He сердцем если, так умом,
в сомнениях кипящим,
мы все на старости поймём
всю ненадёжность счастья.
И в лоне сморщенной зимы
лишь те припомним были,
когда душой страдали мы
за всех, кого любили.
Пучки причудливых лучей
топорщит небо. Новолунье.
Урчит прирученный ручей
под алычою в новой лунке.
Черешни тучные цветут.
Поштучны чудные нарциссы.
И кажется, что где-то ждут
тебя певцы и живописцы!..
В шестнадцать ли не помечтать,
когда к себе пахучей шкурой
весна – и мне не устоять —
манит, дразня литературой?
А завязь персиков уже
в пушке, и в чарах мир окольный.
И так мечтается душе,
что сердцу радостно и… больно!
Кизил в расщелинах ютился.
Орлы парили в вышине.
Родник стекал, родник змеился
по белой мраморной стене.
Орешки с буков осыпались
и намокали у воды.
А мы, счастливые, смеялись,
ещё не чувствуя беды…
А. Ч.
Как могла я не волноваться? —
ты, встречая, с цветами стоял…
Мне – шестнадцать, тебе – девятнадцать.
Ленинграда Московский вокзал.
Безошибочно шёл по следу
моему ты, не укротим.
Ты по Крыму мне был соседом,
в Питер загодя укатив.
…Нет могущественнее силы
той, что бродит бальзамом в крови.
Лет шестнадцать я проносила
перлы первой своей любви.
Не согреться, а лишь – обжечься…
Перекрыт целый мир тобой —
в слишком юном вскипела сердце
опьяняющая любовь.
Ты расплатишься запахом яблок
за мою огрубевшую грусть,
за несносное право – заплакать,
за бесправье – последней уснуть.
За Адамову древнюю слабость
и соблазна вселенский вопрос
ты расплатишься запахом яблок,
что в авоське с базара принёс…
Отступил, убежал, затаился…
Ты со мной, но тебя не найти.
Отчужденья сквозняк зазмеился,
и не видно ни зги на пути.
А глаза твои зрячие – слепы —
с колкой свежестью ранней росы,
словно ясное, чистое небо
с постоянной угрозой грозы…
Как трудно встретиться с тобой,
лицом к лицу столкнувшись в буднях!
И вновь непониманья боль
и неизбывна, и подсудна.
И этикета трафарет
саднит, напяленный на чувства.
В нём правды нет и жизни нет,
хотя есть что-то от искусства…
Среди несбывшихся галактик
прошу – не принимай всерьёз
мой неулыбчивый характер,
способный хохотать до слёз.
Припомнив тайну скарабея,
замри с вопросом невпопад —
зачем в петлице орхидея,
когда на платье сто заплат?
Так помолчим без многоточий —
молчание всегда в цене.
Но плод раздора спел и сочен
и снова предназначен мне…
Осенние поблёкшие цветы
я принимаю в их неброском виде,
но огорчаюсь, коль спокоен ты
и радуюсь, когда ты ненавидишь.
А небо льёт на землю грустный свет.
Скрипят на тропах мёртвые ракушки.
И знаю я – и знаю много лет! —
что, как они, ты станешь равнодушным.
Из незаметных превращений
проступит тот внезапный срок,
когда по запаху солений
зима восходит на порог.
И снова будет править холод,
построив замки изо льда,
а у меня найдётся повод
тебя оставить навсегда.
…И оказалось, в том я не права,
что понадеялась – простить сумею
слова твои любые. Но слова
что поползли, ужалив, словно змеи —
не понесла, прощавшая тебя.
Теперь с собою не могу поладить.
Боюсь, напрасно ангелы трубят,
пытаясь мне напомнить о пощаде.
Не знаю я, как сохранить свой дом?..
Как всепрощенья теплотой согреться?..
Ошеломлённо думаю о том,
моё ль оно – отравленное сердце?..
В таких ухоженных,
уютных комнатах
опять я, сильная,
тобой не понята.
Шальной экран поёт
цыганским табором,
а я лежу-реву —
такая слабая!
И края снова нет
у виноватости.
И ни к чему они —
земные радости.
Обиды хлебнув без меры,
над нею подняться силясь,
я – жрицею тайной веры —
венчаю тебя на милость.
Ткань будущего сминая,
взлелеяв разлуки пламя,
небесная и земная —
венчаю тебя на память.
С судьбою уже не споря,
твоей оставаясь частью,
приговорённая к горю, —
венчаю тебя на счастье.
И – вдаль. И – навсегда.
И – от тебя. Навеки —
за исцелением души,
разменянной с тобою на гроши,
пролившейся слезами в жизни реку, —
но уходящей всё же! Гнёт оков,
как давний свой позор, я позабуду.
Всё колдовство искусств,
искусство мудрецов
я приложу к душе – и верить буду.
И возрождаться, воскресать,
и – может быть – ещё собою стать
посмею.
Посмею жить и заново мечтать
и просветлею поновленной душой,
которой ты – чужой, чужой…
Мои пространства вписаны в тупик
сегодняшнего дня.
Его невнятность
проступила утром
в намёке сновидений
и нарастала час от часу,
сгущаясь и роясь
в пределах сизых комнат,
в пределах мелкотемья.
И вот уже они сошлись к глазку —
пространства – к ёмкой точке.
За дверью – ты.
Звонок острее правды!
День превратился в каменный мешок,
и выхода моим пространствам нет!
…Иначе нет,
как разметать нас
снова!
Зима. Снега. Холмы. Деревья.
И серый фон, и серый блик.
Весь мир – застывшее безверье,
и только неба слабый вскрик
в том месте, где мерцает солнце
дрожащей капелькой огня
моей надежды! У меня
ещё не раз слеза прольётся,
Ещё не раз…
Но, Боже мой,
пусть плачет сердце над собой!
А где-то даль. А где-то близость.
А у меня
дымок от кофеварки сизый
в обрывке дня
и пустота. Ни слова рядом
и ни тепла.
Никто ручным не встретит взглядом:
– Ну, как дела?
И не войдёт. Так трудно выпасть
из суеты.
А где-то даль. А где-то близость.
А где-то – ты.
Когда я пытаюсь
представить твой голос,
я слышу, как медная монета
падает на дно моей памяти…
Когда я пытаюсь вспомнить
любимое лицо,
я вижу акварели,
размытые ливнем…
Неужели этот слабый звон
и бесцветные пятна
и есть
воспоминания о тебе?..
На что надеюсь я, когда тебя зову,
однажды потеряв на людном перекрёстке?
Мы балаганный фарс играли наяву,
раскрасив тротуар в фальшивые подмостки.
Так подбирали в лад прощальные слова,
так умудрённо мы не подавали вида,
что материк души уже на острова
расколот навсегда поспешностью обиды.
Но безнадёжный шанс, доверенный судьбой,
состарился, как фильм забытых кинохроник
с обидой заодно. И личной жизни сбой
переселился в быт на узкий подоконник.
Нас только двое – я и Я —
на затаившейся планете.
Мой дом – простенок двух столетий
над речкой Слёзывтриручья.
Нас только двое – я и ты —
на неудавшейся планете.
Там бесконечный чёрный ветер
от маеты до маеты.
Нас только двое – я и сын —
на постигаемой планете,
здесь дни подчас – в старинном свете,
а ночь – пристанище былин.
Но усомнившись сотни раз,
я верю, следуя завету,
что у меня остался шанс
на неоткрытую планету.
Проступает
сквозь медленный выход рассвета
нестерпимое, недостижимое… Помню
до сих пор, до изнанки, до проблесков света
принадлежность твою и касанье ладони —
совладелицы ласки моей; совпаденье
наших выкроек тел с перегибами ночи.
И уменье твоё и моё неуменье
принимать всё буквально и без многоточий.
Осязание – мера любви в той же мере,
что и радость беспечно кружиться по свету
то клубком, то волчком, то листом,
то планетой,
то двойною звездой под единою сферой.
И не надо о том, что звезда раскололась:
умирает зерно – поднимается колос.
Но колония – сердце,
митрополия – разум.
И глубокие чувства – уже по заказу.
Только вдруг на рассвете,
на матовом фоне —
проникающее воспоминанье ладони…
Голос с хрипотцой, с лёгким песочком,
шёпот спешащих на помощь.
Приглушённый голос деда
над ложем внука,
слушающего – нет, не сказку! —
летопись шумной битвы!!!
В августе – ветер строже,
а мелодии его песен – грустнее.
Кто слышит песни августовского ветра?
Кто любит их слушать?
Кто вспоминает их в мае?
Кто напевает под вечер?
Щемящее очарование шуршания…
Шершавые вздохи жизни…
О! Это песни зрелости!
Песни достигших цели!
Песни разбивших сердце…
Голос августовского ветра —
окрепший голос журавушки,
разучивающего
прощальное «курлы».
Жалоба лета
на шалости
малышки-осени.
Я жду тебя всегда, —
но можешь и не верить, —
не оттого ль теперь
читаю по ночам?
Тоски в помине нет,
но в доме плачут двери,
а то уйдут в себя
и замкнуто молчат.
И ведь не в том беда,
что на дорогах – вьюга,
не в том, что тяжек груз,
а ниточка – тонка,
а в том, что, и любя,
не понимать друг друга,
да так, как будто мы
в разладе на века.
Но принимаю всё,
что мне даётся свыше,
и не мечтаю, нет,
о счастье про запас.
Лишь грустно мне порой,
что от чужих услышим
о том, что в мир иной
ушёл один из нас.
Остаток наших дней
уйдёт на проволочку
каких-то странных чувств
в мелеющей крови.
Но на тебе, не жди,
я не поставлю точку.
У жизни точки есть,
и нет их у любви.
О чём ты хочешь знать? —
как я – и так бывало —
искавшая любви,
лишь ненависть внушала?
Быть может, мой багаж
в пути тебе поможет,
да только я боюсь
за твой мороз по коже.
Могу лишь дать совет:
храни своё начало.
…Что я вольна сказать,
я всё уже сказала.
Что-то начинается на свете…
Словно за обиды всех – сдачу —
мне в лицо бросает пыль ветер! —
ссорится со мной он первый начал.
По глазам стегает, что есть мочи!
Как безумный, рвёт на мне платье!..
Что мне этим он сказать хочет?
Мстит за что, чумной?! —
Нет, не понять мне, —
только б вихри пережить стойко,
воздух режущие, как свёрла…
Но в лицо несётся пыль колко!
…Чья-то боль хрипит его горлом.
Где люди в восторге
от мёртвых коней,
где дух сигаретный
речного сильней,
где новым героям
фанфары трубят,
я вспомню.
Зачем-то я вспомню тебя.
Зачем-то помыслю
у тёмной воды,
что ангел спускается к нам
с высоты.
И к горлу внезапно
подкатится ком.
И вздох долетит:
– Ты опять не о том.
Сегодня, не плачь,
разразилась беда —
не встретиться нам
на земле никогда…
Вода дождевая
плеснёт по камням…
Зачем она им —
неподвижным коням?
А. Ч.
Когда земля твой прах покрыла
от суматохи в стороне,
великим таинством могила
тебя приблизила ко мне.
И сквозь удар внезапной вести
молитва о тебе взошла.
И нет помех побыть нам вместе
и всё простить, не помня зла.
Среди июльской знойной сини,
в которой ты навеки стих,
мне важно знать: с тобой мы в сыне
неразделимы ни на миг.
И в мире неземных восходов,
где нет болезней, лет и зим,
теперь душа твоя свободна
дарить себя и нам двоим.
О любви грустить не внове —
той, что не добыть…
Мне ли, дравшейся до крови,
нежною не быть?
Как же нежность я скрывала!
Прятала в суму!
Вот она и запоздала
к другу моему.
Ни к руке не прикоснуться…
Ни поцеловать…
Друг лежит, где ветры вьются:
что им не гулять!..
Не забава —
отрада тайная
зачарованного ручья.
Чья-то жалоба
изначальная,
но неведомо только —
чья.
В силуэте —
тоска нездешняя,
как несметная
боль Дали.
Бессловесная,
безутешная
ива – плакальщица земли.
…Как долгожданное письмо
миндальный цвет,
как радость
в застарелом неустройстве…
Есть у природы
правильное свойство —
вслед за закатом
зажигать рассвет
и солнце отражать
в ознобе снежных луж,
как миг любви – в заснеженности душ.
Цветёт, почти звенит укромный колокольчик.
Смотрю в него, схожу на дно его глубин.
Ночь движется, но я не покидаю ночи,
где белая луна за росписью рябин.
И, может, не к добру у мира на ладони
ценить спокойный час затишья, не огня,
и быт не замечать, и пребывать в бездонном
согласии со всем, что явственней меня.
Но пестует листву дремотная аллея,
но трели берегут до срока соловьи.
И в гнёздышке цветка я всё ещё лелею
надежду на рассвет в святилище Любви…