Часть 2. Двенадцать историй

Молчание не является естественной средой для историй. Историям нужны слова. Без них они блекнут, болеют и умирают, а потом их призраки начинают нас преследовать, не давая покоя.

Диана Сеттерфилд. Тринадцатая сказка

Прежде чем я перейду к описанию архетипов, хочу ввести еще один термин – Тень.

Условно говоря, у каждого архетипа есть две стороны – светлая и темная. Темная сторона – то, что К. Г. Юнг называл Тенью.

Он выделял Тень как отдельный архетип, который представляет собой более или менее самостоятельную часть личности. Эта часть складывается из установок, которые человек не может принять, потому что они несовместимы с его представлениями о себе.

«Я белая и пушистая, какой я на фиг Бунтарь?!» – кричит приличная женщина средних лет, для которой Бунтарь – это строжайшее табу. Она не рефлексирует, что в этой вспышке как раз и прорывается ее Бунтарь.

Тень – это то, что для человека неприемлемо или невероятно больно, а потому – под запретом. Он может это осознавать или нет. Подавляемым и неприемлемым может быть любой архетип.

Например, в семье Мудрецов рождается девочка с ярко выраженным архетипом Эстета/Любовника. Чтобы сохранить принадлежность к семье и выжить, ребенок всячески мимикрирует под Мудреца и подавляет в себе Эстета. В той же семье неприемлемым мог бы быть Простодушный или Шут («Это несерьезно!»); Искатель («Это так поверхностно!»); Правитель («Мы бедные, но зато интеллигентные, а деньги – это пошло!»).

Или ребенок, насмотревшись на горящего на работе родителя-Героя, решает, что он таким не будет ни за что и никогда. И вытесняет свойственную и ему тоже часть.

Причины не так важны. Гораздо важнее последствия. А последствия таковы:

1. Минус энергия, так как на подавление своей сути и отыгрывание более приемлемой роли расходуется огромное количество энергии.

2. Ведущие архетипы стремятся к насыщению любым способом. Соответственно, подавляемый архетип будет «выгуливаться» сам – спонтанно и, как правило, деструктивно.

Ну, то есть тщательно подавляемый Бунтарь обязательно жахнет так, что весь мир в труху, причем в самый неподходящий момент. Тщательно подавляемый Правитель все равно будет пытаться управлять миром, не привлекая внимания санитаров, но деспотично и совершенно безжалостно. Запрещенный Простодушный будет отжигать, как Женя Лукашин из «Иронии судьбы…», и по степени вносимого в жизнь других людей хаоса даст фору любому Бунтарю.

3. Минус успешная коммуникация с миром, так как даже люди, очень далекие от психологии, архетипов и любых других систем самопознания, в состоянии почувствовать: что-то в человеке не бьется, где-то есть подвох.

Когда я буду говорить о слабых сторонах носителя архетипа и возможных ловушках, это будет по большей части касаться теневых проявлений, то есть темной стороны архетипа. Важно понимать, что время от времени любой ваш архетип может выпадать в Тень по разным причинам:

– архетипу не хватает насыщения;

– архетип перегружен, то есть вы его слишком часто и интенсивно используете;

– вы устали;

– вы попали в триггерную для архетипа ситуацию.

В этом нет ничего страшного. Важно знать, что так тоже бывает. Когда вы знаете, куда можете угодить, с этим уже можно работать.

Глава 4. Простодушный: история про легко и просто

Каждое дитя до некоторой степени гений, и каждый гений до некоторой степени дитя.

Артур Шопенгауэр

Простодушный/Наивный/Дитя – это самый «младший» архетип, традиционно ассоциирующийся с простыми радостями, детством, ностальгией по ушедшим временам. Не самый популярный и желанный архетип, который часто недооценивают и который считается невероятно сложным для продвижения в ряде сфер. Так происходит потому, что, когда мы говорим про личный бренд, неизбежно всплывает тема экспертности.

Простодушный-эксперт – это оксюморон, так как сама суть Простодушного противоречит популярной нынче концепции «экспертного эксперта». Простодушный наивен, незатейлив, открыт, оптимистичен. Все люди для него хороши по умолчанию. Он видит «знаки судьбы», умеет поймать момент и каким-то образом сделать так, что все складывается легко и просто.

Понятно, что тут не до сложных построений, ДНК бренда, стратегии продвижения и вот этого всего. Но и без этого всего каши не сваришь. А потому придется искать что-то на стыке стратегии архетипа и маркетинга.

Сила Простодушного в умении быть здесь и сейчас, радоваться простым вещам и ценить все, что дает тебе жизнь: «Если жизнь отсыпала тебе лимонов, порадуйся и сделай лимонад». Это ценно в мире людей, которые часто смотрят себе под ноги и редко – на небо.

Сильные стороны носителя архетипа:

1. Простодушный стремится к упрощению.

«Если сложно, значит, ложно» – девиз носителей этого архетипа. Простодушный не любит усложнять, для него мудрость и истина в простоте. Простые и очевидные решения – самые удачные и, как правило, прекрасно работают у Простодушных.

Упрощение может работать в очень разных сферах: бывают даже Простодушные-бухгалтеры, которые находят способы оптимизировать и упростить подход к отчетности или обучению коллег.

Бывают Простодушные-бизнес-тренеры, которые эффективно работают с топ-менеджерами крупных компаний, используя в качестве инструмента игры.

2. Способность создавать вокруг себя безопасное пространство.

Безопасность – одна из ключевых ценностей и потребностей носителей архетипа. Они не только стремятся к безопасности сами, но могут и для других создавать безопасную среду, что может быть ценным для их аудитории.

3. Контакт с внутренним ребенком.

У огромного количества людей нет контакта с внутренним ребенком и не прожит архетип Простодушного, а это значит, что они не в контакте со своими настоящими желаниями и спонтанностью; не умеют радоваться жизни и следовать за своим любопытством. Эксперт-носитель архетипа Простодушный может эффективно работать с этими темами.

4. Чистота и невинность.

Это не только ключевые признаки архетипа, но и один из даров – умение видеть «заводские настройки» и возвращать к ним других.

5. Умение создавать дружелюбную атмосферу.

Это очень важный навык, который важно учитывать, при формировании проектных команд. Простодушные могут брать на себя функцию «души команды» и отвечать за хорошее настроение и сплоченность. Несерьезно? Зато важно!

6. Вера.

Простодушные часто бывают идеалистами, которые способны горячо и искренне верить в идею и заражать своей верой других.

Слабые стороны / возможные ловушки носителя архетипа:

1. Носителей архетипа Простодушный часто не воспринимают всерьез.

Это действительно так, и из-за этого эксперты и специалисты не стремятся включать этот архетип в свое позиционирование.

Архетип Простодушного прочно ассоциируется с наивностью, переходящей в инфантилизм; отсутствием опыта (а значит, и отсутствием компетентности); легкостью (а «легко и просто» в нашей культуре и бизнесе – это табу). Помимо этого, если архетип ярко проявлен во внешности, то носитель – человек, который выглядит моложе своих лет. Ему категорически не идет общепринятый в бизнес-среде дресс-код. Это все действительно усложняет Простодушному жизнь и карьеру.

2. Отказ от ответственности и инфантилизм – это частое теневое проявление архетипа.

Темная сторона есть у каждого архетипа. «Так получилось», «Я не управляю своей жизнью – жизнь случается со мной», «Я ничего не буду делать, пусть оно там как-нибудь само» – эти слова часто можно услышать от Простодушного в теневом проявлении.

Здесь может быть перегиб с детской непосредственностью, с которой носитель архетипа требует опеки, заботы, внимания, времени и ресурсов от других людей. Это все происходит по-детски, с топаньем ножкой и полным игнорированием границ и интересов других людей, потому что «мне же надо, что такого».

Кстати, о заботе. Потребность в заботе – это общая грань с Опекуном, но есть нюанс: Простодушный хочет, чтобы о нем заботились, а Опекун заботится о других. Поэтому берите на заметку: если у вас или у вашего клиента всплывает тема заботы, обратите внимание на контекст.

Загрузка...