Вы изучите:
– Почему современный лидер должен меняться?
– Что такое цифровая трансформация?
– Какие лидеры нужны в бизнесе сейчас?
После изучения вы:
– узнаете, как меняется бизнес среда и современный взгляд на лидерство;
– поймете, что значит термин цифровая трансформация и как она влияет на наше общество и экономику;
– получите представление о портрете нового типа лидера и о том, как меняется подход к управлению.
∞
Вначале рекомендуем сфокусировать свое внимание и ответить на следующий вопрос:
Что я хочу сейчас изучить? Какие у меня есть вопросы?
В следующие пять лет нас ждет столько же изменений, сколько произошло за последние три десятилетия…
С какими вызовами сталкивается современный лидер?
В стремительно меняющемся мире успешному лидеру уже недостаточно быть мудрым и только управлять бизнес-процессами и людьми. Об этом свидетельствует количество молодых руководителей, которые едва вышли из университета, но уже стоят во главе крупных компаний и собственных стартапов, ведь они более гибкие и смелые. В мире наметилась тенденция к переходу в сферу Digital – это использование цифровых ресурсов/каналов для достижения целей компании. Поэтому и лидеру нужно меняться, чтобы не остаться за бортом новой экономики.
Все эксперты по инновациям сходятся во мнении, что изменения сегодня протекают очень быстро и один тренд сменяет другой в течение короткого времени. В ближайшем будущем искусственный интеллект, виртуальная реальность и новые биометрические решения в области безопасности существенно изменят уже существующие технологии и наше общество.
Цифровая экономика растет почти вдвое быстрее общемирового ВВП. Все это создает спрос на лидеров, способных провести цифровую трансформацию любой компании.
По последним исследованиям экспертов MIT Sloan Management Review, лидеры в сфере цифровых технологий пользуются большим спросом, чем лидеры, не имеющие релевантных навыков.
В ходе исследования было опрошено более 4 300 руководителей по всему миру.
Респондентам задавали один вопрос: нужно ли искать новых лидеров, чтобы добиться успеха в эпоху цифровых технологий?
68 % опрошенных указали, что их организации действительно нужны новые лидеры, чтобы сохранять конкурентоспособность на рынке.
Удивительнее всего то, что эти ответы мало отличаются в зависимости от возраста исследуемых организаций.
77 % респондентов, которые работают в молодых развивающихся компаниях, ответили, что им требуются новые лидеры. В то же время, 55 % опрошенных, работающих в зрелых компаниях, дали такой же ответ.
Можно сделать вывод, что более половины компаний, достигших цифровой зрелости, испытывают нехватку лидеров, сильных в цифровизации организаций.
Даже если генеральный директор компании выступает за трансформацию бизнеса, ему может помешать нехватка сотрудников, которые разбираются в технологиях, – так называемый «цифровой дефицит». Зачастую таких людей мало даже в самих советах директоров.
Быстро решить эту проблему можно, привлекая на работу топ-менеджеров с богатым digital-опытом.
Доля директоров, обладающих цифровыми знаниями, растет даже в компаниях, история которых насчитывает десятки лет. Так в 2010 году в совет директоров Walt Disney Company вошла Шерил Сэндберг, которая до этого была операционным директором Facebook* (признана экстремистской организацией на территории РФ).
Привлечь и удержать сотрудников с опытом в сфере инноваций поможет структурированная цифровая культура внутри компании.
Две рекомендации по построению цифровой культуры:
1. Культура непрерывного обучения. Сотрудники должны чувствовать, что они вправе задавать вопросы, а руководству следует поощрять инициативы, не боясь неудач.
2. Разнообразие и развитие новых возможностей. Чем больше в компании возможностей и перспектив, чем больше специалистов участвует в принятии решений, тем лучше конечный продукт.
Технологии меняют само представление об идеальном руководителе, особенно это касается его возраста и зоны ответственности. Большинство компаний в США ищут кандидатов с опытом работы в крупных корпорациях. Однако и здесь пул цифровых кандидатов не так велик.
Организациям не стоит просто сетовать на отсутствие подлинного цифрового лидерства. Они должны понимать, что найти и развить нужный талант действительно сложно, но это сделать придется.
В постоянно меняющейся конкурентной среде лидеры сталкиваются с новыми проблемами и должны адаптировать как организацию, так и свое отношение к этим условиям. Для успешного решения таких задач требуются новые навыки и способности, прежде всего – новое мышление.
А как вы думаете, какими качествами должен обладать новый лидер?
Вернемся к исследованиям экспертов MIT Sloan Management Review. У руководителей спросили, какими качествами, по их мнению, должны обладать лидеры, чтобы хорошо ориентироваться в новых цифровых тенденциях. Ответы распределились следующим образом:
– Направление. Обеспечьте видение и цель (26 %)
Это самая желанная черта цифрового лидерства. Ясные устремления и четкие цели служат компасом для сотрудников в их работе, особенно в компаниях с разветвленной структурой, где лидеры часто обладают большей автономией в принятии решений.
Инновации. Создайте условия для экспериментов (18 %)
Руководители хотят, чтобы лидеры проявляли любопытство. Самая большая проблема, с которой сталкиваются организации в цифровой среде, – это нежелание экспериментировать и страх брать на себя риски.
– Мышление. Дайте людям возможность думать иначе (13 %)
Иное мышление предполагает: сотрудники должны внедрять не только то, что считают возможным, но прежде всего то, что ожидают клиенты. Готовность лидеров оперативно реагировать на запросы рынка и мыслить нестандартно – одно из важнейших качеств.
– Сотрудничество. Обеспечьте сотрудничество без границ (12 %)
Самые большие препятствия на пути к сотрудничеству:
– культура,
– образ мышления,
– разобщенность.
Цифровой мир требует и делает возможным сотрудничество с более широким кругом партнеров, чем раньше.
Сегодня цифровая трансформация – это больше не прерогатива «айтишников», специалистов по технологиям и инновациям. Важно, чтобы трансформация проходила комплексно и охватывала все уровни компании. А значит, роль лидера состоит в том, чтобы задать правильный тон для преобразований и транслировать их ценность на всю структуру компании.
Обобщая вышесказанное, делаем вывод, что бизнес имеет огромную потребность в лидерах нового типа. И многие сегодняшние менеджеры и лидеры переориентируются на стремительно растущие кадровые потребности нового рынка digital.
Как вы думаете, как меняется ситуация на рынке? Почему лидер должен меняться? Что делают компании, чтобы оставаться на рынке?
1. Для чего нужны новые лидеры?
2. Зачем строить цифровую культуру внутри компании?
Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы, прежде чем перевернуть страницу и посмотреть, как можно было бы ответить.
1. Для чего нужны новые лидеры?
Потребность в новых лидерах возникла из-за развития технологий и повышения общего уровня конкуренции на рынках.
2. Зачем строить цифровую культуру внутри компании?
Строить цифровую культуру внутри компании нужно для привлечения талантов и квалифицированного персонала с опытом в сфере инноваций.
Доля директоров, обладающих цифровыми знаниями, растет даже в компаниях, история которых насчитывает десятки лет.
Подумайте и ответьте для себя на несколько вопросов:
– Как меняется ситуация на рынках вашей отрасли?
– Когда и как вы могли бы изменить свой подход к управлению вашей командой, чтобы отвечать требованиям нового времени?
– Есть ли у вас те качества, которые свойственны новому лидеру, по мнению опрошенных бизнесменов?
– Достаточно ли хорошо вы ориентируетесь в современных технологиях, полезных для вашего бизнеса?
– Чтобы добиться успеха в эпоху цифровых технологий, лидеры компаний и бизнесов должны меняться. 68 % опрошенных указали, что их организации действительно нужны новые лидеры, чтобы сохранять конкурентоспособность на рынке.
– Привлечь и удержать сотрудников с опытом в сфере инноваций поможет структурированная цифровая культура внутри компании.
– Две рекомендации по построению цифровой культуры:
1. Культура непрерывного обучения. Сотрудники должны чувствовать, что они вправе задавать вопросы, а руководству следует поощрять инициативы, не боясь неудач.
2. Разнообразие и развитие новых возможностей. Чем больше в компании возможностей и перспектив, чем больше специалистов участвует в принятии решений, тем лучше конечный продукт.
– В постоянно меняющейся конкурентной среде лидеры сталкиваются с новыми проблемами и должны адаптировать как организацию, так и свое отношение к этим условиям. Для успешного решения таких задач требуются актуальные навыки, прежде всего – новое мышление.
– Чтобы быстро осваиваться в новых цифровых тенденциях, лидеры нового времени должны обладать такими навыками:
☍ формировать четкое видение и цель компании,
☍ создавать условия для экспериментов,
☍ давать людям возможность думать иначе,
☍ обеспечить равное сотрудничество без границ.
Посмотрите, с чего можно начать применять знания:
– проведите «ревизию» ваших лидерских качеств и методов управления;
– оцените ваши последние управленческие решения и подумайте, что можно было бы в них изменить или сделать по-другому в рамках современных тенденций лидерства.
Как мы поняли, востребованность новых лидеров существует, даже есть большой дефицит таких кадров. Все это происходит из-за того, что и мир в целом, и мир бизнеса в частности находится в стадии так называемой «цифровой трансформации». Что это такое и в каких областях работы компаний она происходит, вы узнаете в следующем разделе.