Главным индикатором структуры личности является доминирующий тип мышления. Различают следующие виды мышления, связанные с работой полушарий головного мозга: словесно-логическое и ассоциативно-образное. Для диагностики доминирующего типа мышления используются основные методы сбора эмпирического материала: наблюдение, собеседование, тестирование, изучение продуктов деятельности. Все эти методы являются инструментарием аналитической психологии, частью которой является типология личности.
Диапазон аналитической психологии очень велик. Возрастные ограничения практически отсутствуют. С момента осознания человеком своей личности (а это происходит еще в детском возрасте – примерно в 5–7 лет) можно определить основные психологические особенности ребёнка, дать рекомендации по его воспитанию и развитию потенциальных способностей.
При выборе психодиагностических средств (в условиях работы в школе с большим количеством учащихся при ограниченном времени), предпочтительным является тестовый метод. Тестирование позволяет определить актуальный уровень развития у школьника необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Процесс тестирования обычно разделяется на три этапа:
1) выбор теста (определяется целью тестирования и степенью валидности и надежности);
2) процесс тестирования (определяется инструкцией к тесту);
3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно объекта тестирования). На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного школьного психолога.
Одной из главных критериев при выборе теста является возраст учащихся. У школьников младших классов (1–4 классы) доминирует образно-чувственное мышление. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета или процесса с нескольких точек зрения. В этом качестве образное мышление практически неразличимо с воображением. Умственный образ по своей природе имеет двойной источник его происхождения. С одной стороны, он вбирает в себя чувственный опыт ребёнка, и в этом смысле образ индивидуален, эмоционально окрашен, личностно значим. С другой стороны, он включает результаты теоретического осмысления действительности через овладение опытом, представленным в системе понятий, и в этом смысле выступает в обезличенном виде.
В реальном процессе усвоения знаний одновременно присутствуют как образная, так и понятийная логика, причем не различимые в сознании младшего школьника, а в виде единой логики протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок и подвижен, он отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.
Процесс обучения может и должен быть построен с учетом сильных и слабых сторон каждого ребёнка. Зная образ его мышления, индивидуальные склонности и способности можно найти оптимальную сферу их применения, рекомендовать тот или иной профиль обучения (гуманитарный, технический и т.д.)
Существуют два распространенных заблуждения в отношении человеческих возможностей.
Некоторые полагают, что все люди рождаются с одинаковыми задатками и лишь от воспитателей и родителей зависит, каким может стать ребёнок. Те, кто придерживаются такого мнения, убеждены, что при создании соответствующих условий и требований из ребёнка можно воспитать такую личность, какая требуется для общества. Их этого делается вывод, что в процессе воспитания и образования необходимо использовать универсальные методы и подходы, ориентированные на некий усредненный вид мышления.
Другие, наоборот, убеждены, что каждый человек уникален и требует строго индивидуального подхода. По мнению сторонников этого взгляда, существующие методы педагогики нивелируют личность ребёнка. Они ратуют только за дифференцированные методы воспитания и обучения, отбор особо одаренных детей, создание специализированных классов, групп и школ с формой обучения по особым авторским программам и методикам.
Оба эти подхода ошибочны в силу их крайней радикальности. Но в каждом есть своя доля истины.
Без сомнения, каждый человек в чем-то уникален, иначе любое общество представляло бы собой совершенно однородную массу с одинаковыми характерами, внешностью, мышлением и поведением. Даже то, что на Земле нельзя найти двух людей с идентичными отпечатками пальца, говорит в пользу человеческой уникальности. Это же относится и к другим анатомическим, физиологическим и психологическим характеристикам человека.
Родители и педагоги отмечают тот факт, что в одной семье, в одних условиях растут дети, совершенно не похожие друг на друга ни по поведению, ни по уровню развития – умственного и физического. Проходит время и из одного ребёнка вырастает ученый-физик, а другой довольствуется ролью рабочего или служащего. На множестве примеров мы убеждаемся, что условия воспитания не являются определяющим фактором формирования личности.
С другой стороны, иногда совершенно не похожим друг на друга на первый взгляд людям присущи характерные признаки, объединяющие их по способам похожим образом мыслить, чувствовать и вести себя в тех или иных ситуациях.
Одни дети общительны, другие сдержанны и замкнуты. Одни тянутся к естественнонаучным предметам и достигают в них успеха, другие проявляют себя в гуманитарной области; одни систематичны и последовательны, другие разбросаны и импульсивны. Можно продолжать этот перечень характерных проявлений, но все они подтверждают наличие у разных детей общих признаков, проявляющихся в манере общаться, направленности их интересов к той или иной сфере деятельности, способах решения различных проблем.
Объяснение как отличительных, так и сходных признаков у детей можно найти в преобладании определенных функций полушарий головного мозга. Нейрофизиологи первыми установили связь образа мышления с функциями полушарий, а психологи и соционики, дали объяснение различию способов обработки информации человеком.
Существует общее мнение, что левое полушарие мозга обрабатывает информацию локально, линейно, аналитически, а правое полушарие, наоборот, глобально, относительно, нелинейно и интуитивно.
Развивая этот взгляд, можно добавить, что левое полушарие несет ответственность за обработку словесно-логической информации. Мышление, связанное с таким видом информации, было названо конвергентным. Оно проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Для его развития детям нужно предлагать загадки, ребусы, кроссворды или задания на построение различных классификаций, например, попросить назвать виды ягод, овощей, рыб, деревьев и т.д.
Правое полушарие имеет дело с информацией образно-чувственного характера, а соответствующее ему мышление названо дивергентным. Оно опирается на воображение и служит средством продуцирования новых оригинальных идей и самовыражения. Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество ответов.
Для характеристики различий между сигнальной деятельностью головного мозга И. П. Павловым были введены понятия первой и второй сигнальной систем, где первая отвечает за образно-эмоциональную сферу, а вторая за логико-знаковую. Относительное преобладание в мышлении человека первой сигнальной системы характеризует его как «художественный тип», а второй как «мыслительный». Относительно равное функционирование обеих сигнальных систем позволяет говорить о промежуточном типе мышления, условно названном «практическим».
Такой подход предполагает наличие трехкомпонентной структуры мышления, которая включает в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) элементы. Трехкомпонентная типология людей обнаруживается в выборе профессии, успехе в той или иной сфере деятельности и удовлетворенности ею. Человек практического типа выбирает профессии, связанные с производственной деятельностью, руководством людьми в данной сфере. Человек эмоционально-коммуникативного типа чаще выбирает профессии, требующие эффективного общения (образование, воспитание). «Познающий» предпочитает умственную деятельность (проектирование, конструирование, научно-исследовательская работа).
В разных ситуациях задействованы оба полушария (за исключением мозговой патологии – врожденной или приобретенной). Но эффективнее обработка информации выполняется доминирующей полушарием. Это касается как рутинной, так и творческой деятельности.
Учитывая функциональную особенность обоих полушарий, можно предполагать, что «левополушарные» люди более объективно мыслящие, а «правополушарные» – преимущественно субъективно мыслящие. Для более четкого понимания этих особенностей нужно подробнее проанализировать содержательное наполнение умственных функций и их взаимодействие между собой.
Конкретное мышление связано с объективной оценкой количественных и качественных параметров предметов, явлений и процессов с помощью механизма перцепции (восприятия). В этом случае в психике происходит преобразование сенсорной информации в конкретный образ, адекватный реальному миру. В качестве сенсоров – датчиков информации выступают основные человеческие анализаторы (органы чувств): зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и тактильный.
Сенсорное (конкретное) мышление наделяет индивида доминирующей характеристикой – реалистичностью. Правда, оценка объекта идет больше по внешним критериям, меньше затрагивая внутреннюю, скрытую от анализаторов сущность. Второй, ценностной характеристикой сенсорного мышления является прагматичность как ориентация на жизненно-практические, полезные свойства объекта. Мышление сенсорного типа сконцентрировано преимущественно на постановке утилитарных целей и задач.
Логическое мышление также конкретное по своей сути и нацелено на установление причинно – следственных связей, закономерностей и отношений между объектами. Здесь понятие «отношений» подразумевает преимущественно формально-деловой контекст. Конкретное логическое мышление аналитическое, линейное, системное и дискретное. В качестве ценностных характеристик можно выделить объективность оценок и мнений и их аргументированность.
Образное мышление по своему проявлению отвлеченное и субъективное. Оно оперирует индивидуализированным представлением об объекте и поэтому является субъективным по своей сути. Образное мышление синтетическое, целостное, нелинейное и континуальное. Его ценностной характеристикой является возможность творческого самовыражения и создания нового информационного продукта путем выхода за пределы стереотипов и логических программ. Этот новый продукт или инновация достигается интуитивным путем, часто из-за состояния инсайта (озарения), когда проблема решается безотносительно к прошлому опыту – личного или коллективного.
Чувственное мышление также субъективно по своей сути. По содержательному наполнению оно может быть конкретным (направленным на другого человека) или абстрактным (например, любовь к истине).
Предполагая, что психологический тип ребёнка заложен в его генетическом коде еще до рождения, мы также считаем, что полностью личность формируется только при развитии всех четырех ее компонентов – сенсорного, чувственного, логического и интуитивного. Конечно, процесс формирования каждого ребёнка проходит индивидуально, но, в основном, он завершается в 15–17 лет.