London, thou art of townes A per se.
Soveraign of cities, semeliest in sight…
Citie that some tyme cleped was New Troy.
Правильно ли считать Люнденвик этапом в развитии города Лондона? Не кроется ли в этом весьма распространенная хитрость, помогающая увеличить возраст города до значений, сравнимых с возрастом Рима или, скажем, Багдада? Делается это просто – у города, история которого уходит корнями в Средневековье (пусть даже и в позднее), находится предшественник – какое-нибудь древнее поселение, от основания которого и начинает отсчитываться история города. Есть убедительное начало, есть наглядный конец, но нет связи между ними – история города не непрерывна, однако на это «незначительное» обстоятельство можно и не обращать внимания. Уж не служит ли Люнденвик «инструментом», позволяющим увеличить возраст Лондона на восемьсот с лишним лет?
Нет, не служит. Два поселения, существовавшие в разные временные отрезки практически на одном и том же месте (полтора километра – это не расстояние) при условии четко прослеживаемой преемственности между ними, можно рассматривать как один и тот же город. И неважно, переселились ли на новое место жители Лондиниума или же там поселились другие люди, важно то, что Лондиниум передал эстафету Люнденвику, что называется, «из рук в руки». Ну а дотошным педантам, которым непременно нужно «полное соответствие», можно посоветовать прогуляться по улице Олдвич, огибающей Стрэнд в районе церкви Сент-Мэри-ле-Стрэнд (кстати – именно здесь в 1809 году сочетались браком Джон Диккенс и Элизабет Бэрроу, родители Чарльза Диккенса). На месте этой улицы и находился Люнденвик. В конце IX века, когда король Альфред Великий начал восстанавливать Лондиниум, Люнденвик переименовали в Эалдвик, что можно перевести как «Старый торг», поскольку суффикс «вик» указывал на торговое место, рынок. Со временем «Эалдвик» трансформировался в «Олдвич», так что Люнденвик неотделим от Лондона.
Бенедиктинский монах Беда Досточтимый, один из Учителей Церкви [22], в своей «Церковной истории народа англов» (731) описывает Люнденвик, который он называет «Лондонией», как «торговый порт для многих народов, приходящих сюда по суше и по морю». Эти слова можно принять как версию, объясняющую перенос поселения на полтора километра к западу – возможно, новое место было более удобным для торговли, чем старое.
В начале VI века на территории, ныне занимаемой графствами Эссекс, Хартфордшир и Мидлсекс, было основано королевство Эссекс.
О британских королевствах раннего Средневековья нам известно очень мало. Источниками информации служат немногочисленные документы, подтверждающие получение земель или каких-то привилегий. Из них мы знаем, что около 477 года к берегам Британии приплыли с материка саксонские племена под предводительством вождей Эллы и Сэксы. Сэкса укрепился на территории современного графства Эссекс и начал теснить бриттов. К 527 году саксы захватили территорию, ставшую королевством Эссекс – одним из семи англосаксонских королевств[23]. Таким образом, в первой половине VI века Люнденвик перешел под руку саксов.
Британия в конце VIII века
К римлянам саксы относились в лучшем случае нейтрально, поэтому ни о каком сохранении римского наследия не могло быть и речи. История Британии начала писаться с чистого листа.
Статус города вырос – из провинциального центра он превратился в столицу пускай и небольшого, но все же самостоятельного королевства. Археологические находки, которые часто оказываются информативнее документальных источников, позволяют нарисовать в воображении картину оживленного поселения, ядром которого был большой рынок, окруженный мастерскими ремесленников, скотобойнями, постоялыми дворами и харчевнями, служившие в те далекие времена чем-то вроде развлекательных центров – за едой можно было посмотреть выступление бродячих артистов, послушать менестрелей, найти с кем скоротать ночку. Немного дальше широкой полосой тянулись фермы… И все это буйное великолепие умещалось между Лонг-Акр[24] и Темзой.
В Риме, несмотря на падение империи, помнили о далеких северо-западных землях. В 595 году папа римский Григорий I, которого протестант-реформатор Жан Кальвин считал «последним хорошим папой», отправил в Британию миссию для обращения в христианство короля Кента Этельберта и его подданных. Миссию возглавил бенедиктинский монах Августин, бывший приором монастыря Святого Андрея в Риме. Можно представить, как ему не хотелось оставлять свою обитель и тащиться в дальние края ради приобщения к христианству каких-то дикарей, но дисциплина есть дисциплина – Августин благополучно добрался до Британии, поселился в Кентербери, окрестил короля и множество его подданных, основал монастырь и в 601 году стал архиепископом. Так Британия вошла в орбиту европейской политики, центром которой был новый христианский Рим. Королевство Эссекс было тогда вассальной территорией Кента.
Часть евангелистария святого Августина, возможно, привёзенная в Кент миссионерами в 601 году
«В год от воплощения Господа 604-й архиепископ Британии Августин посвятил двух епископов, а именно Меллита и Юста. Меллита он поставил епископом провинции восточных саксов, отделенной от Кента рекой Таменсой и на востоке граничащей с морем. Ее столица Лондония стоит на берегах упомянутой реки»[25].
Меллит основал в Люнденвике-Лондонии собор Святого Павла и начал нести жителям свет истинной веры. В то время здесь правил король Саберт, который первым принял христианство и побуждал к тому своих подданных. Однако сыновья Саберта не разделяли взглядов своего отца и втайне продолжали поклоняться языческим идолам. Стоило только королю умереть (а это случилось в 616 году), как сыновья его изгнали Меллита вместе с его сподвижниками. Меллит отправился в Кент к епископам Лаврентию и Юсту. «Сообща они решили вернуться в свою страну и с чистой совестью служить там Господу вместо того, чтобы бесплодно пребывать среди этих варваров, восстающих против веры»[26].
О верованиях англосаксов нам известно немного, в основном – от того же Беды Досточтимого, который пишет о жрецах, идолах и капищах, а также о том, что капище можно было осквернить, метнув в него копье, и что жрецы не имели права носить оружие. Отсюда не следует выводить, что боги воинственных англосаксов были миролюбивыми, запрет на присутствие оружия в религиозной сфере являлся проявлением уважения к богам.
Теордор из Тарсуса. Витраж. XX век
С точки зрения правителя, монотеистическое христианство было предпочтительнее язычества, поскольку из идеи единого бога вытекала идея единого земного правителя, иначе говоря, христианство способствовало централизации власти и укрепляло эту централизацию. Простым же людям были ближе и привычнее языческие боги, каждый из которых отвечал за определенную сферу жизни. К тому же среди языческих божков-идолов присутствовало много «местных», которые оберегали жителей определенного региона и потому были им особо дороги.
В начале 668 года король Нортумбрии Освиу и король Кента Эгберт обратились к папе Виталиану с просьбой прислать нового архиепископа Кентерберийского. Папа остановил свой выбор на некоем Теодоре из Тарсуса[27], который жил в одном из римских монастырей… Скорее всего, никто из почтенных монахов не горел желанием ехать в негостеприимную Британию, изгоняющую своих просветителей, вот и пришлось посылать того, кто согласился. Теодор был посвящен в монахи по восточно-христианскому обряду, так что его перепосвятили на западный лад и весной того же года отправили в Англию, где он показал себя весьма деятельным пастырем. Беда Досточтимый писал, что Теодор сделал для англосаксонской церкви гораздо больше своих предшественников, притом, что и его преемники не могли с ним сравниться. Для нашей истории важно то, что в 675 году Теодор поставил в Люнденвике епископом некоего Эрконвальда, останки которого сейчас покоятся в лондонском соборе Святого Павла. Так христианство вернулось в Лондон, и теперь уже навсегда.
Кстати говоря, папа Григорий I склонялся к тому, чтобы учредить архиепископскую кафедру не в избранном Августином Кентербери, а в Люнденвике. Об этом свидетельствует папское послание Августину, которое Беда Досточтимый приводит в своей «Истории» полностью. «Ты можешь посвятить в разных местах двенадцать епископов, – пишет папа, – чтобы они находились в твоем подчинении; епископ же города Лондонии в будущем должен всегда посвящаться собственным своим синодом и получать паллий от святого апостольского престола, которым я ныне управляю милостью Божьей»[28]. Паллий – это белая лента с вышитыми на ней шестью крестами, которую папы и епископы надевают во время богослужений. Посылая епископу паллий, папа подтверждал свое согласие с его кандидатурой. Несмотря на то что со времен Реформации прошло почти пятьсот лет, паллий продолжает присутствовать на гербе Кентерберийской епархии.
Впрочем, Лондону достаточно королей и парламента, а главе Церкви удобнее находиться в тихом и уютном Кентербери. Современный Лондон, даже при наличии огромной любви к нему, назвать «уютным» язык не повернется, здесь такими могут быть только отдельные места, а Кентербери уютен весь целиком. Как говаривал адмирал Джон Джервис[29], получая очередные инструкции от Адмиралтейства: «Мне на месте виднее». Так и Августину было виднее на месте, где именно основывать архиепископскую кафедру. Скорее всего, Августину хотелось находиться поближе к королю, ведь Кентербери был столицей Кентского королевства.
Герб Кентерберийской епархии
Король Этельберт Кентский известен тем, что дал своему народу свод законов, созданных на основе римского права. «В первую очередь он установил, какое возмещение должны платить те, кто украдет что-либо у церкви, у епископа или иного церковного служителя; так и все эти законы призваны защищать тех, чью проповедь и учение король принял»[30].
Статуя короля Этельберта Кентского в Кентерберийском кафедральном соборе
К счастью, эти законы, объединенные под названием «Правда Этельберта», дошли до нас в рукописи, датированной началом XII века и известной как «Книга Рочестера» (Textus Roffensis). Законы Этельберта, как и было принято у германцев, носили компенсационный характер – в них оговаривалось возмещение за причиненный ущерб.
«[За кражу] божьего и церковного имущества [пусть возместят] в двенадцатикратном размере; имущества епископа – в одиннадцатикратном; имущества священника – в девятикратном; имущества дьякона – в шестикратном; имущества клирика – в трехкратном. За нарушение церковного мира – вдвойне. За нарушение мира народных собраний – вдвойне…
Если свободный украдет у короля, пусть возместит в девятикратном размере…
Если кто-либо убьет свободного, [пусть уплатит] пятьдесят шиллингов королю как господину…
Если свободный украдет у свободного, пусть втройне заплатит, а король пусть получит штраф и все имущество вора…»[31]
Примечательно, что кодекс начинается с положений, обеспечивающих защиту интересов церкви, и что король уравнивает себя в статусе со священником – обоим устанавливается девятикратное возмещение за украденное.
В первой половине VIII века, а именно около 730 года, Люнденвик, вместе со всем Эссексом, перешел под власть Мерсии, королевства западных англов, которое между 716 и 825 годами доминировало на юге Британии, а затем уступило первенство Уэссексу. Вряд ли в жизни горожан происходили какие-либо серьезные перемены при смене верховного сюзерена, поскольку в большинстве случаев принадлежность территорий изменялась без масштабных войн. Да и вообще, здравомыслящие правители старались не причинять вреда мирному населению, поскольку видели в нем источник своего благосостояния.
Другое дело – викинги-датчане, начавшие набеги на Англию в тридцатые годы VIII века. Они не завоевывали земли, а разграбляли их. В первую очередь викингов привлекали монастыри, представлявшие собой богатые и плохо защищенные объекты, но в целом они не гнушались никакой добычей. Принцип был простым: «откупись или умри», но случалось и так, что после уплаты выкупа людей убивали, а их дома сжигали. Древние хронисты не приводят точных сведений о численности разбойничьих отрядов, но называют число кораблей, а один большой драккар[32] викингов вмещал не менее сотни воинов, и это – не считая шестидесяти или семидесяти гребцов, которые тоже могли браться за оружие. Имело значение не только количество, но и качество – викинги, для которых грабежи были основным занятием, значительно превосходили по боеспособности большую часть англосаксонского войска, состоявшую из ополченцев.
В 842 году викинги устроили в Люнденвике, Кентербери и Рочестере «большую резню», после которой горожанам пришлось приложить много усилий для восстановления своих поселений. Спустя девять лет викинги, приплывшие на трехстах пятидесяти кораблях (!) снова разграбили Люнденвик, однако после этого король Уэссекса Этельвульф задал незваным гостям хорошую трепку, после которой они на шестнадцать лет оставили его владения в покое, предпочитая нападать на более слабые королевства – Мерсию, Восточную Англию и Нортумбрию.
Рунный камень был установлен в память двум викингам, умершим в Лондоне
Anglo-Saxon_Chronicle_-_Lundenbyrig_(British_Library_Cotton_MS_Tiberius_A_VI,_folio_19r)
Фрагмент Англосаксонской хроники. «Lunden byrig», – одно из англосаксонских названий Лондона. XI–XII вв.
«Тогда [в 871 году] войско язычников пришло из Рединга в Люнденвик и там перезимовало», – говорится в «Англосаксонской хронике», самой древней английской летописи. На сей раз Люнденвик был захвачен надолго. «Жители Мерсии заключили с этим войском мир», – добавляет летописец. В данном контексте слова «заключили с этим войском мир» следует понимать как «откупились», а не как «стали союзниками».
Что ж – рано или поздно следовало ожидать, что викинги сменят тактику и от набегов на побережье Британии перейдут к созданию здесь опорных пунктов, которые облегчали грабеж населения острова и служили плацдармом для дальнейшей экспансии (в конечном итоге викинги доплыли аж до Ньюфаундленда!)[33]. Хронисты не рассказывают о судьбе жителей захваченного Люнденвика, но тут, как говорится, двух вариантов быть не может – те, кто не успел убежать, были убиты.
Викинги оставались в Люнденвике до 885 года, когда город отбил у них король Уэссекса Альфред, прозванный за свои дела «Великим». «Весь народ англов перешел под его руку, кроме тех, кто был под датчанами», – сообщает «Хроника».