twitter трех представителей государственных структур (Д. Рогозин, П. Астахов, А. Пушков), их отбор был произведен по рейтингу цитируемости российских блогеров за 2015 г., составленному компанией «Медиалогия». Одним из результатов исследования стали рекомендации по развитию работы представителей государственных органов с социальными медиа.

Представленные в сборнике статьи молодых ученых не только могут служить ориентиром для студентов и аспирантов, занимающимся междисциплинарными исследованиями в сфере медиа и коммуникаций. Это самостоятельные, законченные научные работы, на которые мы хотели бы обратить внимание академического сообщества и индустриальных специалистов. Дополнительную информацию о конференции, включая тезисы и презентации участников, можно получить на ее сайте.2


Сергей Геннадьевич Давыдов

К. филос. н., доц., заместитель декана Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Председатель Организационного комитета II Межвузовской научно-практической конференции бакалавров, магистрантов и аспирантов «Медиаисследования: теории, практики, исследовательские перспективы»

Загрузка...