«Lingua latina non penis canis est»
Иногда «пиздёть» – труднее, чем мешки ворочать. Особенно, если пиздеть логически правильно и верно, то есть чётко.
Язык – это слова. Каждое слово что-то означает. И означает что-то определённое. Если мы говорим на одном языке, значит мы должны одинаково понимать одни и те же слова.
Язык делает мышление вербальным. Поток образов, понятий и представлений приобретает словесную форму. При мышлении словами неизбежен процесс перекодировки из машинного кода системы в код языковой. От этого система иногда начинает немного подтормаживать. Или – часто и много, в зависимости от конфигурации оборудования, прошивки и обновлений софта (читай: врождённых способностей, привычек, знаний и практики).
Из введения дорогой читатель должен был понять, что существует некая цепочка, ведущая нас от восприятия окружающего мира к взаимопониманию. Ощущения и чувства порождают мысленные образы, представления, которые становятся словами, или обозначениями, общими для определённых групп людей (носителей определённого языка).
С развитием письменности и науки у слов появляются формализованные определения. Определения даются при помощи других, знакомых носителю языка, слов. Чтобы он быстрее догнал новое, не знакомое ему, понятие.
Определения одного и того же слова могут сильно отличаться, в зависимости от сферы применения. Слову «Бегемот» толковый словарь даёт одно определение, а справочник по зоологии совершенно другое. При этом они не противоречат друг другу, а наоборот, более лучше проясняют и уточняют понятие, т. е. дополняют друг друга.
Не умеющих читать, или в отсутствие справочника под рукой, можно просто сводить в зоопарк и показать наглядно. Главное, чтобы таблички на клетках соответствовали содержимому. Как говорил К. Прутков: «Если увидишь на клетке с Бегемотом надпись «Жираф» – не верь глазам своим».
Английские учёные утверждают, что наилучший результат даёт комплексный подход к обучению. Именно поэтому в школах и рассказывают, и показывают, и заставляют читать учебники, и проводят лабораторные работы. «Ох уж эти пионеры! Всё им расскажи, покажи, дай попробовать», – сказала беременная учительница биологии.
– Я и представить не могу, что есть система лучше, чем монархия.
– Есть, и функционирует. Всё ОК. Правда, писать я должен сидя…
– Но, это так неудобно!
– Неудобно. Но, зато демократично. Если писать сидя – можно покурить.
В языке, помимо дохуя слов, присутствуют очень важные элементы, без которых он не стал бы языком. Это правила расстановки слов, способы образования сложных выражений из односложных (или простых), способы придания смысла набору слов.
Синтаксис (правила написания) и пунктуацию Вы все изучали в начальной и средней школе, поэтому опустим эту унылую хуйню и сразу перейдём к правилам смысловой правильности. Выражаясь более понятным для английских учёных языком: семантическим правилам языка.
Таких правил всего три.
1. Бесспорные (аксиоматические) правила: принимаются без возражений в любом случае и любом контексте. Например:
«Живой не мёртвый»;
«Больной не здоров»;
«Белое не чёрное»;
«Добро не зло»;
«В литре две поллитры»;
«В километре 1000 метров» и т. д.
2. Логические (дедуктивные) правила: требуют признавать и принимать логичные выводы из истинных утверждений. Например:
«Когда дует сильный ветер – деревья качаются.
Стоит дерево. Дует ветер.
Следовательно – дерево качается»;
«Если сильно ударить по башке – будет больно.
Исаака сильно ударило по башке яблоком.
Следовательно – Исааку было больно»
3. Чувственные (эмпирические, экспериментальные) правила: требуют признавать общечеловеческие оценки одних и техже событий и явлений. Например:
«Вода мокрая»;
«Трава зелёная»;
«Небо синее»;
Жарко, значит жарко. Твёрдое, значит твёрдое. Жидкое, значит жидкое. Бьёт, значит любит. Все люди – братья. Человек человеку – волк.
Язык, на котором мы говорим, называют естественным (или разговорным). По способу происхождения (или применения), наверно. Однако, английским учёным кучи естественных языков оказалась мало, и они напридумывали ещё примерно столько же искусственных языков. Которые назвали искусственными. Некоторые выдающиеся учёные называют такие языки формализованными. У них чёткая структура, принципиально невозможна двусмысленность «слов» и толкований, нет исключений из правил, вводятся специфические термины и операции со «словами», отсутствующие (ненужные) в разговорных языках. Применяются такие языки, чаще всего, в очень узких областях науки и техники.
Примеры:
– языки математики; символьной логики; машинные языки; языки программирования; криптографические;
– Квенья (искусственный разговорный язык для общения в среде эльфов);
– Феня (искусственный язык для составления маляв).
Берегись изысканного языка.
Язык должен быть прост и изящен.
Функция языка – это его работа, определённая цель или задача использования. А задач у нас много. Что мы чаще всего делаем при помощи языка? Сообщаем, утверждаем, отрицаем, призываем, просим, командуем, мотивируем, рекомендуем, рассказываем, посылаем, приглашаем, хвалим, ругаем и так далее.
Английские учёные посовещались между собой и нашли возможность обобщить все эти функции, объединив похожие, и выделили семь основных функций языка.
1. Описание (описательная функция);
2. Выражение чувств (экспрессивная);
3. Повелевание (нормативная);
4. Попытка изменить мир (декларативная).
5. Дача обещаний (обещательная);
6. Оценка происходящего (оценочная);
7. Мотивация (эректильная).
К какой функции языка приткнуть вопросы, учёные пока не смогли придумать. Но, с некоторыми вопросами это всё же удалось сделать. Например, вопрос «Ну разве ты не дурак после этого?» отнесли сразу к трём функциям языка – 1, 2 и 6. В перспективе, возможно, придётся расширить список функций до восьми пунктов. Мы прогнозируем появление вопросительной функции.
1. Описательная функция, она же сообщательная, описывает реальное положение вещей или пиздит нагло. Если описывается в натуре верное, существующее событие, реальное положение вещей, такое сообщение называют истинным (ПРАВДА в терминах матологики). Если вам напиздили – сообщение ложное (ПИЗДЁЖ в терминах матологики).
Возможность сообщать ПРАВДУ или ПИЗДЁЖ – главная особенность описательной функции языка. Поэтому к любым сообщениям следует относится с особым вниманием и конкретно фильтровать входящую инфу. Более подробно о важности фильтрации будет сказано в главах о конкретных умозаключениях и логических ошибках.
Сообщение может быть неопределённым, чаще всего это губораскатывательные фантазии.
Примеры сообщений:
ПРАВДА
«Идёт дождь» (если сейчас идёт дождь);
«Спартак – Чемпион!» (если речь о сезонах 1996–2001);
«Бутерброд всегда падает маслом вниз»
ПИЗДЁЖ
«Идёт дождь» (если не идёт дождь);
«Спартак – Чемпион!» (если речь о сезонах 2002–2022);
«Бутерброд всегда падает маслом вниз» (если Вам повезло);
«Луна сделана из зелёного сыра»;
НЕОПРЕДЕЛЁННО
«Наша команда выйдет в финал»;
«Следующее лето будет солнечное и не такое дождливое»;
«В следующем году я похудею на 15 кг и найду хорошую работу»;
«Кажется, сейчас начнётся».
2. Экспрессивная функция описывает чувства и эмоции, состояния сознания и личности (изменённые и нормальные). Выражения чувств ВСЕГДА субъективны и не могут считаться истинными или ложными. Что одному хорошо, другому – плохо. Здесь стоит оговориться, что некоторые авторы настоящих кондовых учебников по логике указывают на возможность экспрессивных высказываний быть истинными или ложными. Мы же считаем, что субъективное не может быть объективным. Поэтому предлагаем компромисс – они могут быть искренними или фальшивыми.
Примеры:
«Я весь горю»;
«Ах, как хорошо снова встретить Вас»;
«Жить – хорошо»;
«А хорошо жить – ещё лучше!»;
«Экая Вы неловкая, Тамара Степановна»;
«Какое небо голубое»;
«И шо я в тебя такой влюблённый?»;
«Ядрёна кочерыжка, негры»;
«Маловато будет»;
«Блеск!»;
«Жуть»;
«Прилично!»
«Но!»
3. Нормативная функция включает законы, предписания, подзаконные акты, требования, приказы, команды, рекомендации, указания, правилаипрочие нормы. Она содержит безапелляционные утверждения, предписывающие или рекомендующие, как нам поступать. Нормативам не присуща истинность или ложность. Они просто есть. Для них важнее обязательность исполнения и контроль.