Для меня это личная история, в которой присутствуют мистика, мысли, вынесенные из моего педагогического опыта, родительские палочки-выручалочки по развитию детей и мои исследования внутреннего мира человека.
Я пишу и чувствую себя голой, как в тех неприятных снах. Бывало ли у вас такое? «Спойте на сцене голышом». Песня забылась, но все ждут.
Но все же постараюсь быть с вами открытой.
Будучи замужем, я заинтересовалась психологией отношений между мужчиной и женщиной. Из-за недопонимания с мужем стала стремиться к тому, чтобы наш с ним контакт наладился. Мне хотелось эмоциональной близости. Такой подход положил начало моему пути к открытию себя.
Ниточки моего старания привели в личную психологию, из которой я «провалилась» в детство. Почему провалилась? Это было неожиданно. Будто идешь по ровной дороге, ничто не предвещает, что под тобой присыпанная землей пустота, и «бац!» – темнота! Попадаешь в туннели, которые ведут к еще большим загадкам. Я была и сейчас остаюсь, как Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега, – пытаюсь наладить свою радиосвязь с божественным источником, который расскажет, кто я.
В процессе поисков было больно, грязно, радостно, страшно, удивительно, но очень интересно. Расхаживая по туннелям детских воспоминаний, я поняла, что нахожу разбросанные маячки моих талантов повсюду. Они были вплетены в обычную жизнь, в простые события. Находились на виду: в играх с друзьями, прогулках по лесу, любимых книгах, маленьких ежедневных привычках, тяготении к разным видам творческой деятельности, репетиторстве с братом, подготовке домашних заданий к школе, детских мечтах, рисунках, поделках, обычном баловстве. Я выделяла для себя детали деятельности других людей.
Но также я захотела, чтобы кое-что в детстве моих детей не повторилось. Однако в то же время у меня не было информации, как иначе общаться с детьми. «Как теперь научиться по-другому?» – задумалась я. И решилась исследовать дальше.
Был план прислушиваться к себе и копать выход из туннелей, исследовать книги по воспитанию и слушать лекции. Такая работа воздействовала на мое мышление, я изменилась. Настал момент подводить итоги. Так уж вышло, что мы с мужем развелись: разошлись во взглядах на глобальные темы и с миром отпустили друг друга.
И вот настал момент, когда мне нужно было выйти на работу после годового отсутствия. Я очень благодарна мужу за то, что у меня был такой отпуск. Передышка, которая привела меня в равновесие после напряженной длительной подготовки к диплому, скоропалительного переезда в другой город и включения в совершенно новую для меня деятельность – музыкальную жизнь театра.
Устраиваясь на работу, я искала привычные варианты по моей профессии: вела детские музыкальные занятия и была довольна ходом событий. Это приносило ощущение стабильности, ничего нового придумывать не надо. Планы уже давно составлены, игры придуманы, темы заданы. Кто за стабильность, поднимите руку. Да!
Но как-то просматривая вакансии на сайте, я начала злиться на одно назойливое сообщение о предложении работы в правом нижнем углу экрана – оно выскакивало снова и снова. Только профессия ни о чем мне не говорила…
«Монтессори-ассистент. Ладно! Что это такое вообще?» – подумала я и полезла в поисковик.
И то, что показалось на экране, глубоко тронуло меня. «Вот оно! Это же мой запрос, то самое, чего бы я желала для себя маленькой, вот в какой атмосфере хотелось бы мне растить детей». Я пошла на собеседование, проговорила с директором монтессори-сада около двух часов и все время чувствовала радость от этого события. В голове звучало: «Ты должна быть здесь». Взялась за работу и начала проходить обучение по монтессори-методике.
Один лишь случай…
Как-то я пришла на прием к врачу. Задавала вопросы, слушала рекомендации, но в этот момент каким-то внутренним зрением мне виделось, как светится его душа.
Я люблю все красивое. Но душа была неописуемой красоты, я такого еще никогда не видела. Словно заключенная в этой плоти энергия и есть тот источник, который создает всю красоту, что есть на Земле. Представьте себе большое облако на небе, сквозь него просвечивают солнечные лучи. Только это не застывшая картинка – она живая! Это мощное энергетическое белое «облако» бурлит и движется, в нем столько всего: целая вселенная возможностей, чувств, эмоций, талантов. Эх, непросто все же описать такое!
Энергетическое облако распределилось внутри тела человека, которое сдерживает и придает ему форму. Было ощущение, что это временное состояние души, – она гораздо шире.
В это же время с моей головы будто «сняли крышку»: пропал «потолок», а ласковый голос сказал мне, что все хорошо, он любит меня и ни за что не винит. Я чувствовала этот чистый поток любви, исходящий от «голоса», он был нежный, несущий освобождение, легкость, чистоту, радость и внутренний покой. Тогда я узнала, что такое безусловная любовь и принятие. И осознала, что до этого момента мое сердце тихонько болело, а я просто привыкла к этому состоянию. Небесный разговор снял всю боль бальзамом для души.
Позже я вспомнила, что этот голос расщеплялся на частицы моих небесных родных, но все равно был Одним. Это был Бог, мой создатель, я чувствовала это, моя душа узнала эти ощущения!
Счастливая от увиденного, я побрела домой. Но с тех пор душа стала объектом моего изучения. По большей части моя, конечно, потому что она неизменно «под рукой», она всегда подает сигналы, с ней можно пообщаться.
Другое дело, что надо научиться слышать ее или начать поиск с того, что этому мешает. Исследовать, наблюдать, замечать, слушать. На каком-то этапе я поняла, что этого мало. Нужно еще и делать то, чего она желает. Тут я затормозила конкретно. И с этим пришлось тоже разбираться. Во второй части книги вы найдете информацию об этом.
«Душа» для меня не просто слово из фильма или книги, «душа» – существующий факт. Моему недоверчивому уму просто не оставили шансов.
Душа многогранна, и этим мало сказано. Ее можно изучать, снимая слой за слоем, поворачивая и рассматривая с разных сторон, и в каждый отрезок жизни она будет «играть» по-новому.
Однажды я написала эти строки, ярко ощущая каждое из описанных состояний в себе:
Я – божественная, творческая энергия.
Могу быть кем угодно.
Превращаюсь в птицу, в тигра, в ангела.
В текучую водицу, в жаркий огонь.
В ивушку пластичную,
В лучик света, в звездочку путеводную.
В розочку ароматную…
Бывает, моя грива развивается на скаку,
а потом одним прыжком я превращаюсь
в порывистый неуправляемый ветер.
Шебуршу в кронах деревьев.
Ворчат они, улыбаются дедушки.
Прыгаю в океан, играю в морского котика.
Еще я могу быть скалой несгибаемой.
Рассыпаюсь в частицы разрушительного смерча
И сношу «неправду» на своем пути.
Могу разводить энергии руками и создавать миры.
Восседаю царицей сияющей на троне.
Исчезаю хитрой бабочкой из кокона.
Могу быть древом мудрости,
крепко держаться за свое.
Могу соблазнять лишь штрихом-движением,
свободной быть, творить, искрить.
Я парю над мирами, создавая новые существа.
Но мой дом – это энергия родственной мне Любви
из множества частичек родственников, поющих
хором для меня.
Из моих окон привычный вид на звезды,
но эта картина не имеет рамы и формы.
Летаю повсюду и нигде.
Я бесконечная, вечная,
я пришла сюда чувствовать и творить.
Проживать сама и любить.
Умирать в пепел и возрождаться в свет.
Я здесь. Я есть. Я песнь.
Трансформирую жизнь свою.
Слушая шепот лесов-мудрецов, сверяюсь с голосом внутри.
Говорят: «Пари!»
Помещаю себя в различные опыты, а как творить?..
Ведь лучше в свое кино билет, чем навязчивый совет.
Могу быть разведчицей души своей,
открывать, освобождать,
снимать коросты черные,
разбивать их своею смелостью.
Я бережливая. Берегу себя в первую очередь…
Очерчиваю мощью скалы свою нежность,
Честность.
Учусь заново узнавать «искаженности»,
«окаменелости», «очерствелости», «озверелости».
Управляю стихиями и сочностью персиков.
Наполняю воздух сладким ароматом представлений своих.
Я то на земле, то в космосе.
Тут и там, и нигде.
Исчезаю мгновенно и постепенно.
С теплом, жаром, холодностью, прочностью.
Разбиваю замки или ищу ключи.
Любопытная, захочу – скушаю крайности,
А потом балансирую в прелести хохота,
соленой неприятности.
Заболею для сложности,
выздоровею осознанной «исцеленностью».
Потеряла «контрольность» я.
Диагноз неизвестных лиц:
Наивность, детскость, неоправданность
надежд наших, не умещается в представления.
Система, подмена дома духовного —
Отторгает данную неуправляемую «неличность».
Играючи звучу «брр…» – опять про «приличность».
Да, есть оно – не концентрируюсь,
лечу, фокусируюсь на легкости,
На шуршании крыльев своих и вибрации их.
Радуюсь сердцем от всяческих дел
своих чудненьких, простых,
диковинных, уютненьких.
Уединяюсь в местечке своего творчества
И выхожу на свет, вынося плоды зрелости, прелести.
Будоражу, разогреваю мышление,
импульс даю биению творения,
завожу на движение.
В тайном саду храню благодать свою.
Говорю мало, много молчу. Что хочу!
Обнимаю мысленно «искренность»,
Поддерживаю, окутываю —
Так я люблю…
Смотрю глазами филина,
рычу пантерой.
И становлюсь планетой согретой.
Плачу ребенком, дельфином.
Оставляю перья присутствия,
прыгая по листикам дерева.
Успокаиваю тембром голоса.
Ну вот, выдыхаю «усталости-старости»
и «ненужности».
Чувствую, когда сужаюсь или расширяюсь.
Чувствую… Открываю глаза души…
Чувствую… Живу, когда творю.
Пускаю данную мысль в сердце,
поливаю ее верой,
разбивая засохшие куски неверия
мягкостью сердечного голоса.
Останавливаю силой намерения
громкие голоса внутри.
Прислушиваюсь к Нему, нежен Он,
Ненавязчив и невесом, с теплотой
к Мари…
Мне кажется, что эти слова, состояния, что я описала выше, определенно подтверждают, насколько мы многогранны. Вы сами понимаете, что строки можно еще продолжать, смакуя, как способна переливаться душа любого человека. Как минимум это связано с тем, что у нас у каждого свой неповторимый опыт и свои заложенные в нас таланты.
Так вот, назревают вопросы. Например:
• Мы духовные существа с безграничными творческими возможностями. Тогда почему так мало людей занимаются своим делом?
• Почему люди «выживают» на своих работах?
• Почему, даже зная о своих талантах, они заканчивают специальное учебное заведение, проходят курсы, нанимают репетиторов и все равно не могут пробить свой «потолок», не получают удовлетворения?
Проведите со мной это прекрасное расследование. Проживите его со мной. Я поведаю вам свои тайны.
Каждый ребенок, который приходит в этот мир, имеет свой божественный план. В монтессори-педагогике говорят «космический план».
Ничто и никто не появляется просто так на этом свете, у всего есть замысел. Так и ребенок сюда не с нуля пришел, чтобы из него создавали что-то свое. Он уже индивидуальность, только пока с телом не совладал, у него есть свои желания, мечты и планы на предстоящую жизнь. У него своя «космическая задача».
И если мы понаблюдаем за ним, то увидим, что в ребенка уже встроена некая «карта», план, куда ему двигаться, что исследовать, на что смотреть, в каких «заварушках» участвовать. Вам не нужно планировать ничего своего. Интерес ведет его. Все!
«Нет, нет, интерес? Это банально…» – возможно, скажете вы. Либо пропустите это слово глазами и двинетесь дальше по тексту. Но я бы хотела еще раз подчеркнуть важность этого. Интерес – мистер супер-важность, господа. Интерес – ведущая деятельность всех реализованных людей на планете. Заинтересованные люди чувствуют удовлетворение от жизни, от своего труда, так как работают с любовью. Это есть часть творческого процесса. Когда ты делаешь что-то с любовью, в тебе открываются врата в рай, где ты – Творец и Создатель своей собственной вселенной.
Интерес как ведущая деятельность. Импульс к действию, зов, «вижу цель, иду к ней»! Я чувствую, как мой «собачий нос» готов втянуть запах и определить цель, мои лапы настроились бежать, никаких лишних движений корпусом, взгляд сосредоточен. Иду туда. Надо!
В этом наша сила. У каждой поставленной цели должен быть этот мощный союзник, без него она искусственность, имитация. У ложной цели не хватит огня для реализации.
Можно, конечно, идти путем, где ваш союзник страх. Только помните, что он со временем становится сильнее и в какой-то момент уже ведет вас, а не вы им руководите. Именно поэтому мы сбиваемся с пути, нам страшно быть недостаточно хорошими, не оправдать чьих-то ожиданий, не стать профессиональными, бросить не свое, мало зарабатывать, не быть в отношениях, умереть с голоду и т. д.
Мне очень нравится такая крепкая фраза, которая возвращает фокус внимания из романтических или драматических облаков эго-фантазий: «Вы хотели бы положить хрен на свою жизнь?»
Это гениальная народная фраза, сохраню ее в свою библиотеку мудрости.
И больно видеть, когда дети уже не понимают, что им делать с собой.
Опуститесь физически на уровень роста и возможностей вашего малыша – его тело не такое ловкое, как ваше. Энергии хоть отбавляй, эмоции яркие и такие разные, а что с ними делать, он пока не знает. Желания ребенка безграничны, но почему-то не выходит получить все сразу. А взрослый все время торопится – как за ним успеть?
Ребенок учится управлять столькими процессами одновременно через игру и интерес. А еще надо научиться выстраивать отношения, как со взрослыми, так и с детьми, подбирать какие-то слова и фразы, подходящие моменту. Это очень большая работа.
И, кстати, он не одинок! Помимо вас, у него есть внутренний учитель, который шаг за шагом направляет его. Понаблюдайте за ним. Пойдите на этот эксперимент, тогда вам станет легче увидеть, что именно сейчас нужно вашему ребенку для развития. Вы заметите, что у него есть индивидуальные характеристики в развитии, ведь информации о воспитании детей очень много, она рядом, но иногда вся мимо или может поломать суть ребенка. Также у вас появится больше свободного времени. Выстроятся доверительные отношения с вашим ребенком. А главное – он откроет свое предназначение.
Знаете, есть люди, которые своей деятельностью и образом жизни косвенно инициируют нас. Они вдохновляют, направляют и дают импульс к развитию. Это такая временная внешняя опора, которая нам нужна на определенном этапе. Пробелы в знаниях о воспитании детей я заполнила информацией через Марию Монтессори и ее теорию о периодах чувствительности. Ее взгляды определенно опережали свое время. Встречая преграды, она шла согласно своей «космической» задаче.
Она родилась в Италии еще в 1870 году. Но благодаря своему крепкому характеру стала первой женщиной-врачом. Когда она работала в Риме, ей предложили заниматься с детьми, которые проживали в неблагополучной части города. И, наблюдая за этими малышами, она создала то, что позже назвали методом Марии Монтессори. Она обнаружила, что ребенок обладает очень разными, уникальными качествами, которые раньше никто не отмечал, и они могут быть хорошо проявлены в специальных условиях и в поддерживающем окружении.
Она заметила, что ребенок больше настроен на свой рабочий процесс по выстраиванию себя, чем на развлечения с разнообразными игрушками.
Представьте! У детей энергия выделяется постоянно, она нужна для выстраивания многих процессов организма, психики, а также для отработки того или иного навыка. И если нет возможности направить энергию по назначению, то энергия мечется по телу, причиняя дискомфорт ребенку и окружающим его людям. Сопоставьте: блуждающая энергия и большое количество игрушек – хорош коктейль.
Мария Монтессори заметила, что дети обладают большой способностью концентрироваться (удерживать свое внимание надолго) и приводить в порядок свое пространство.
Например, в возрасте от 2 до 7 лет дети весьма склонны делать что-то в определенном порядке. Их внутренняя цель состоит в том, чтобы не просто выполнить задание или упражнение, но и соблюсти при этом определенную последовательность.
Мария Монтессори поняла, что основы порядка и логики, которые развиваются в ребенке через движения тела, в будущем повышают его способность обучаться, доводить дело до конца и проводить опыт исследования чего угодно. Принцип: понять, как это работает. Экспериментировать.
Она заметила, что у детей весьма развито осязание. Прикасаясь руками к чему-либо, они получают больше информации, чем глазами. И на этом выводе она разработала систему сенсорного развития.
У детей ярко проявляется свобода выбора. И в классах Монтессори пространство было продумано так, чтобы ребенок мог найти интересующий его материал.
Так душа подсказывает, что сейчас она готова развиваться при помощи данного материала или в определенной деятельности.
В одной из групп ее монтессори-класса находились дети от 2,5 до 6 лет. Это была разновозрастная группа, где младшие учились у старших, а те им помогали. И роль педагога заключалась в том, чтобы подсказать необходимый в данный момент ребенку материал, дать понять, как с ним работать, поддержать и тем самым направить на поиски себя.
На слух работа детей напоминала репетицию симфонического оркестра или гул трудящихся ученых. В такой обстановке они учились общаться и договариваться.
В монтессори-среде маленькие дети могли внушительное время сидеть за своими столиками, сосредоточенно заниматься, нанизывая бусины или выкладывая камешки для счета на ковре, не отвлекаясь на шумы вокруг.
Математика, язык и письмо изучались в таком классе при помощи определенного материла, который был настолько мудро продуман, что не вызывал сомнений в его понимании ребенком: привлекательный, приятный на ощупь. Детей не принуждали делать что-то, что не дается им легко.
И вот тут я пришла к интересному выводу: роль педагога состоит в том, чтобы поддержать ребенка в самостоятельном обучении, помочь ему установить связь со своим внутренним учителем. Выходит, что педагог – это образец внутреннего взрослого. У такого человека должна быть своя крепкая опора, он чувствует желания своей души и действует, когда это потребуется. Не включается по всякому поводу, тем самым сбивая внутренние настройки ребенка (что свойственно матери-наседке, контролирующему типу, но об этом впереди) и не способствует развитию безответственности.
Мария Монтессори определила, что основная потребность ребенка в обучении – это когда он обращается к взрослому с целью «не сделай за меня, а помоги мне это сделать самостоятельно».
В книге «Вознесенные Владыки» Элизабет Клэр Профет говорится, что Мария Монтессори получала духовную поддержку Матери Марии, Иисуса Христа и других Вознесенных Владык:
«Мать Мария объяснила, что метод, названный методом Монтессори, это та система, которую она разработала для обучения Иоанна Крестителя и Иисуса, когда те были детьми».
По биографическим данным, сама Мария была очень близка к Богу и искренне верила. Она рассказывала, что как-то ночью к ней являлся Святой Павел и просил посвятить себя делу развития детского потенциала.
Так как я здесь наглядно исследую, мне показались интересными эти данные. Есть над чем подумать, правда?
К примеру, Иисус Христос, возможно, для вас лишь библейский персонаж, и вы не верите, что он существовал. Но вспомните тот путь, который он проделал и который частично описан в Библии и показан в фильме Мэла Гибсона.
Давайте поразмышляем. Его путь, он ведь глубоко индивидуален. Иисус сильно верил в те действия, которые совершал. Насколько смелым он был и какими способностями обладал. Разве можно «слышать» Бога в себе, когда в тебе прочно живут чужие предубеждения относительно Него и самой жизни?
Низкая самооценка, страхи, внутреннее сопротивление, наличие подавляющего родителя или работодателя, который говорит человеку, на что он способен, стабильный доход – все это может лишь отдалять нас от самих себя. У Иисуса была только связь с Богом и свой внутренний путеводитель. К тому же разве может тебе сказать кто-то другой, какой у тебя путь и что тебе надо делать? Ведь ты неповторим. Все мы индивидуальности, а притворяемся, что «нормальные», чтобы выжить.
Вернемся к музе.
Муза Мария Монтессори нас интересует еще тем, что как ученый она дала нам очень ценную информацию для наблюдения за ребенком.
Давайте рассмотрим ее в следующей главе.
Мария много наблюдала за детьми и определила, что в возрасте от 0 до 6 лет они проходят свои сензитивные периоды. Проще говоря, это время чувствительности к какой-то определенной деятельности. После подробного изучения этих периодов она дала им названия.
Они звучат так: «язык», «письмо», «чтение», «музыкальная чувствительность», «математика», «речь», «движение», «порядок», «сенсорная чувствительность», «интерес к мелким предметам» и «социальные навыки».
Как это работает?
Во время периода чувствительности в головном мозге активны определенные группы нервных клеток, которые пробуждают в ребенке интерес максимально глубоко войти в желаемую деятельность.
Итак, ребенок интуитивно выбирает, чем ему заняться, ведь к этому его подталкивает внутренний учитель.
«Зачем он постоянно наблюдает за насекомыми? Ведь ему нужно научиться писать цифры!» – думает взрослый.
«То и дело бегает да с мальчиками устраивает всякие игры, вместо того чтобы выучить буквы», – снова причитает он.
Мария Монтессори открыла, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода (то есть путем принуждения), то к результату они приходят позднее или не приходят совсем.
Именно попадание в «сензитивное яблочко» позволяет обрести ребенку определенные навыки и знания без напряжения, мучений и усталости. Если ребенок утомляется во время занятия, которое взрослый ему предлагает, это не его сензитивный период, потому как после взаимодействия с желанным «объектом» ребенок выходит с чувством удовлетворения, радости и уверенности в себе.
Выяснилось, что сензитивные периоды возникают у всех без исключения детей на нашей планете. У них свое время начала, пиковой точки и постепенного спада для каждого конкретного ребенка. Чувствуете, куда все идет? К индивидуальному подходу. Сравнение прогресса с другими детьми неуместно и неправильно, оно может ранить ребенка.
Интервалы между периодами могут быть такими разными (например, несколько месяцев или год), что сравнение с другими детьми может и вас привести в тревожное состояние.
Надо упомянуть важный факт: если ребенок не получил «питание» для сензитивного периода, то в будущем ему будет сложно наверстать потерянное время, так как «окна» открываются лишь однажды.
Вообще можно улучшить навыки, но уже больше в школьном возрасте, когда ребенок готов делать это через волевое усилие (истоки формирования внутренней воли будем исследовать во второй части книги).
Периоды не начинаются в один момент, но могут проходить параллельно. Некоторые периоды могут быть длинными или короткими, они идут к пиковой точке и снижают активность в своем темпе.
Итак, давайте познакомимся с этими периодами чуть ближе.
Чем активнее двигается ребенок, тем стремительнее развиваются его интеллект и речь. Поэтому есть смысл организовать пространство так, чтобы удовлетворялись потребности малыша в движении. Организуйте место, где можно бегать, прыгать, лазить, качаться, висеть, кидать, бросать, падать, спрыгивать на мягкое, метить в цель, прятаться в домик, делать перевороты, кувыркаться, пилить, стучать молотком или деревянными барабанными палочками, копать, рыть, ходить с лупой, плавать и нырять, танцевать, бороться, ездить на своем транспорте, скатываться с горки, играть, возить, изображать героя и его движения, ползти. Только посмотрите, сколько действий! Они нужны ребенку в большом количестве!
Нужно так организовать среду и образ жизни всей семьи, чтобы ребенок активно двигался. Делая это, он-то и учится управлять своим телом.
Так как возможности тела и их будущее в нем у детей индивидуальны, только ребенок может сам почувствовать, каким движением ему лучше сейчас заняться, в какой деятельности поучаствовать. Конечно, взрослый может организовывать деятельность, но бывает, что ребенок отказывается в ней участвовать, и это нормально, потому что ему нужно что-то другое, и наша задача просто предоставить варианты развития событий.
После трех лет у ребенка появляется интерес к оттачиванию движений, он хочет быть более ловким и сильным. Например, ему нужно пройти только по синей плитке и в очень быстром темпе или по тонкой полоске, не наступая мимо, сделать резкий поворот на велосипеде, попасть мячом точно в цель или перетащить какую-то тяжесть.
Следующий этап – формирование мелкой моторики, которая активно развивается в самостоятельной деятельности. Когда ребенок сам может надеть сапожки, застегнуть пуговицу, нарезать себе банан или налить воду из кувшина в стакан. Даже сделать браслет из бусин или пришить свою первую пуговицу!
В действительности период развития движений, как крупных, так и мелких – это начало формирования взрослого независимого человека. Ему в помощь – удобная одежда, которая не сковывает движения, спортивные уголки, активные прогулки на природе и динамичный образ жизни его семьи.
Малыш вдруг замечает какую-то маленькую точку на стене, букашку на земле, бусинку на полу. Он тянется, хочет ее взять. Желает ее рассматривать на своей ладошке! Он собирает эти маленькие предметы, и это доставляет ему радость, словно целое приключение. Поэтому есть смысл давать ему возможность перекладывать маленькие камушки, пересыпать крупинки. Собирая их в кучку, на самом деле ребенок начинает понимать, что мир огромный и состоит из маленьких частичек. Взрослый может пронаблюдать этот процесс, когда ребенок что-то строит, а потом разрушает, и все повторяется.
В этот момент развиваются мыслительные процессы и мелкая моторика.
В какой-то момент ребенок начинает ощущать, что мир огромный, и он, маленький, в нем теряется. Поэтому появляется стремление к тому, чтобы за что-то зацепиться, найти опору в чем-то или ком-то. Он ищет ее в сегодняшнем и последующем дне. Важно, чтобы действия взрослого несли последовательный, режимный характер. На этом этапе ребенку нужен предсказуемый, понятный и методичный взрослый.
Это успокаивает. Спокойная и гармоничная обстановка добавляет внутренней уверенности, и на базе этого малыш идет в развитие.
Нарушение порядка в пространстве ребенка выражается в том, что он начинает бунтовать, капризничать, обманывать или много плакать, а также проверять границы взрослого и других детей: он ищет постоянства и в этом находит свою опору.
Порядок ребенок находит в трех составляющих: в окружающей среде, во времени и в поведении по отношению к нему взрослого.
Порядок в окружающей среде «просит» порядка в доме, когда все вещи на одном месте, каждая соответствует своему назначению (посуда на кухне, туфли на полке для обуви, шкафчик закрыт).
Эту норму формируют родители. Если они сами не убирают за собой, когда у них что-то упало или просыпалась, не возвращают вещи на место после использования, то не стоит ожидать этого от ребенка после завершения периода. Организуйте пространство так, чтобы малышу было комфортно убрать за собой (легкие совочки, удобные щетки, которые находятся на уровне его глаз).
До трех лет ребенку обычно помогает взрослый. Он берет детскую руку в свою и показывает, как подметать или накладывать кашу. Чтобы малыш усвоил алгоритм действий, необходимо многократное терпеливое повторение со стороны взрослого. По мере того как координация и мышцы руки окрепнут, ребенок приобретает навык, а взрослый ослабляет действие своей помощи.
Также есть смысл обсудить со всеми членами семьи, какие правила поддержания порядка есть в доме, чтобы они были для всех одинаковые. Это помогает ребенку быть самостоятельным и нести ответственность за свои действия, а также учиться исправлять последствия своих ошибок.
Порядок во времени. Для детей важна последовательность происходящих событий – повторяются ли они изо дня в день или вдруг отменяются. Завтра нужно спать после обеда, а послезавтра необязательно. Мир ребенка становится нестабильным, а сам он – беспокойным, плаксивым: его эмоциональный фон колеблется. Поэтому режим сна, питания, прогулок и других событий семьи добавят малышу спокойствия, уверенности в себе и энергии, ведь ему не придется все время тратить силы на адаптацию.
Порядок в поведении взрослого по отношению к ребенку. Сегодня папа находится в прекрасном расположении духа – разрешает покататься на велосипеде, а завтра у него настроение меняется, и он говорит, что нельзя выходить на улицу. Мама сегодня разрешила съесть конфету перед обедом, а вчера не позволила. У ребенка возникает непонимание, почему такое происходит. Такие нестабильные требования сбивают его с толку, вызывают недоверие к миру.
Пространство ребенка хочет быть рациональным, стабильным, эмоционально безопасным и красивым.
Не во всех источниках упоминается об этом сензитивном периоде. Я нашла его в вебинарах монтессори-педагога Ксении Красновой. Там он обозначен как период чувствительности к религии.
Возьму на себя смелость написать, что он все же есть. Ведь вся эта книга говорит о том, что существует как невидимый внутренний мир ребенка, так и духовный мир, из которого мы все пришли.
Ребенок чувствителен к духовному миру на постоянной основе. Но я хочу сказать о том, что дети с трех лет уже начинают рассказывать родителям что-то на взгляд взрослого странное, не связанное с обыденной жизнью. Они многое видят и чувствуют такого, чего не замечают взрослые, за счет своей чувствительности и эмпатичности, а также из-за отсутствия предрассудков, которые блокируют внутреннее зрение и ту же чувствительность.
Важно не давать этому оценку или какую-то негативную реакцию для ребенка, чтобы он не закрылся от самого себя. Можно задавать вопросы, ведь это интересно для нас самих.
В этом возрасте дети уже готовы говорить о существовании Бога и его проявлении в нашей жизни.
Я помню одного ребенка трех лет, который носил с собой медальон с изображением Богородицы, и для него он очень был дорог…
Для некоторых детей разговоры о Боге являются естественной потребностью. В это время начинает формироваться их духовная опора, которая очень пригодится во взрослой жизни.
У меня лично интерес к Богу и размышлениям о его существовании проявился именно в дошкольном возрасте.
Речь ребенка развивается еще в утробе мамы, когда он слышит голоса своих родителей, – то, как они общаются. Он впитывает манеру их разговора, интонации, которые они используют.
Если родители по своему типу поведения более молчаливые или их разговоры между собой немногословны, то и ожидать от ребенка, что он рано заговорит, не стоит.
Поэтому не лишено смысла разговаривать с ребенком, когда он еще в животе у мамы. Рассказывать ему то, что выделаете, описывать свои чувства, потому что он ощущает ваше состояние. Разговаривать с ним во время грома, когда он испугался, и успокаивать.
Становление речи – достаточно долгий период, и он проходит различные этапы. Например, усвоение устной речи (ребенок подражает звукам, далее пытается каким-то словом выразить свою мысль или начинает постоянно много говорить, задавать вопросы).
Далее этап формирования внутренней речи: когда ребенок разговаривает сам с собой. Так он учится размышлять.
Самое лучшее, чем мы поможем ребенку:
– правильно формулировать свои мысли, четко и ясно, не коверкая слова (морковь – морковочка);
– разговаривать с ним более медленно, не слишком громко, просто описывать свои действия во время любой бытовой работы или ухода за ребенком. Он смотрит, как работает ваш голосовой аппарат, поэтому для малышей аудиосказки и мультфильмы не являются питательным источником для развития речи;
– понимать, что ребенок чувствителен к языку, он впитывает как губка, ему подойдут слова различной сложности. Другое дело, что, может быть, его голосовой аппарат еще не готов произнести их;
– когда ребенок ошибается в каком-то слове, давать ему понять, что вы поняли его, и показать, как правильно оно звучит. Без оценки или негативной реакции;
– развивать голосовой аппарат ребенка, используя различные логопедические упражнения (после 4 лет);
– пение песен также влияет на развитие речи и языковую чувствительность. Пение обычно развивает гласный звук. А на этапе составления слова дети чаще всего пропускают ухом именно его (например, муха, а у них получатся мха);
– также речь хорошо развивается, когда ребенок смотрит на читающего человека;
– литературу лучше выбирать с хорошим языком, который способствует расширению словарного запаса. Сюжет и герои должны быть из реальной жизни (особенно для детей до 5 лет);
– также на развитие речи влияют рассказы взрослого о каком-то предмете или событии. Можно придумывать совместно с ребенком истории, разучивать короткие стихи, создавать театральные сценки и учить скороговорки;
– провоцируйте ребенка больше использовать речь, даже если поняли его жест;
– создайте принимающую психологическую среду, когда друг друга не перебивают и дают высказаться. Часто дети не могут сказать взрослому, что хотят, чтобы с ними поговорили, послушали его рассказы, они просто находятся в плохом настроении, не желают отпускать от себя взрослого и не хотят ничем заниматься. Двадцать минут разговора глаза в глаза изменят ситуацию;
– не кричите на ребенка и своих родных, если не хотите, чтобы кричали на вас.
В монтессори-среде иногда ставят материал «надувание пузырей». Ребенок приносит воду в кувшине, переливает ее в таз. Далее добавляет жидкое мыло, вставляет трубочку и начинает выдувать большую горку из пузырей. Это упражнение хорошо развивает не только части артикуляционного аппарата, но и дыхательную опору. Чтобы ребенка услышали, когда он начинает выражать свои мысли, ему необходимо учиться говорить, опираясь на дыхание. Иначе звук очень слабый. А это психологически некомфортно.
После 3,5 лет у ребенка появляется интерес к буквам и цифрам, он готов их запоминать.
После 4 лет, когда окрепнут мышцы кисти, у него появляется желание писать эти буквы и цифры.