Глава 3 Вернемся к итокам

Когда и как формируется любовная зависимость?

Для начала ознакомимся с историей Веры, она очень наглядно демонстрирует, как формируется любовная зависимость:

– Это началось где-то в младшей школе. Сколько себя помню, я всегда нравилась мальчикам, и они проявляли ко мне повышенный интерес и внимание. Но в младших классах это скорее мне не нравилось: знаете же, как в этом возрасте показывают симпатию мальчишки? Правильно: они меня дразнили, дергали за косу, били по голове учебниками. Я страдала от их внимания. Но с четвертого класса я сама начала испытывать интерес к одноклассникам. Помню, что все последующие классы у меня постоянно был новый объект обожания. Я влюблялась и тихонько себе страдала по какому-то мальчику. Помню, что это словно насыщало мою жизнь новыми эмоциями, я о чем-то непонятном для себя грезила, о чем-то мечтала. Искренне переживала, если мальчик, в которого я была влюблена, интересовался другой девочкой. В седьмом классе я влюбилась в самого красивого мальчика из нашего класса, и это чувство продолжалось два года. Он тоже показывал мне свою симпатию, а иногда переключал внимание на других девочек. Я страдала, плакала дома. После девятого класса я перешла в другую школу, и с этим мальчиком мы потеряли связь. Затем я нашла новый объект для влюбленности и страданий. Сейчас, анализируя свои школьные годы, понимаю, как много сил и эмоций были потрачены впустую! Я бы могла тратить время на учебу, на узнавание чего-то нового, а я циклилась на каких-то непонятных отношениях!

Эта же тенденция продолжилась с Верой и во взрослой жизни. Самые яркие эмоции давало ей чувство влюбленности, отношения захватывали всю ее целиком и частенько мешали ее карьере.

– Я вступала в отношения и отдавала им всю себя без остатка, – продолжает Вера. – Если любимый человек звал меня на свидание, а в это время у меня была запланирована встреча по работе или посиделки с подругой, я все отменяла и неслась на свидание! Конечно, я теряла друзей, выгодные предложения по работе. Я легко могла потратить большие деньги на подарок любимому, в то время, как мне нужно было делать ремонт в своей квартире. И таких случаев было достаточно много. Мне всегда казалось, что я отлично провожу время, моя жизнь яркая и насыщенная, а не тусклая, как у большинства из моего окружения. Осознать, что со мной что-то не так, получилось довольно поздно. За плечами было несколько неудачных браков, а я опять была в новых отношениях. В какой-то момент я поняла, что не могу закончить эти отношения, хотя они причиняют мне огромный дискомфорт. Со мной плохо обращались, постоянно унижали меня и совсем не ценили. А я никак это не прекращала, потому что мне было страшно остаться одной и встретиться с мыслью, что я неудачница: в очередной раз не смогла создать нормальные отношения!

Как мы видим, зачастую любовная зависимость, как и все остальные аддикции, проявляется уже в детские годы. Получается, что ее истоки мы должны искать в раннем детстве.

Как правило, зависимые получают психологические травмы в возрасте до 14 лет. Самые распространенные: травма покинутости и травма недолюбленности.


Травма покинутости

Эта психологическая травма присутствует у мальчиков и девочек, которые росли без одного или без обоих родителей.

Классический пример для девочки, когда отец в раннем возрасте ушел из семьи, и дочка теряет с ним взаимосвязь или связь становится слишком зыбкой. Вернемся к Вере.

– Отец бросил нас, когда мне было всего лишь три года. К его чести, он не забыл о моем существовании, приходил несколько раз в месяц в гости. Эти визиты были для меня как свет в окошке. Я обожала играть с папой, он был весь мой! Но потом он уходил, и я испытывала настоящее горе: я рыдала, просила его остаться. Это всегда были очень душещипательные сцены. Помню, даже мама начинала плакать, глядя на меня. Думаю, самая большая сложность была в том, что я не знала, когда он придет снова, и словно прощалась с ним навсегда. И потом, несколько лет спустя, когда у меня появился парень, я испытывала точно такие же чувства, когда он уходил от меня домой. Конечно, я не плакала, но в душе я испытывала ту же знакомую боль.

Не трудно догадаться, что человек, переживший подобную утрату в раннем детстве, скорее всего бессознательно будет видеть родителя в каждом своем партнере. Расставание для такого человека – тяжелейшая травма. Он будет горевать не только по тому человеку, который покинул его во взрослой жизни, но и по родителю, который ушел когда-то давно. Получается двойная потеря. Страх снова пережить покинутость будет руководить поступками такого человека, заставит приносить любые жертвы, лишь бы оставаться в отношениях и получать ту любовь, которой был лишен в детстве.

Кто еще подвержен подобной травме? Бывает, что родители не оставляют своих детей, но уезжают в длительные командировки, или заболевают и попадают в больницу, или уходят в собственные переживания из-за каких-то тяжелых жизненных обстоятельств. В этот период жизни ребенок также может получить травматизацию. И чем младше был ребенок, и дольше отсутствовали родители, тем тяжелее последствия.


Травма недолюбленности

Эта психологическая травма, в отличие от предыдущей, имеет хронический характер. Она не была нанесена одномоментно, как при травме покинутости, когда родитель оставил своего ребенка. Травму недолюбленности причиняли понемногу достаточно продолжительное время. Например, мама была слишком занята папой: спасала его от алкоголя, или страдала от постоянных измен. В итоге маленький ребенок остался без внимания и любви мамы, ну а папе, разумеется, вообще было не до семьи. Или отношения между родителями были не стабильными, они часто скандалили, конфликтовали. Ребенок опять же становился лишним в своей семье.

Такую же травму могут нанести и психологически отсутствующие родители. Они вроде бы рядом, никого не бросают, могут сидеть за одним столом с ребенком, но при этом они эмоционально закрыты, не интересуются ребенком, не вникают в его состояние. Довольно часто психологически закрытыми оказываются именно отцы. В силу воспитания или под воздействием социума мужчины меньше проявляют свои чувства, и дети не понимают, что отцы к ним испытывают.

– Когда я вспоминаю свое детство, я практически не помню отца, – рассказывает свою историю любовнозависимый Иван. – Он словно отсутствовал: всегда был на работе или уставший, а нами постоянно занималась мама. Мама была очень самостоятельная, могла справиться с любой задачей. Я вырос, и, к сожалению, не очень вижу свою роль в семье. Такое чувство, что я полностью повторил сюжет моего детства: моя жена справляется со всеми задачами без меня, дети особо со мной не взаимодействуют. А я постоянно ощущаю себя не нужным и лишним, и пытаюсь с помощью случайных кратковременных связей почувствовать себя значимым и любимым.

Довольно часто травму недолюбленности получают дети, когда в их семьях появляется младший ребенок.

– Мне было три года, когда родился младший брат, – рассказывает Елена. – Родители и все бабушки и дедушки резко переключили свое внимание с меня на него. Я помню, что радость от появления брата, очень быстро сменилась грустью и обидой: я стала чувствовать себя нелюбимой и словно резко повзрослела. Мне даже часто это повторяли: «Ты уже большая, а твой братик – маленький!». Это ощущение ненужности я пронесла через годы.

Разумеется, не все случаи, описанные выше, обязательно наносят психологические травмы и ведут к появлению зависимостей. Все очень индивидуально! Однако, если в истории человека были подобные эпизоды, шансы возникновения любовной зависимости становятся выше.

Загрузка...