Слепая зона Системы: Мамору Такума

Александр Бауман


«У меня было множество причин для нападения на школу. Одной из них является то, что я хотел, чтобы публика знала, что даже умные дети из богатых семей могут быть убиты за пять или шесть секунд».

8 июня 2001 года в элитной начальной школе Икэда префектуры Осака произошло массовое убийство, жертвами которого стали 8 детей, более 18 человек были ранены. Нападение на школу совершил психически больной Такума Мамору, а общественность назвала этот инцидент «Бойня в Осаке».

Криминальная биография

Родился будущий убийца в 1963 году в городе Итами. О его детстве ничего не известно, но по дальнейшим фактам можно предположить, что ребенок был предоставлен самому себе: родители не желали тратить время на его воспитание, возможно, даже били его за надоедливость.


Мамору Такума (фото на документы)


В двенадцать лет мальчик увлекся садистской кулинарией: отлавливал бездомных животных и пихал в домашнюю печь. По его словам, ему нравилось слушать крики зверей. Кошек он любил чуть больше, потому что они оставляли после себя меньше костей. Это помогало скрыть улики.

В своей статье «Угроза убийства» новозеландский судебный психиатр Джон Макдональд выявил некий набор из трех поведенческих характеристик, которые прослеживались у людей, имеющих тягу к убийству. В исследовании говорится, что сорок восемь из ста человек имели эти расстройства: пироманию, зоосадизм и энурез. Последние два симптома можно подметить у Головкина, а у такого маньяка, как Джордж Роджерс, наблюдалась тяга к пиромании. В случае Такумы зоосадизм и пиромания слились воедино.

В пятнадцать лет парень бросил школу, из-за чего поссорился с отцом и ушел из дома. По некоторым источникам, позже он вернулся, но затем снова покинул дом на пару с матерью. Сбежав из родного гнезда, Мамору устроился на работу, по одной версии – в полицию, по другой – в японские военно-воздушные силы самообороны. Последний вариант кажется сомнительным, поскольку туда берут мужчин, достигших призывного возраста, то есть двадцати шести лет.

Мамору уволили за половой акт с несовершеннолетней. Он долго не мог найти источник заработка, несколько раз попадался полиции за езду по встречной полосе, а в 1984 году его арестовали за изнасилование. Он провел три года в местах не столь отдаленных, где вел себя примерно, ни с кем не вступая ни в какие конфликты. Любой тюремный сотрудник, знавший Такуму, сделал бы вывод: этот человек исправился и может вновь вернуться в общество.

Выйдя на свободу, будущий маньяк устроился работать водителем мусоровоза, а после – общественного автобуса. Но в 1993 году Такума напал на пассажирку из-за запаха духов и был уволен.

Далее Мамору приняли на работу в элитную младшую школу, по одной версии – в качестве уборщика, по другой – в качестве технического специалиста. Администрацию нисколько не смутило, что у мужчины за спиной было одиннадцать арестов и четыре брака. В октябре того же года Мамору арестовали по подозрению в нападении на бывшую супругу, но через пару дней отпустили за неимением улик.

3 марта 1999 года Такума выкинул новый трюк: подсыпал четырем учителям транквилизаторы в чай, за что был отправлен на принудительное лечение. Ему поставили диагноз «шизофрения», но через месяц его выписали. В ноябре того же года его арестовали по подозрению в проникновении в частный дом, но благодаря своему алиби парень вышел сухим из воды.

В сентябре 2000 года Такума устроился таксистом, но уже в октябре сломал нос посыльному отеля, за что был уволен. Гнали мужчину и из всех квартир, где он жил: он был крайне неблагонадежным квартирантом – превращал в свалку арендуемое жилье, а мусор любил выбрасывать из окна на головы соседям. После случая с посыльным 23 мая 2001 года Мамору вновь лег в больницу, уже по собственному желанию, но через день покинул ее. Возможно, именно там у него и возникла мысль посетить прежнее рабочее место с новым инструментом.

Бойня в Осаке

Примечательно, что 8 июня 2001 года Такума должен был присутствовать в здании суда на заседании по делу посыльного. Возможно, стресс от потенциального наказания и спровоцировал в извращенном сознании мужчины мысли об убийстве детей.


Учителя эвакуируют детей во время резни


В 10:15 он проник в классную комнату первого класса во время перерыва и начал убивать, нанося многочисленные колотые и режущие удары в спину, живот, лицо и руки жертв. Потом Мамору вышел в коридор и перешел в другие комнаты, где находились младшеклассники. Остановить убийцу попытались два учителя. Они получили ножевые ранения, однако это помогло выиграть время: одна из воспитательниц успела вызвать полицию и эвакуировать всех детей. Некоторые из тех, кого Такума ранил, окровавленные, забежали в располагавшуюся неподалеку бакалейную лавку. Как вспоминал продавец Икиё Ирие: «Я видел одного из них, мальчика, с кровью по всему телу. Ему нанесли удар в спину».

Маньяка задержали быстро. Он утверждал, что вообще не был в школе и никаких детей он помнил: «Я пошел на вокзал и зарезал 100 человек, я не ходил в начальную школу».

Убийца сознался на первом же допросе и признался, что хотел бы ворваться в среднюю школу для девочек на грузовике или прийти туда с пистолетом. 19 декабря 2001 года Такума уже признал себя виновным, но ни в чем не раскаивался. На заседаниях он оскорблял родственников погибших, критиковал систему образования, говорил, что ненавидит общество, которое уделяет так мало времени получению знаний. Его жертвами стали один мальчик и семь девочек.

«Я должен был использовать бензин, чтобы убить больше, чем смог. Я мог бы убить больше, если бы пошел в детский сад».

Желанный приговор

Пока длился судебный процесс, Такума просил вынести ему смертный приговор, убеждал судью, что не хочет быть частью этого общества – уж лучше умереть, чем жить здесь. Его просьбы были услышаны. 28 августа 2003 года Мамору Такума был признан виновным и приговорен к смертной казни через повешение. Приговор был приведен в исполнение 14 сентября 2004 года.

Польза, омытая кровью

Дело Мамору Такумы повлияло сразу на несколько аспектов жизни японцев. Во-первых, муниципальные власти в разы усилили безопасность в школах и детских садах. Появились сигнализации, камеры наблюдения, пропуска, ворота на время занятий стали закрывать, к ученикам с тех пор предъявляется обязательное требование носить нашивку с именем и фамилией на форме. В некоторых школах стали проверять учеников на наличие у них колюще-режущих предметов. Также появилось пособие для школьников по предупреждению преступности и управлению кризисами.

Загрузка...