Графическими дизайнерами становятся по-разному. Кто-то целенаправленно пошёл учиться на данную профессию. Кто-то начал изучать дизайн самостоятельно или пошёл на курсы. Я, например, познакомилась с дизайном, как со второстепенной дисциплиной в учебном плане, в колледже. И так захотела быстрее начать зарабатывать, что начала монетизировать навык работы в программах уже со второго курса, посредством объявлений на «Avito».
Не важно, как мы пришли к дизайну и на каком уровне мы сейчас, важно понимать, что наши знания на данный момент не целостны. В учебном заведении или на курсах вы изучали предмет лишь с одной стороны. Вас обучили рисовать, сочетать, видеть цвет и форму, работать в программах. Но могли не додать с точки зрения рекламы и маркетинга. Или наоборот, как в моём случае.
«Почему это вообще нужно? Я же дизайнер, а не маркетолог?» – скажут нетерпеливые. Сейчас объясню.
Есть большая разница между красивым дизайном и эффективным дизайном. У дизайна есть основная задача, о которой часто забывают – коммуникация с потребителем. Если мы сделаем просто стильно и уникально, это скорее всего будет мимо.
Для бизнесмена дизайн – это инвестиция, благодаря которой он планирует увеличить доходность предприятия, сформировать лицо на рынке, стать более конкурентоспособным. Ключевая задача: продажи. Даже если клиент изначально не говорит об этой стороне, он всегда имеет её ввиду. А иначе зачем такие траты? Чтобы оболочка компании глаз радовала? Очень наивно, как считаете? Разработка логотипа, а особенно фирменного стиля требуют больших вложений. Разработка фирменного стиля, создание макетов для рекламной и имиджевой продукции, печать изделий, возможно смена вывесок и облицовок фасада офисов и зданий предприятия.
Разумеется, всё зависит от масштабов организации. Но поверьте, даже если мы говорим о маленьком бизнесе, например, торты на заказ, то траты на логотип для такого человека – так же существенны. Одна продажа кондитера, допустим составляет 2 500 рублей с одного тортика, минус траты на ингредиенты и материалы. А нормальный логотип – это вложение минимум 5 000 рублей, плюс визитки, плюс печать визиток, может даже оформление инстаграма. К тому же любой продукт интеллектуального труда работает на перспективу. Не удастся тут же оценить его вред или пользу. Это всегда «игра в долгую». Вы или формируете человеку (в данном случае кондитеру) сильный личный бренд, с которым он потом вырастет или вы делаете свою работу от заказа к заказу, теряя клиентов.
Ощущаете уровень ответственности? Так и должно быть. Не важно насколько крупная компания к нам обращается, главное заставить свой макет работать.
Да, к сожалению не все клиенты дают свободу специалисту и прислушиваются к его экспертному мнению. Но это не значит, что пора останавливаться на достигнутом, разочаровываться в клиентах и слепо выполнять поручения. Мы можем больше!
После примера с кондитером вы можете задаться вопросом: «А зачем тогда вообще малому бизнесу вкладываться на внешний вид?». Теперь давайте поговорим про Роли фирменного стиля и логотипа.
Фирменный стиль
Фирменный стиль предполагает визуальное и смысловое единство предлагаемых товаров или услуг, а также всей исходящей от компании информации. Он охватывает все стороны работы компании: продукцию и упаковку, деловую и сопроводительную документацию, среду производственных и административных помещений, систему технического обслуживания и рекламу.
Далее будет немного теоретической информации. Просто рекомендую прочесть и возможно законспектировать основные элементы. И поставить вопросики напротив пунктов, которые вы хотели бы изучить подробнее.
Фирменный стиль должен рассматриваться как атрибут решения следующих задач:
1. Выбор рабочих и эффективных концепций в дизайне для выстраивания привлекательного образа в глазах потенциальных потребителей;
2. Создание целостной картины организации;
3. Знакомство широкой аудитории с философией и возможно миссией компании;
4. Сплочение коллектива. Создание единой команды, посредством транслирования ценностей и целей, близких и понятных каждому участнику рабочего процесса.
Дизайн обладает большой силой. Она кроется в формах, цветах, символизме и множестве других знаков, вкладываемых дизайнером. Рассмотрим пример, который простым языком ясно показывает, как фирменный стиль решил выше перечисленные задачи.
В 70-е годы словосочетание «персональный компьютер» вызывало лишь негодование: «Да, кому они вообще могут понадобиться в быту! А главное зачем?». Никто не мог и предположить, как невозможна будет жизнь без умных устройств. 1976 году Стивом Джобсом и Рональдом Уэйном был разработан первый логотип «Apple Computer Co.». На тот момент он представлял собой целую картину – Исаак Ньютон, сидящий у дерева, а над его головой висело яблоко. Всё было обрамлено в рамку, а надпись организации была на рисованных ленточках. Сейчас бы такой логотип вызвал вопросы. Но тогда! Он уже решал одну из задач – знакомил с философией и показывал миссию. Apple Computer – позиционировали свой продукт как новую технологию, открытие, движение прогресса. И посредством логотипа начали знакомить будущих потребителей со своей большой целью. Параллельно сплачивая коллектив внутри маленькой компании.
Не даром раньше в бой или на войну шли с флагами и гербами наперевес. Общее знамя, имеющее значение и смысл – положительно сказывается на настроениях и мотивации участников сражения.
Далее логотип «Apple» менялся ещё несколько раз до появления привычного нами лаконичного яблока. Менялось и оформление их сайта. Но уже тогда можно было найти зачатки фирменного стиля. Логотип и сайт всегда переплетались общей концепцией. Необходимо было выработать единый образ, для создания чётких ассоциаций. Так как конкуренция развивалась стремительно.
И теперь, анализируя нынешние продукты Apple: сайты, рекламу (печатную, анимационную и графическую), интерфейс продуктов (от компьютеров до часов) – мы без труда выявим атрибуты их фирменного стиля. И они так прочно осели, что при виде одного элемента схожего по стилистике, в памяти тут же активируется ассоциативный ряд, заставляющий нас хотя бы на секунду подумать о «яблочных» устройствах. Своего рода бесплатная реклама! Но за всем этим стоят миллиарды долларов, вложенных в дизайн и маркетинг.
Так что же такое фирменный стиль? И какие он включает элементы?
Фирменный стиль – это совокупность дизайнерских решений, позволяющих идентифицировать организацию среди подобных ей. А так же ввиду всего вышесказанного, напомню, что это диалог между потребителем и организацией.
В элементы фирменного стиля входят:
1. Логотип;
2. Графические элементы оформления (узоры, паттерн);
3. Фирменные цвета;
4. Фирменные шрифты;
5. Фирменный блок – совокупность элементов стиля необходимых для размещения на корпоративной, сувенирной и рекламной продукции (готовый универсальный шаблон);
6. Иногда в разработку фирменного стиля может включаться фирменный персонаж. Например, как желтая собака – Евросеть, страус Габа – Газбанк и тому подобные;
7. Брендбук.