Первый день первого весеннего месяца Адар
Гонец в сопровождении военных по приказу царя Соломона прибыл во дворец владычицы. Он передал для повелительницы приглашение на Песах, не подозревая, что Македа все уже знала от Юд-Юда, и во дворце шла подготовка к ее визиту в Иерусалим. Придворному советнику Барнава передал слова властителя о том, что тот ждет визита царицы Македы, и если она откажется и на сей раз, то Иерусалим разорвет торговые отношения с Сабой, и может дойти даже до объявления войны. Советник принял приглашение и заверил, что обязательно все передаст.
Когда кормилица через несколько часов вернулась в личные покои госпожи, та, поднявшись с пола после молитвы, встретила ее.
– Моя царица, доставили приглашение от повелителя Иерусалима и его угрозу о разрыве торговых отношений. Все, как вы и ожидали. Также гонец, прибывший с этим посланием, просит разрешить ему сопровождать вас и ваш караван, чтобы указать короткий путь.
Няня передала приглашение Македе и продолжила:
– Получив ваше согласие, он останется, а двух стражников, сопровождавших его, отправит обратно, чтобы они возвестили Соломона о вашем скором прибытии.
Читая приглашения, владычица произнесла:
– Хорошо, пускай потомится пару дней, а затем скажите, чтобы отправил гонцов и передал царю Соломону, что я прибуду. Сегодня новая луна, первый день первого весеннего месяца этого года. Хороший знак, что он вручил приглашение именно сейчас.
Отложив послание и поразмыслив, она продолжила:
– Здесь написано, что празднества в Иерусалиме начнутся пятнадцатого числа месяца авив, а за несколько дней до этого будут гуляния в честь высоких гостей. Знаешь, как мы поступим?
Не дождавшись ответа няни, повелительница сказала:
– Я прибуду туда в начале месяца, за десять дней до гуляний, чтобы получше познакомиться с Соломоном. Если это не тот, кого мы ожидаем, я сошлюсь на плохое самочувствие и отправлюсь обратно, чтобы не дожидаться пира и праздника, на который прибудут правители соседних земель. Только сначала мне со жрецами нужно будет выбрать благоприятный день, чтобы отправиться туда как можно раньше.
– Поступайте, как вам виднее, повелительница.
– Собери сегодня вечером всех жрецов в храме Альмаки.
– Хорошо.
– Жаль, что верховный жрец Урхеку уже не с нами. Ему я доверяла в выборе благоприятных дней как никому. Он с самого детства учил меня астрологии и ждал момента, когда на нашем пути встретится избранный.
Няня, опустив голову, сказала:
– С того самого вечера, как Юд-Юд вернулся из Иерусалима, здоровье Урхеку резко ухудшилось, и наутро он не проснулся. Жрецы уверены, что иерусалимские священники позаботились об этом, проведя особый таинственный ритуал.
Македа с трудом сдерживала эмоции. Внимательно посмотрев на царицу, кормилица произнесла:
– Владычица, может, вам еще раз стоит подумать о визите в Иерусалим? Видите, как они свалили с ног нашего верховного жреца? Придворные священники и я начали беспокоиться о вашей безопасности. Этот народ весьма опасен, может, стоит подождать пока Соломон наконец-то решит прибыть сюда, в Савейское царство.
– У нас нет выбора, время пророчества подходит. Мне нужно отправиться в Иерусалим, хочу я этого или нет, тем более очередной отказ Соломон может воспринять как оскорбление.
– Тогда позвольте мне и нескольким жрецам сопровождать вас, здесь в беспокойстве о вашем высочестве я точно долго не проживу.
– Хемсут, я рада твоему присутствию всегда, но караван до Иерусалима будет идти от двадцати дней до месяца. Зачем тебе отправляться в такое долгое путешествие?
– Я справлюсь, моя госпожа. Мне будет спокойнее находиться рядом с вами и оберегать вас всеми возможными способами.
Македа позволила кормилице сопровождать ее. Подумав немного, она спросила:
– Тебе удалось еще что-то узнать об израильском государе от наших стражников?
– Да, я повелела собирать информацию о Соломоне и его царстве. Подкупив чужестранных и иерусалимских торговцев, нам удалось кое-что выяснить. Первое, что рассказывают об израильском правителе, – он очень мудр и щедр. Второе, что говорят, – у него где-то триста или, по другим данным, тысяча жен и наложниц, привезенных из разных царств. На территории дворца Соломон построил для них огромный гарем и отводит на его обеспечение большие средства, желая вызывать зависть и восторг у своих гостей.
– Что, он собирается сделать меня триста первой женой? – то ли в шутку, то ли всерьез произнесла Македа.
– Рассказывают, что он хочет править миром, и поэтому набирает наложниц и жен из разных народов. Вам, моя госпожа, нужно быть бдительной. Он очень хитер, коварен, и свою мудрость, как утверждают его подданные, получил в подарок от самого бога.
– Что ты имеешь в виду?
– Эта история сама по себе вызывает много вопросов. В ночь перед помазанием на престол к нему во сне явился бог и предложил просить все, что хочет – богатство, силы, славы. Но Соломон отказался от всего этого и предпочел мудрость. Бог был доволен его решением и сказал: за то, что царь выбрал мудрость, а не богатство и славу, он будет иметь все это сразу.
– Как интересно, – задумчиво произнесла Македа.
– И поэтому некоторые из священников и подданных называют государя другими именами – «любимец бога», «друг бога». Еще его называют совершенным или миролюбивым, эти два имени происходят от слова Шалем, поскольку жрецы Соломона считают, что он объединил в себе солнце и луну и является целостным, идеальным человеком. Но как бы то ни было и сколько бы имен он ни носил, люди говорят, что эта мудрость помогает ему во всем, он удачлив, и бог благоволит ему.
– Что еще?
– Кое-кто из купцов говорит, что слухи о своей мудрости он распространяет сам, используя щедрые подарки. Над своим царством он поставил двенадцать наместников, каждый из них представляет влиятельный род. Армия у него самая сильная в тех землях, а ее главный военачальник Мариадон не знает поражений. Рассказывают, что повелитель молод, и его часто посещают приступы гнева. Для того чтобы он мог совладать с собой, придворный мудрец подарил ему особый перстень. Этот перстень часто помогал царю в моменты гнева и уныния.
– А что в нем такого особенного? – удивленно спросила Македа, коснувшись своего кольца на мизинце.
– Мудрец высек на перстне фразу: «Все проходит». В моменты сильного гнева царь смотрел на надпись, и это помогало ему обрести спокойствие. Но однажды Соломон так рассердился, что не смог совладать с собой, даже глядя на эту фразу. В гневе он сорвал кольцо с пальца и уже собрался бросить его, как в последний момент заметил светящиеся буквы на внутренней стороне. Он приблизил кольцо к глазам – надпись гласила: «И это тоже пройдет». Царь улыбнулся и снова надел его. Соломон не расстается с кольцом с того самого момента, как взошел на престол.
Македа расхаживала по покоям, внимательно слушая кормилицу. Она спросила:
– Ты рассказывала, что Соломон взошел на престол, являясь четвертым сыном царя, как же ему это удалось?
Вспомнив, что успели выяснить стражники об этой странной истории, кормилица ответила:
– Он не любит обсуждать эту тему, и поэтому она окутана множеством слухов и сплетен. Говорят, что два старших брата пали в войнах, что вел его отец, а третий брат, Адония, которому должен был перейти трон, после неудавшегося восстания загадочно исчез. Ему не понравилось желание отца передать трон младшему наследнику, Соломону, и он, заручившись поддержкой некоторых священников и военачальников, считавших его законным наследником, поднял бунт. Но удача была на стороне Соломона, и тому удалось изменить ситуацию. И после того, как юного наследника помазал на царство первосвященник Садок и ему присягнули на верность многие военачальники, Адония сдался. Рассказывают, что царь в знак доброй воли простил его и других заговорщиков, отпустив на все четыре стороны, и стал единоличным правителем Иерусалима. С тех пор этот самый первосвященник, высказавший поддержку Соломону, пользуется у того большим уважением.
– Пользовался, – с усмешкой сказала Македа. – Я же тебе рассказывала, как повелитель едва не лишил его места около себя и своего расположения. Мы смогли посеять раздор между ними, спасибо нашим богам.
– Соломон молод и эмоционален, а первосвященник хитер и найдет способ снова примириться с ним. Вы же видите, как они ответили нам, будучи на столь далеком расстоянии, и даже боги не смогли уберечь верховного жреца.
Македа задумалась.
– Нам нужно подготовиться к поездке, чтобы обезопасить вас в первую очередь, моя госпожа. У их первосвященника целая армия жрецов, и поговаривают, что в новом храме они поклоняются не богу, как думает простой народ, а дьяволу. Именно ему они молятся и приносят кровавые жертвоприношения. Узнав это, я решила отправиться с вами. Одну я вас туда не отпущу, моя царица.
– Спасибо тебе, кормилица, за заботу и за то, что смогла так много разузнать о Соломоне и его царстве. Мы не можем больше никого подвергать опасности, и если его священники так сильны, мы возьмем с собой туда своих жрецов, со мной будет шкатулка с изображением могущественного бога Ремфана. Он поможет нам, обережет и в пути, и в самом Иерусалиме.
– Нам нужно опасаться не только жрецов государя, но и его самого. Из всех рассказов видно, что он очень хитер, горделив и коварен, поэтому не остановится ни перед чем, пока не добьется своего.
– Моя няня, в этих рассказах правда может перемешаться с вымыслом, и пока мы с ним лично не познакомимся, ничего определенного сказать нельзя. По рассказу Юд-Юда он в самом деле мудр и хорош собой, а его царство процветает. Он так спорил с первосвященником, чтобы пригласить меня… это достойно повелителя. Из твоих историй можно понять, что у него доброе сердце, поскольку он простил заговорщиков, это тоже подходит под описанное в пророчестве. Хочется надеяться, что это он, так как пророчество обязательно должно сбыться. Вчера перед рождением новой луны я долго молилась, после чего легла спать, и во сне мне явился знак, видение – отправившись в те земли, я встречу избранного.
– Какое именно видение?
– В небе над Иерусалимом велось приготовление к Священному Союзу Солнца и Луны, светила приблизились друг к другу. Это меня воодушевило. И то, что именно сегодня гонец привез приглашение, стало еще одним добрым знаком, что скоро пророчество сбудется. Поэтому, моя Хемсут, я хочу поскорее отправиться туда, чтобы испытать царя загадками. И если он в самом деле окажется избранным, я подчинюсь правителю Иерусалима и даже приму его религию.