Глава 1. Информационное обеспечение рынка

1.1. Основные понятия и цели информатизации

Опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности. Однако, так ли очевидно с позиции современной науки часто используемое понятие «информация»?

Анализ разработок зарубежных и отечественных ученых показал наличие разнонаправленных мнений и подходов к этому понятию. В настоящей работе принято определение Н. Н. Моисеева [34], определившего информацию как сумму сведений, которую получает объект об окружающем мире или изучаемом явлении.

По нашему мнению, наиболее правильно рассматривать информацию как элемент саморазвивающейся природы. Материальная информация неотделима от своего носителя и представляет собой набор параметров или/и сочетание их значений, которые образуют качество.

Отражение или идеальная информация – сообщение о свойствах некоторого объекта, результат познания человеком внешней для него системы, содержание которой не сказывается на состоянии ее носителя. Процессы использования идеальной информации для преобразования материальной информации являются материализацией идеальной информации.

Знание и опыт выступают в качестве главного (практически неисчерпаемого) ресурса экономики и овеществленные в товарах и услугах являются главным продуктом рыночного обмена. Иногда постиндустриальную революцию называют информационной, а общество – информационным. Однако постиндустриальное общество следует считать лишь первой ступенью на пути формирования информационного общества, в котором главным ресурсом станет искусственный интеллект, а основными «машинами» – нейрокомпьютерные сети.

В этой логике экономика выступает как открытая система взаимодействующих элементов, выполняющая функцию самовоспроизводства своих компонентов. Необходимым условием ее существования является взаимодействие, взаимно обратные потоки материи, энергии, информации, с другими системами. Коммерция в этом ключе рассматривается как дисциплина, объединяющая менеджмент, маркетинг, логистику и торговлю.

Деятельность экономических агентов мотивирована сознательными целями и интересами. Они складываются из объяснений и понимания событий прошлого, настоящего и предвидения будущего. Процесс формирования целей, намерений и мотивов поведения агентов обусловлен доступной им информацией, ее качеством и своевременностью, т. е. знанием. Тезис «знать, чтобы предвидеть» становится основным знаменем коммерции (рис 1.1).

Знание агрегирует интеллектуальный капитал корпораций в различных формах, который и определяет их конкурентоспособность на мировом рынке. Информационные технологии в этом смысле выступают как кровоток, питающий коммерцию.

Отражение присуще всей материи, и поэтому информация является также атрибутом всей материи, обеспечивая ее развитие. Информация является всеобщим свойством материи, проявляющимся в ее взаимодействии.

Совершенно естественно, что все виды человеческой деятельности, так или иначе, связаны с информацией. В самом общем понимании информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы [35].

Экономические агенты всегда стремятся повысить эффективность своей деятельности, прежде всего, за счет уменьшения уровня неопределенности. В этом смысле продуктивно определение информации К. Шеннона, как сообщения, уменьшающего неопределенность (энтропию) у его получателя [55]. Такой подход определяет информацию, которая рассматривается в динамике экономических процессов.


Рис 1.1. Информация и бизнес-сообщество


Как философская категория информация является ступенькой развития познания, общественной практики людей, их отношений между собой и природой. В конечном счете, именно информационные взаимодействия обусловили образование такой мета-структуры, как человеческое общество, целенаправленная информационная деятельность которого привела к созданию множества новых структур, образовавших ноосферу.

В истории человека первая информационная революция началась с момента появления языка и способа устного выражения и передачи мыслей и опыта. Вторая (отделенная от первой в несколько сот тысяч лет) состояла в изобретении письменности. Сущность третьей информационной революции (отставшей от второй на несколько тысяч лет) – книгопечатание. Четвертая (на нее ушло четыре столетия) заключалась в начале применения электрических аппаратов (телефон, радио, телевидение) для массового распространения информации [35]. Пятая – компьютеризация, создание единого информационного пространства и искусственного интеллекта.

Очевидно, что чем шире использование информационных технологий, тем больший эффект от их внедрения: в масштабе корпорации он больше, чем в рамках предприятия; в масштабах отрасли превосходит эффект от корпоративной информатизации; в межотраслевом, федеральном масштабе еще более значим в сравнении отраслями.

Комплексный системный подход, предусматривающий интеграцию экономической теории с социологией, психологией и другими науками, особенно важен в периоды трансформационных преобразований. Одна из таких трансформаций – формирование информационного общества позволяет обеспечить рост благосостояния людей при сокращении абсолютных затрат их труда в материальном производстве и создает условия для роста нематериальных форм богатства. Указанную трансформацию сопровождает процесс тотальной информатизации.

Информатизация – процесс обеспечения пользователей достоверной информацией и фактор, определяющий способность решения задач рационального развития хозяйства на базе использования электронно-вычислительной техники и информационных технологий.

Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели многие развитые страны к мощному рывку в сферах бизнеса, промышленного производства, научных исследований, образования и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, неисчерпаемый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации – эпоху интенсивного освоения информационного ресурса [1].

При информатизации существенно сокращается длительность управленческих процессов. Информация, управление и оптимизация ведут развитые страны в новую цивилизацию, пути в которую прокладывают региональные интеграционные объединения: ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР, СНГ, а также такие инициативы как создание Евразийского союза.

Сущность современной научно-технической революции заключается в скачкообразном возрастании интенсивности информационных процессов в контурах управления и познания благодаря научной методологии и техническим средствам кибернетики. Это открывает новые возможности качественного преобразования производительных сил, ускорения научно-технического и социального прогресса.

При этом в современной экономикой в достаточной степени еще не сформирован механизм саморегуляции, не задействованы рычаги интенсификации. Инвестиции в информационную инфраструктуру экономики еще не окупились, а уровень оптимизации бизнес-процессов и связанный с ними управленческий учет в передовых компаниях только подбираются к уровню, когда станет возможным оценить эффективность от вложений в информатизацию их деятельности.

Без доступной достоверной информации не могут эффективно работать организации управления, инфраструктура рынка и зависящая от нее сфера производства. Поэтому логично возникает вывод о том, что одной из важнейших задач современной экономики является развитие инфраструктуры рынка на информационной основе. Недооценка дефицита информации – одна из основных причин, сдерживающая реформы в этой сфере.

Выводы: Информация является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Рынки товаров и услуг не могут развиваться без достоверной и полной информации о товарах, услугах, ценах, условиях продаж, производителях. Отсутствие ее приводит к излишним затратам, снижает качество решений хозяйствующих субъектов, увеличивает транзакционные издержки.

Информатизацию следует рассматривать как глобальный, целостный процесс самоорганизации и саморазвития в рамках единого информационного пространства. Нельзя решить проблему информатизации в отдельно взятом регионе, ведомстве или отрасли в отрыве от информатизации всей страны. Функционирование инфраструктуры на информационной основе создаст условия для интенсивного развития рыночной экономики. То, как это делается в России и за ее пределами, а также то, как это лучше организовать проанализируем в следующем разделе.

1.2. Информационная инфраструктура рынка в России

Более 15 лет на рынке информационных ресурсов России имеется множество информационных структур отраслевого, регионального или локального характера. Процесс их развития проходил нескоординировано, без соответствующего организационного и нормативного начала со стороны государственных органов. До сих пор наблюдается отсутствие единой концепции информационного обеспечения, определяющей цели, методы и средства создания информационной инфраструктуры рынка. Часть важнейших информационных и технологических ресурсов, обеспечивающих информационный обмен между экономическими агентами, и вовсе, находится вне России, под юрисдикцией других государств. Информационное обеспечение товарных рынков в России характеризуется следующими особенностями:

• информационная инфраструктура рынка не замкнута в единую сеть;

• практически во всех регионах созданы информационные центры, которые существенно различаются по своей информационной насыщенности, количеству и качеству предоставляемых услуг, программно-техническим средствам реализации и поддержки процессов функционирования;

• основная масса информационных услуг носит справочный характер и оказывается на основе доступных в каждом конкретном месте баз данных. Задачи сопровождения и анализа конкретных товарных потоков, как внутри отдельной территории, так и по стране в целом, практически не решаются;

• недостатки в применении средств связи и передачи информации;

• формирующиеся информационные базы недостаточно прозрачны и труднодоступны для среднего предпринимателя;

• слабо развиты горизонтальное информационное взаимодействие для массового обслуживания предпринимателей и населения;

• недостаточно подготовлена нормативно-правовая база функционирования инфраструктуры информационного обеспечения рынка.

На фоне создания Единого таможенного пространства России с Казахстаном и Белоруссией назрела необходимость формирования единого информационного пространства на базе создания национальной системы передачи данных для использования информационного ресурса в целях внутри российского обмена. Внутригосударственную информационную платформу целесообразно формировать как многоуровневую сеть, позволяющую пользователю иметь доступ к любым открытым информационным ресурсам на территории Таможенного союза. Система должна быть нацелена на формирование прогрессивной и эффективной инфраструктуры рынка.

В странах с развитой экономикой для организации и управления процессами информатизации создаются специализированные государственные структуры, отвечающие за экономическое развитие. Например, в КНР создано Министерство информационной индустрии. Подобная функция в нашей стране осуществляется Минкомсвязи России, ведомством, которое не влияет на экономическое положение в стране и не уделяет должного внимания проблемам товарных рынков. В России недооценена важность роли регулятора в сфере информационной индустрии, связывающего процесс информатизации в масштабах страны с товарными рынками и экономическим развитием.

На закате двадцатого столетия в развитых станах мира произошел качественный сдвиг от индустриального общества к постиндустриальному или информационному. В России данный процесс затягивается, пока находится на переходном этапе и ограничивается отсутствием единой информационной инфраструктуры в масштабах страны. На сегодняшний день в нашей стране действуют следующие государственные информационные системы: библиотечная сеть, архивный фонд, государственная система статистики, система научно-технической и правовой информации и т. п. (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Инфраструктура государственных и негосударственных информационных систем


Для того чтобы осуществлять все государственные регулирующие функции создано более пятидесяти федеральных информационных систем (Приложение 1), труднодоступных бизнесу, держателями которых выступают государственные структуры (см. параграф 1.5). Рынок информационных услуг в России формируется и развивается в основном на предпринимательской основе в условиях конкуренции и во многом не структурирован. Недостаточность и неэффективность госфинансирования приводят к массовой коммерциализации разрозненных и неполных информационных ресурсов.

Качество информационных услуг и их ассортимент практически определяются качеством и количеством баз данных (БД), оперативностью их обновления, возможностями сбора и передачи информации.

В настоящее время на рынке имеется большое количество разнообразных баз данных, информационно-поисковых систем, каталогов, справочников, биржевых сводок, объявлений о спросе и предложениях, адресная, нормативно-правовая информация и др. При этом задачи сопровождения и анализа товаропотоков на микро– и макроэкономическом уровнях как внутри отдельной территории, так и по стране в целом практически не решены, несмотря на то, что более пятнадцати лет в ряде регионов проводятся работы по информационному обеспечению деятельности товарных рынков.

Например, с 1995 года в Брянской области функционирует телекоммуникационная информационно-поисковая система «Рынок товаров и услуг региона». В системе представлена информация о спросе-предложении около сотен предприятий Брянской области, а также о продукции 34 субъектов Российской Федерации и 11 субъектов стран СНГ. За 15 лет подобные системы появились почти во всех регионах страны, однако их разработка и их техническая поддержка до сих пор никем на федеральном уровне не координируются. Системы не унифицированы и не осуществляют взаимный информационный обмен. Процесс создания информационной инфраструктуры товарного рынка в России развивается стихийно и «лоскутно», хотя информационным обеспечением функционирования рынков занято около 100 тыс. организаций. Рассмотрим негативные причины:

Отсутствие координации приводит к многократному дублированию затрат на создание информационных систем и на сбор информации о товарных рынках. Существующие в настоящее время цифровые коды и классификаторы информации не соответствуют расширяющимся потребностям информационных систем (исключение составляет ОКПО, как основа создания Единого государственного регистра, который ведет Росстат).

Присутствует несовершенство нормативно-технических документов, регулирующих взаимодействие органов государственной регистрации с органами государственной статистики. Необоснованно закрыт статистический учет ряда показателей финансово-экономической информации, представляемой предприятиями и организациями. Долговременное отсутствие концепции информатизации как национальной программы повлекло за собой ряд неверных действий. Государство прямым вмешательством не смогло препятствовать частным интересам и предотвратить попытку использования общественно важного направления деятельности в корыстных интересах. Не были своевременно созданы экономические институты, способные увязать формирование инфраструктуры рынка с процессами информатизации.

Напротив, были предприняты шаги, противоречащие объективным законам информатизации. Предпринимались попытки монополизировать информацию и использовать ее в корыстных интересах, например попытка создания «Единой информационной системы России» (Постановление Правительства РФ от 01.12.1994 г.) или создание закрытых информационных систем по отраслевому или региональному признаку. Подобные инициативы закончились провалами, потому что исходили из заскорузлого мышления чиновников исполнительной власти периода централизованного управления экономикой, ориентированных на внедрение АСУ ТП, ОГАС, АСГС и т. д.

Еще одним фактором, сдерживающим процесс информатизации, является отсутствие регламентов доступа и использования официальной государственной информации. В большинстве ведомств базы несекретных данных не предоставляются в открытом доступе для государственных и, тем более, для предпринимательских структур и населения. На государственном уровне идет компания по ускоренному развитию сети Интернет, а на рынке появляются разрозненные базы данных, содержащие конфиденциальную информацию о компаниях и частных лицах.

Необходимо создать условия для изменения направления информационных потоков от госструктур в пользу хозяйствующего субъекта, обеспечив безусловные возможности своевременного доступа к любой интересующей его информации на основе информационно-аналитических баз данных.

Система образования и переподготовки специалистов в России ориентирована на прозападные принципы и не способствует формированию правильного осмысления процесса информатизации. Ориентир взят на экономическое устройство индустриально развитых стран по принципу: «посмотрите как у них». Такая же цель преследуется при подготовке и переподготовке российских специалистов в западных учебных заведениях.

Проекции зарубежных подходов к корпоративной информатизации редко оказываются эффективными в нашей стране. Насаждение чуждых подходов (в том числе из Интернета) дает свои плоды, смещая центр реального управления за рубеж через элементы информационной инфраструктуры, расположенные за пределами России.

В России другая культура и менталитет, отличный от индустриально развитых стран ход исторического и экономического развития, другие этапы восхождения информационной цивилизации. По этой причине привнесенное из другого мира часто не воспринимается российским менталитетом, отвергается или приобретает искаженные формы. Возможное, в силу отсутствия владения ситуацией, всегда пытаются подменить желаемым. Тогда для подтверждения желаемого из цельного выхватываются фрагменты. Всюду ищут только то, что подтверждает обоснование желаемого, остальное умышленно или не замечается или замалчивается. Отсутствие в сегодняшнем сознании активной части населения чувств солидарности и неиспользование государством интервенции для защиты прав граждан породили у предпринимателей, занимающихся бизнесом в области информатизации, ложные понятия об информационных процессах, которые базируются на лозунге: «кто владеет информацией, тот владеет миром».

По этой причине первичный информационный ресурс, при отсутствии инфраструктуры рынка, оказывающей маркетинговые, консалтинговые, информационно-аналитические и другие услуги хозяйствующим субъектам, пытаются сдерживать и продавать. Потенциальный потребитель не способен сегодня эффективно использовать информационный ресурс и, следовательно, спрос и цена на него низкие, не окупающие затраты на его формирование, в силу малой его востребованности.

На региональном и отраслевом уровнях постоянно предпринимаются попытки найти решение по локальной информатизации, что ведет к разрозненности и разобщенности, отсутствию системного подхода к решению задач по созданию единого информационного пространства. Эти подходы противоречат законам информатизации, сдерживают процесс развития и создают условия для коррупции и теневой экономики.

Региональному и отраслевому «местечковому» подходу государство должно противопоставить создание глобальной, в рамках единого информационного пространства, информационной системы [22].

В России наибольшее развитие получил рынок биржевой и финансовой информации. Рынок информации о предприятиях и организациях менее развит: число фирм, по которым ведутся регистры не превышает 500 тысяч; частота обновления информации обычно не чаще одного раза в год; перечень признаков, по которым накапливаются сведения, крайне ограничен и не удовлетворяет потребности пользователей.

В интересах экономической безопасности фирмы нуждаются в легальных регистрационных данных предполагаемых партнеров (сведения о лицензиях, адресах, учредителях, руководителях и пр.). Большим шагом вперед в этом направлении стало формирование и доступ к базе Единого государственного реестра юридических лиц.

Важнейшим элементом информационного обеспечения государственного управления и предпринимательской деятельности являются отраслевые информационные ресурсы. В период реформ создававшаяся в течение многих лет отечественная система отраслевой информации была разрушена.

Трудности финансового характера в период реформ нанесли тяжелый урон системе научно-технической информации. Сеть центров научно-технической информации из межрегиональной системы превратилась в конгломерат с непонятными функциями, важность которого неочевидна.

Для того чтобы изменить существующее положение с информационным обеспечением государственного управления и предпринимательской деятельности, необходимо изменить отношение органов государственной власти и общественности к информационным ресурсам как одним из ценнейших богатств государства.

Мировой опыт говорит о том, что добиться подъема экономики страны можно лишь в случае, если информационные потребности фирм, организаций и граждан в интересах государственного управления и предпринимательской деятельности будут удовлетворяться в достаточной степени. Государство должно создать условия развития рынка информационных услуг в интересах общества и предпринимательской деятельности, иметь четкую программу создания информационных структур, которые важны для социально-экономического развития общества [61].

1.3. Сопоставление принципов и подходов к информатизации

Предстартовыми документами глобальной информатизации общества за рубежом явились следующие инициативы.

23 февраля 1993 года в США был опубликован Меморандум Б. Клинтона и А. Гора «Технология экономического роста Америки. Новое направление, которое предстоит создать». К декабрю того же года по распоряжению Европейского Совета был подготовлен документ, озаглавленный «Рост, конкурентоспособность и занятость – вызов и пути в 21‑е столетие». Позднее в Европе было предложено название этому движению «Информационное общество».

В настоящее время национальные программы развития индустриально развитых стран формируются, исходя из целей и задач, поставленных в этих документах. В Меморандуме «Технология экономического роста Америки» в декларируемой его части ставятся глобальные цели без детализации:

• долгосрочный экономический рост, создающий рабочие места и защищающий окружающую среду;

• более продуктивное и отзывчивое на нужды граждан правительство;

• мировое лидерство в базовой науке, математике, технике [22].

За подобными целями стоит значимая для понимания детализация, так как далее в этом же документе говорится: «Чтобы стимулировать экономический рост технологией надо управлять, для чего следует усилить Бюро научно-технической политики и вновь созданный Национальный экономический совет». Так как США государство демократическое, основанное на приоритетах личности, защите частной собственности, свободе слова и предпринимательства, то подразумевается управление обществом посредством распределения информационных потоков.

Учитывая вышеизложенные ценности американского общества, в США была поставлена задача создания высокоскоростной информационной сети. Сегодня уже создана внутригосударственная оптико-волоконная цифровая сеть Internet-2 (Abellene), работающая по технологии Интранет, несанкционированный доступ в которую из других стран невозможен.

Более детально цели создания и построения информационного общества раскрылись на форуме, проходившем в Европе в 1995 году:

• воздействие на экономику и занятость;

• базовые социальные и экономические ценности в виртуальном сообществе;

• влияние на общественные службы;

• образование, обучение и инструктирование (тренинг) в Информационном обществе;

• культура и будущее СМИ;

• устойчивое саморазвитие технологий и инфраструктуры.

Особо четко цель информатизации общества была выражена в декларации Форума Информационного общества «Демократическое участие в информационном обществе», состоявшегося 12 сентября 1998 года в городе Бристоль: «Ключом к активной гражданской позиции каждого индивидуума, независимо от его возраста, здоровья, пола, сексуальной ориентации, национальности, социального статуса, дохода и религиозных или политических взглядов, является доступ к той информации, которую он считает необходимой для полной интеграции в обществе, и к средствам свободного выражения идей и взглядов» [22].

На Форуме 1995 года отметили, что «ни наши люди, ни наши институты, ни, наконец, большинство наших компаний на самом деле не готовы принять новые технологии. До тех пор пока будет продолжаться это состояние неготовности, оно будет оставаться серьезным препятствием в получении Европой тех благ, которые им предлагаются: более быстрый экономический рост, более широкая занятость и лучшее качество жизни». Как видно из приведенной констатации трудностей факта вживляемости идеологии информатизации, вопрос не в состоянии уровня развития телекоммуникационных технологий, высокой компьютерной плотности и программного обеспечения, а в формировании сознания, т. е. в области психологии [22].

Рыночная экономическая система в развитых странах формировалась 200–300 лет, проходя определенные этапы развития, когда эволюционно совершенствовалось законодательство, базирующееся на демократических ценностях, формировались традиции, вырабатывались морально-этические нормы поведения в бизнесе, формировалась инфраструктура рынка.

Под инфраструктурой рынка следует понимать структуры по оказанию услуг предпринимателям в организации и развитии производства и продвижения товаров на рынке. Современные сети связи и телекоммуникации лишь интенсифицировали деятельность рыночной инфраструктуры.

К моменту начала в России экономических реформ в мире уже была разработана современная теория информационной экономики, которая с помощью инструментов новейшего экономического анализа описала проблемы управления на корпоративно-демократических принципах.

Традиционная неоклассическая теория утверждает, что залогом здоровой рыночной экономики является частная собственность и конкуренция. Непременным условием для цивилизованной конкуренции является прозрачность рынка, которая может быть обеспечена высоким уровнем информатизации, когда информационные потоки направляются всем потребителям, учитывая интересы производителя товаров и услуг.

Мы же сегодня в России имеем обратную картину: информация сдерживается умышленно, в корыстно-коррупционных целях, из-за отсутствия технологических возможностей или с целью выгодной продажи. Продать информацию можно выгодно, если на базе информации оказывается услуга и ее стоимость переносится на стоимость выпускаемой продукции как затрата.

До сих пор информационные интересы направляются не в сторону производителя, а по старой советской привычке в сторону органов власти и управления. Этим порождается теневая экономика и коррупция.

Информатизация – явление социально-экономическое, в котором государство есть не что иное, как информационная система. Структура и функциональность субъектов характеризуют уровень развития сознания, как основного компонента рассматриваемой действительности. Уровень индивидуального сознания зависит от понятий «я есть», «я сам» и «я и мир», то есть от формирования абстрактного мышления. Уровень информатизации общества лежит не столько в технологических и технических решениях, сколько в психологической плоскости [22].

В информационных системах целостность придает субъектам и объектам новые свойства. Целое довлеет над частным все сильнее по мере индивидуального развития, то есть усложнения субъектов (объектов).

Проблемы информатизации необходимо рассматривать через призму трех ее составляющих взаимодополняющих друг друга:

Загрузка...