Александра Лукичева Личный бренд. Как рассказать свою историю с помощью 12 архетипов

Введение

Когда я садилась за эту книгу, отчетливо понимала: книг о личном бренде полно.

В них уже написаны умные, правильные вещи.

Ничего нового я, наверное, от себя не добавлю.

Зачем я пишу еще одну? А главное, для кого?

Так уж получилось, что я работаю с женщинами, наблюдаю за женщинами и вижу, как женщины действуют, проявляются и строят свое дело.

Я написала книгу для экспертов, которые строят личный бренд самостоятельно, но прежде всего для женщин-экспертов, таких же, как я, – тех, кто решился уйти в свободное плавание из найма и столкнулся с тем, что в обилии информации, курсов по продвижению и обещаний успешного успеха непонятно, за что хвататься и что делать.

Для женщин, у которых работа, дом, быт, дети, житейские неурядицы, осень, сломался ноготь и «можно, я просто высплюсь, пожалуйста».

Для женщин, которые в этой круговерти все еще мечтают о чем-то большем, но забыли свою силу – ту, что получили при рождении; ту, благодаря которой пережили, сделали, сотворили, достигли, научились, смогли; ту, которой могут и хотят делиться с другими.

Для женщин, которые прямо сейчас не могут себе позволить услуги крутого брендингового агентства, потому что не заработали. А чтобы заработать, нужно найти, чем отличаться и что предложить. И даже тогда как повезет.

Для женщин, которым все вокруг говорят: «Куда ты лезешь? Зачем тебе это надо? Иди работай! Будь просто женой и матерью, тебе что, мало?!» А им хочется чего-то не обязательно огромного и масштабного, но своего, настоящего и осмысленного.

Вот для таких ищущих, любопытных, дерзающих, многоруких и многоликих богинь я и пишу книгу.

Чтобы вы могли посвятить время себе и тому, как у вас устроено.

Чтобы понять, как это все «приготовить», и рассказать о себе другим. Пусть не все, но хоть что-то. Пусть не быстро, но хоть как-то.

Чтобы вспомнить, увидеть, присвоить и поверить в себя.

И взлететь.

Я не могу обещать вам быстрого взлета. Но я обещаю, что, если для вас важен поиск, в процессе вы совершенно точно что-то поймете:

– про себя;

– про свое дело;

– про свои модели поведения;

– про то, как вы можете отличаться от 100 500 экспертов вашей ниши;

– про то, как самостоятельно создать формулу своего личного бренда с помощью архетипов.

Архетипы и личный бренд. Личный бренд и архетипы.

И то и другое на слуху.

И то и другое, скорее всего, уже сто раз вас догнало и достало из каждого утюга.

И то и другое звучит красиво, но непонятно, зачем нужно. А главное, как с этим всем разобраться.

Когда я решила написать книгу про архетипы в личном (персональном) брендинге, я понимала, что буду писать на стыке двух трендовых тем и кто только не высказался по ним до меня.

Я начала искать ключ – метафору для обеих. Мне хотелось, чтобы эта метафора была особенной, неожиданной и неизбитой, но раз за разом я выходила на слово «история». Типично и – да! – избито.

Но есть нюанс.

Когда используют слово «архетип», часто подразумевают инструмент, за которым стоит определенный набор функций. То есть архетипы – это очень прикладная система, которая используется в маркетинге, брендинге, рекламе, стилистике, психологии, коучинге, распаковках, в качестве отдельной системы самопознания.

И за прикладным использованием слова теряется первоначальный смысл.

А смысл – это истории, повторяющиеся на протяжении столетий (если не тысячелетий), передающиеся из уст в уста, запечатленные в мифах, легендах, преданиях, сказках, книгах, кинематографе.

Эти истории общие для всех народов мира.

В каждой истории есть герой. У героя есть набор характеристик (как в компьютерной игре типа RPG): внешность и внешние атрибуты (меч, корона, компас и т. д.), навыки, суперспособности, слабые стороны. У каждого героя есть свои особенности характера и речи. За каждым героем стоит большая история.

Понятно, что в каждой культуре эти истории обрастают своими особенностями и подробностями. И тем не менее это универсальные истории, интуитивно понятные человеку любого происхождения, любой культуры, любого возраста.

Это истории, которые мы проживаем неосознанно, хотим мы того или нет, верим мы в них или нет. Им все равно, верим ли мы, они просто есть и через нас наполняются жизнью. Архетипы – это сюжеты, общие для всего человечества.

Когда говорят про личный бренд, тоже, как правило, имеют в виду инструмент, чаще всего для роста медийности, популярности и доходов.

Но в более широком понимании личный бренд – это тоже история, но история, которая просится изнутри и которую конкретный человек рассказывает миру. Иногда это сильно отредактированная история, иногда – мифологизированная, иногда – настоящая. Это – ваш личный сюжет, легенда бренда.

В рамках этой книги я все же буду говорить об архетипах как о прикладном инструменте. Я хочу показать, как 12 вечных сюжетов могут помочь вам рассказать свою личную историю так, чтобы она наполняла и поддерживала вас на пути к вашим целям; чтобы вы как человек-бренд были понятны другим; чтобы вы смогли найти свою «стаю» – тех, кому будут близки истории, которые вы рассказываете.

Итак, истории.

Самое сложное – рассказать свою. Именно это мне предстоит сделать, чтобы вы понимали, кто стоит за этой книгой.

Я с детства мечтала стать профессиональным писателем или журналистом. На худой конец – профессиональным читателем, то есть редактором. В самом крайнем случае – учителем русского языка и литературы. Стала преподавателем иностранных языков и культур – впрочем, ненадолго.

Из преподавания ушла в гражданскую авиацию и восемь лет занималась организационным обеспечением рейсов.

В процессе вышла замуж и родила дочь – и вот тут со мной случился первый серьезный кризис. Внешне ничего драматичного не происходило, но внутренне творилось что-то явно не то. Дело в том, что в какой-то момент я поняла, что потеряла себя. Я смотрела на себя в зеркало и не узнавала. Я не понимала, что это за женщина, в каком она статусе (явно не в прежнем), как ей одеваться (явно не так, как раньше), что ей делать дальше (потому что привычное жмет, а альтернатив особо нет).

Я пошла по самому простому на тот момент пути: начала изучать стиль, чтобы хоть в чем-то утвердиться и начать нравиться себе хотя бы внешне. Это не сработало: я все делала по правилам и «по науке», внедряла цвет в гардероб, составляла базу и капсулы под разные жизненные контексты. Пазл упорно не желал складываться.

В 2016 году я случайно наткнулась на Живой Журнал Валентины Габышевой (HloFlo) и ее проект «Метаимидж», который был посвящен архетипам. И тут я начала кое-что подозревать. Я поняла, что есть внутренние истории, которые нельзя сбрасывать со счетов. И эти истории влияют на нас и наше восприятие больше, чем мы можем себе представить (и больше, чем хотелось бы). Их не получится просто правильно одеть. Их не получится прикрыть или закамуфлировать. С ними придется как-то взаимодействовать.

В 2019 году я приняла решение совершить «прыжок веры» и уйти из найма буквально в никуда. У меня было большое желание изучить и попробовать как можно больше разных тем и направлений. Поэтому в качестве «отпуска» я вернулась к преподаванию английского языка и параллельно хваталась за любые курсы и обучения, которые мне подворачивались.

Так получилось, что в то время я часто цитировала своим студентам известную речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда. Ту часть, что про точки и линии: «…нельзя соединить временные точки заранее, увидеть связь между ними возможно, лишь оглядываясь назад. Надо просто верить, что точки как-то соединятся в будущем».

Мне важно было донести до них, что каждый их выбор – даже самый нелогичный и неочевидный – для чего-то нужен. Однажды они поймут, для чего именно.

По сути, из раза в раз я повторяла эту историю для себя. История про точки и линии – это моя история.

Однажды, когда я уже вовсю преподавала, близкая подруга попросила меня разработать дизайн ее аккаунта в популярной на тот момент соцсети.

Это было то, что я сейчас называю зовом, – возможностью из ниоткуда, точкой между отрезками, часто – поворотной.

Я взялась за эту задачу. Потом запустилось сарафанное радио, и я поняла, что у меня нет системы и базовых знаний. Так я пошла учиться визуальному оформлению соцсетей.

В какой-то момент я поняла, что и это не работает просто так. Красивой картинки лично мне мало – за ней должно стоять что-то еще. Что-то, что говорило бы о человеке без слов, решало бы его задачи и поддерживало его.

Я пошла изучать брендинг, правда, продуктовый. Я очень благодарна своему преподавателю за то, что она, поняв, что я не про графический дизайн и упаковку продуктов, посоветовала мне изучить распаковку личности и двигаться в сторону работы с личным брендом. И это стало очередной точкой.

В итоге я начала заниматься созданием ДНК бренда/бренд-платформ для женщин-экспертов. Я создала свою систему распаковки личного бренда и последующей «упаковки» смыслов эксперта в ДНК бренда.

Самое смешное, что архетипы как инструмент я начала использовать в последнюю очередь. Мне все время казалось, что я все еще недостаточно знаю. Сейчас я знаю, что всегда буду недостаточно знать, – это особенность темы, и это прекрасно. Это постоянный путь наблюдений, исследований и открытий.

Я думала, что архетипы, став частью работы, мне наскучат. Этого так и не случилось.

Я думала, что материалов по теме огромное количество, зачем еще? И тут я ошибалась, потому что кому-то оказался полезен именно мой способ рассказывать об архетипах.

Окончательно я поняла, как эффективно использовать ведущие архетипы человека в работе над смысловым ядром его бренда, когда познакомилась с концепцией архетипической команды школы Татьяны Бондаренко Idea-Class.

На данный момент я сделала 50 концепций личных брендов для женщин-экспертов и больше 100 диагностик архетипических стратегий для жизни и работы.

Наверняка это еще не конец пути, но я готова разделить ту часть, что уже пройдена, прожита и проверена на прочность, с вами.

В путь!

Загрузка...