1

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: Издательство МГУ, 1993. – 246 с.

2

Толстой А.В. Марианна Веревкина и художники русского зарубежья // http://pedsovet.org/forum/index.php?auto com=blog&blogid=74&showentry=8087 (дата обращения: 07.02.2012).

3

Северюхин Д.Я. Художники русской эмиграции 1917– 1941 гг.// Справочник по русскому искусству СПб.: Издательство Чернышева, 1994. – 588 с.

4

Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. М.: Экономпресс, 2003. – 424 с.

5

Каталог выставки «Художники русского зарубежья. Марианна Веревкина (1860–1938)». М.: Государственная Третьяковская галерея, 2010. – 312 с.

6

Фолини М. Жизнь для искусства // Каталог выставки «Художники русского зарубежья. Марианна Веревкина (1860–1938)». М.: Государственная Третьяковская галерея, 2010. С. 17–27.

7

Мислер Н. Все дальше и дальше расстилается по земле тень Саломеи // Там же. С. 107–127.

8

Теркель Е. Марианна и Игорь Грабарь: пересечения и параллели // Там же. С. 128–165.

9

Маркадэ Ж.-К. Марианна Веревкина, или Искусство как преображение жизни // Там же. С. 75–91.

10

Маркадэ Ж.-К. Марианна Веревкина, или Искусство как преображение жизни… С. 88.

11

Веревкина М. Письма к неизвестному / Сост. Е. Шаронкина-Витек.– М.: Искусство – XXI век, 2011. – 248 с.

12

Там же. С. 7–14.

13

Там же. С. 173–215.

14

Боулт Д.Э. «Воскресный день»: Марианна Веревкина и русский Серебряный век // Русский авангард 1910– 1920-х годов. Амазонки Авангарда [Сб. ст.] / Под ред. Г.Ф Коваленко. Гос. ин-т искусствознания М-ва РФ. М.: Наука, 2004. С. 69–80.

15

Шаронкина Е.В. Символизм и экспрессионизм в живописи Марианны Веревкиной. 1906–1914 гг. // Там же. С. 167–176.

16

Символизм в авангарде. Искусство авангарда 1910–1920-х годов // Там же. С. 177–199.

17

Hahl-Koch Е. Marianne Werefkin und der russische Symbolismus. Studien zur Arthetik und Kunsttheorie. München, 1967. – 126 р.

18

Laučkaitė L. Ekspresionizmo raitelė Mariana Veriovkina. Vilnius: Kultūros, filosofijos ir meno institutas, 2007. – 442 p.

19

Fäthke В. Mariannе Werefkin. München: Hirmer, 2001.

20

Степанский А.Д. История общественных организаций дореволюционной России: Учебн. пособие. М.: МГИАИ, 1979.

21

Литературные кружки и салоны. Первая половина XIX века [Сб.] / Под ред. Н.Л. Бродского. М.: Аграф, 2001.

22

Розенталь И. И вот общественное мненье! Клубы в истории российской общественности. Конец XVIII – начало XX в. М.: Новый хронограф, 2007. – 400 с.

23

Любин Д.В. Искусство и художественная жизнь Германии в конце XIX – начале ХХ века: живопись и графика, скульптура: учебн. пособие. СПб.: Астерион, 2009. – 320 с.

24

Folini M. Monte Verita: Ascona’s Mountain of truth. Society for the History of Swiss Art (SHSA). Berne, 2000. – 204 р.

25

Peyer М. Gastfreundschaft. Das ideale Heim. Eine Schweizer. Monatsschrift für Kunst und Leben. 1933. № 1. S. 28–32.

26

Gollek R. Der Blaue Reiter im Lenbachhaus München. München, 1982. S. 101–106.

27

Fouquet M. Sieben Sterne hat der «Große Bär». Zur Eröffnung der diesjährigen Ausstellung des «Großen Bären» in San Cristoforo-Ascona. Sie und Er. 1937. Nr. 32. S. 8, 9.

28

Шаронкина-Витек Е.В. Марианна Веревкина. Символизм и экспрессионизм в мюнхенский период творчества: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения: специальность 17.00.04 <Изобр. и декоратив.-прикладное искусство и архитектура> / Шаронкина-Витек Елена Владимировна [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. М., 2006. – 41 с.

29

Диссертацию Е.В. Шаронкиной-Витек «Марианна Веревкина. Символизм и экспрессионизм в мюнхенском периоде творчества» в отделе диссертаций Российской государственной библиотеки (Моск. обл., г. Химки) получить не удалось, диссертация закрыта для доступа по желанию автора.

30

Merges-Knoth А. Marianne Werefkins russische Wurzeln: Neuansätze zur Interpretation ihres künstlerischen Werkes: Inauguraldissertation zur Erlangung der Doktorwürde in Kunstgeschichte im Fachbereich III der Universität Trier.

31

Дело Собственной Е. И. В. Канцелярии о выдаче негласных единовременных пособий и ссуд из «царских сумм»: Веревкиной М.В., дочери ген. от инф., коменданта Петропавловской крепости в Петербурге, для выплаты пожизненного негласного пособия вместо выдаваемой ей за заслуги отца аренды // РГИА. Ф. 1419. Оп. 15. Д. 377.

32

Черновые письма к М.В. Веревкиной. Весна 1899 – 15/III 1902. ОР ГРМ. Ф. 27. Ед. хр. 13.

33

Фонд Станюковича Владимира Константиновича (1873– 1939). Письма к разным лицам начато в январе 1900 кончено осень 1905. ОР ГРМ. Ф. 27. Ед. хр. 40.

34

Письмо В.Э. Борисова-Мусатова к М.В. Веревкиной. 15 марта 1901 г. ОР ГРМ. Ф. 27. Ед. хр. 13. Л. 4.

35

Письмо А.Г. Явленского к Д.В. Кардовскому от 08.02. 1906 г. ОР ГРМ. Ф. 184. Ед. хр. 61.

36

Письмо А.Г. Явленского к А.Н. Бенуа от 05/УП 1906 г. ОР ГРМ. Ф. 184. Ед. хр. 1783.

37

Каталог выставки «Художники русского зарубежья. Марианна Веревкина (1860–1938)». М.: Государственная Третьяковская галерея, 2010. С. 169–191.

38

Письмо к М.В. Веревкиной от Василия Кандинского, 1900 г. SBB F 19-1538; письмо к М.В. Веревкиной от Василия Кандинского от 05. и 17.09.1903. SBB F 19-1545.

39

Первая страница «Писем к неизвестному», 1901. Рукопись в FMW. Call No 2L-5-161.

40

Verzeichnis der Gemalde von Marianne von Werefkin. FMW 2L-3-103.

41

Письмо к М.В. Веревкиной 18.03.1824. Рукопись в FMW. Call No 21-7-138.

42

Там же. Call No 21-5-174.

43

Fäthke В. Mariannе Werefkin. München: Hirmer, 2001. – 272 p.

44

Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М.: Республика, 2000. – 496 с.

45

Добужинский М.В. Воспоминания / Сост. и примеч. Г.И. Чугунова. М.: Наука, 1987. – 477 с.

46

Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л.: Искусство, 1970.

47

Говор Н.И. Воспоминания об Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде в 1917 г., от 25 марта 1957. Письменный фонд ВММ МО РФ. ОФ 56192. НОФ 9639.

48

Репин И.Е. Новое о Репине: Статьи и письма художника: Воспоминания учеников и друзей / Составители И.А. Бродский, В.Н. Москвинов. Л.: Художник РСФСР, 1969. – 435 с.

49

Лауткайте Л. Эпистолярное наследие Алексея Явленского в Литве. Письма Алексея Явленского Марианне // Балтийский архив: Русская культура в Прибалтике. Т. IX. Вильнюс: изд-во Вильнюсского ун-та, 2005. С. 248–316.

50

Веревкина М. Указ. соч. С. 60.

51

Карпенко И.А., Славинский Н.Р. Коменданты Петропавловской крепости. СПб.: ГМИ СПб, 2010. С. 43.

52

Письмо к М.В. Веревкиной от И.Е. Репина, 1888 г. // http://ilya-repin.ru/repin-letters5.php.

53

Веревкина М. Указ. соч. С. 93.

54

Fäthke B. Mariannе Werefkin. München: Hirmer, 2001. S. 31.

55

Веревкина М. Обращение. Цит. по: Кох Е. Марианна Веревкина // Новый журнал. 1965. № 80. C. 64.

56

Письма И.Е. Репина // http://ilya-repin.ru/repin-letters14. php. 12.07.2016.

57

Обиходное название летней вeрхней одежды служaщих Рoссийского флoта в серeдине XIX в.

58

Веревкина М. Письма к неизвестному… С. 34.

59

История русской культурной жизни IX–XX вв. // Под ред. Л.В. Кошмана. М.: Дрофа, 2004. С. 277.

60

Выставка французских и голландских художников //Нива. 1886. № 50. С. 1, 2.

61

Репин И.Е. Далекое близкое. Воспоминания. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 341.

62

Стасов В.В. Выставки // Новости и биржевая газета. 1898. № 54.

63

Ге П.Н. Художественные выставки 1899–1900 годов //Жизнь. 1900. № 5. С. 261.

64

Глаголь С. По картинным выставкам. Нечто о закрывшейся выставке и о двух выставках акварелей // Курьер. 1900. № 89.

65

Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. О «Мире искусства». М.: Фортуна, 2011. С. 342.

66

Репин И.Е. Далекое близкое. Воспоминания. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 402.

67

Дело Собственной Е. И. В. Канцелярии о выдаче негласных единовременных пособий и ссуд из «царских сумм»: Веревкиной М.В., дочери ген. от инф., коменданта Петропавловской крепости в г. Петербурге, для выплаты пожизненного негласного пособия вместо выдаваемой ей за заслуги отца // РГИА. Ф. 1419. Оп. 15. Д. 377.

68

Добужинский М.В. Воспоминания / Сост. и примеч. Г.И. Чугунова. М.: Наука, 1987. С. 164.

69

Грицак Е. Мюнхен и Нюрнберг. http://e-libra.ru/books/160831-myunxen-i-nyurnberg.html. 11.12.2015.

70

Любин Д.В. Искусство и художественная жизнь Германии в конце XIX – начале ХХ века: живопись и графика, скульптура: Учебн. пособие. СПб.: Астерион, 2009. С. 107–138.

71

Бельгин Т. Алексей Явленский. Биография. СПб.: Государственный Русский музей, 2000. С. 44.

72

Вяземский П.А. Старая записная книжка / Сост. и ком-мент. Л. Я. Гинзбург. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1927. С. 188.

73

Добужинский М.В. Воспоминания / Сост. и примеч. Г.И. Чугунова. М.: Наука, 1987. С. 164.

74

Там же.

75

Толстой А.В. Марианна Веревкина и художники русского зарубежья // http://pedsovet.org/forum/index.php?autoco m=blog&blogid=74&showentry=8087. 07.02.2012.

76

Грабарь И.Э. Указ. соч. С. 114.

77

Там же.

78

Там же.

79

Веревкина М. Письма к неизвестному… С. 208.

80

Петров-Водкин К.С. Письмо Петровой-Водкиной А.П. 7/20 мая 1901. ОР ГРМ. Фонд 105, ед. хр. 2, л. 48, 49.

81

Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида: [Повести]; Самаркандия [Очерк] / Кузьма Сергеевич Петров-Водкин [Вступ. статья, с. 3-38, подгот. текста и при-меч. Ю.А. Русаковой; рис. авт.]. 2-е изд., доп. Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1982 [Электронный ресурс]: книга http:// az.lib.ru/p/petrowwodkin_k_s/text_1932_prostranstvo_ evklida.shtml (дата обращения 23.05.2008)

82

Грабарь И.Э. Указ. соч. С. 114.

83

Добужинский М.В. Воспоминания / Сост. и примеч. Г.И. Чугунова. М.: Наука, 1987. С. 164.

84

Черновое письмо Добужинского к М.В. (Веревкиной) / ОР ГРМ. Ф. 115, ед. хр. № 18.

85

Веревкина М. Письма к неизвестному… С. 209.

86

Там же.

87

Демин В.Н. Андрей Белый. М.: Молодая гвардия, 1999. С. 368.

88

Веревкина М. Письма к неизвестному / Сост. Е. Шаронкина-Витек.

89

Алексеев П.В. Философы России XIX–XX столетий: Биографии. Идеи. Труды. М.: Академ. пр., 2002. С. 913, 914.

90

Там же.

91

Там же.

92

Там же.

93

Там же. С. 107–110.

94

Алексеев П.В. Философы России XIX–XX столетий: Биографии. Идеи. Труды. М.: Академ. пр., 2002. С. 107–110.

95

Там же.

96

Алексеев П.В. Философы России XIX–XX столетий… С. 107–110

97

Там же.

98

Там же.

99

Там же.

100

Там же.

101

Веревкина М. Письма к неизвестному… С. 81.

102

Там же. С. 66.

103

Там же. С. 81.

104

Из переписки Веревкиной и Явленского. Письмо 1903.09. (Carteret Munchen) // Laučkaitė, Laima. Ekspresionizmo raitelė Mariana Veriovkina. Vilnius: Kultūros, filosofijos ir meno institutas, 2007. S. 229.

105

Грабарь И.Э. Указ. соч. С. 102.

106

Ambrozic K. Der Künstler Anton Ažbe (1862-1905), in Ausst. Kat.: Wege zur Moderne und die Ažbe-Schule in München, Museum Wiesbaden 1988, S. 43.

107

Петров-Водкин К.С. Письмо Петровой-Водкиной А.П. 10/23 мая 1901. ОР ГРМ. Фонд 105, ед. хр. 2, л.50, 51.

108

Ambrozic K. Der Künstler Anton Ažbe (1862-1905), in Ausst. Kat.: Wege zur Moderne und die Ažbe-Schule in München, Museum Wiesbaden 1988, S. 43.

109

Там же.

110

Там же.

111

Там же.

112

Веревкина М. Письма к неизвестному… С. 67.

113

Веревкина М. Письма к неизвестному… С. 81.

Загрузка...