В начале года от нас ушел начальник отдела продаж Антон Иванов.
Сергей Куликов:
«Мы его к этому подтолкнули. Разговор был примерно такой:
– Я не могу заставить их [продажников] что-то там делать.
– Ты начальник, ты должен требовать от подчиненных, а не пытаться им понравиться. Штат растет, прибыль – нет. Если не можешь требовать – пиши заявление.»
Сразу после его ухода нас начали покидать проджект-менеджеры, сначала в Самаре, а потом и в Тольятти. Отчасти это было вызвано неудачной системой мотивации с большими штрафами, а отчасти уходом Антона. К концу лета нас покинул последний проектник.
Сергей Куликов:
«У нас не получалось добиться от проджектов результата, и мы постоянно меняли систему мотивации, думая, что теперь будет лучше, а сотрудники просто переставали нам доверять. Помню, Ольга в Самаре ушла со словами «третий месяц работаю и третий месяц с зарплатой какая-то херня, условия меняются буквально перед ее получением».
В начале весны уволился начальник техотдела, Василий Виноградов.
Сергей Куликов:
«После ухода Иванова и Виноградова за ними потянулись другие ребята. Нескольких мы уволили сами, а потом начался какой-то неконтролируемый процесс, когда за пару месяцев у нас пришло и уволилось человек 10. Нам даже клиенты звонили с наездами «что у вас так люди меняются, что у вас происходит?!». У нас в это время Аида [наш помощник] появилась, и она нам докладывала, что в коллективе какая-то нездоровая атмосфера, все увольняются и бегут, а новые приходят и той же болезнью заражаются сразу».
Действительно, уходы Антона Иванова, Леши Чазова и Васи Виноградова заразили коллектив негативным настроем. Мы одного за другим увольняли тех, кто не проявлял лояльность компании.
Из-за большого количества одномоментных увольнений нужно было выплатить сотрудникам существенную сумму денег, и у нас образовался кассовый разрыв. Чтобы как-то его закрыть я придумал провести для клиентов компании акцию «В честь 7-летия компании даем скидку 35% при оплате продвижения на год вперед». Акция сработала, мы получили много предоплат и, благодаря этому, получилось рассчитать сотрудников без задержек.
В марте я и Сергей вернулись к операционному управлению компанией.
Также в этом году мы отказались от развития проекта Алармо.ру (наша самая большая неудача за все время) и отделили от БД в самостоятельный проект интернет-СМИ «Тольятти Онлайн» во главе с продажником Лехой Сахаровым.
Под конец 2012 года:
– Обновился почти весь персонал в Тольятти и Самаре
– Были уволены или уволились все проджект-менеджеры
– Уволены все продажники
– Выручка за год упала почти в 2 раза
Тем не менее мы разрулили самые тяжелые ситуации, а также:
– Наняли нового начальника техотдела Юлю Шмелёву.
– Назначили начальником SEO-отдела единственного оставшегося сотрудника старой команды, Лену Назарову, вместе с которой мы серьезно подтянули качество SEO.
– Наняли помощника Аиду Маркину, которая привела в порядок наши договоры, написала часть инструкций и выстроила коллектив.
Проблему адских решений сотрудников мы устранили написанием должностных инструкций на основные виды работ и рабочих ситуаций. Идея принадлежала Сергею. Каюсь, не сразу к ней подключился, но потом вошел во вкус и написал множество инструкций сам. Для написания мы использовали Гугл.Докс, где было очень удобно залинковать документы между собой и работать над ними коллективно.
Инструкции также закрыли часть проблемы обучения сотрудников: у нас с Сергеем уже опускались руки от того, что мы постоянно решали одни и те же ситуации, возникающие у разных людей. С введением должностных инструкций неписанных правил работы стало намного меньше.
В конце года мы с Сергеем повесили в своем кабинете две маркерные доски, на которых поделили клиентов пополам и взяли их под личный контроль.