Процессы развития ребёнка, как в физическом, так и в умственном отношении протекают неравномерно. Швейцарский психолог и ученый Жан Пиаже выдвинул теорию развития психики детей, которая укладывается в 4 стадии. Развитие психологических признаков у детей также происходит не одновременно. Доминирование стадий формирования личности, выделенных Ж. Пиаже, на наш взгляд, совпадает с процессами формирования отдельных психологических качеств, описанных его соотечественником – Карлом Густавом Юнгом.
Мы сделали попытку сопоставить четыре стадии Ж. Пиаже (сенсомоторную, дооперационную, стадию конкретных операций и концептуального мышления) с четырьмя основными юнговскими психологическими признаками: интуицией (склонностью к отвлеченно-образному мышлению), ощущением (конкретным мировосприятием), мышлением (объективностью оценок), чувствованием (субъективным отношенческим оцениванием).
Это сопоставление позволило нам сделать следующие выводы. На ранних стадиях развития детей преобладают психические проявления, больше связанные со сферой ощущений и чувств. Начиная с 10–12 лет, подключаются другие качества, связанные со сферой логического мышления и мышления ассоциативного, то есть интуитивного. Проанализируем это более детально.
В исследованиях Ж. Пиаже и Дж. Брунера разработана периодизация умственного развития ребёнка. Основным показателем этого развития названные авторы считают овладение ребёнком или подростком действиями и операциями.
Общее время освоения можно условно разделить на периоды:
1. Сенсомоторный период (до 2 лет), когда действия ребёнка не сформировались психикой в форму представлений (образов), а характер внешних объектов выступает для него как следствие координации его движений, перемещений в пространстве и реакции основных сенсорных рецепторов – слуховых, тактильных, вкусовых, зрительных и обонятельных.
2. Дооперациональный период (до 7 лет), когда у ребёнка развивается наглядно-образное мышление. На этой фазе становится возможным преобразование (интериоризация) мышечного действия в мысль, выражающуюся преимущественно в абстрактной форме.
3. Период конкретных операций (до 10–11) лет, когда в сознании подростка начинают формироваться внутренние информационные структуры, в виде систем символов, посредством которых он воспринимает мир в различных его проявлениях. Подросток на этой стадии уже способен к мысленной систематизации различных предметов (уже известных и новых), но еще не различает возможностей этих предметов, поскольку не располагает соответствующим опытом. Поэтому те операции, которыми он уже владеет, называются конкретными.
4. Период формальных операций (к 14–15 годам) характеризуется способностью пользоваться аппаратом логики. На этой стадии умственная деятельность подростка основана на применении гипотез и предположений, не ограниченных его опытом. Он может мысленно конструировать возможные случаи и события и делать выводы о потенциальных отношениях, проверяемых путем наблюдения или эксперимента. То есть речь идет о формализации конкретных идей
Сенсомоторная стадия – от рождения до двух лет, ответственна за формирование ощущений физического плана: тактильной чувствительности, осознания своих физических потребностей (преобладает юнговский психологический признак «ощущение» или сенсорика – в соционической терминологии);
Эта стадия охватывает период, когда в основном формируются и обнаруживаются в поведении ребёнка физические аспекты личности. Эти аспекты связаны с сенсорными ощущениями: голодом, болью, удовлетворением, реакциями на шумовые, световые и другие раздражители. У ребёнка на этой стадии развития доминирует биологическое начало, вытесняя пока все остальные. В этот период также формируется представление о постоянстве объектов.
Дооперационное мышление – от двух до семи лет – связано с развитием эмоционального восприятия действительности, это стадия формирования психологического юнговского признака “чувство” (или этика – в соционической терминологии);
В этот период ребёнок, в основном, смотрит на себя глазами окружающих людей, в особенности тех, кто находится на близкой физической психологической дистанции: родителей, старших братьев и сестер, своих ровесников на улице, в детсаде, школе, на воспитателей и учителей.
Собственная самооценка ребёнка во многом зависит от благоприятной этической атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь – в семье. Положительная самооценка способностей ребёнка на этом этапе формирования психики предрасполагает к более гармоничному развитию его способностей и естественных склонностей, а также создает прочную основу для нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании детской личности и приводит к занижению своей будущей своей роли в обществе. Таким образом, психологический фактор играет на этой стадии очень важную роль.
Стадия конкретных операций (аналитического мышления или логики в соционической терминологии) – от семы до одиннадцати – тринадцати лет соответствует доминирующему юнговскому психологическому признаку «мышление» (логика), который включает: сопоставление фактов, умение строить объективные умозаключения и т.д.;
Эта стадия охватывает почти половину периода школьного обучения. Подросток в настоящее время включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет ее самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. На протяжении этого периода он старается завоевать признания в окружающих и избавиться от детского эгоцентризма благодаря развитию своей социализации, то есть путем принятия норм и правил, которые существуют в конкретном социуме, в данном случае – в школе (правила школьного распорядка, ношение формы и т.д.).
Стадия формальных операций (концептуального мышления) – от 13–14 лет и старше. Это стадия развития юнговского психологического признака «интуиция» (изобретательность в сложных ситуациях, фантазия, склонность к новым идеям и т.д.).
Это самый сложный период развития личности, связанный с переоценкой жизненных ценностей, со стремлением мыслить независимо, творчески, нестандартно, часто абстрагируясь от действительности. Это период ожидания, надежд, выбора пути.
В это время психология подростка обогащается такими категориями, как собственные убеждения, ценностные установки, взаимоотношения с новыми людьми. Стремление к знаниям приобретает характер поиска духовных ориентиров, выраженных в «идеальном» человеке либо направленности в какую-то сферу деятельности, на которой концентрируется все внимание и интерес. Идет интенсивное накопление информации, часто без разбора, иногда выборочно.
На первой стадии дети особенно уязвимы и не самостоятельны, физически, социально и эмоционально зависимы от семьи. В таком возрасте все существо ребёнка направлено исключительно на удовлетворение физических потребностей, комфорт и безопасность. В этот период одновременно со структурой личности формируется и Я-концепция личности, ее физическая компонента. Будет ли она положительной или отрицательной, зависит от того, насколько ласковы и внимательны были с ребёнком родители, как отзывались на каждый подаваемый им сигнал, как следили за его самочувствием.
Вторая стадия ответственна за развитие эмоционального аспекта структуры личности – умение строить отношения с окружающими, быть чутким, дружелюбным. Этичность поведения и положительная Я-концепция ребёнка зависят от атмосферы взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, отсутствия семейных ссор, а также – от недопустимости физических наказаний и унижений ребёнка. Формирование высокой самооценки у ребёнка достигается благодаря поощрению его творчества в играх, рисунках и других самостоятельных проявлениях.
На третьей стадии решающую роль в формировании личности играют социальные факторы. Успехи в обучении, положение среди ровесников, материальное благосостояние семьи, социальный статус родителей – все это влияет на формирование социальной компоненты структуры личности. Идет интенсивное усвоение норм и правил социума, в котором формируется ребёнок. Что-то им принимается, что-то отбрасывается. В этом возрасте формируются кумиры и авторитеты, возникают определенные профессиональные интересы. Увлеченность каким-то предметом или человеком может достичь апогея. Поэтому на данном этапе очень важно уберечь ребёнка от участия в личных конфликтах родителей, чтобы не подорвать его доверие и уважение к ним.
Четвертая стадия – период становления личности в творческом плане. В этом возрасте формируется ощущение собственной ценности, происходит окончательная дифференциация своей половой принадлежности, связанная с гормональной перестройкой всего организма. Это наиболее кризисный период, существует опасность размывания ощущения своего «Я».
Подросток задает себе вопросы типа: «Кто я?» и «Кем я могу стать?». Признак «интуиция» выдвигается на первый план в развития структуры личности, и от того, насколько окружающие – учителя, родители, друзья – влияют на формирование положительной самооценки подростка, во многом зависит его дальнейшая судьба. Так же важно с чуткостью и тактом отнестись к ранним проявлениям симпатий и влюбленности подростков, чтобы не ранить «самое утреннее из чувств».
Можно заметить, что существует связь каждого уровня формирования и проявления личности в социуме с определенным психологическим признаком, который отражает свой особый способ переработки информации:
1. Физический уровень связан с психологическим признаком – ощущение, то есть умением хорошо владеть конкретными вещами – своим телом, окружающим пространством, предметами, людьми и собственными ощущениями, данными нам от природы. Это также реализм и конкретика мировосприятия.
2. Психологический уровень связан с таким признаком как чувство, то есть умением творчески строить отношения с другими, выражать свои чувства и хорошо понимать оттенки эмоций людей, глубоко сочувствовать им.
3. Социальный уровень связан с логикой мышления, понятием, которое определяет соотношения между явлениями и вещами объективного мира и установления определенных норм этих соотношений, а также – с возможностью объективно, логически мыслить и трезво, аналитически оценивать поступающую информацию.
4. Информационный уровень связан с интуицией – умением предусматривать события, улавливать скрытые возможности процессов и людей, постигать суть явлений не прямым путем или с помощью собственного опыта, а через догадку, озарение, используя подсознательный, архетипический опыт человека, то есть – этот уровень связан с формированием концептуального и абстрактного мышления.
Можно установить следующую коррелятивную связь между четырьмя стадиями развития детей, выделенными Ж. Пиаже, и формированием соответствующих им юнговских психологических признаков личности:
Сенсомоторная стадия отвечает физическому уровню. На этом этапе развития ребёнка доминирующим признаком является ощущение.
Дооперациональная стадия отвечает психологическому уровню. На этом уровне развития ребёнка главным признаком является чувство.
Стадия конкретных операций отвечает социальному уровню. На этом этапе развития ребёнка доминирующим признаком является мышление.
Стадия концептуального мышления отвечает информационному уровню. На этом этапе развития ребёнка главным признаком является интуиция.
Таким образом, эволюция личности ребёнка и его социализация идет поэтапным путем – от наиболее низкого, физически-чувственного уровня к высшему, логически-концептуальному, то есть – от индивидуального, физического и психологического уровня – к социально-информационному уровню. Это происходит вследствие поэтапного развития у ребёнка соответствующих юнговских признаков, которые предопределяют соответствующие стадии развития детской психике, описанные Ж. Пиаже.
Американский психолог Э. Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз:
1. Младенчество. Главная задача этой фазы – выработать у ребёнка бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если ребёнок не получает их в достаточной мере, у него возникает чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая часто у взрослого проявляется в форме замкнутости, ухода в себя.
2. Раннее детство. У ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность – стыд и сомнение. На этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважения к дисциплине и порядку.
3. Игровой возраст (5–7 лет). В это время формируется чувство инициативы, желание сделать что-то из задуманного. Если это желание не встречает поддержки или пресекается, возникает чувство вины. В таком возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
4. Школьный возраст. Происходит развитие чувства предприимчивости и эффективности, способности добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся авторитетность и компетентность. При осознании нехватки этих качеств появляется чувство неполноценности, связанное с учебой, спортом, дружбой. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
5. Юность. Характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности. В негативном варианте ролевая и личностная неопределенность, расплывчатое «Я». Время самопознания, переоценка ценностей, психосексуальные интересы.
6. Молодость. Характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком (в том числе сексуальной). Ее противоположность – чувство самоизоляции и одиночества.
7. Взрослость. На этом этапе главное для человека – его творческая деятельность и чувство продуктивности. Это: труд, забота о других, родительство, передача своего опыта другим. Отрицательный вариант – чувство стагнации (застоя), невозможность самореализации.
8. Зрелый возраст (старость). В этом возрасте чаще всего проявляются: чувство удовлетворенности, полноты жизни, осознание исполненного долга. Отрицательные проявления – отчаяние и разочарование, ощущение своей ненужности. Высшая добродетель этого возраста – отрешенность и мудрость, т.е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определенной высоты.
В период младенчества доминируют сенсорные потребности ребёнка: пища, материнское тепло, забота. «Доверие» к окружающему миру возникает при максимальном удовлетворении физических потребностей младенца. Родительская любовь, в первую очередь, связана с чувством эмпатии – умением сопереживать ребёнку, ощущать его радость и боль как собственные. Это дано не каждому. В большей степени эмпатия проявляется у родителей с преобладанием чувственной доминанты в характере. Функция отношения в сочетании с функцией конкретных ощущений – это те качества родителей, которые формируют у ребёнка чувство «базового» доверия к внешнему миру. Не случайно самыми умелыми и заботливыми матерями и нянечками становятся социальные типы с сочетанием – чувственного и сенсорного начала своей личности. У них лучше всего получаются: уход за новорожденными и работа с детьми ясельного периода.
В раннем детстве, когда ребёнок впервые начинает осознавать себя как личность, зеркалом для его собственной оценки служат окружающие его люди, чаще всего близкие. Нужны особая чуткость и прозорливость, чтобы в ребенке от двух до пяти лет увидеть яркую индивидуальность, суметь пробудить в нем чувство самоуважения и уважения к другим. Быть психологом своей семьи – задача, с которой может справиться не каждый родитель. Понимать внутренние мотивы ребёнка и сознавать причины его текущего состояния эффективнее всего могут люди гуманитарного направления, чувственно-интуитивного типа.
Для педагогов, занимающихся с детьми игрового возраста, проблема состоит не столько в том, чтобы чему-то научить, сколько в том, чтобы удержать внимание детей и возбудить их интерес к конкретной теме или занятию. Наиболее мощным средством, помогающим вызвать и удержать детский интерес, является игра. Учитель-воспитатель, обладающий навыками и талантом игротехника, умеющий сочетать эмоциональный накал в игре с элементами познания и обучения, является непререкаемым авторитетом на этой стадии развития личности. Опыт общения с разными педагогами показывает, что наиболее креативными личностями для придумывания и проведения групповых игр являются воспитатели с развитыми психологическими функциями интуиции и логики. Неиссякаемый оптимизм, динамичность, демократизм в отношениях с детьми позволяет такому воспитателю развивать в детях воображение, инициативность, умение включаться в любую ситуацию моментально, освобождаться от комплексов, приобретенных ранее (в семье, под руководством других педагогов).
И, наконец, фаза школьного возраста. Согласно Пиаже, она подразделяется на две стадии – конкретных операций и концептуального мышления. В этом периоде идет интенсивное накопление знания – норм общественной жизни, морали, складываются представления об иерархии, отношении полов, закономерностях природных явлений и использовании знаковой системы в естественно-научных и гуманитарных предметах (буквы, цифры, условные обозначения). С этой задачей хорошо справляются педагоги, сочетающие в своем типе личности творческую интуицию и развитое аналитическое мышление.
На этом этапе выстраивается первоначальная система ценностей, позже следует их переоценка. В то же время идет бурная перестройка всего организма и психики школьника; от робкого интереса к предмету или занятию он переходит к определенной ориентации на вид деятельности. На смену детской дружбе приходит первая подростковая влюбленность. Увеличивается значение этики и эстетики в развитии личности. Идет интенсивный поиск авторитетов. Важными становятся внешние данные учителя: ребёнок ждет, что женщина-учитель должна уметь со вкусом одеваться, быть обаятельной и уверенной в себе, располагать к доверию. Если же учитель мужчина, то он должен обладать физической силой, напористостью, волей, умением подчинить себе класс и быть при этом великодушным.
В то же время уровень авторитетности педагога зависит еще и от того, насколько он сведущ в самых разных областях знания, умеет не дать загнать себя в угол вопросами, на деле продемонстрировать свою компетентность, сделать что-то своими руками. Конкретное реалистическое мышление, практичность и высокий профессионализм, деловая логика – доминирующие функции, внушающие в первую очередь уважение подростку. Таким критериям часто удовлетворяют преподаватели с ведущими признаками логики и конкретики (сенсорики).