27 июля 1941 г. в Ленинград из Москвы перешла 4‐я отдельная гвардейская миномётная батарея – 6 БМ‐13 на шасси ЗИС‐6. Командовал батареей лейтенант П.Н. Дегтярев. Первоначально она дислоцировалась в Гатчинском парке.
Первый залп батарея Дегтярева произвела 3 августа 1941 г. под Кингисеппом, затем в течение августа 1941 г. наносила удары по скоплениям войск противника на станции Веймарн и поселке Молосковицы. 13 августа 1941 г. под удар батареи в районе Большого и Малого Сосновских попала 6‐я танковая дивизия. С развитием событий батарея была оттянута обратно в Красногвардейск. В один из последних дней августа 1941 г. батарея нанесла удар в район Пустошки. До начала масштабного наступления немецких войск батарея отведена в Ленинград, где в сентябре 1941 г. была переформирована в дивизион.
23 сентября 1941 г. дивизион приступил к боевым действиям, наносит удар из района Вологодско-Ямской Слободы на Урицк. До ноября 1941 г. действует в районе Урицк – Старо-Паново.
К производству снарядов для «катюш» РОФС‐132 в Ленинграде было привлечено 15 заводов самого различного профиля. Так, среди них Ижорский, Адмиралтейский, Пролетарский, «Пневматика», «Арсенал», «Большевик» и др. 27 августа 1941 г. были собраны первые двадцать 132‐мм реактивных снарядов. А уже в 1942 г. снаряжальщики сдали 20 092 снаряда М‐13.
Но вернемся к дивизиону Дегтярева. 10 ноября 1941 г. его отвели в район Невской Дубровки на переформирование, в результате которого на базе дивизиона был сформирован 38‐й гвардейский полк, который, в течение длительного времени являясь единственной воинской частью гвардейских реактивных миномётов в Ленинграде, действовал на всем периметре блокадного кольца. Так, на май 1942 г. он дислоцировался в районе Пулковских высот, а в ходе операции «Искра» наносил удары в районе деревни Марьино.
Любопытно, что в начале 1942 г. в Ленинграде за неимением достаточного количества автомобилей ЗИС‐6 стали монтировать артиллерийские части М‐13 на шасси ЗИС‐5. Эти довоенные машины с мотором в 73 л. с. имели очень плохую проходимость по грунту. Однако под Ленинградом дороги были в относительно хорошем состоянии.
Рост числа полков реактивной артиллерии под Ленинградом
* По другим источникам, на 19 ноября 1942 г. на Ленинградском фронте состояло отдельных дивизионов с М‐13—1, с М‐30—7 и один полк с М‐13 трёхдивизионного состава (38‐й гвардейский миномётный полк).
На 1 января 1943 г. в составе Ленинградского фронта имелось отдельных дивизионов М‐13—1, М‐30–11; полков М‐13—1; всего дивизионов – 15. То есть с 19 ноября 1942 г. добавилось 4 дивизиона М‐30.
Обратим внимание, что среди этих частей нет дивизионов, вооружённых ракетами М‐28 (МТВ‐280). Их, как это обычно делали в Красной армии с трофейными и малосерийными системами, в документах писали как М‐30.
При этом 3 полка переданы Ставкой РВГ и 3 сформированы на Ленинградском фронте. 14 дивизионов прибыли из Ставки и 6 сформированы на фронте.
В ходе Синявинской операции (27 августа – 10 октября 1942 г.) в составе 55‐й армии состояло 6 дивизионов М‐30 (М‐28?) с 432 рамами и один полк М‐13 с 34 боевыми машинами.
Летом 1943 г. в состав Ленинградского фронта переведена 1‐я гвардейская миномётная дивизия реактивных артсистем. В её состав вошли три гвардейские миномётные бригады – 2, 5 и 6‐я.
В июле 1941 г. в полевых мастерских одного из авиаполков, базировавшегося в деревне Сарожа под Тихвином, были изготовлены две 12‐зарядные пусковые установки, сконструированные лейтенантом Барановым для стрельбы авиационными реактивными снарядами РС‐82 и РС‐132 с использованием штатных направляющих и других элементов авиационных пусковых устройств. Установки предназначались для стрельбы по воздушным целям.
После их испытаний в боевых условиях стрельбой по воздушным целям по указанию генерала И.П. Журавлева в августе 1941 г. на полевом авиаремонтном заводе в Пикалеве было изготовлено ещё шесть подобных установок для стрельбы по наземным и воздушным целям: две 12‐зарядные для 132‐мм реактивных снарядов и четыре 24‐зарядные для 82‐мм снарядов.
Пусковая установка представляла следующую конструкцию: на раме из стальных труб в центре крепился центральный прибор – пульт управления пуском ракет, по бокам – в два этажа направляющие для 12 РС. Рама крепилась основанием в подшипнике, укрепленном на станине из стального уголкового набора. Боевая машина для 82‐мм реактивных снарядов была создана на базе шасси автомобиля ЗИС‐5, в кузове которого была размещена пусковая установка.
Первое боевое применение импровизированных ракетных зенитных установок состоялось 14 ноября 1941 г. под деревней Сарожа возле Тихвина на позициях 4‐й армии. Тогда снарядом РС‐82 был сбит «Юнкерс-88». Четыре зенитные реактивные установки применялись 47‐м батальоном аэродромного обслуживания, в районе Песочной, 6‐го района 13‐й воздушной армии. Там при их первых испытаний стрельбой с боевой позиции произошла авария, обгорели офицеры, наблюдающие за событием и не укрывшиеся.
Ракетные установки Баранова использовались и на Волховском фронте. Боевые машины были применены для стрельбы по наземным целям в районе поселков Шамушки и Бор.
В августе 1941 г. в Ленинграде был разработан проект другой боевой машины – М‐8‐а (М‐8А) на шасси автомобиля ГАЗ‐АА для стрельбы 82‐мм реактивными снарядами М‐8. Установка была предназначена для стрельбы по местам сосредоточения живой силы противника, переправам, лёгким укрытиям и т. д. Испытания системы М‐8‐а были проведены на АНИОПе 28 августа 1941 г. После устранения замечаний 29 сентября автоустановка прошла там же дополнительные испытания. Тогда уже Ленинград находился в блокаде.
Постановлением Военного совета Ленинградского фронта № 00366 от 30 октября 1941 г. изготовление установок М‐8А было поручено заводу № 218, всего заказали 20 боевых машин. Из них 10 в ноябре, остальные задавалось поставить в декабре 1941 г. Для подготовки личного состава уже в ноябре 1941 г. было разработано «Краткое руководство службы по автоустановке М‐8‐а».
Ленинградский фронт был единственным, где применялись турбореактивные снаряды М‐28 и М‐32 – реплики германских 28‐см фугасной мины WK.Spr. и 32‐см зажигательной мины WK.Fl.
В середине марта 1942 г. в поселке Кондуя частями Красной армии был захвачен германский склад боеприпасов, где среди прочих хранились 28‐см фугасные мины WK.Spr. и 32‐см зажигательные мины WK.Fl. Эти снаряды доставили на Ржевку, где на их базе были созданы отечественные реплики – фугасные турбореактивные снаряды М‐28 и М‐32. В ряде отечественных документов М‐28 именовался «МТВ» – мина тяжёлая вращающаяся.
Работами по М‐28 и М‐32 руководили заместитель начальника НИАПа инженер-полковник С.М. Серебряков и начальник конструкторского отдела полигона М.Н. Алешков.
Корпус боевой части снаряда М‐28 штамповали из листовой стали толщиной 2–3 мм, а затем сваривали. Внутрь корпуса заливали 45,4 килограмма расплавленного тротила или амматола 40/60 и получали так называемый тяжёлый снаряд весом 82 килограмма с дальностью полёта 1900 метров. Если боевую часть снаряжали 30 килограммами амматола 80/20 путём ручной набивки, то вес снаряда составлял 65 килограммов, а дальность полёта 3000 метров.
В М‐32 заливали около 50 килограммов зажигательного вещества.
Двигатели обоих снарядов были одинаковыми.
В нарезное дно головной части ввинчивалась реактивная часть, выполненная в виде тонкостенного цилиндра с навинтным днищем – соплом, в котором имелось 26 сопловых отверстий, расположенных под углом к оси снаряда. В корпусе реактивной части помещалась пороховая шашка-моноблок с семью продольными каналами. Вес шашки – 6,9 килограмма.
Снаряды транспортировались по одному в упаковочных ящиках, из которых они и выстреливались. Для производства выстрела упаковочные ящики со снарядами М‐28 укладывались на деревянные или металлические пусковые станки-рамы. В первом случае на раму устанавливались два ящика, во втором – четыре. Чтобы избежать смещения и опрокидывания при выстреле, рамы прикрепляли к земле с помощью сошников и растяжек. Вертикальное наведение производилось путём перемещения рамы вниз по подпоркам, имеющим дополнительные отверстия, в которые вставлялся болт, связывающий подпорку с рамой.
Запуск снарядов М‐28 производился с помощью электрозапалов от подрывной электрической машинки. Тяжёлый снаряд М‐28 с боевой частью, снаряженной 45 килограммами амматола, при падении на грунт средней плотности образовывал воронку диаметром около 7 метров и глубиной около 2 метра. Облегченный снаряд весом 65 килограмма с 30 килограммами амматола 80/20 при взрыве в грунте образовывал воронку диаметром около 5 метров и глубиной около 1,5 метра.
Снарядами М‐28 был оснащен дивизион трёхбатарейного состава. В каждой батарее имелось три взвода по 16 снарядов М‐28 в каждом. Всего в дивизионе состояло 192 снаряда.
Изготовлением реактивных снарядов М‐28 и станков для их пуска в Ленинграде занимались более десяти предприятий, среди них: машиностроительный завод имени В.И. Ленина, завод «Большевик», 3‐я мебельная фабрика, Охтинский химический комбинат.
Данные тяжёлых фугасных снарядов
* К моменту принятия таких индексов ГАУ этих снарядов на вооружении уже не было.
Возможности М‐28 и М‐32 (МТВ‐280 и МТВ‐320) хорошо видны из отчёта об их испытаниях на АНИОПе:
«Сегодня 12 августа на АНИОПе был проведены очередные испытания МТВ‐280 и МТВ‐320 в количестве 8 штук, снаряженные заводом № 522 следующими составами:
3 шт. МТВ‐320 жидкостным зажигательным составом;
2 шт. МТВ‐320 и 1 шт. МТВ‐280 термитными сегментами;
2 шт. МТВ‐280 (фугасные) тротилом.
Испытания показали, что:
Выпущенные 3 мины МТВ‐320, снаряженные жидкостным зажигательным составом (смесь нитроклетчатки с бензином, соляровым маслом и бертолетовой солью), показали хороший результат воспламенения жидкости с большим поражением площади горящей смесью. Огнём была охвачена площадь, насчитывающая до 50 и больше очагов зажигания. Все три мины сработали хорошо и показали удовлетворительные результаты.
Мины МТВ, снаряженные термитными сегментами, являются комбинированными минами фугасно-зажигательного действия. Выпущенные 2 шт. МТВ‐320 и 1 шт. МТВ‐280 сработали хорошо и дали большой разброс горящих термитных сегментов, образовав большое количество пожаров на местности. Отдельные сегменты разбрасывались от места взрыва до 300 метров. При разрыве мины образовалась воронка до 1 метра глубиной и 2 метров в диаметре.
С целью получения повышенной дальности мин МТВ‐280 заводом № 522 был изменён метод снаряжения, заливка мины тротилом заменена засыпкой, что облегчило её вес до 17 кг.
Результаты стрельбы показали: дальность полёта 1 мины – 3100 метров и 2 мины – 3400 метров»[17].
Не менее любопытна и справка «Сравнительные данные боевых качеств реактивного снаряда М‐30, МТВ‐280 и МТВ‐320»:
«Научно-исследовательская группа артполигона, сопоставив реактивный снаряд М‐30 по проекту Главного управления миномётных частей с находившимися в производстве на Ленинградских заводах минами МТВ‐280 и МТВ‐320, дает следующие сравнительные данные:
Снаряд М‐30 в конструктивном отношении представляет из себя осколочно-химический снаряд, который можно использовать как зажигательный и фугасный, с изъятием в последнем случае центральной трубки из головной части. Мины МТВ также могут быть использованы в этих направлениях, причём они могут взять больше ОВ, чем М‐30, и быть эффективнее (МТВ – 27,5 кг, МТВ‐320—37 кг, М‐30–14,5 кг).
Эти же преимущества у мин МТВ перед М‐30 остаются при снаряжении зажигательными веществами, так как устройство и действие зажигательной мины аналогичны действию химической мины.
Если переделать снаряд М‐30 под фугасный снаряд, изъяв центральную трубку в головной части, то вес разрывного снаряда составит 28 кг ВВ, в то время как в мине МТВ‐280 намечается 48 кг, что в 1,7 раза больше, чем в М‐30. Отсюда сила взрывной волны МТВ‐280 будет иметь более губительное действие, чем от М‐30.
В части осколочного действия М‐30 имеет преимущества, так как головная часть его сварена из железа толщиной в 7 мм, в то время как толщина стенок головной части МТВ‐280 составляет 2 мм. Как осколочно-фугасный реактивный снаряд М‐13 намного превосходит М‐30 как по дальности, так и по осколочно-фугасному действию, и он освоен в Ленинграде в массовом производстве.
Дальность полёта снаряда М‐30 по подсчётам незначительно превышает мины МТВ‐280. Снаряд М‐30 в химическом снаряжении летит на 2650 метров, а мины МТВ‐280 в фугасном снаряжении на 2000 метров, таким образом ощутительных преимуществ по дальности эти снаряды не имеют.
По трудоёмкости производство снаряда М‐30 займёт больше времени, чем мины МТВ‐280 почти на 6,5 часа.
На основании заключений, данных АНИОПом, считаем, что:
Заменять мины МТВ‐280 и МТВ‐320, уже находящиеся в валовом производстве на Ленинградских заводах на снаряд М‐30, нецелесообразно.
Оставить в производстве на Ленинградских заводах реактивные снаряды и мины следующих калибров: М‐13, М‐8, МТВ‐280, МТВ‐320 как уже полностью освоенные»[18].
Войсковые испытания ракет М‐28 были проведены на Ленинградском фронте 20 июля 1942 г. в районе Старо-Панова – 192 тяжёлые мины М‐28 (более 12 тонн взрывчатки и стали) накрыли сразу два батальона противника: испанских добровольцев из «голубой дивизии» и менявших их в это время в укрепленном районе Старо-Паново немцев.