Колеблющийся свет свечи освещал небольшую комнату, отбрасывая тени на стены и на конторку, за которой сгорбился писец. Лежащий перед ним лист пергамента постепенно покрывался текстом. Писец внимательно вглядывался в написанное, обдумывая каждое слово. Хорошо отточенное гусиное перо ходило по пергаменту, выводя буквы святого языка.
Начертав несколько абзацев, писец положил перо и встал. Свиток был почти закончен, но усталость брала своё, и остаток работы писец решил отложить на следующий день. Взяв свечу, он вышел в соседнюю комнату. Там, наскоро выпив чашку кофе, он прилёг на диван и заснул.
Звали писца Шмуэль Бен-Аарон, и он считался лучшим переписчиком Торы не только в своём местечке, но и во всей округе. Сейчас он был занят переписыванием Торы для новой синагоги, которую построили в городке в трёх днях пути оттуда. Ремесленники, собравшие деньги на строительство, оказались достаточно богаты, чтобы заказать свитки для синагоги не у местного писца, имевшего весьма дурную репутацию, а у Бен-Аарона.
Разбудили его первые лучи солнца. Пожалев, что накануне забыл закрыть шторы, писец встал, наскоро приготовил завтрак, прочёл благословение над хлебом и принялся за еду. Доев, он собрался начать работать, но вдруг раздался стук в дверь.
За дверью стоял сосед – молочник Шимона. Выглядел он весьма возбуждённым.
– Что случилось, друг мой? – поинтересовался Бен-Аарон, несколько раздосадованный неожиданным вторжением.
– Ты себе не представляешь! – Шимон говорил, захлёбываясь. – Ты тут сидишь в своей берлоге, а в городе такое происходит!
– Да что там такое? – недовольно поинтересовался Бен-Аарон.
– Знаешь большой глиняный карьер за городом?
– Знаю, конечно. Что в нём может быть интересного? Там же ничего не происходило с тех пор, как лет двадцать пять назад биндюжник Мотл пытался закопать в нём труп жены, которую убил за то, что изменяла ему с Гершелем, габаем1 синагоги.
– Ну, это когда было… А сейчас там скелет нашли!
– Ну, и что в этом такого? Видимо, не один Мотл считал, что там удобно трупы прятать.
– Да нет, ты ничего не понимаешь! – ответил Шимон, размахивая руками. – Это очень странный скелет. Непонятно чей.
– Ясно, что непонятно чей, – ответил Бен-Аарон, начиная раздражаться. – На скелетах же не пишут имена тех, кому они принадлежали.
– Да не в этом дело! Скелет вообще непонятно какого существа!
– А чей же?
– Да вот непонятно. Неизвестный какой-то скелет.
– Ну а я тут при чём?
– А меня за тобой послали – ты же человек учёный. Я как раз тем, кто в карьере работает, молоко привёз, когда скелет нашли. Меня и попросили за тобой сбегать, а Мойше-плотник побежал за раввином и за учителем.
Шмуэлю очень не хотелось отвлекаться, но вежливость не позволяла ему отослать Шимона куда подальше. Кроме того, если позвали ещё и раввина с учителем, то дело, похоже, было нерядовым.
Посетовав, что его отвлекают от важнейшей работы, Шмуэль накинул сюртук и пошёл за Шимоном. Пока они дошли до окраины местечка, он успел три раза прослушать историю находки странного скелета. Рабочие как обычно добывали там глину, когда лопата вдруг наткнулась на что-то твёрдое. Сначала показался череп весьма странной формы, а потом и оставшаяся часть скелета, не менее странная, чем череп. Кто-то даже предположил, что это скелет сказочного существа, но был осмеян товарищами, ещё помнившими, чему их учили в начальной школе. Поэтому было решено послать за самыми учёными людьми местечка.
Когда Шмуэль дошёл до места, раввин был уже там. Он стоял на краю карьера и смотрел вниз. На дне перекуривали рабочие, а рядом с ними лежала находка – хорошо сохранившийся скелет.
Залман Леви был раввином местечка уже много лет. Старики рассказывали, что, появившись там, он достаточно быстро завоевал уважение своей рассудительностью и глубоким знанием Торы, а уж для молодёжи он был чем-то само собой разумеющимся – они видели его с раннего детства и не представляли себе местечка без него.
– Ну что, рабби, пойдём вниз, посмотрим? – спросил Шмуэль.
– Давайте, друг мой, дождёмся учителя. То, что я вижу отсюда, выглядит весьма странно, но я не хотел бы делать выводы на скорую руку. Наши мудрецы, да будет благословенна их память, предпочитали не принимать решений без обсуждения. То же, что я вижу внизу, если мои глаза меня не обманывают, требует серьёзного осмысления.
С этим утверждением было трудно спорить. Кроме того, Шмуэль не был уверен, что на таком расстоянии верно разглядел находку.
Ждать пришлось недолго. Через несколько минут прибежал запыхавшийся учитель.
Элияху Бен-Шимон, он же, в просторечии, Илья Семёныч, был личностью весьма необычной. Для начала, надо заметить, что учился он не в хедере, как большинство жителей местечка, а в гимназии близлежащего губернского города, в котором жил у родственников после смерти родителей. После гимназии он даже ухитрился попасть в университет, а после него вернулся в местечко, где как раз открыли начальную школу. Нельзя сказать, что уважаемые жители местечка во главе с раввином Залманом приняли его – равно как и открытие начальной школы – особо благосклонно, но Элияху ухитрился не только установить с ними нормальные отношения, но даже убедил их не мешать тому, чтобы дети ходили и в начальную школу тоже. Это, правда, не отменяло некоторых разногласий, в основном по темам, связанным с естественной историей.
– Добрый день, господа, – быстро сказал он. – Ну-с, что там случилось?
– Да вот, господин учитель, загадка какая-то, – ответил раввин. – Скелет странный нашли.
– Сейчас посмотрим, сейчас посмотрим, – сказал учитель и быстро направился к спуску в карьер. Раввин и Шмуэль Бен-Аарон, не торопясь, двинулись за ним.
Достигнув дна карьера и подойдя к рабочим, учитель сказал:
– Ну, господа, покажите-ка мне, что вы там нашли.
– Да вот, – ответил один из рабочих, вынимая изо рта самокрутку. – Лежит.
Рассмотрев скелет, учитель присвистнул.
– Да, ну и дела…
В этот момент подошли раввин и переписчик Торы. Посмотрев на скелет, раввин сказал:
– Странно, весьма странно. Ни в Торе, ни в Талмуде о таких существах ничего не сказано.
– Безусловно, – согласился с ним Шмуэль. – Две ноги, руки какие-то уж очень длинные – до бёдер достают…
– И хвоста нет, – задумчиво добавил раввин. – Может, это какая-то мистификация?
– Может, и мистификация, – сказал учитель. – В общем, на первый взгляд, на неё и похоже. Но я, господа, должен сказать вам, что в последнее время газеты писали о том, что в разных странах находили кости странных существ. Целых скелетов пока что никто не находил, но, судя по описаниям и попыткам реконструкции, существа были весьма похожи на то, чей скелет мы сейчас видим.
– И что же это должно означать? – поинтересовался раввин. – Мы, господин учитель, кстати, знаем, что Вы у себя в школе на уроках естествознания рассказываете. Должен Вам заметить, что рассказы эти не всегда полностью совпадают с описанным в Торе.
– Взгляды на мир могут быть разными, – примирительным тоном сказал учитель. – Учёные предполагают, что эти скелеты принадлежали существам, оказавшимся тупиковой ветвью развития. Жили они миллионы лет назад, а потом по неизвестной причине вымерли. Некоторые утверждают, что это произошло из-за природного катаклизма, я же, видя этот скелет, смею предположить, что они были просто гораздо менее приспособлены к жизни, чем та ветвь, к которой принадлежим мы с вами.
– О каких миллионах лет Вы, господин учитель, говорите, если в Талмуде точно указано, когда Всевышний сотворил мир? – присоединился к разговору Шмуэль. – Произошло это несколько больше, чем пять тысяч лет назад, и ни о каких миллионах лет и речи быть не может.
– Позвольте, я совсем не собираюсь спорить с Торой. Боже упаси! Но Вы же не будете отрицать, что желательно найти какое-то объяснение этой находке…
– И как же Вы её объясните, господин учитель?
– Понимаете ли, рабби, в последнее время учёные приходят к выводу, что изначально Земля была населена существами разных типов. Часть этих существ вымерла по какой-то неизвестной нам причине, после чего доминировать стали существа, подобные нам. Видимо, мы сейчас столкнулись с останками представителя одного из этих типов. Это то, что я могу Вам сказать – я знаком с некоторыми публикациями на эту тему, но не являясь по образованию биологом, воздержусь от далеко идущих выводов. Поэтому я предлагаю тщательно упаковать находку и отправить её для изучения в университет.
– Знаете ли, господин учитель, то, что Вы сейчас рассказали, напоминает детские сказки, – ответил Шмуэль, немного подумав. – Фольклор всех гойских2 народов полон историями о злобных существах, похожих на млекопитающих, с которыми сражаются благородные герои – а существо, останки которого мы с Вами рассматриваем, похоже именно на млекопитающее из легенд и детских сказок. Но, всё же, сложно поверить тому, что эти сказки и легенды являются чем-то большим, чем фантазия.
– Я никоим образом не опираюсь на сказки и легенды. В последнее время было найдено не так мало таких останков – и некоторые учёные на основании их пришли к выводу, что мы, ящеры, не всегда являлись господствующей на Земле формой жизни, – учитель, увлекшись, говорил очень быстро и, делая паузы, втягивал воздух безгубым ртом. – Видимо, изначально, когда условия на Земле были совсем другими, её населяли исключительно млекопитающие. Когда же они вымерли по неизвестной нам причине, освободившееся место заняли ящеры.
Переписчик Торы задумчиво помахал хвостом и трёхпалой лапой поправил ермолку на безволосой голове, покрытой серо-зелёной чешуёй. Он не мог не признать за объяснениями учителя определённой логики, но ему было крайне сложно поверить в противоречившее тому, чему его учили с самого детства. Видимо, о том же думал и раввин, мощный хвост которого мелко подрагивал.