3. Как построить империю с нуля Александр Змановский


В свое время я трудился и охранником, и промоутером, более семи лет работал в тренинговой компании. Пока не ушел из найма и не начал свое дело. На момент написания этих строк я владелец трех компаний и автор модели «Бизнес-Куб», которая помогает мне развивать собственные проекты. В этой главе я поделюсь с вами рабочими схемами – как начать бизнес с нуля и продолжать развиваться. Надеюсь, они помогут и вам.

Общаясь с сотнями предпринимателей, учась у лучших тренеров и коучей, а также анализируя бизнес-модели топовых компаний, я определил основные качества, которые отличают выдающихся предпринимателей от менее успешных.

Первое – ответственность. Уровень вашего бизнеса напрямую зависит от того, какой масштаб ответственности вы, как собственник, на себя берете. Если вы открыли свое дело, но при этом заботитесь только о личном благополучии, вы – не предприниматель, а ремесленник. То есть человек, который довольствуется малым бизнесом и не стремится построить мировую империю. Это не плохо. У каждого из нас – свои мечты и цели, маленькие и большие.

Как определить, ремесленник вы или предприниматель? Честно ответьте себе на следующие вопросы:

Вы готовы нести ответственность за семьи людей, которые на вас работают?

Хотите сделать жизнь в вашем городе или стране лучше?

У вас есть большое желание создавать лучшие условия труда и привлекать топовых экспертов?

Если на все эти вопросы вы ответили положительно, поздравляю: у вас есть одно из главных качеств предпринимателя – умение нести ответственность, причем не только за себя, но и за других. Чем больше ответственности вы готовы взять на себя, тем лучше будут результаты вашей компании.

Амбиции – второе обязательное качество успешного предпринимателя. Амбиция = мечта. Очень важно мечтать и ставить перед собой самые смелые цели. Если у вас нет желания достичь большего, чем есть сегодня, и вы боитесь идти вперед, вы слабый предприниматель.

Третье необходимое качество бизнесмена – смелость. Важно, чтобы вам достало храбрости начать двигаться к поставленной цели, несмотря ни на что.

Человек, который обладает всеми тремя качествами, – настоящий лидер, способный вести за собой команду специалистов и покорять новые вершины в бизнесе. Трусливый, безответственный и маленький человек вряд ли поведет людей вперед и построит бизнес хотя бы среднего уровня.

С чего начинается предпринимательство

Итак, прежде чем бежать в налоговую регистрировать ИП или ООО, я рекомендую тщательно продумать мини-план по развитию бизнеса. Поверьте, скопировать его у более успешных коллег не получится.

Да, можно перенять ментальность и мышление миллиардера, на которого вы равняетесь, взять за основу деятельности его технологию. Но стратегия каждого бизнеса индивидуальна, поскольку зависит от стартовых возможностей начинающего предпринимателя и рынка, который он выбрал.

Начать свое дело можно несколькими способами. Первый – с нуля, без стартового капитала и опыта работы на руководящей должности или в отделе продаж. В этом случае ваша стратегия должна быть направлена на то, чтобы, во-первых, найти деньги, необходимые для открытия бизнеса, и, во-вторых, нанять сильных управленцев и продажников.

Второй способ начать свое дело, он же – один из самых простых и эффективных – купить франшизу. Бизнес, не требующий больших вложений, опыта и ответственности. Это может быть все что угодно: кофейня, салон красоты или брендовый магазин одежды. Как франчайзи вы получите прописанные стандарты работы, необходимое оборудование, популярный бренд и алгоритм старта, за которым стоят чужие факапы и потраченные деньги.

Я воспринимаю франшизы как тренажер для предпринимателей. Он позволяет понять, насколько вы готовы брать на себя ответственность и строить систему управления. С людей, которые умеют и любят продавать или собирать и объединять команду, но ничего не понимают в технологии, франшиза снимает производственные риски. Если вы, наоборот, производственник, то вам первым делом нужно найти хорошего коммерческого директора или маркетолога.

Если вам удалось построить крепкий бизнес по франшизе, можно думать об открытии собственного дела. Для старта понадобятся идея и минимально жизнеспособный продукт. И помните: в начале пути в любом случае придется пахать и вкладывать в бизнес всю свою энергию 24/7.

Третий вариант – найти бизнес-ангела, который поверит в вашу идею и вложит в нее деньги. Однако предпринимателям-новичкам я бы не рекомендовал так делать. Потому что тем самым вы, как стартаперы, снимаете с себя ответственность за то, что может получиться. Ведь вы рискуете не своими деньгами, а чужими. Если и обращаться за инвестициями, то уже с четко проработанной стратегией, сильным наставником и 100 %-ной уверенностью в победе.

Мечта и страхи

Как я уже говорил, у каждого предпринимателя должна быть мечта. Это топливо, которое двигает его изнутри. Недаром слово «мотивация» происходит от латинского movere, что значит «двигаюсь сам». На старте бизнеса вы можете мечтать о чем угодно: заработать определенную сумму, стать лучшим предпринимателем в городе или даже в стране. Желание достичь мечты дает энергию, которую вы направляете на развитие дела.

Но в одиночку прийти к цели в бизнесе нереально. Поэтому вы нанимаете первых сотрудников. На данном этапе вы можете столкнуться с конфликтом интересов – ваша мечта может быть неинтересна персоналу. Если вы просто хотите заработать миллионы долларов на личные нужды, люди за вами не пойдут. Зачем им вкладывать свои энергию, знания и время в ваш бизнес? Только чтобы вы становились богаче? Нет! Но если вы сделаете из вашей сокровенной цели мечту для команды – к вам потянутся. Энергию людям дадут глобальная цель и миссия, которую они разделяют. Например, в США из сотен инструментов управления в тройке наиболее мощных и популярных – миссия компании.

Предпринимателю следует мечтать по-крупному, с позиции бизнеса, спрашивая себя: «К чему должна прийти моя компания?» Если как человек вы еще мечтаете о машинах, домах и счетах в банке, то как владелец компании должны думать о сотрудниках. Мотивировать и подстегивать их амбиции, чтобы вместе развивать предприятие.

Двигателем бизнеса может выступать не только мечта, но и страх. Да, признаю, для кого-то он становится якорем. Из-за боязни неудачи люди не делают даже первый шаг по направлению к цели. Однако если вы обладаете еще одним важным качеством лидеров – умеете конвертировать страх в энергию, вам море будет по колено.

Принцип «страх = ресурс» хорошо показан в фильме «В погоне за счастьем». Главный герой, которого играет Уилл Смит, расстается с женой, лишается работы и жилья, боится, что не сможет в одиночку прокормить сына. Этот страх открывает в нем сверхресурсы. Он берет на себя больше ответственности, учится по ночам и работает по выходным. У него включается смелость – он звонит самым богатым людям из списка. А начинается все с того, что он разрешил себе мечтать и мыслить по-крупному – пройти собеседование и стажировку в одной из лучших компаний финансового сектора. Главный герой находит в себе силы бороться и в конечном итоге сквозь череду трудностей приходит к успеху и достатку.

Целой книги не хватит, чтобы перечислить все страхи, мешающие предпринимателям. Тем более у каждого они свои. Разобраться с ними поможет простое упражнение. Нарисуйте на листе бумаги три колонки и назовите их:

1. Страхи.

2. Вероятные последствия страхов.

3. Превентивные меры.

Честно ответьте себе на вопрос: «Чего я боюсь?» и запишите все страхи в первую колонку. Затем подумайте, какие возможны последствия, если все ваши страхи реализуются. Например: «Что произойдет, если от меня уйдет ключевой сотрудник?» Поверьте, чаще всего последствия не так страшны, как кажется на первый взгляд. В третьей колонке ответьте на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы это предотвратить?»

В конце упражнения подумайте над вопросами: «Что случится, если я все-таки не пойду в бизнес?», «Как я буду себя чувствовать, если даже не попробую?» Уверен, после этого вы поймете, что страхи не так велики и самой большой ошибкой будет не открыть свое дело. Если страхи вас останавливают, значит, вы не готовы к предпринимательству.

Я сам пользовался этим упражнением, когда запускал новые бизнесы. Так, я открывал филиал тренинговой компании в Тюмени и боялся, что не найду специалистов нужной квалификации, которые усилят мою команду, потому что многие из них уезжают в Москву. Или что эксперты, которых я нашел, стоят слишком дорого. Но я настроил себя иначе: они заявляют о высокой зарплате не только мне, но и конкурентам. Просто в разных регионах разный зарплатный индекс, а рынок труда для всех одинаков. Значит, все мы в равных рыночных условиях.

В Казахстане я открывал компанию для поставки и обслуживания дизельных генераторов. Многие знакомые говорили мне: «Даже не начинай. У тебя заберут бизнес те, у кого есть связи с местной властью». Тогда это был основной страх моих знакомых, продиктованный условиями территории, где я начинал дело. Конечно, он не сбылся.

Я заметил, что в США все страхи, которые преследуют начинающих предпринимателей, резко обрываются простой мыслью: лучше проиграть, чем не попробовать. Считается, что открыть стартап, прогореть и потерять деньги гораздо круче, чем не попытаться. И во многих ведущих американских вузах, например в Беркли и Стэнфорде, где мне повезло учиться, студентам прививают такое мышление: находишь идею, тестируешь ее на рынке, если не выстреливает – отказываешься от нее и ищешь другую. Если благодаря опросам клиентов и анализу рынка ты увидел, что идея несовершенна, и признал это, улучшил или даже отказался – тебе аплодируют и профессор, и группа. За смелость. Мне кажется, это правильная фишка. Думаю, бизнесменам постсоветского пространства порой очень не хватает такой западной ментальности.

Загрузка...